Блог портала New Author

09. Якобинец. Глава 8. Рождение Французской Республики

Аватар пользователя Olya
Рейтинг:
3

Людовик XYI с Марией-Антуанеттой с виду уступчивые и миролюбивые, втайне забрасывали королей Великобритании, Испании, Пьемонта, Неаполя, императора Австрии письмами, в которых настаивали на скорейшей интервенции и признавали все свои уступки парламенту фальшивыми.

В 1792 году королева Франции пересылала своему родственнику императору Австрии планы французских военных кампаний, что привело к ряду поражений французской армии. Как это иначе квалифицировать, кроме как государственную измену?

Как уже было сказано, события 20 июня 1792 года инспирированы жирондистами, с помощью Антуана и Сантерра, поднимавшего рабочие предместья, это была демонстрация силы, призванная запугать слабовольного короля и вынудить его вернуть отправленных в отставку министров Жиронды. Именно поэтому мэр Петьон демонстративно явился так поздно.

Левые же, по совету Робеспьера от участия в акции уклонились. У них другая цель, им не нужно просто подчинить короля своему влиянию, им желательно устранить монархию в принципе.

Итак, говоря на языке санкюлотов и папаши Дюшена: «Австриячка - мать родная, а Бурбон - отец родной, на хрен нам родня такая, лучше буду сиротой!»

Штурм Тюильри и арест королевской семьи 10 августа 1792 года по сути новая революция, день рождения Французской Республики.

Но сколь многие конституционные монархисты - фельяны, а также
бриссотинцы (они же жирондисты - республиканцы из крупных собственников), срочно становились республиканцами вдогонку событиям, дабы не утратить свою власть и влияние.

В этот очень сложный период Робеспьера также обвиняли в сомнениях и неуверенности, кто он, все еще конституционный роялист или уже республиканец?

Он сам объяснял свои сомнения тем, что считая Республику действительно более прогрессивной формой правления, сильно опасается возникновения республики вовсе не демократической, а олигархической, где место принцев и маркизов займут банкиры, фабриканты и коммерсанты, а основная часть нации по-прежнему окажется в роли нищей и бесправной "черни"…
Прав он был в своих мрачных прогнозах или нет? Покажет время.

Но надо было решаться, невзирая на все сомнения либо силы Старого режима возьмут верх.

Процитируем Робеспьера, это вполне уместно: «Спасать государство нужно каким-бы то ни было способом. Антиконституционно лишь то, что ведет к его гибели…»

Рано утром 10 августа начался штурм королевского дворца… Живейшее участие в подготовке и руководстве принадлежит Парижской Коммуне.
При штурме Тюильри защитниками дворца было убито более трёхсот санкюлотов…

Свое неприятие новой народной революции крупные собственники маскировали «умеренностью».

Их фальшиво-слезливая сентиментальность неизменно распространялась лишь на явных врагов революции, маскируя этим подчеркнутым, избирательным «гуманизмом» скрытое сочувствие к роялистам.

Их новый идеал теперь уже Республика, но такая, где место дворянства заняла бы олигархия крупных буржуа, банкиры, коммерсанты и фабриканты стали бы новыми аристократами, нужды и интересы народа им также чужды, как прежним принцам и маркизам и эти лже-демократы и лже-либералы и есть партия Жиронды
.
Через два года ряды жирондистов пополнятся термидорианцами, убийцами Робеспьера, Сен-Жюста и подлинной французской демократии...

В октябре 1792 они демонстративно вышли из Якобинского клуба, образовав отдельную партию. Их называли либо жирондистами по названию департамента, откуда были родом многие ее члены, либо бриссотинцами по фамилии видного члена партии Бриссо.

Членов Якобинского клуба, оставшихся таковыми после раскола и представленных в Национальном Конвенте, называли обычно монтаньярами от французского «монтань» (гора, вершина), так как в Конвенте их представители занимали самые верхние ряды.

Бриссотинцы, эти фальшивые «революционеры» не желали суда над Людовиком отнюдь не из «благородства и гуманизма», как они это неизменно писали в своих газетах и говорили с трибуны.

Следует правильно понимать, процесс Людовика Шестнадцатого акт чисто политический, он отсекал пути назад к сговору и компромиссу с династией Бурбонов, делает революцию необратимой, и аналогично, не из чьей-то личной жестокости и «жажды крови», а именно из этих же расчетов якобинцы и настаивали на высшей мере для Людовика.

Это с одной стороны.

А с другой стороны, в руках обвинения были документы, свидетельствовавшие об антигосударственной деятельности королевской семьи, о которых было сказано в самом начале.

Осень 1792 года. Вдогонку событиям наблюдалось яростное противостояние буржуазных республиканцев Жиронды с народной партией якобинцев. Против них Жиронда рискнула выдвинуть обвинение в инспирировании так называемых «сентябрьских убийств».

Итак, что же имело место на самом деле?

2-5 сентября 1792 года толпы парижан из Сент-Антуана и Сен-Марсо, возбужденные слухами о наступлении пруссаков врывались в тюрьмы и убили примерно 1,5 тысяч заключенных.

В действительности не более 500 человек из них были аристократами-роялистами и священниками, а более 1000 обычные уголовные преступники, воры, убийцы, проститутки.

Женщины-аристократки и их дети из Ла-Форс, не менее 200 человек, были спасены комиссарами Парижской Коммуны, именно так спаслась воспитательница детей Марии-Антуанетты мадам де Турзель с дочерью Полиной 21 года и многие другие, жестокая расправа над принцессой Ламбаль стала скорее исключением.

Ошибкой либо политическим предубеждением будет считать, что все представители парижской Коммуны были сторонниками тюремной резни, это не так.

Также неверно и представление, что все аристократы поголовно подвергались аресту и заключению буквально за факт «происхождения». Многие из них пережили в Париже и 1793 и 1794 год, не особенно скрываясь.

Мадам де Турзель и её дочь всё это время, после штурма Тюильри, весь 1793-1794 год проживали в Париже, при этом Комитету Общественной Безопасности прекрасно было известно их местопребывание, якобинцев этот факт не беспокоил.

Известно, что в июне 1795 года республиканцам понадобилось ее присутствие, вместе с доктором Пельтаном и некоторыми комиссарами, дежурившими в Тампле, она опознала тело мальчика умершего в Тампле, как сына Людовика Шестнадцатого.

Вдогонку событиям 10 августа жирондисты, как правящая партия, пытались распустить опасную для них самопровозглашенную Парижскую Коммуну и отдать под трибунал, то есть уничтожить ее руководителей, а через них добраться и до своих коллег по Конвенту, ненавистных им якобинцев.

Кровавые сентябрьские события могли быть явной демонстрацией силы этого самовольно возникшего органа власти, жирондистам пришлось отказаться от идеи роспуска Коммуны и от идеи арестов и казней ее руководителей. По крайней мере, так считал Куаньяр.

Лишь на поверхностный взгляд, кажется, что вооруженные санкюлоты собрались вокруг тюрем стихийно, движимые только внутренним импульсом.

Хотя, безусловно, и стихийность также имела место, и всё же внешне неуправляемые и агрессивные, они вполне слушались распоряжений делегатов Коммуны, при этом могли игнорировать официальную власть в лице депутатов.

Впоследствии это будет заметно, именно работа «низовых» парижских секций и Коммуны, имеющих связи с тайным комитетом внутри Якобинского клуба управляла массовыми выступлениями санкюлотов Сент-Антуана на протяжении всех этих лет.

Кажущийся уличный «хаос» 14 июля 1789 или поход на Версаль на самом деле были вполне управляемыми, тем революция и отличается от стихийного бунта, от тех народных мятежей, что так легко и так жестоко подавлялись властью веками. По крайней мере, все крупные и значимые выступления парижских санкюлотов были вполне управляемыми.

Произвольны могли быть лишь жестокие уличные эксцессы, когда ловили аристократов и пристраивали вчерашних «хозяев жизни» на старинные фонари.

Революционный трибунал был основан 17 августа, но, по общему мнению патриотов, работал крайне неэффективно, отправил на эшафот не более 3-4 роялистов, нередко оправдывая заведомо виновных, что в конце августа вызвало взрыв возмущения и бешенства у присутствующих на процессе парижан.

Люди ненавидели швейцарцев, стрелявших в народ 10 августа, и оправдание очередного аристократа вывело их из терпения. Судьям и присяжным угрожали, что если они не будут работать активно, парижане возьмут дело наказания этих преступников в свои руки и учинят самосуд, пройдясь по тюрьмам.. К этим словам вовремя не прислушались…

Так что эксцессы вовсе не были задуманы Маратом, как станут говорить его враги, идея тюремных погромов носилась в воздухе, скорее можно сказать, что этой идеей лишь воспользовались.

Доминирующей партией в Конвенте в это время всё еще были жирондисты, а не якобинцы, как часто пишут. Лидеры обеих партий знали о том, что начнется 2 сентября, но не сделали ничего, чтобы предотвратить это.

Министр внутренних дел Ролан и военный министр Серван (жирондисты) накануне и вовсе уехали за город – устранились, «умыли руки». Устранился и Дантон (министр юстиции, якобинец). Появились они лишь тогда, когда всё было кончено…

В эти страшные дни, буквально за день-два до готовящейся резни, Робеспьер своим личным влиянием спас из тюрьмы Аббатства нескольких старых священников, бывших его учителями в коллеже Людовика Великого.

Дантон, бывший министром юстиции, в это время также выдал несколько заграничных паспортов ряду лиц, среди которых был Талейран, паспорта выдавались в том числе явным роялистам, позднее это заставит задуматься. Но более масштабного вмешательства не последовало…

Совет Парижской Коммуны пытался придать погромам некоторую управляемость, и даже видимость законности, направляя в тюрьмы своих делегатов.

Поначалу пресса Жиронды восхваляла эти убийства, как избавление от изменников в тылу, но увидев в них шанс обвинить своих политических оппонентов в беззаконии и жестокости, уцепились за этот факт уже через три недели, на заседании 25 сентября.

Эти крайне жёсткие атаки Жиронды на якобинцев историки позднее назовут даже «несостоявшимся Термидором»...настолько высока была вероятность погибнуть у Робеспьера, Дантона и Марата одновременно.

Сторонники Бриссо и Верньо оказались хитрее, устранившись совсем.

Лидеры Жиронды Бриссо, Верньо, Гюаде, Жансоннэ крайне агрессивно нападали на якобинцев, пытаясь добиться ареста и логически последующей казни Марата, Дантона и Робеспьера одновременно, якобинцам удалось отбить атаки и отвести основные обвинения. Доля их вины в этом деле, безусловно, имела место, но жирондисты решили возложить на них ответственность решительно за всё…

Интересно иное, Якобинский клуб, в котором Неподкупный имел огромный моральный авторитет и вес, вопреки всему, не поддержал агрессивный выпад Робеспьера в сторону Жиронды и призвал к единению всех верных революции и Республике сил, независимо от оттенка окраса.

Даже импульсивный и резкий Марат вдруг заявил о «новом курсе» на примирение всех революционных сил и о своем неприятии анархии и раздора в опасный для Республики час. Его внезапному миролюбию немало способствовали люди из его ближайшего окружения, они буквально ходили за ним... Дантон готов был подать руку лидерам Жиронды…

Но те высокомерно и презрительно отвергли мирные предложения якобинцев, этих, как жирондисты их крестили «защитников нищей черни».

И так агрессивно вели себя именно те люди, которые в своих речах и сентиментальных мемуарах, написанных уже в тюрьме, всегда позиционировали себя как «благородных гуманистов и миротворцев»…

Рейтинг:
3
Glimpse в ср, 13/11/2019 - 13:24
Аватар пользователя Glimpse

Всякая попытка устранить хаос приводит к еще большему хаосу. + Цветок

__________________________________

В порядке не очередности

СИРена в ср, 13/11/2019 - 17:21
Аватар пользователя СИРена

Номер части в начале заголовка и номер публикуемой главы не обязаны совпадать, если глава разделялась на несколько частей.
Номера частей идут по нарастающей и нужны для подшивки. А главы идут в том порядке, в котором вы их проставили в своём произведении.
Заголовки исправлены, продолжайте в том же духе.

__________________________________

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Gamayun в чт, 28/05/2020 - 21:01
Аватар пользователя Gamayun

ВЫ поднимаете неподъемную тему, Оля. Это очень сложно разобраться в этом хаосе политических сил, да еще сделать это в художественном произведении. За главу +

__________________________________

gamayun

Olya в чт, 28/05/2020 - 21:16
Аватар пользователя Olya

ВЫ поднимаете неподъемную тему, Оля. Это очень сложно разобраться в этом хаосе политических сил, да еще сделать это в художественном произведении. За главу +

СПАСИБО Цветок Самой трудно судить насколько мне это удалось, но заняла эта работа (со значительными перерывами) 10 лет с мая 2007 до августа 2017... Задумавшийся

__________________________________

О.Виноградова

Gamayun в пт, 29/05/2020 - 21:37
Аватар пользователя Gamayun

Вы, вероятно, писали ее как историк. Это фантастически сколько сил и знаний. Поражена вашей целеустремленности. Сердце

__________________________________

gamayun

Irina K. в пт, 29/05/2020 - 21:41
Аватар пользователя Irina K.

но заняла эта работа (со значительными перерывами) 10 лет с мая 2007 до августа 2017...

Обалдеть Шок Оля, респект! Цветок

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Irina K. в пт, 29/05/2020 - 21:52
Аватар пользователя Irina K.

Вы, вероятно, писали ее как историк.

Ну, у историков вообще-то ооочень разные взгляды на деятельность Робеспьера. Как и на деятельность Ленина.
Тоже писала об этом, но немного с иного ракурса. Не рьяно социалистически-коммунистического Большая улыбка И времени у меня это заняло меньше, возможно потому, что Французской революцией интересуюсь с детства))
https://www.newauthor.ru/lovestory/01-khrustalnoe-schaste

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Ezoterik в пт, 29/05/2020 - 22:12
Аватар пользователя Ezoterik

Зачем такие жертвы десятилетия для одного неинтересного урока истории. Я понимаю, если бы это было художественное произведение, для которого исторические события только холст. Но то, что можно прочитать в Википедии или интернете, а потом десять лет собирать эти ненужные куски и выложить опять то же самое в сеть... Извините, но я не понимаю ваших задач. Проще говоря: "Льем из пустого в порожнее".

__________________________________

Мрачные истории вам на радость

Gamayun в пт, 29/05/2020 - 23:28
Аватар пользователя Gamayun

Совершенно не согласна

Зачем такие жертвы десятилетия для одного неинтересного урока истории. Я понимаю, если бы это было художественное произведение, для которого исторические события только холст.

У автора свой взгляд на события.
Во-первых произведение таки художественное. Писалось вероятно не большими фрагментами. А во-вторых познать и разобраться даже в такой недалекой истории как 90-е невозможно, а уж французская революция подавно. Куча разрозненного материала в которую, наверное, невероятно интересно углубляться. Понимаю автора. Увлечение подобного рода это хорошо. Оля, читаем.

__________________________________

gamayun

Irina K. в пт, 29/05/2020 - 23:38
Аватар пользователя Irina K.

У автора свой взгляд на события.

Да. И довольно субъективный.

А во-вторых познать и разобраться даже в такой недалекой истории как 90-е невозможно

90-ые - Бог с ними. Время рассудит.
А насчет же Французской революции вообще-то есть масса научных работ историков. Ольге, как я поняла, наиболее близко полное обеление Робеспьера, которое было и у нас в советское время. Это - книги Левандовского. Мне же ближе более критичный взгляд на этого идеолога террора. Например - более поздние работы историка Ревуненкова, который Робеспьера не идеализирует, а видит все его недостатки.

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Olya в пт, 29/05/2020 - 23:41
Аватар пользователя Olya

Обалдеть Оля, респект!

Ну, так вышло Большая улыбка Были перерывы в очень много месяцев по разным причинам. Цветок

__________________________________

О.Виноградова

Olya в пт, 29/05/2020 - 23:42
Аватар пользователя Olya

Поражена вашей целеустремленности

Спасибо. Была определенная цель и идея Smile Цветок

__________________________________

О.Виноградова

Olya в пт, 29/05/2020 - 23:44
Аватар пользователя Olya

Извините, но я не понимаю ваших задач.

Не понимаете, значит и не надо. Есть те, кто поймут, притом правильно. Если мне лично, что то чуждо и неинтересно, я не утруждаю себя ни чтением, ни комментариями Подмигивание

__________________________________

О.Виноградова

Olya в пт, 29/05/2020 - 23:45
Аватар пользователя Olya

Понимаю автора. Увлечение подобного рода это хорошо. Оля, читаем.

Спасибо. Очень рада Вам Сердце Цветок

__________________________________

О.Виноградова

Olya в пт, 29/05/2020 - 23:50
Аватар пользователя Olya

Да. И довольно субъективный.

Да, это так. Писать и о нашей и о французской революции, стоя в позиции бесстрастного ангела и быть искренне "над событиями", над человеческими судьбами и идеями невозможно.
Не случайно, все самые главные герои у меня якобинцы-робеспьеристы. Но почему бы им и не предоставить слово, раз другие чаще всего писали от лица аристократов-роялистов и... хотя конечно несравнимо реже от лица "умеренных" республиканцев - жирондистов и "снисходительных". Smile

__________________________________

О.Виноградова

Irina K. в сб, 30/05/2020 - 00:01
Аватар пользователя Irina K.

Но почему бы им и не предоставить слово, раз другие чаще всего писали от лица аристократов-роялистов и... хотя конечно несравнимо реже от лица "умеренных" республиканцев - жирондистов и "снисходительных".

Слово нужно предоставлять всем. Но не от какой-то обиды, что его кому-то дают больше и пр. А предоставлять его нужно от исторической справедливости. Я лично никогда не писала от лица аристократов-роялистов, а разделяла позицию таких революционеров, как тот же Эро, который всегда поддерживал революцию не на словах ( и даже в штурме Бастилии лично участвовал), а затем, когда революция стала скатываться в беспредел и кровь - протестовал против этого, за что и поплатился жизнью. Робеспьер же для меня - один из тех ( если не главный), кто революцию в полный беспредел и скатил. Опять же, вспомним печально известный декрет Прериаля... Продвигать его в Конвенте Робеспьера никто не заставлял, руки ему никто не выкручивал. Даже "болото" понимало, что принятие этого декрета - тупик. Все понимали, но не Робеспьер. Поэтому, я лично не могу поддерживать такого человека.

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Olya в сб, 30/05/2020 - 00:09
Аватар пользователя Olya

Поэтому, я лично не могу поддерживать такого человека.

Я была бы весьма удивлена, если бы ты после этого моего комментария ничего подобного не написала...

__________________________________

О.Виноградова

Irina K. в сб, 30/05/2020 - 00:13
Аватар пользователя Irina K.

Кстати, в советское время - все 70 лет - Робеспьера обеляли полностью. Как и большевиков. Книги Левандовского, Манфреда, учебники истории. В школах на уроках истории детям вещали, что политика якобинцев - самая правильная. Так что, Оля, не надо насчет того, что раньше Робеспьера затирали, якобы. Скорее, наоборот.

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Olya в сб, 30/05/2020 - 12:47
Аватар пользователя Olya

Так что, Оля, не надо насчет того, что раньше Робеспьера затирали, якобы. Скорее, наоборот.

Я не имела в виду особое отношение к нему и другим якобинцам в Советской России, ведь обругать якобинцев означало бросить тень на большевиков.
Резко отрицательное отношение к якобинской Франции и ее лидерам было типично либо для царской России (что понятно), либо для России пост-перестроечной и сегодняшней.
В самой Франции его посмертная судьба похожа на зебру, то черная полоса, то светлая, в зависимости от того, кто находился у власти. Самая черная полоса это первый этап, конечно, начиная с Термидора, заканчивая реставрацией Бурбонов, далее и по сей день сосуществуют совершенно различные оценки этого человека и его деятельности.

__________________________________

О.Виноградова

Irina K. в сб, 30/05/2020 - 12:59
Аватар пользователя Irina K.

в Советской России, ведь обругать якобинцев означало бросить тень на большевиков.

Конечно. Потому что идеология, и методы и якобинцев, и большевиков очень похожи.

далее и по сей день сосуществуют совершенно различные оценки этого человека и его деятельности.

Это так. В зависимости от политических взглядов, конечно))
В Италии даже к Муссолини у многих итальянцев до сих пор неоднозначное отношение, а в Испании - к Франко.

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Alex51 в Пнд, 08/03/2021 - 15:27
Аватар пользователя Alex51

"Процитируем Робеспьера, это вполне уместно: «Спасать государство нужно каким-бы то ни было способом. Антиконституционно лишь то, что ведет к его гибели…»" - очень зрелое выражение Робеспьера, сообразующееся с возникшим текущим моментом. Лайк

Жиронда - это кучка зажравшейся сволочи.

Оля, по ходу делаю для себя кое-какие выводы, может быть и не совсем правильные, тогда поправляйте. Цветок +

__________________________________

Алекс

Olya в Пнд, 08/03/2021 - 15:40
Аватар пользователя Olya

очень зрелое выражение Робеспьера, сообразующееся с возникшим текущим моментом

Согласна полностью) Лайк

по ходу делаю для себя кое-какие выводы, может быть и не совсем правильные, тогда поправляйте

Могу, но учтите при этом, я не беспристрастна, я якобинец-робеспьерист) Большая улыбка

__________________________________

О.Виноградова

Alex51 в Пнд, 08/03/2021 - 15:44
Аватар пользователя Alex51

Могу, но учтите при этом, я не беспристрастна, я якобинец-робеспьерист)

Меня это как раз устраивает Лайк

__________________________________

Алекс

Olya в Пнд, 08/03/2021 - 15:50
Аватар пользователя Olya

Меня это как раз устраивает

Рада товарищу по партии, такое совпадение редко Большая улыбка Цветок

__________________________________

О.Виноградова