06. Зависть. Село
Село Кашино медленно просыпалось, постепенно сбрасывая с себя одеяло темной ночи. Небо затянуто непроницаемыми тучами, окна домов еще не ожили. Не видно ни зги. Но вот, запахло дымом, это хозяйки затопили печи.
В доме фельдшерицы Болдыревой Татьяны Петровны раньше всех вставала бабушка. Затопив печь, она, прежде всего, в больших чугунных горшках, корчагах, грела воду, готовила корм для коровы, овец. Выносила животным теплую воду для питья, затем давала корове в ведре вареную комбинированную еду, приготовленную по своему рецепту из картофеля, кормовой свеклы, хлебных крошек, зерна и доила кормилицу. Наконец, задав животным порции сена, приступала к готовке завтрака для семьи. Перед тем будила Вовку, видя в нем подрастающего хозяина семьи, в обязанности которого входило убирать навоз из коровника. Парень легко вставал, махал руками, сбрасывая сон, и быстро одевшись, выходил во двор, брал инструменты и, складывая навоз в корыто при свете керосиновой лампы, вывозил его через задние ворота ограды к огороду.
За завтраком семья собиралась за столом: Вовка, его младшая сестра Люда, мать и бабушка. Ели вареную картошку с молоком, чай и ржаной хлеб, выпекаемый в местной пекарне. Затем мать уходила на работу, Вовка с сестрой отправлялись в школу, а бабушка оставалась на хозяйстве.
Село когда-то славилось действующей церковью с большим приходом во главе со священнослужителем. Жители окрест лежащих деревень приходили в храм на службу. Но при советской власти все было порушено. Батюшку изгнали, в здании церкви сделали склад для хранения муки, а рядом в пристройке организовали пекарню для выпечки хлеба для населения. Кирпичные двухэтажные здания при храме в период коллективизации были переданы в собственность колхоза «Светлый путь». В одном обосновалось правление колхоза, два других переоборудовали в начальную и среднюю школу, наконец, в поодаль стоящем деревянном доме сделали больницу.
В начальную школу ходили дети своего села. Учеников было мало, поэтому в одном классе занимались дети первого и второго года обучения, а в другом классе – дети третьего и четвертого годов обучения. В одном ряду парт сидели ученики, например, первого класса, а в другом – второго класса. Учительница, выдав задания детям первого класса, переходила к учащимся второго класса. Успевающие ученики помогали отстающим ребятам. Так и учились.
Старшие классы, где уже изучались отдельные предметы, были самостоятельными с числом учеников не менее десяти. За школой закреплялись дети прилегающих деревень. Самая далекая деревня была удалена на пять километров, и учащиеся ежедневно одолевали, путь пять километров в школу и пять километров домой, а зимой это по морозу, по открытому для ветра полю.
Школа отапливалась дровами, и в ней всегда было жутко холодно, поэтому дети зимой часто, не снимая верхнюю одежду, так и садились за свои парты. Керосиновые лампы практически никогда не зажигались, поэтому утром в девять часов, да и в пасмурные дни, в классах было сумрачно.
Интересно описан деревенский уклад того времени...
(+)
OLEG
Здесь, наверное, корок? Из крошек много не наготовишь...
Приход возглавляет "настоятель"...
OLEG
Даже в мои времена такое было. У нас были сводными 1й и 3й классы, хоть и не маленькие. Просто учительницы было только две и не хватало помещений. Наверное, точно не знаю. Потом уже, после нас, было 3 начальных класса и 3 учительницы. +
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Олег, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Скорее всего хлебных отходов. Спасибо за замечание.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ирина, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Хорошая глава, Иван Тихонович! +
Светлана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ваши серии, как всегда, интересны и познавательны
>Керосиновые лампы практически никогда не включалисьЗдесь лучше не зажигались
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Любимое занятие большевиков - ломать и убивать.
Ужас...
++++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Вот это (что ниже) и есть художественность, образность. Учитесь сами у себя.
Так надо формулировать мысли:
"Село Кашино медленно просыпалось, постепенно сбрасывая с себя одеяло темной ночи".
А вот тут, по-моему", надо бы перестроить предложение:
"За завтраком семья собиралась за столом" - как вариант (Завтракать семья
усаживалась за стол), (Завтракать семья собиралась за стол).
Еще товарищеская рекомендация. В любом рассказе есть что-то главное, а одежда
и домашняя утварь перечисляются вскользь, выхватывая из этих узлов важное -
штрихи.
А в целом хороший рассказ. +++
Да не обидьтесь на подсказывающего.
Слышик Николай
Иван Тихонович уже многому научился появились лирические отступления, описания природы. Да, а с Николаем согласна, что предложения "облегчать нужно" Читала, что Гоголь по 10 раз главы переписывал, пока звучание не становилось мелодичным. Поэтому его лирические отступления - это настоящая поэзия.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
СветаЛана, спасибо. Исправляю.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дмитрий, спасибо за ужас.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Николай, добрый мой человек, я всегда с жадностью читаю ваши советы. Спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ирина, спасибо за добрые слова.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
+
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Алексей, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович