07. Нижний лес. Посвящение
Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.*
Каким образом этот ритуал пробрался сюда, мне до сих пор неизвестно, а, скорей всего, все было как раз наоборот, и в незапамятные времена путешественники из нижнего леса занесли знания о богах и ритуалы в обычный мир. Но, в наше время, на большой земле имена богов и смысл ритуалов почти забыты, лишь здесь они сохранили силу.
Мое тело распрямляется под своим весом, и все мышцы расслабляются. Глаза медленно закрываются, голова тяжелеет, и я медленно проваливаюсь в темный, тягучий, как болотная вода, сон.
Я стою у подножия высокой и почти голой скалы, лишь кое где через камень пробиваются сухие кустарники и трава. Большой ворон сорвался с моей руки, он летит далеко на восток, к источнику мудрости. Авдей был уверен, что я пойду за вороном, но не мудрость нужна мне, и я отворачиваюсь от востока.
На севере и юге — пустоши, а на западе чернеет густой сосновый лес; я чувствую, что именно туда мне и нужно. Мгновение – и я уже у края леса. Здесь он кажется не таким темным и густым, как издалека. Стена сосен разбавлена невысокими березками и осинами, а самый край леса порос малинником.
Сквозь густые кроны пробиваются редкие лучи солнца. Здесь тепло и сухо, под ногами поскрипывает опавшая кора и прошлогодние иглы сосен. В лесу тихо, лишь изредка слышу тонкий перелив птиц или шорохи пробегающих белок.
Не спеша иду в глубь леса, осторожно переступая корни и опавшие ветви и стараясь на наступить на ужей, что периодически проползают чуть ли не под ногами. Серое облако закрывает солнце, и в лесу становится немного темней, но все еще достаточно светло, чтобы можно было идти. Помимо обычного лесного гомона я слышу то приближающуюся, то удаляющуюся мелодию кантеле, навевающую странные волнительные мысли и воспоминания, которых никогда не было.
Заклинанья я знаю – не знает никто их, даже конунгов жены...
Я блуждаю здесь, по ощущениям, уже несколько дней. Тут нет ни утра, ни вечера, ни ночи, только изредка облака закрывают солнце, и иногда идет небольшой дождь. Лес огромен и запутан, я еще ни разу не попал на место, где проходил раньше. Усталости и голода здесь нет, но, чем дальше, тем больше я слабею, тем тяжелей идти и дышать. В голову приходит мысль идти по следам зверей, но их нет, и я, плутая ручьями и озерами, бесцельно брожу, осознавая, что вполне могу и не успеть.
Наконец, после долгих блужданий, выхожу на опушку и вижу Его. Он стоит на четвереньках, спиной ко мне, и, кажется, не чует меня. Короткий хвост подергивается в предвкушении чего-то. Я окликаю зверя, и медведь резко, рывком, разворачивается ко мне, подбегает почти вплотную и грозно рычит. Стою спокойно, а он уже поднимается во весь рост, на голову выше меня. Страшно, но не показываю вида, и медведь, расставив лапы, падает на меня, будто хочет обнять.
Он – бесплотный дух – исчезает, но что-то вокруг изменилось: стало легко дышать, и теперь я вижу вокруг себя незаметные доселе детали леса и ощущаю даже самые слабые и далекие запахи. Я чувствую силу и уверенность, что теперь, при случае, смогу победить ночного охотника, а может даже и двух.
Знаю и третье, – оно защитит в битве с врагами, клинки их туплю, их мечи и дубины в бою бесполезны.
Защитник — вот кого не хватает нашей маленькой деревне, и, год назад, прочитав об этом ритуале и о духах и богах в книгах дедушки Авдея, я нашел способ стать им. Дух медведя, Хозяина леса и Защитника поселений, что старше местных богов, уже давно подзабыт, и, пожалуй, вряд ли кто-то в деревне сможет припомнить, когда здесь появлялся человек под его покровительством.
Мысль об этом целиком и полностью завладела мной, и я весь год провел в изучении литературы про культ медведя, сопоставляя с тем, что мне предстояло пройти тут.
И пятое знаю, – коль пустит стрелу враг мой в сраженье, взгляну - и стрела не долетит, взору покорная.
Тот, кто принял медведя, не воин, а охранник, защитник племени, рода; сила его подобна силе хозяина леса, и никто не может ему причинить вред.
Когда-то Один нашел способ изыскать мудрость при помощи этого ритуала, но на деле дерево – не способ, а дверь, пройдя в которую, оказываешься в сокрытом мире богов и духов, и, если ты силен, то волен выбирать любой путь: и Вел, и Макошь, и даже сам Тюр могут дать тебе силу и сделать своими посредниками.
Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою,- побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.
Я вхожу на сход, вокруг снова собралась вся деревня, даже рыбаки пришли посмотреть на прошедшего посвящение, на нового соседа. Скоро мы гуртом срубим новый дом на южном краю деревни, там, где опасней всего, где часто появляются ночные охотники. Возможно, в этом доме скоро появится и хозяйка, но сейчас не время думать об этом.
Дождавшись тишины, сообщаю словами принявшего посвящение:
– Я хочу жить здесь, – и, выждав нужное количество времени, добавляю, – как защитник, как сын Хозяина леса.
__________________
* Здесь и далее курсивом цитаты из Старшей Эдды, Речи Высокого
Музыка https://w1.musify.club/track/nest-kontio-604795
Пещерный человек.
Игнатьевский Сергей на прозеру.
Мой первый + Нравится рассказ.
время
любите вы, Сергей, запятые
Сергей, другому бы не говорила, но вы так хороше пишете, что хочется, чтобы было ещё лучше.
Вот это предложение если бы написать не так прямолинейно, а показать, что это действительно произошло через какие-то действия или что-то другое.
лучше разделить на два предложения, и второе подкорректировать, а то путано.
Я бы так написала, в тайге медведя называют Хозяином, и уточнгения не нужны. Для читателя можно сделать отдельное уточнение, но не в ПР, КМК.
Для меня медведь связан прежде всего с Велесом.
Это конец рассказа?
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ведруса Спасибо за комментарии и подсказки. Может быть, есть варианты за какие-то вознаграждения просить о помощи в редактировании?
Скорей, строить сложные предложения почем зря. Спасибо, подправил.
Также попробовал подправить те два участка, что вы указали, в лучшую сторону. Надеюсь, вышло
Согласен про то, что Медведя все-таки лишнее. А вот Велес (здесь Вел) - для меня по-обычному "скотий бог", и отвечает за животноводство. Я ориентируюсь на Рыбакова в праславянских мифах, здесь же ядерная смесь как "нашего" уважения к медведю, так и скандинавских культов медведя (если коротко просматривать места и имена то тоже видно, что здесь этакая смесь народов) в частности, оттуда и часть ритуала связанная с деревом (мудрости).
PS: про ворона не уверен, он сорвался и теперь летит
Пещерный человек.
Игнатьевский Сергей на прозеру.
Забыл ответить, - да, это последняя часть.
Пещерный человек.
Игнатьевский Сергей на прозеру.
О, про Велеса я могу долго рассказывать. Его история любви с Азовушкой, которая длилась много жизней в разных ипостасях - это что-то! Он отвечал за очень многое, скотий - это самая малость.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Тогда спасибо за хорошую работу было интересно читать. Хороший слог, интрига. Ну, а то, что намешано всего разного, так жанр позволяет ведь, это же не исторический рассказ, в них и то врут безбожно
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Да, ещё забыла сказать об ассоциациях. У меня всё время было чувство незримой связи ГГ или автора? с доном Хуаном
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
О как интересно звучит! Но для меня это все художественная литература (как и этот рассказ, в котором только образы природы взяты наши, пережитые). Я предпочитаю брать скучную археологию и более-менее настоявшиеся исследования и на них уже намазывать какие-то мысли, музыку и сны.
Я все планирую заняться большим произведением, что совсем глубоко в мифологические образы ударится, но пока это все на раннем сборе.
А этот рассказ, как я уже писал в самом начале, родился из образов навеянных альбомом финской группы Nest послушанных на ночь - кентеле и умелые синтезаторные добавки завораживают, - потому здесь и намешано получилось как оно во снах и бывает.
Нет, Кастанеду не читал, ассоциацию мог создать разве что случайно.
В общем, рад, что этот странный эксперимент от н.в. и 1го лица нашел читателя, благодарю.
Пещерный человек.
Игнатьевский Сергей на прозеру.
Удачи, Сергей!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Свершилось! Герои избрал свой путь и, наконец, может выполнять свой долг перед жителями нижнего леса.
Все части читала интересом. Понравились описания. Вы подмечаете детали, рассказываете неспешно, так, чтобы было время насладиться возникающей картинкой. Музыка как никогда подходит для чтения. Почтив все композиции совпадают по времени с чтением. У меня сложился и образ рассказчика, и образ места, где он живет. Образ - четкий, красочный, где-то даже слишком аудиальный - это ваша заслуга как автора. Удачи в написании повести вашей жизни!
P.S. Услышав вашу конкурсную работу "Во тьме", я убедилась, что гг списан с вашего альтер-эго)
Безнадёжная
Мишка Пушистая спасибо за отзыв.
Интересно, как так
когда я, будто бы его и не описывал вовсе?
Пещерный человек.
Игнатьевский Сергей на прозеру.