Добро, Зло и Худо
Пару дней назад выложил свои размышления о происхождении и смысле слова Добро. Обычно, изложив мысли на бумаге, испытываешь некоторое облегчение, завершенность. Но тема продолжала волновать. В итоге, изложенные выводы оказались своеобразной затравкой для дальнейших размышлений. Так что тем, кто не смотрел мой прошлый текст "О Добре", нет необходимости к нему возвращаться - исходная цепь размышлений здесь повторяется в более, как мне кажется, ясной форме. И переход к дальнейшей теме - противоположности Добра, получается вполне естественным.
Часть 1. ДОБРО.
Размышляя над разными значениями слова ДОБРЫЙ, удивился, что, наряду со значением "благожелательный", которое в настоящее время, пожалуй, является, основным, в выражениях "добрый молодец", "добрый аршин" оно означает совершенно иное: полноту, целостность - ПОЛНУЮ МЕРУ.
Ещё удивительнее показалось то, что существительным ДОБРО обозначают не только нравственную категорию, но и всякую вещь, имущество - "у меня этого ДОБРА навалом". И в русских народных сказках, счастливый конец звучит обычно так: "и стали они жить-поживать, да ДОБРА наживать".
И возникла такая догадка: слово «добро» могло быть изначально отглагольным от ДО-БРАТЬ. Но почему именно такая приставка удостоилась чести закрепиться в отдельное слово, да ещё и с такой значительной морально-нравственной нагрузкой? Ведь вариантов много: у-брать, за-брать, при-брать, пере-брать, и т.д., и т.п. Почему же именно ДО-?
Дело в том, что именно эта приставка, в сочетании с глаголами, придаёт им два интересных качества:
Во-первых, значение окончания, завершения действия, достижения цели: дойти, догнать, донести. Это же значение – в выражении «от и до».
И, во-вторых, значение прибавления, приращения чего-нибудь «понемногу»: добавить, добрать, докласть.
Объединив значения в непротиворечивое целое, получаем конкретный смысл – «плавное», ПОСТЕПЕННОЕ добавление, увеличение чего-либо, но В ПРЕДЕЛАХ МЕРЫ.
ДО-БРАТЬ - означает взять ровно столько, сколько нужно, не больше, но и не меньше.
Исходя из этого, становится ясным связь таких разных значений корня ДОБР и его закрепления в качестве высокой нравственной характеристики. В частности:
1) Именно отсюда могло взяться значение "имущество" - как то, что "можно брать".
С этой точки зрения, происхождение слова ДОБРО от ДОБА (порА), приведённое - не вполне убедительно.
и, 2) Смысл корня ДОБР становится тесно связан с понятием МЕРЫ - как основы всеобщего лада и гармонии. Именно поэтому и появляется ДОБРО - как абстрактное понятие, по сути, очень близкое китайскому ДАО и индийскому БРАХМО - как "всеобщему источнику", "корню всех вещей".
Часть 2. ЗЛО и ХУДО
Размышляя о смысле слова ДОБРО, естественно приходит на ум его противоположность.
В современном языке, такая противоположная категория обозначается словом ЗЛО. Однако, сравнительно недавно, ещё в начале 20 века использовалось совершенно другое слово – ХУДО. До сих пор сохранилось выражение «Худой мир лучше доброй ссоры». Стало интересно - почему так, и каковы у них отличия? Скажу сразу, этимологические поиски в интернетах ничего не дали.
Как выяснилось в первой части, ДОБРО имеет смысл полноты каких-либо свойств, качеств, и процесс её, этой полноты, достижения. Следовательно, прямой противоположностью добру будет служить именно ХУДО – как выражение смысла неполноты, неполноценности, ущербности.
Именно в этом смысле можно понимать известное выражение «нет худа без добра» - если где-то убавилось, значит, где-то обязательно прибавится.
Итак, ДОБРО – принцип постепенного прибавления до полноценного формирования, развития, ДО ПОЛНОТЫ МЕРЫ.
ХУДО – имеет смысл НЕПОЛНОТЫ, то есть, недостатка – НЕ ПОЛНОЙ МЕРЫ.
Но что же, в таком случае, означает слово ЗЛО? И почему, в конце концов, именно оно закрепилось, как абстрактная противоположность ДОБРУ?
Размышляя об этом, приходишь к очевидному выводу: несмотря на том, что об этом молчат словари, слово ЗЛО того же корня, что и устаревшее сейчас слово ЗЕЛО.
Синонимами к нему в современном языке являются такие слова и выражения, как чересчур, чрезмерно, излишне, слишком сильно, избыточно, и т.п. Очевидно, что общий смысл всех этих слов - СВЕРХ МЕРЫ.
То есть, и ЗЛО, и ХУДО – это НЕ-ДОБРО, но совершенно по разному.
Часть 3. Что в итоге?
Подведу некоторые итоги размышлений.
Во-первых, абстрактные понятия ДОБРА и ЗЛА становятся конкретными в сочетании с понятием МЕРЫ.
Во-вторых, ДОБРО представляет собой сущность любого естественного процесса накопления, прибавления, приращения, которое происходит постепенно, понемногу и в пределах необходимой меры.
Эти процессы идут повсюду вне и внутри нас: от прорастания семени до восстановление потраченной организмом энергии. Все они обладают двумя особенными качествами: их, с одной стороны, нельзя ускорить, и, с другой, они прекращаются сами собой, именно тогда, когда это нужно.
В-третьих, ЗЛО – это искажение естественных процессов (ДОБРА), когда что-то делается черезчур, слишком – сверх меры. По сравнению с ним, у ХУДА есть важное свойство – его можно ПОПРАВИТЬ. Для этого нужно только добавить, ДОБРАТЬ недостающее – восстановить полноту. Превратить ХУДО в ДОБРО. А вот исправить чрезмерное, в естественных процессах - роста, развития, - практически невозможно. Ведь естественные процессы, как правило, необратимы.
В-четвёртых, именно поэтому ЗЛО, а не ХУДО, со временем, стало пониматься противоположностью ДОБРА. Ведь недостаток можно восполнить, «превратить худо в добро», а вот избыток, чаще всего, окончательно портит дело. То есть, ЗЛО НЕОБРАТИМО. Его невозможно исправить, обратить в ДОБРО.
В-пятых… Пятый вывод, о причинах появления зла в мире, напрашивается сам собой. Причиной зла в мире является только сам человек. Он – единственная сила в природе, способная нарушать естественные процессы. «Улучшать», «ускорять», «совершенствовать»…
Очень хороший, вдумчивый философский "трактат". Странно, что нет ни одного плюсика, ни единого коммента. Удивительное безразличие к своему языку, своей культуре, своему народу...
Вся Истина во Тьме, а Тьма бесконечна.
Серёжка - это камертон.
Скорей спешу туда, где он.
За ним грядёт сенсация!
Достоин текст овации?
Бесспорно, раз Серёжка хвалит.
Так щас прочту, смятенье в зале.
Люди как реки (Лев Толстой)
(С)
Смотрю, мой друг, до-брал добра.
Но не сержусь совсем: добра!
Серёжка, я прошу, будь бро,
зайди же и в моё Добро!
От добра добра не ищут
Люди как реки (Лев Толстой)