09. О теории стихосложения. Строфика
Строфика — одно из основных понятий теории стихосложения и одновременно одно из наименее понимаемых понятий. Не только мы — "непризнанные поэты", но и профессионалы частенько грешат против соответствующих теоретических положений. Вот я и решил посмотреть, что по поводу строфирования говорят известные стиховеды. А заодно уж и передать вам полученную мною информацию.
Строфика — раздел поэтики, изучающий формы объединения стихов в строфы, то есть в одно законченное композиционное целое. На сегодня в строфике все сводится, в сущности, к перечислению всех видов строф, приведению соответствующих примеров и указанию принципов, на основе которых происходит деление стихотворений на строфы, а также объяснению, для чего вообще это нужно. То есть объектом строфики является строфа. В поэтическом словаре Квятковского приведено следующее (с некоторыми сокращениями), довольно сложное для понимания начинающих поэтов определение термина строфа: "СТРОФА́ — это сочетание нескольких стихов*, объединенных общей мыслью. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой строфы. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа). Русское стихосложение обладает огромным богатством самых разнообразных строф; это многообразие обусловлено не только количеством стихов в строфе, но и системой различных метрических размеров, с комбинацией длинных и укороченных стихов, имеющих свой порядок рифмовки. Строфичность придает стихотворному произведению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Являясь архитектонической художественной формой поэтического произведения, строфа играет исключительную роль в выразительности стиха и помогает в раскрытии внутреннего содержания стихотворения".
______________________________________________________________
* Термин "стих" в теории стихосложения означает строку стихотворения.
Таким образом, строфою называется группа из определенного числа строк, повторяющаяся на всем протяжении стихотворения. Стихотворение, не расчлененное на такие группы, называется астрофическим.
Все стихи, входящие в строфу, объединены общей мыслью.
Строфичность придает стихотворению композиционную целостность, внутреннюю тематическую законченность и метрическое единство. Строфа играет исключительную роль в выразительности стихотворения и помогает в раскрытии внутреннего содержания произведения.
Поэты, особенно начинающие, часто игнорируют разбиение стихотворения на строфы. Это можно объяснить только авторским пренебрежением или зачастую желанием замаскировать огрехи в стихотворении (в частности, таким образом маскируют переносы из строфы в строфу, которые, будь то смысловые или грамматические переносы, грубо нарушают ритмическую гармонию стихотворения).
Отсутствие разбиения на строфы утяжеляет восприятие формы и содержания стихотворения при чтении, затрудняется восприятие схемы рифмовки, особенно при использовании сложных строф или при смене схемы рифмовки внутри стихотворения.
Другой, куда больший грех — это вообще произвольное разбиение стихотворения на строфы.
Построение строфы довольно демократично. Например, можно смело комбинировать строфы из четверостиший и шестистиший и т.д. Отсюда появление большого числа так называемых "твердых форм". Можно комбинировать в пределах стихотворения и строфы с различным числом строк, т.е. за строфой-четверостишием (катрен) может следовать строфа-шестистишие и т.д. Такие стихотворения называются строфоидами.
Теория стихосложения не имеет законов, есть какие-то основополагающие правила, основанные на практике стихосложения классиков — начиная от А.С. Пушкина и заканчивая, пожалуй, началом 20 века, когда в моду вошла поэзия "серебрянного века" и множества литературных течений. Однако и эти правила "писаны не для всех". Часто можно увидеть в работах признанных авторитетов в филологии сразу после изложения какого-либо правила пример его несоблюдения, но при этом ученый приводит убедительные доказательства художественной целесообразности и даже необходимости отступления от этого правила.
Я приведу пример противоречивости в работе классика-филолога. Этот пример относится как раз к теме этой странички — к строфике. А имя классика — Шенгели Г.А. В его фундаментальном труде "Техника стиха" есть определение понятия "строфа", которое я уже привел выше, но повторю: — группа из определенного числа строк, повторяющаяся на всем протяжении стихотворения. Я подчеркнул слово "повторяющееся", чтобы вернуться к нему при рассмотрении рекомендаций Шенгели Г.А. по применению правила альтернанса*.
— -------------------------------------—
* Альтернанс — правило чередования рифм в стихотворении строфического строения. Порядок был разработан ..., когда в стихе было установлено чередование мужских, женских и дактилических рифм. Альтернанс имеет значение для сложных строфических форм, таких, как секстина, октава, сонет, онегинская строфа и т.д.
Цитирую Шенгели Г.А.: "Возьмем простое четверостишие с охватной рифмовкой: АббА, пара мужских рифм (бб) охвачена парою женских. Если второе четверостишие будет построено так же: ВггВ, то за четвертой строкой первого, женской, пойдет первая строка второго, также женская; рядом станут две женские, но не рифмующие между собою строки. Получается стык нерифмующихся одинаковых окончаний, неприятный для слуха. Для избежания стыка применяется альтернанс: второе четверостишие начинают мужской строкой, давая для него такую схему: вГГв. Третье четверостишие опять начинается женской: ДееД, и т.д. Общая формула такова: если в строфе даны различные окончания (мужские и женские, дактилические и женские или мужские и т.п.) и строфа построена так, что ее первая и последняя строки имеют окончания одного типа, то следующая строфа должна быть построена "навыворот", начинаясь и кончаясь строками другого типа...
Правило альтернанса, конечно, не абсолютно. Оно твердо осуществляется в русской классике. В современной русской поэзии с ним часто не считаются".
Сравнив подчеркнутые фразы, легко обнаружить противоречивость, т.к. построение "навыворот" означает различное построение строф, что противоречит определению понятия "строфа". А последний абзац цитаты подтверждает мои слова о соотношении правил и моды.
Примечание:
При подготовке этого материала использованы книги Т.Скоренко «Учебник стихосложения» и М.Швеца «Технология русского стихосложения».
Митрич, может подшить к общим статьям по стихосложению?
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Спасибо, объяснили. А у меня строфичность почти катастрофична, альтернанс точно в мясорубку провёрнут, а техника (стиха) на грани фантастики. Жалко, что не дают стихическую инвалидность, сейчас бы неплохую пенсию получала...
Ира Мари
Спасибо за науку! Ужели так сложно...((( +
volodia
Можно и подшить. У меня ещё одна статейка лежит в очереди. Потом сделаю подборку адресов и передам.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Сколько открытий чудных, узнаешь. Буду стараться грызть гранит наук. Спасибо.
С Уважением Владимир!
А вот СИРена всегда называет строфы куплетами.
Олви
Да-с! Это вам не какой-нибуль средневековый рондель!))
Спасибо, Юрий Дмитриевич, за науку.
Кремнёв Игорь
Мне так проще и понятней. Если рассматривать стих, как песню.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Ира, я боюсь за Вас! Бросайте к чёрту подобное чтение, тем более на ночь ))).
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Не стоит благодарности, Владимир. А настоящие науки простенькими не бывают ))).
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Желаю успехов!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Её право. Многие ведь называют по-народному ферзя королевой, слона офицером, ладью турой.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Да-да, именно так я их и называю!
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Рандель вечен! ))) Игорь, я рад, если статейка оказалась полезной.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Для моих изысканий, это имеет наибольшее значение. Когда читаю своё, всё понимаю, а когда предлагаю к прочтению, понимаю дело гиблое.

Но я не унываю. Дурак в любом случае не поймёт, а умный прочтёт, как надо, а не как я расположила.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Правильно понимаете, Ника! Ваши творения не подлежат делению на строфы
.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Ну добейте меня уже окончательно. Скажите, что и термин существует какой-нибудь. Например, дистрофика — раздел поэтики, изучающий бесформенность бесперспективности.

"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Нет, Ника, существует другой термин астрофика - стихи не подлежащие делению на строфы. Это, прежде всего, вольный стих и верлибр, а также практически все стихи, написанные в тонической системе стихосложения. Так что добивать Вас у меня нет никакой корысти. Вы мне нужна (не как память)
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Трофей?
Астрофика... Смурфеника... А что? Мне нравится.

"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Нет, единомышленник!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Митрич, а у Вас есть пример альтернанса в Вашем творчестве?
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Ника, альтернанс - формальное и очень давно устаревшее требование. Сейчас оно нарушается сплошь и рядом. Возьмите любой стих с парной рифмовкой и в нём это правило не соблюдено.
Его пример другим наука:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
НЕ отходя ни шагу прочь.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Я думала, у Вас найдётся что-то, что Вы сами сочинили ради опыта, тренировки.
Нет?
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Есть, конечно, хотя я парную рифмовку не очень-то люблю. Но вот пример
:
Телеса, что Божий дар,
хоть сажай на самовар.
Вот это да! Вот это дева!
Кому куда, а мне налево.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.