01. Якобинец. Глава 1. Предреволюционный Санлис
«На этого знаменитого мученика во имя Равенства так много клеветали, что долг каждого честного патриота восстановить добрую память о нём.»
(Ф.Буонарроти (1761-1837) по поводу восстановления исторической справедливости в отношении М.Робеспьера)
Жаркий июль 1780 года...
По пыльной неровной дороге Санлиса, трясясь на ухабах, неслась карета, украшенная фамильным гербом маркизов де Белланже.
Казалось, его сиятельству даже нравилось наблюдать, как худые, скверно одетые люди в деревянных сабо.. эта жалкая чернь… буквально рассыпались с дороги, уворачиваясь от копыт его дорогих арабских лошадей.
Кучер гнал так, словно преследовал врага…
Это было не внове, у знатных людей имелась привычка мчать на бешеной скорости по узким улочкам городов, давя и калеча людей, которым некуда было даже отступить..
Это было обычным явлением. На жалобы пострадавших, даже если те имели дерзость их заявить, никто ровно не обращал внимания. Кто все они? Нищие, сброд!
Но вот в городской черте, на крутом повороте, карета, вылетев из-за угла, на что-то мягко наскочила колесом, раздались безумные крики, горячие чистокровные лошади захрипели и встали на дыбы..
Кажется, если бы не это досадное обстоятельство, господин маркиз и не позволил бы кучеру остановиться. Чаще бывало иначе, карета не снижая скорости, покидала место происшествия, оставляя умирать на земле искалеченную жертву..
- Что на этот раз?, - холодно поинтересовался маркиз, услышав страшный женский плач и крик, более похожий на звериный вой. Вой не прекращался, резал слух. Господин маркиз брезгливо поморщился и нервно потер пальцами виски.
Лишь после этого он счел нужным выглянуть в окно кареты. Женщина сидела прямо на земле, прижимая к груди окровавленное тельце..
- Так случилось, не извольте гневаться… ребёнок!, - робко кланяясь, подошел к карете худой человек, свою помятую шляпу он держал в руке.
- Убили!, - с диким криком поднялся из пыли другой человек, возможно отец ребенка или иной родственник, но маркизу это было вполне безразлично, он лишь невольно схватился за шпагу, смутно почувствовав угрозу. Но всё было как всегда...
Маркиз молча оглядел толпу..«Что ж, эти мужланы ко всему привыкли…»
Крик ужаса и возмущения инстинктивно вырвался у них лишь в первую минуту, а теперь все стояли, молча, опустив глаза..
- Удивительное дело, отчего вы все время путаетесь под ногами..- пробормотал он сквозь зубы и громко, властным тоном, обращаясь к кучеру - Пьер, проверь, не испортили они мне лошадей. Слишком дорого обошлись мне эти арабские красавцы...
А тебе.. вот,- через окно кареты упала в пыль, небрежным брезгливым жестом брошенная женщине золотая монета, - ну что, бездельник, раз экипаж и лошади в порядке, можем ехать! Мы и так потеряли массу времени!
Он уже небрежно откинулся на атласные подушки, когда прямо в окно кареты пулей влетела обратно золотая монета. Кровь бросилась Белланже в лицо:
- Кто посмел? Наглые собаки!
Перегнувшись из окна экипажа Белланже тяжелым цепким взглядом изучал серую, неизменно покорную толпу местных жителей.. «Крысы.. повылезали из своих нор..Кажется, не посмеют и в мыслях..Так кто же все-таки посмел…»
Мертвого малыша и его убитых горем родственников уже не было видно, но собралось некоторое количество мужчин.. Рука снова невольно потянулась к эфесу..
Люди не расходились. Они смотрели на карету опасливо и хмуро, если вообще позволяли себе поднять глаза..стояли, привычно согнув плечи..
Выделялась из толпы и бросалась в глаза лишь подчеркнуто прямая высокая фигурка черноволосого подростка лет 14 с окаменевшим лицом, его темные сузившиеся глаза внимательно и вызывающе, с нескрываемой ненавистью изучали Белланже, руки гневно сжаты в кулаки. Похоже, что именно он и швырнул монету. Дерзкий щенок..
Достоинство маркиза, впрочем, было выше подобных мелочей..
Он задернул шторку, откинулся на сиденье, нервно счищая мнимые пылинки с безупречного сиреневого фрака и через минуту уверенно крикнул кучеру:
- Пошёл!
За руку подростка уцепилась бледная женщина с искаженным от горя лицом:
- Убийца… убийца... моему сыну было всего шесть лет, Норбер.. а он.. монету.. это цена жизни моего ребенка?! Будет ли конец его преступлениям…
Будь ты проклят, Белланже, будь ты проклят! Чтоб тебе самому пережить такое горе, бессилие и такой ужас!
При этих словах все одновременно вспомнили о Мари, молоденькой служанке, изнасилованной веселящейся золотой молодежью во главе с самим Белланже.…
И что? Кто же рискнет обвинить высокородного господина и ради чего? Ради маленькой простолюдинки?.. Да мало ли их таких,…что же будет, если все..нищеброды.. начнут предъявлять господам свои претензии?
В таких случаях аристократы острили: «Мы оказываем вам честь, добавляя немного голубой крови вашим детям…» Девушка сошла с ума.…И вскоре умерла…
Эта девушка была старшей дочерью этой самой женщины, теперь потерявшей и второго ребенка, вдова Арман…
На несчастную женщину опасливо зашикали соседи, совсем обезумела от горя, потеряла всякий страх, а ведь стоит поберечься, надо как-то жить, у нее остался еще один сын, 12-летний Жак, товарищ Норбера…
Норбер с расширенными остановившимися зрачками повернулся к женщине:
- Скоро для них наступит Судный день...и поверьте, совсем не по-церковному, по земному, по человечески и от всей народной души!
Они за всё заплатят, поверьте, за всё, тётушка Жанетта...
Не один этот маркиз... Все они... эти господа… хозяева жизни... Все…
И у нас тоже не найдется для них ни капли жалости..И пусть не вспоминают потом ни про закон, ни про христианские чувства, раз сами сейчас плюют на них...
Но оставалось ждать ещё 9 лет…
Май 1783 года. Санлис
День, когда юный идеалист, опрометчиво решил отправиться в прокуратуру, Норбер запомнил хорошо. Счастье, что прямо в здании, его перехватил нотариус Дюбуа, отец друга Филиппа. Дюбуа пришел в ужас, узнав о намерении Норбера.
- Мальчик, ты ничем не сможешь помочь вдове Арман и своему товарищу, но себя погубишь.. нет, решительно, нет, ты туда не пойдешь..забудь!
- Но как же так, месье Дюбуа, неужели мы совсем бессильны?! Это бессилие отвратительно! Как же так?!
Вы сами рассказывали мне про некоторых современных адвокатов, которые берутся защищать таких, как мы..и выигрывают! Месье Дюпати из Бордо или месье Робеспьер из Арраса.. Это настоящие люди, справедливые, бесстрашные и благородные…
- Не сходи с ума, Норбер, среди местных адвокатов подобных я не знаю, никто не выступит против богатого и знатного дворянина в пользу изнасилованной служанки или случайно сбитого каретой мальчика-простолюдина… Это конечно крайне несправедливо, но такова жизнь…
А на ступенях Норбер столкнулся с виновником своего бессильного гнева.
Маркиз смерил подростка слегка удивленным, недоверчивым взглядом и подозрительно сузил глаза:
- Эй, парень, ты что же, на меня жаловаться ходил?, - тон вежливо-зловещий…
Норбер сжал кулаки и обжег его бешеным взглядом:
- На всех вас надо жаловаться, да некому!
Лишь ловкость позволила ему ускользнуть от сильного пинка.
Господин де Белланже, сверкая горящими глазами, схватился за шпагу.
Дюбуа, озабоченный крутым поворотом событий, умоляюще выставил вперед руки:
- Господин маркиз, ради Бога… очень молод, совсем еще мальчик, господин маркиз!
Белланже резко обернулся к нотариусу:
- Мальчик?! Какой он к дьяволу мальчик! Мелкий подстрекатель и нарушитель общественного порядка!
Таких, как он называют "бунтовщик" и "угроза существующему порядку"! Болтаться ему когда-нибудь на виселице, помяните мое слово, Дюбуа! Он еще заставит всех нас раскаяться в нашем добросердечии и терпимости…
Ljuri.ru/katalog/zhenskie Красивая оправа для очков женская ljuri.ru/katalog/zhenskie. ljuri.ru |
Это историческое пророчество?
Очень интересно
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Прочтите правила оформления заголовков:
https://www.newauthor.ru/rules
или тут:
http://www.newauthor.ru/forum/kak-pravilno-pisat-zagolovok
Этот я исправила, продолжайте в том же духе.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Интересное начало. +
В порядке не очередности
Оля, рада, что ты и здесь стала эту вещь выкладывать)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Рада тебе, как впрочем и всегда) Кстати, в комментариях от 4.11.19 досталось "люлей" и покойному Робеспьеру и мне вместе с ним за т.н. "золотую легенду":) Кстати, да, начну частями выкладывать и здесь.
О.Виноградова
Оля, ну что значит "досталось"? От тебя, если быть честными, досталось и "снисходительным" немало))) Вообще, тема Французской революции - весьма неоднозначна и в зависимости от того, какая идеология в стране преобладает, соответственно превозносят то одних деятелей ВФР, то других... истины добиться сложно. Можно высказывать лишь какие-то свои взгляды и, желательно, подкрепленные фактами
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Так я и не в претензии! В этих главах перемешивается мое мнение и отношение к событиям Норбера) Он всё же не является моим "клоном", тем более на все 100%.
О.Виноградова
Доиграются аристократы. "Чернь" будет с хохотом ловить их отрубенные головы.
Арабеска
Пришла по натоптанной тропке. Заинтересовала тема, и как бы вот...
Абстрагируясь от политики и сюжета, чисто по тексту и его художественности.
Простите, Вы пишете для аудитории какого века? Если 18, то она может и представит «немыслимую» скорость килОметров в 10-15 в час. Для современного читателя (а иных нынче не водится) - прям картина маслом. Кучер педаль в пол, спидометр за двести, закись азота, рев, дым и «на немыслимой скорости» понеслась красная карета с черной лошадкой на желтом фоне.
Далась Вам эта бешеная скорость. Почему не просто мчалась? Я бы вообще усомнилась, что кареты так летали и разгонялись в "узких кривых улочках". Пассажир внутри как горошина в погремушке летал бы. Но какой русский не любит быстрой езды… Ой. Мы же во Франции.
Если без шуток. То не понимаю. Вроде бы написано буквами, а ни картинки, ни движения. Пыль столбом, во все стороны пена у лошадей, от несущейся кареты аж колпаки слетают (или что там носили). Где это?
Зато есть:
Конечно, если враг не опасный, его можно преследовать с меньшей скоростью.
С описательной частью, извините, промах. Теперь герои.
Аристократ из кареты изначально прям упырь упырем:
И еще раз, для тех, кто не понял, как надо относится в данном произведении к аристо:
И я, среднестатистический читатель, должна повестить на "нищие и сброд" в авторской речи и возненавидеть героя? Почему Вы не даете читателю прочувствовать эмоции? Ваш герой аристократ. Где он? Пусть не просто мчится, а к какой-нибудь мадам. Пудреное лицо, масляный взгляд, прикусывает губы. Представляет, как будет кушать пирожные с рук Жанетты-Жоржетты, целовать кончики холеных пальчиков… И тут остановка. Да из-за чего?
Я пропущу, что если бы "на бешеной скорости" карета влетела в "крутой поворот", ее бы по частям собирали. Это ладно. Но выжимать из читателя жалость словами «боль», «горе», «вопли» - неблагодарное дело. Спекулировать на детских тельцах - вдвойне. Особенно так топорно. У Вас вся сцена держится на этих словах. Так и хочется добавить, как домовенок Кузя: «Ой, бядя, бяда… Огорчение». Разве такие эмоции должна была вызвать сцена с попавшим под карету ребенком? Вряд ли.
А, и конечно. Как же аристо без оскорбительных дум?
Почему, к примеру, эту неприязнь не показать? Пусть спрячет носик в надушенный апельсиновым маслом платок. Фи. Ведь там же воняет. Пусть разочаруется. Ведь надо же было этому щенку угодить под колеса именно тут! Даже пот лошадей перебивает запах этих вот, как их там, что понабежали тут. Небрежный жест, побыстрее двигаться. А что говорить? И с кем? С кучером? Да вы смеетесь!
Так я как читатель хотя бы вижу: вотжешь су… венир версальский. Он ребенка сбил, а мысли где-то там. Еще морщится. Да что же такое, товарищи! Доколе…
Иными словами, читатель должен прочувствовать всю ту ненависть. А не прочитать авторский истеричный текст и почесать голову: так вот оно что… А ну да.
У Вас же, как я поняла, в сцене с ребенком ставка была только на эмоциональную составляющую. Тогда чего ребенка? Лучше бы котенка сбили. Аристократа порвали ли бы на панталоны.
Теперь к «товарищам зрителям». Опять вопли, опять авторский текст про угнетенный народ. А где он, запуганный народ? Ау! Головы нагнули, монетку метнули. Вот это запуганный народ? Лукавите, автор.
Хочу напуганный народ. Хочу увидеть, как мать лицо в кровь царапает, закрывая рот, чтобы не дай Бог закричать и вызвать гнев аристократа. Что она так привыкла к роли быдла, что не смеет даже крика подать в такой ситуации. Другие побыстрее уносят тело с дороги, оттаскивают вместе с женщиной. Как же? Аристократ задерживается. Нельзя господ задерживать.
А семь, было бы нормально? Зачем это? Как-то вообще реакция матери не особо вяжется с тем временем. Для современной жизни, да. Но тогда… Когда в семье по десять человек, а денег нет. Есть показательный момент в «Парфюмере». Торговка рожает ребенка и ногой под прилавок. Зачем лишний рот?
Одновременно вспомнили. Коллективный разум, прям. Ну попортили девку, и что? Это было скорее обыденностью для того времени. Девушки сами давали. А родители зачастую ладошки потирали: может повезет, господа деньжат подкинут? Зачем же мышление современного человека применять к человеку 18 века.
Бяда, бяда. Огорчение...
Ну и наконец, будущий ГГ, как я поняла. Первый мститель. Мальчик. Почему его уже в этой сцене не показать, как будущего бунтаря (все к этому идет?)? Пусть все спины гнут, а он возьмет монетку, да и запульнет в карету. Выделите его из массы. Тогда бы и уважение появилось, и интерес. Но он в 12 лет рассуждает как бабулька у церкви:
Итог: вижу мальчика, который будет мстить за сбитого ребенка и изнасилованную девушку. Но должно же быть иначе. Нет?
Да. Про монетку. Если аристократ "чернь" за человека не считает, чего монетками разбрасывается? Получается, признает, что виноват? Тогда не вяжется с холодностью и равнодушием, в котором Вы старательно уверяли.
Ну и графически. Многоточия по акции брали? Полно и без повода. Вот зачем они тут?
А это что?
Подводя итог. Раздел исторических рассказов. Но эпохи нет. Героев нет. Психологических портретов тоже. Зато голос автора, которого распирает от злобы на аристократов и иже с ними, хватает и в тексте, и в репликах.
Общий посыл - беспредел власть имущих, зажравшейся аристократии, угнетение народа – понятен, актуален и похвален. Отголоски нынешней жизни налицо. Другой вопрос, что автор слишком ярко перевел современность в прошлое. Что мешало написать роман в современных условиях? Проглядела дальше. Историческим материалом Вы владеете (наверное). Но художественный текст на то и художественный. Надо показывать, а не описывать. Он должен вызывать отклик, заставлять читателя привыкать и сопереживать героям. У Вас это не особо получилось. И количество читающих тому подтверждение. Это не повод обижаться. Это повод задуматься.
Удачи Вам.
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Дюма и Гюго в гробах перевернулись от вашей "прозы". Зачем вам все это? Неужели времени не жаль на такую ерунду?
Мрачные истории вам на радость
Изложено интересно! Надеюсь дочитаю Вашу версию! +++
Илья.
Как понимаю и вы не Гюго с Дюма и что дальше? Вы же продолжаете тратить свое и наше драгоценное время? С уважением
О.Виноградова
Вы всерьез считаете СЕБЯ гением, чтобы писать в таком тоне под маской "доброго совета"? Советуют совсем иначе. И Вам удачи
О.Виноградова
Уверенный, динамичный стиль написания. (И в меру жестокенько! Но разве о Французской Революции можно вспоминать спокойно?..)Интересно!
P.S. О, кстати мне недавно тоже прислали отзыв о перевернувшихся в гробах писателях, но другой автор. Это просто какое-то нашествие потусторонних сил! Жму вам руку, выдержим!
Мой профиль на You-Tube:
https://www.youtube.com/channel/UCC8yzLRt-ZYNUxTdJFCNpAw
Посмотреть и скачать все мои фотоколлажи и рисунки можно здесь: https://fanart.info/users/13144
Спасибо на добром слове Очень рада Вам
О.Виноградова
Начало и конец главы очень многообещающие.
Хочется ознакомится с вашей версией французской революции. +
gamayun
Спасибо, очень рада Вам!
Буду очень рада комментариям, с удовольствием отвечу на любые вопросы по теме.
О.Виноградова
Захватывает с первых строк!
О.Виноградова
К сожалению, нынешние богачи недалеко ушли от элиты того времени. Садятся в неадекватном состоянии за руль автомобиля, мчатся на максимальной скорости и сбивают людей, в том числе и детей. А отделываются штрафами или условными сроками. За главу плюс. Очень яркая, хоть и печальная. Очень жаль погибшего малыша.
Да, к сожалению, такие ассоциации с нашим временем тут очень уместны
Спасибо, Даша
О.Виноградова
Яркая глава, в которой фигурирует этот... Господин де Белланже, - редкая скотина! Интересно, следую далее. Оля, хорошая работа! +
Алекс
Рада, Алексей, что Вы решили ознакомиться с этой и кстати первой моей работой на сайте)
О.Виноградова