Побег
Мысль о побеге казалась Полеву поначалу совершенно призрачной и нереальной. Но она согревала его, когда, он лежал на жестких деревянных досках после почти четырнадцатичасовой работы. Сухими потрескавшимися губами шептал про себя это слово «побег», перед тем, как провалиться в тяжелое забытье. Сон напоминал скорее кратковременную смерть. До следующей утренней побудки, получения кружки кипятка и куска сухого хлеба, отправления на ненавистную работу. Дни смятыми календарными листками складывались в месяцы, месяцы – в годы… Бумажная стопка их постепенно росла и росла… вырваться из этого казалось почти невозможным. Почти…
Полев слышал о нескольких заключенных, которым удалось сбежать. На его памяти двоих поймали почти сразу, через несколько дней и показательно расстреляли перед строем угрюмых тощих людей, одетых в казенную одежду. Но один побег осуществился успешно. Случай этот передавался из уст в уста и был похож, скорее, на некое сказочное предание, миф. Что вот, у кого-то все-таки получилось. Во всяком случае, бежавшего не поймали и не вернули обратно в лагерь. Полев понимал, что, скорее всего беглец погиб где-нибудь в лесу, такое объяснение было наиболее правдоподобным и рациональным. Но какая-то часть сознания мучительно хотела верить в чудо. И поэтому он держал в голове мысль о побеге. Прокручивал различные варианты успеха и неуспеха. Неуспех казался очевидным и неизбежным. Полев осознавал это, но, вопреки здравому смыслу, мысль о побеге стала почти навязчивой. А потом подвернулся и случай.
Ржавую заточку Полев обнаружил совершенно случайно, во время работ. Пальцы, скользнув по размокшей глинистой земле, неожиданно коснулись чего-то холодно-острого. Сделав несколько нетерпеливых движений, он быстро раскопал нож, который оказался частично проржавевшим с одной стороны, но еще довольно пригодным. И не очень большим, что позволило спрятать его в ботинок. Полев быстро огляделся, но никто не заметил его действий. Сердце, бешено бившееся где-то в горле, постепенно сбавило ритм, успокоилось, а изнутри поднялось какое-то сладкое живительное тепло. Полев подумал, что сделал первый маленький шаг к осуществлению своей мечты.
Он спрятал заточку в бараке. У стены, где были его нары, с одной стороны доска немного сгнила. И в этом он тоже увидел счастливое стечение обстоятельств. Полеву удалось отогнуть доску немного в сторону, а в образовавшуюся щель он засунул завернутую в тряпку заточку. Нож ушел довольно глубоко, и Полев почти уверил себя, что вряд ли кто-то его обнаружит. Хотя, каждый день мучительно боялся этого. Тем не менее, призрачно-бесплотная мысль о побеге постепенно обрастала мясом и костями…
Короткое северное лето подходило к концу, и Полев понимал, что бежать нужно до наступления холодов. В этом краю они были жестокими. Он все выбирал удобный момент, но момент этот так и не наступал. И Полев уже, почти отчаялся, думая, что побег придется отложить до весны.
Странное дело, но прожив в лагере пять лет и уже во многом смирившись со своей участью, прежде наблюдая за собой как-то равнодушно-отстраненно, теперь он приходил в раздражение от мысли, что ждать придется еще целую осень и зиму.
***
- Эй ты, Полев! – голос начальника звучал резко, и, казалось, не предвещал ничего хорошего.
- Да, гражданин начальник, - пробормотал Полев. На миг его охватил ужас от мысли, что заточка обнаружена, а про его план узнали. Как будто начальник мог вскрыть его череп и цепкими своими пальцами рыться в нем, выискивая запретное. Его мысль о побеге.
- Что ты там бубнишь, каши мало ел? – усмехнулся начальник.
Вопрос был, конечно, чисто риторический. Уже очень давно Полев, как и все заключенные, не ел ничего, кроме черствого хлеба и кипятка. Изредка – пустого супа из луковой шелухи.
Полев усмехнулся в ответ - мол, да, действительно ел мало каши.
- На общие работы ты сегодня не пойдешь, есть для тебя особое задание, - пробасил начальник, хлопнув его по плечу. – Ты ведь вроде как рисовать умеешь?
- Да, - ответил Полев. – Прежде, до заключения, работал художником-иллюстратором. А что нужно делать?
- Плакат нарисовать один агитационный. И быстро. Справишься?
Полев кивнул. Выбора в любом случае не было.
***
Они шли вдвоем по размокшей от сильного ночного дождя дороге. Полев и человек, его сопровождающий. По обеим сторонам дороги тянулся густой лес. Идти нужно было около полутора километров, до местного клуба, в котором проводились различные культурно-массовые мероприятия. Назывался клуб вполне традиционно «Заря коммунизма», и был в нем Полев за пять лет лагерной жизни всего раза три.
- Эй ты, доходяга! Стоять! – он почувствовал, как в спину ткнулось дуло пистолета, и остановился.
- Пошел сюда, - конвоир грубо потянул его за рукав куда-то в сторону леса. Поначалу Полев удивился, но когда конвоир, отходя за небольшой приземистый кустик, стал расстегивать ширинку, все понял.
- Отлить мне надо. А ты, сука, стой на месте, а то башку продырявлю враз.
Эти слова Полев слышал уже спиной. Он и сам не подозревал, что может бегать так быстро. Поначалу сзади слышался истеричный мат конвоира и выстрелы, но затем они смолкли… а он все бежал и бежал. Упал, больно подвернув руку. И, задыхаясь, сунул пальцы в ботинок. Заточка была на месте. Поднявшись и сплюнув кровь, пошедшую из треснутой губы, он побежал дальше. Несмотря на то, что под ребрами невыносимо кололо, а глаза застилала красная пелена. Бежал, пока не упал от усталости на мягкий пружинящий мох.
Перевел дыхание, прислушиваясь к звукам возможной погони. Но их не было. Он надеялся, что ему удалось оторваться на довольно большое расстояние.
Переночевал Полев в достаточно большом дупле, которое обнаружил на одном толстенном старом дереве. Проснулся от холода и того, что все тело затекло от неудобной позы. Поначалу не понимал, где находится, но затем его сознание охватила радость. Его побег удался. Он прожил вчерашний день и целую ночь, а его до сих пор не нашли. Возможно, так и не найдут.
О том, что будет дальше, Полев представлял довольно смутно. Но теперь он понимал одно. Обратно в лагерь живым он не вернется. Тогда уж лучше… он доставал из кармана небольшой нож и гладил острое лезвие… «Хотя бы умру свободным, - думал Полев. – Но туда я больше не вернусь».
Но, конечно, какая-то часть его сознания лукавила. Полев хотел жить. Он ел мелкие, кисловатые, разбросанные по траве красным ковром, ягоды брусники. Ее оказалось довольно много. Несколько раз попадались кусты дикой смородины. Встретился и небольшой лесной ручеек, и он утолил жажду, напившись прохладной лесной воды.
***
День сменял ночь, ночь - день. И таких смен по его подсчетам произошло уже семь, когда он встретил рысь. Какое-то время животное бесшумно шло за человеком, мягко ступая по мху. Затем прыгнуло. Полев почувствовал удар, и упал вниз лицом. Одновременно с этим спину пронзила острая боль, он почувствовал, как по спине побежало что-то теплое. Кровь…
С усилием обернувшись, увидел рядом с лицом желтые горящие глаза, оскаленную пасть зверя. С трудом он вытащил из-за пазухи заточку и нанес удар, целясь прямо в морду. Животное дернулось, лезвие скользнуло по жесткой рыжеватой шкуре, не причиняя рыси особого вреда. А в живот Полеву впились острые, как сабли, когти. Тело скрутила невыносимая боль. Он закричал, второй удар ножа был более метким, попал точно в шею. В лицо ему брызнула кровь, а рысь вновь ударила лапой. Затем, еще… и еще… но, слабея, она не попадала в цель. Полев нашел в себе силы откатиться в сторону. Тело невыносимо жгло. Посмотрев вниз, он увидел, что его ветхая тюремная одежда уже вся пропитана кровью. Приложил руку к правому подреберью. Оттуда, сильными равномерными толчками выплескивалась кровь, и он понял, что задета печень…
Рысь издыхала рядом. Несколько раз зверь дернул лапами, затем все тело выгнуло предсмертной судорогой, и рысь, как-то жалобно заскулив, затихла. Полев постарался отползти еще немного в сторону. Это удалось. Он с трудом перевернулся на спину, прижав ладонь к правому боку.
Пальцы заливала горячая жидкость. Его жизнь. И она уходила от него…
***
Полев шел по берегу моря. Ощущение было давно забытое и невероятно прекрасное. Сколько лет он не был уже на море? Да, наверное, с самого детства, когда они с матерью жили на берегу залива. Залив ему, девятилетнему пацану, казался тогда огромным. Их одноэтажный белый домик стоял невдалеке, и из окон были видны сиреневые волны, сливающиеся с линией неба. Вот, он прошел еще немного, с наслаждением подставляя лицо соленому морскому ветерку и любуясь бликами солнца на воде, и увидел дом. Их дом, где ему с детства была знакома каждая трещинка в стене, каждый уголок. Знакомые окна с цветными занавесками и крылечко, на котором стояла женщина в легком белом платье, с вьющимися каштановыми волосами. Такая родная и по-прежнему молодая. Его мать. Она протянула к нему руки, и Полев услышал ее голос, теплый и ласковый:
- Мальчик мой. Вернулся. Наконец-то вернулся…
Изолента om-ek.ru |
Ира, очень сильный и проникновенный рассказ. Признаюсь, что угадала тебя на конкурсе, но уж прости, руку мастера было видно сразу. На мой взгляд, все на высоте - слог, эмоции, композиция, сюжет. Несколько деталей, как тот же суп из луковой шелухи, и сразу видишь "существование", а не жизнь героя. И становится понятно, почему этот человек решается бежать, даже зная, что шанс выжить минимальный. Замечательный рассказ о стремлении к свободе и ее обретении. Браво! Заслуженная победа! Поздравляю! +
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Последняя строчка как отдельный рассказ... Мастерская работа! Браво!
Hе тoт нacтoящий мyжчинa, кoтopый cpaжaетcя c дpaкoнoм зa тебя, a тoт, ктo ocтaётcя c тoбoй, кoгдa дpaкoн этo и еcть ты ("Рассказано").
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Даниил, ну что же Вы так. Я вот тоже считаю, что финальный абзац шикарен.
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Саша, спасибо большое!
Мне важен твой взгляд и твое мнение!
Еще работа по 14 часов.
И смертная казнь. В РФ она давно отменена, поэтому удивилась, когда кто-то из читателей на конкурсе написал, что действие происходит в наши дни =) Вроде бы все на поверхности...
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Анечка, спасибо за поддержку на конкурсе и такие слова сейчас!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
?
Ничего не поняла
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ира, думаю, при внимательном чтении, не по диагонали и не под телевизор, все ясно.
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Саша, ну вот, кому-то не ясно. В принципе, это мой косяк.
В общем, рассказ буду редактировать.
Наверное, так:
Дни смятыми календарными листками складывались в месяцы, месяцы – в годы… 1937-1942
И в диалоге гг с начальником придется указать статью 58.
А иначе, люди не понимают
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
помню, сильное произведение+
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Если шутку приходится объяснять, значит она неудачная...
У меня так выглядит последняя строчка публикации, я об этом.
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Олег, спасибо большое!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
И "связность абзацев"? Ира, прости, не удержалась.
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Теперь поняла шутку Сорри, Даниил. Туплю. Из-за бронхита полночи не спавши(
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ой, не... у кого в мозгу абзацы не связались - что ж...
Скажу, что ничем не могу помочь)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Мой родственник был осужден по 58 ст. Отбывал срок, реабилитирован со снятием судимости и возвратом ордена Красной Звезды. Он не любил рассказывать ни о войне, ни о лагерях... А мне очень хотелось узнать, почему так бывало, что очутившись в немецком плену, наши военные проявляли настоящий героизм, мужество. Бежали, иногда по нескольку раз, а попав в Колымские лагеря очень часто "ломались". Подписывали признательные показания...
Может приведеное выше, не совсем в тему рассказа, но, наверное, некоторые штрихи, добавленные для характеристики того времени и главного героя, попавшего в эту ситуацию произведению бы не помешали...
Это моё сугубо личное мнение, ни к чему не обязывающее автора, который видит своего главного героя, возможно, по другому.
Автору мои поздравления с успехом и пожелания новых творческих удач
OLEG
Олег, вы не читали "Зелёный прокурор" Шаламова?
О том, какие были побеги из Колымских лагерей. И в каком болшом количестве. Я прочитала и была поражена. И этот рассказ "Побег" возник отчасти под впечатлением от "Зеленого прокурора".
Насчет того, кто как и где ломался - сказать не могу...
Мой дед, вот, был просто арестован и расстрелян в неполных 24 года.
Я иногда думаю, что, может быть, это лучше, чем "жизнь" в лагере...
Ибо там была часто не_жизнь(
Как-то вот так.
И спасибо Вам большое за конструктивные замечания и пожелания!
Взяла на заметку. И рассказ буду дорабатывать.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
А мне чего-то захотелось перечитать "Чёрная свеча", в которой хоть и обозначено соавторство Мончинского с Высоцким, Мончинского всё же больше.
Книга во многом автобиографична, а Высоцкий, как мне кажется там больше в качестве рекламного живца.
Ирин, не читала?
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Второй раз пишу, что как-то не сомневался в авторстве )))))
Ирина, не надо вешать никаких табличек с годами и пр. А то похороните рассказ.
Всё прекрасно видно из текста. И время, и герой, и его состояние "хоть как, но не так!".
Блестящая работа, мне очень понравилась!
Я старый, я паровоз видел...
Придерживаюсь этой же точки зрения. Можно редактировать, доводить до некоего совершенства, но не идти на поводу у читателя. Эдак важен станет размер ботинка, в который герой прятал заточку. А вдруг не достаточно большой, чтобы потом с рысью возню устраивать?
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Очень профессиональная проза. Думала писал мужчина.
С заслуженной победой!
«Life would be tragic if it weren’t funny». (Stephen Hawking)
«Жизнь была бы трагичной, если бы не была такой забавной». (Стивен Хокинг)
Даниил, не читала "Чёрную свечу". Но теперь прочту обязательно)
Спасибо за наводку!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Думаете, Алексей? А я тут думала в диалоге с начальником хотя бы 58-ую статью указать, по которой сидел гг. Но теперь задумалась... =)
И - спасибо вам большое - и за поддержку на конкурсе и за отклик сейчас!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Даниил, спасибо за мнение! Твой взгляд мне важен.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Если ты признаешься, что и "Хористов" до сих пор не посмотрела, бойкот и... и... и ещё не придумал что "и".
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Ого. Мне лестно это слышать)
Спасибо большое, Элис!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ещё нет) Но они уже на подходе)) Сегодня вечером - точно!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Хорошая работа. Поздравляю! (гран-при)
Андрей, благодарю!)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Это оттуда:
Бежать с Колымы нельзя. Место для лагерей было выбрано гениально.
С творчеством Шаламова знаком давно. Когда его "Колымские рассказы" в 1978 году выши в Лондоне, их передавало БиБиСи. Вот и слушали тогда ночами по ламповым радиоприёмникам типа "Балтика", сквозь "глушилки"
Мне на эту тематику так же нравится "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Наверное, там герои ближе мне...
OLEG