Блог портала New Author

15. Гуру - конструкт из пустот. Равный среди первых

Аватар пользователя dugp2011
Рейтинг:
4

жанр произведения: психо- публицистическая документальная проза с элементами смешного
==============
Эпиграф:
Заробитчанам не нужна статистика - им нужны яркие обертки и быстрый фальш- результат, а мы с Вами делаем фундаментальные исследования. Зато перед концом мы сможем сказать себе: мы давали знания, а не натаскивали на подъем бабла или самоудовлетворение, прости Господи. (из фб- высказываний Гуру, обращённых к коллегам)
=====

Бытует мнение, что основная часть обучающихся на психологов приходит учиться чтобы разобраться с самим собой, то есть они и сами проблемные, полностью соответствуя анекдотам о психиатрах, но только ещё не закоренелые, а студенты- салаги.

Вот если бы они в практикующих психологов искренне как в специалистов верили, и это реально заметно помогало, то не учиться бы больные головы стремились в попытках самоврачевания "шо со мной не так?", а ходили бы на терапии и этим закрывали тему. Если нам зуб нужен, то мы же не идём учиться на стоматолога, а сразу бежим записываться к хорошему врачу.

Интересен ещё один момент: утверждается, что людям с психическими отклонениями крайне противопоказаны все эти психологические тренинги и литература, это всё их только будоражит. Но известно, что именно они-то в первую очередь туда и устремляются. Вот если завесить в инете ролик "О сексуальных извращенцах", то кто первый ринется его смотреть? (это был не вопрос). В остальном точно так же. Про виктивных изучают виктивные и садисты, о педофилах - интересуются педофилы. Вспомним и тюрьму- главный институт становления молодого криминала. Короче, тут- как и везде.

Вернёмся из абстракций. Эта глава - разглядывание спора Гуру с коллегами о проблемах, ступенях, целях именно обучения. В монологах всего не раскрывается, ибо в них говорится только запланированное желаемое. А вот в спорах, особенно эмоциональных многое можно внезапно почерпнуть и о себе, и о теневых моментах непосредственно темы беседы. С тех пор как споры перетекли из курилок в фб, то мы- случайные свидетели можем уже не только хватать обрывки фраз, а сколько душа пожелает разглядывать весь логический ход.

Это занятие мне немного напоминает картины далёкого прошлого, когда похмельным утром грустно разглядывались слегка мятые, в бурых винных пятнах исписанные листы вчерашней ночной пули: "Сука! Ведь мизер почти чистый был!" Но денег уже нет, и собираешь по углам прокуренной комнаты пустые бутылки из под болгарского, чтобы купить себе хоть бычки в томате, а уж потом занять у кого-то кому ещё не должен денег на новую вечернюю игру. Но это я совсем уже в романтику ударилась. Короче, теперь сказанное оставляет след, а скрины как и рукописи -вообще не горят, они - нетленны и заоблачны.

Прочёсывая страницы известных украинских психологов - авторов академических учебников, таких как Максим Жидко, Александр Кочарян и некторых других - следов присутствия нашего уважаемого Гуру в обсуждениях не обнаружилось. То ли он их избегал, то ли не знал об их существовании. Но среди менее известных профессионалов он в дискуссии встраивался, очевидно дифференцируя базар "любовь среди неравных не уживается".

Персонаж наш хоть и отличался сварливостью и я бы даже сказала хамством, но не со всеми. Не со всеми. Это он ЮВТ агитки на растопку на дачу себе бесстрашно свёз, а вот непосредственному начальству Гуру трепетно подлизывал когда мог придумать хоть какой-то повод. До открыток с пронзёнными сердечками не доходило, но просто ангелочки высылались. Поздравлялся шеф по случаям: "День дочери", "День ангела", "День войск связи", "День шефа", "День рождения" ("Зичу наснаги, впевненості, радості, щастя, здоров'я, достатку та творчого натхнення! Дуже приємно працювати поруч з такою приємною, щирою та життєрадісною людиною, як Ви! Тому не просто залишайтесь таким, як Ви є, а й нехай надалі розквітають Ваші людськІ та професійні таланти!") , "С Новым годом".

Кроме того замечены и его важные для шефа извещения, что и он - Гуру тоже болеет за туже же футбольную команду и смотрит футбол. И его детские воспоминания тоже связаны с теми же хоккеистами: "класний хокеїст - в дитинстві завжди біг до телевізора на його ігри. згоден! він грав красивіше за інших й зовсім неповторно", и т.д., и т.п., это -да- всё присутствовало.

О чём это говорит в первую очередь? О том говорит, что психиатры безусловно признали бы Гуру вменяемым, и своим местом в человеческом сообществе за неимением большего очень дорожащим. Мы тоже согласимся- и подлизать, и приприсесть он оказывается очень умеет. Просто такой он человек гадливый - в случае отступления чувства страха моментально высвечивались проблемы социального характера, то есть невосполнимо упущенное воспитание.

О своих многочисленных орденах, ненавистях, злобе и рейдах в тылу врага Гуру писал (почему-то) не шефу, не ректору, и даже не ЮВТ, а совершенно посторонним людям. С шефом он был абсолютно согласен абсолютно во всём, начиная от демотиватора о приоритетах жизненных ценностей, которые нынче начинаются с достроенных внизу ступеней - наличия батареек и wi-fi, и только потом переходят к остальным частям пирамиды Маслоу: "щира правда! весь грудень чекав на нову батарею до телефона - жах жахливий, відчуття повної соціальної ізоляції, паніка!!! нова батарея - нове повноцінне життя!". Проходят через выставленные шефом стихи: "Хороше й душевно. Не читав Маланюка, мій прокол. Лягло на душу, дякую!", и заканчивая местом академической науки среди всевозможных экспериментальных студий: ""На фоні тренінгів класична психологія не програє, бо на фоні скла діаманти не дешевшають)".

Его комментарии к постам шефа иногда больше походили на лозунги, что было бы прекрасно, если бы относилось к его личной реальности: "Наше життя - пошук справжнього: знань, жінок/чоловіків, друзів, смислу, мети, мистецтва, краси, щастя, добра. Ми все одно все це знайдемо в оригіналі, скільки б не сліпило скло й не витрптили часу) Фальш не затьмарить діамант, може лише засліпити на мить) Головне - не відкинути вимоги) Навіть якщо буде довго й важко)".

Кто прочтя эти строки скажет, что Гуру плохо учился в совковой школе? Фактически пересказ "Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!".

И вот ещё в ту же лузу: "Зовсім важко погодитися з тим, що вищий соціально-економічний статус передбачає більший ступінь свободи. Скоріш навпаки - чим вище, тим більший рівень відповідальності й зумовленості та роль обмежень. Найбільш вільними є якраз низи - як у соціальному, економічному, так й у психологічному й моральному аспектах." Это опять "как если бы" - о степени моральности нашего персонажа!

Открытие ХХ1 века: "Что ты пишешь своему начальнику на его странице в соцсетях - как тест на вменяемость". Гуру его с блеском выдержал. Смотрите, и пейзажи шефа Гуру нравятся: "хороші місця!) водичка свіженька-свіженька! аж до душі пробирає))) окунутися там обов'язково, бо традиція". И поэты, и политические и общественные деятели, и увлечения шефа - всё Гуру любит и разделяет: "Барса грає останнім часом романтичніше, артистичніше, непередбачувано, тому може виграти. Реал став схожим на німців - техніка + витривалість. Я все ж за Барсу".

Интересно то, что больше Гуру нигде о футболе не упоминал, за исключением - не на странице шефа - он осуждал тех, кто будет знать результаты футбольных матчей ЧМ проходящего в России, бо то - злочин: "А я вже знаю, як виявити тих, хто вже готовий вітати російські танки на Хрещатику! Це кожен з тих, хто знатиме, як зіграли команди та як закінчився чемпіонат з футболу 2018! Адже для них спорт - поза політикою, побут - поза політикою, освіта - поза політикою, все - поза політикою. ВОНИ ЧЕКАЮТЬ СВОГО ХАЗЯЇНА".

Или вот ещё интересно: "Спорт - справа мужніх та сильних. Після того, як "спортсмени" динамо злякалися виступати в Маріуполі під охороною тисяч вояків - для мене гнилого шапіто під краденою назвою "Динамо Київ" існувати не може. Ніколи більше не вмикав канал, коли бачив цих щурів. Якщо УПЛ дозволить цим щурам грати - ніколи не буду дивитися український футбол." И ещё разок: "Хто ще дивиться "укрАінскій футбол"?"

Повторимся - эти страсти бушевали не на страничке шефа, там в это время под выставленной шефом весёлой песенкой утверждалось, что "надо же" по совпадению именно под эти же тра-ля-ля Гуру по утрам делает зарядку. Снимаем шляпу перед данным фактом, всё же человек под сто пятьдесят кг оказывается делает по утрам зарядку, и вовсе не под менуэт.
Всё, об этом хватит!
Продвинемся.

Есть такой частый в тестах вопрос: "Считаете ли вы, что в гостях едите более аккуратно, чем дома?" Бывает ли у каждого по разному? Или в этом случае - нет? Забудем про шефа, перейдём туда, где Гуру общается среди тех, кого считает равными, или другими словами - проклятыми конкурентами. Тем более, что Гуру всегда очень беспокоился об уровне образования в Украине: "Чому ніхто не бачить, що сучасне керівництво держави - найнепрофесійніше з 1917 (!!!) року!"

Он следил за динамикой рейтинга украинских учебных заведений, особенно сравнивал их с Россией: "К сожалению или нет, но Москва неизмеримо выше по уровню Киева. Наш КНУ с 2014 упал на фоне евроинтеграции на 600 место в рейтинге, МГУ без евроинтеграции в тех же мировых рейтингах поднялся не то на 96, не то на 94 место. увы - статистика..."

Согласимся, что человеку, якобы отягчённому психологическим образованием и преподающему в этом самом КНУ топтаться по больному мозолю общества несколько бестактно. В конце концов в мире две сотни стран, и неужели в рейтинге как-то совсем не с кем ещё было бы по сравнивать успехи КНУ? А может это совковый провинциализм - всё надо обязательно сравнивать с Москвой... Или акция садо- мазо? А вдруг скрытое подлизывание хронического перебежчика. Или всё вместе?

Шутил Гуру и по поводу наболевшего дистанционного обучения: "Претендую на премию МОН - предлагаю ввести обучение без обучения - просто выдавать документ о любом образовании любому сразу в день обращения в течении максимум одного часа по технологии "единое окно". Выписывать любой уровень любой специальности, а по требованию выдавать диплом кандидата и доктора наук. Главное - не единной дискриминации по уровню знаний и способностей! Дайош!!!"

Ну что тут можно возразить, кроме того, что слово "единой" пишется с одним "Н" и риторическое "чому не державною мовой"?

Заметим, что в этой шутке угадываются некие знакомые очертания. Собственно, примерно так сам Гуру и стал кандидатом наук, за что его зарплата стала существенно накладней для государства, да и "диплом" психолога из того же "единого окна" выдан. Так что под видом якобы шутки Гуру описал свой "my way ла-ла ла-ла".

Идём дальше. Сердце Гуру обливалось кровью, что не профессионалы влазят в проф. дискуссии, пытаясь влиять на НАУКУ: "Навіщо участь "громадських організацій" в професійній дискусії? Хірурги також запрошують "активістів" в обговоренні методів лікування та запобігання ускладнень глибокого тромбофлебіту? Або наука, або курятник".

Там же он указывал: "Об'єднання професіоналів не буває громадським. Це професійне фахове об'єднання. В асоціації хірургів не може бути громадських активістів. Це й є трагедією для науки. Наслідки для освіти побачили вже всі."

То есть приведённые ниже диалоги велись человеком разносторонним, озабоченным престижем украинской науки, образования и спорта, фактически технократом.

Приступим наконец-то к их изучению. Особенно благодарным зрителям запали два выступления нашего героя. Одно возникло при обсуждении целеполагания образования, другое в нешуточном споре о сроках подготовки специалистов. Всё это тем интересней, что мы сами именно это хотели бы спросить, но очень стеснялись.

Итак, о необходимости учитывать различия целеполагания при подготовке кадров для обслуживания населения и продвижении науки: "Вам не кажется, что весь перечисленный алгоритм идеален для подготовки хорошего обслуживающего персонала, но к ученому или выпускнику элитного национального университета как-то совсем не клеится?"
Далее Гуру детально указал:
"1) препод может иметь свой взгляд на какую-то ЧАСТЬ курса, а не на весь курс;
2) написание учебника - ОЧЕНЬ хлопотное (не только трудное) занятие;
3) в учебнике НЕ МОЖЕТ быть сведений, взглядов или данных, которые не выдержали минимум 10-летнюю проверку. СтОящие учебники пишутся коллективом авторов несколько лет, а вот обилие конспектов своих взглядов и трактовок на статус учебника никак претендовать не могут."

С учётом того, что папа Гуру таки написал свой учебник "Языкознание", то Гуру должен был ориентироваться в этом вопросе более чем прекрасно. Всё же в одной хрущёвке с отцом жил, а там особо не заизолируешься от знаний.

Читаем далее:
"Для ВОСПРИЯТИЯ материала действительно наилучшим является аудиовизуальное преподавание, для ПОНИМАНИЯ необходима вторая сигнальная система - чтение текстов, а для ОВЛАДЕНИЯ в смысле способности к творческой переработки - конспект, запоминание больших массивов, решение задач и диалог на экзамене." Мы - не специалист, поэтому "без комментариев", но на ус мотаем дабы и самим знать и впоследствии с другими материалами сравнивать.

Однажды на странице одного из преподавателей разразился нешуточный спор в ходе осуждения темы: "Когда студент - психолог начинает становиться профессионалом?" Это и автору текста, и читателям должно быть остро любопытно: "Когда же можно переходить к опытам над людЯми?" Тем более, что тему в свободной (без пиджаков и галстуков) обстановке обсуждают преподаватели самого лучшего по рейтингу в стране факультета психологии, и что в нашем мире особенно редко - тема соответствует профилю заведения.
На предположение инициатора беседы:
- Когда впервые с удивлением обнаруживает, что изученное в психологических курсах имеет непосредственное отношение к его собственной жизни.
Гуру отреагировал резко отрицательно:
- Я обычно пытаюсь разубедить студентов желательно ещё первого курса от такого восприятия психологии. Университетский курс - это не курс самопомощи. Курсы разных психологических методик занимают несколько недель, и успешное владение ими не требует даже базового высшего образования. университет - это совсем про другое).
Подхалтурить в области "практической психотерапии" в последние двадцать лет стало однозначным признаком низкосортного мошенничества или "джентельмен в поисках десятки". На фоне успехов психофармакологии и понимания фундаментальных законов психологии всякая "психотерапия" становится в один ряд с повитухами на фоне родильных домов с акушер-гинекологами. Вторичные и третичные услуги, в которых есть компонент психологии - от отделов кадров (по-модному HH или рекрутинг) до математического обеспечения действительно психологических исследований, не требует университетского образования.

Далее Гуру накинулся почему-то на программистов:
- Например, если обратить внимание, то в Сорбонне или МГУ (как и во всем цивилизованном мире) программист - это среднее специальное, а не высшее, как в Украине, образование. Прикладное образование получают в технологических институтах, а фундаментальное - в классических университетах. Хотя студент классического университета может в свободное время посещать курсы хоть компьютерного искусства, хоть астропсихологии)))
Далее Гуру разъяснил практически на пальцах некоторые образовательные разницы:
- По-моему, есть разница в процессе обучения:
1) будущих мастеров СТО в ПТУ-техникуме;
2) будущих инженеров- эксплуатационщиков в технологическом институте;
3) будущих инженеров-конструкторов в классическом университете.
Ведь все три категории изучают машины?

И на основе понятного примера Гуру разложил как на его взгляд должно функционировать обучение психологов. Оно точно так же должно быть трёхступенчатым, в зависимости от планируемого дальнейшего использования "умельца человеческой психики":
1) будущих психотерапевтов- психологов- консультантов достаточно учить год-полтора уровню навыков;
2) практических психологов, выполняющих системные функции в приличных структурах (от учебного заведения и выше), нужно учить основам классической психологии и обоснованию навыков - достаточно бакалаврата нестоличного вуза;
3) психологов, которые будут понимать психологию и развивать ее, а также творчески ее преподавать - учим в классическом столичном университете бакалаврат+магистратура.
Дальше читатель наконец-то добрался до сокровенной Гурыной правды, того, что он как религию проповедовал на своих частных годичных курсах "Психоанализ" для всех желающих с последующей выдачей диплома с печатью Медицинского Университета города Луганска. Вот она - его истина:
"Нужно объяснять студентам, что если им нравиться зарабатывать деньги частной практикой в частном кабинете, то шесть лет классического университета абсолютно нерациональная трата времени, за полгода можно стать хорошим практиком в узкой школе. Без шуток."
Дальше уже он вышел с коллегами на кураж: "Могу пари - за два месяца я вам из человека, имеющего самое отдаленное отношение к психологии, сделаю психоаналитика, уровень которого будет внушать глубокое уважение на любом уровне."
И оказывается за закрытыми дверями лекционных аудиторий: "Я своим студентам этот фокус уже рассказывал. И смог убедить, что стать инженером-конструктором круче, чем стать крутым мастером СТО."
Потом его речь перетекла в некоторую демагогию, лишь косвенно относящуюся ко всему уже сказанному. Но тем не менее убеждённость, с которой он это утверждал, достойна воспроизведения: "Хорошие теоретики из наших классических универов сейчас преподают во всем мире, а к нам ездят халтурщики с помпезной рекламой навыков и клепают орды "практиков"." Этот момент речи оказался слегка смазан склонными к детализации участниками беседы, которые попросили назвать конкретные имена наших, но Гуру их не знал, тем не менее всё равно был в этом уверен.
Далее по всем ленинским канонам построения речи: вверху тезис, в середине - разъяснение, в конце - убеждённый вывод, полностью дублирующий первоначальный тезис, Гуру вернулся откуда начал - в СТО и ПТУ:
- А хороших мастеров СТО нет не потому, что выпускники университетов не идут на СТО, а потому что ПТУ закрыли и присоединили к университетам. Не нужно смешивать ПТУ и университет - и все будет хорошо. Между мастером производственного обучения и профессором ведь есть некоторое различие, не правда ли?
Закончил он монолог закрытым вопросом. Вообще склонность строить вопросы только в закрытой форме согласно тем же лекциям самого Гуру - прерогатива психопатов. Но мы это так сейчас сказали, безотносительно поделились случайно всплывшим знанием.


На ироничное предположение дамы из публики:
- Круто как! За два месяца - психоаналитик! А с беременностью такое можете? У меня срок три недели, помогите за два месяца родить. А то девять месяцев долго ждать.
Гуру терпеливо пояснил разницу:
- Беременность - естественный природный процесс, подчиняющийся объективным законам. Подготовка разнообразных "практиков" - процесс искусственный, поэтому если будет хороший гонорар и сильно мотивированный экземпляр - попробую управиться за месяц, но ежедневно.
Вот где пригодились все его медико - физиологические знания. Не зря/ даром учился когда-то на что-то. Мы вот тоже такие - вся школьная физико - химически - математическая программа ушла бы в сухой песок,если бы не кроссворды, там всё и приложилось, все "оксид", "вольт", "ампер" легли в аккуратные квадратики для букв.
Но собеседница версию Гуру о сроках не поддержала, она тоже была полностью регализированным преподавателем столичного вуза и виртуальные славословные удары держать умела. Вот если бы он ей физически мог сконтактировать, то - да, а так- нет. Она ему ответила:
- Не согласна, к сожалению. Хорошим психологом - практиком за полгода не станешь ни в какой школе, даже самой узкой, - далее она иронично продолжала, - Вот я и говорю - вы крутой, вы формирование новых нейронных связей в голове неофита - за месяц можете. И накопление опыта, похоже, ускоряете. А это природные процессы самые, что ни на есть. Значит, и другие природные процессы вам под силу должны быть??

То есть она пыталась глумиться? Да ещё и над самым главным, что Гуру имел - над его интеллектом. Тут Гуру конечно же ринулся:
- Для обретения навыков нейронные связи не нужны - навыки и у амебы можно сформировать, - упорно остался он на рубежах своих убеждений.
Квалифицированная дама продолжила:
- Для начала нужен список операционализированных критериев оценки достижения обучаемым того или иного уровня. То есть, что именно в его работе должно вызвать "глубокое уважение".
- А также критерии градации упомянутых Вами уровней подготовки, - настаивала далее свалившаяся на Гуру собеседница, - А иначе - можно, согласна.
И в конце своего монолога эта преподаватель внезапно вышла на то, что автор данной повести поставил именно во главу угла, как сверхзадачу своего произведения. Надо же как повезло нашим мыслям сойтись. Она сказала:
- И этого будет вполне достаточно для ролевой игры в психоаналитика. Если это ваш уровень, то согласна с каждым вашим словом насчёт сроков подготовки и уровня кандидатов к вам в ученики.

Вот ведь как бывает, если внимательно изучать "клиента" хотя бы в одной более- мение длительной и глубокой беседе - истина обнажится, даже если она совершенно термоядерная или за семю маскхалатами наигранности с приложением всяких разных псевдодокументов.

Гуру на этот выпад ушёл в бок, он решительно капнул в глубоко больную, на наш несведущий, но очень допытливый взгляд, тему:
- А Вас никогда не интересовало, почему психоаналитиков готовят исключительно неакадемические и негосударственные, так сказать, "структуры"?
Но собеседница у Гуру была человеком подготовленным и смогла детально разъяснить и этот нюанс:
- Так это же разные институции с разными задачами. Для работы в сфере ментального здоровья нужны три составляющих: отношения с государством, отношения с налоговой системой и отношение с профсообществом:
Первое - это лицензия (диплом вуза), то есть теор.подготовка.
Второе - форма экономической деятельности.
Третье - профессиональная подготовка (сертификация в методе, отдельные курсы, супервизия и т.д.). Вот это третье и есть в компетенции «неакадемических и негосударственных», как вы изволили выразиться, «структур». То есть проф.сообществ, которые есть носителями стандартов метода и гарантами качества подготовки.
Если у вас за спиной стоит авторитетное международное психоаналитическое сообщество, куда я, например, могу написать и попросить гарантии качества вашего курса «психоанализа за месяц» и получить их, то имеет смысл продолжать с вами разговор. Если нет, то ваш «курс» - фантазии на тему как стать гуру пси-подготовки. Которые сами по себе могут быть интересными, не спорю.


И тут Гуру, который судя по висящим в интернете заполненным им анкетам - член национальных психологических и медицинских научных обществ Украины, России, США, Великобритании, Франции, Германии, автор семи (четырёх) книг и более ста научных публикаций, объяснил своё видение международных сообществ:
- В том-то и дело, что все эти "авторитетные международные сообщества" по сути есть чаще всего просто пирамиды с налетом герменевтики) т.е. я Вам честно сказал, что могу из неофита сделать за месяц тоже самое, что "авторитетное международное сообщество" растянет лет на пять - десять, но при этом наукой там и пахнуть не будет.

Как сказал в позапрошлом веке классик: "А судьи кто?" Время течёт, но ничего не меняется. Где бы Гуру мог/ стал бы учиться, да ещё и платить за это немыслимые деньги, если для него главный и единственный учитель это Фрейд, Фрейд и ещё раз Фрейд, который открыл свой кабинет имея в знаниях чистый лист и кое- какие догадки.

Мы- сторонние наблюдатели аплодируем стоя. Вот же оно- всё, что нам хотелось знать, но мы стеснялись спросить! И про реальные и мифические "общества" вместе с отношением к ним. Особенно, конечно, понравилось о сроках подготовки. Опять же, Гуру про это точно всё знал - его же самого авторитетное международное сообщество точно так и выучило, и диплом выдало. Но когда он про этот диплом в анкетах указывал, то рядом не писал. что об этом образовании думает, а как-то более уважительно, с гордостью. А мы вот - умельцы, всё на кучку и совместили, потому что "кто на что учился", мы - опер, мы ревизор.

Огромный наш улов эта профессиональная беседа. Автор очень доволен, но опять таки: "Кто ищет- тот всегда найдёт".

Дальше будем рассматривать поближе как Гуру провёл мастер- класс для военных психологов. Это было и весело и из серии "такое надо именно видеть", потому что текст выступления за исключением нескольких отступлений особо ничем не выделялся. Обычная лекция "о психологических защитах". Но отступления и совершенно не покерное при этом лицо, это - спайс! Но Гуру возможность лицезрения всем предоставил, завесив это представление на ютубе, видимо к сведенью иностранных разведок, или её - вечности: "Смотри, какого актёра ты теряешь".

Продолжение следует.

Рейтинг:
4