Слово в защиту «заумной» поэзии
Dum spíro, spéro.*
Немного мне смешно бывает, братцы, когда твердят нам критики: «Ты проще мордой будь». Ведь если слушать их и новизны бояться, то нипочём в литературе свой ты не отыщешь путь.
«Заумные» стихи – они, мол, для фанатов, нахваливать готовых и читать любую хрень. Скажите нет вы «Чёрному квадрату», в метафорах и лексике скромнее будьте и уйдите в тень надёжных представлений и понятий, пишите так, как Ломоносов завещал…
Друзья мои, вы, пишущая братья, меня гундёж весь этот препорядочно достал. Пора отчалить от родимых берегов, где ямбы и хореи прозябают. В компанию возьму двух-трёх богов, что жить-надеяться мне с детства помогают.
Высоцкого я дюже уважаю, от всех его нападок защищаю: «не наигравшийся актёришка», «наркот», мол, «враль»… А ты пойди вот так себя заставь – светить всегда и всем: пенсионерам, фронтовикам, элите, пионерам. Поэты все маститые завидуют ему, и всё! Да просто им – не по уму и Пушкина принять: «развратник», «мот» и «жалкий камер-юнкер». Вот не было забот им, коли б не родившись умер! Художники от слова «худо» все мечтали, чтоб мальцом зачах Пикассо.
Кто водит «Мерседес», тот не в почёте у, блин, экономо-класса!
У Бродского поэзия прекрасна и вполне логична. Гребенщиков – он тем же отличается. А что стандарт мышленья нам их непривычен, так не всегда понять всё сходу получается. Тут нужен подготовленный читатель. Читать – порой не меньший труд, чем у писателя.
Но лит. произведения создатель – навечно в подмастерьях у Создателя.
* Пока живу, надеюсь (лат.). Или: надежда умирает последней.
Люди как реки (Лев Толстой)
Заумь тоже разная бывает. Она ведь как - либо "попадает", либо нет. Если оказывается созвучно с каким-то настроением или взглядом на мир - то читаешь, и думаешь: ешкин кот, гениально! А если не созвучно - то: ну и хрень!
А звучание этого стиха, записанного как проза, понравилось ))) Хоть я и нифига в поэзии, по большому счету, не понимаю. И читаю лишь то, что "созвучно" персонально мне.
Согласна! Но если "попало", значит, ведь уже не зря написано, правда?
Скромничаете.
Формат А4, о существовании которого в поэзии я узнала здесь, на сайте. Раньше только детали всякие чертила на листах этого формата.
Рада, что понравилось, спасибо, Гульнара!
Люди как реки (Лев Толстой)
Ну, стихи Высоцкого к зауми никак не отнесёшь. Они просты, понятны и близки каждому человеку, от "заумного" интеллектуала до забулдыги с тремя классами.
А Пикассо и иже с ним именно относятся к категории художников от слова "худо". Есть художники-маринисты, а есть художники-мазинисты.
Но это лично моё мнение и настаивать на нём я не собираюсь.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Простота - хуже воровства, это да)))
Согласен с автором - если в произведении нет изюминки, то нафиг оно надо? Даже если по форме совершенно.
+
И кстати, непонятно, причём тут (18+)? Из-за "блина"?
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Данила, изюминка и заумность разные вещи. Как, например, средний палец и то, чем вы, мужчины, детей делаете. Использовать можно одинаково, но удовольствия разные.
Да и дети от пальца не родятся. 
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Ну так да, если заумность не есть изюминка произведения, то возникает тот же вопрос - нафиг оно надо?))))
О-о-о, кажись неслабый барагоз намечается

Ну, разрешите и мне тогда вставить свои пять копеек: я разделяю заумное творчество на плохое и хорошее по одному критерию - для кого оно создано (для читателя или для автора), вот и всё. То есть взять философов, которые очень сильно умничать умели, но они умничали для людей, закидывая какие-то мысли интересные, что-то пытаясь объяснить, где-то наставить - это хорошее зауми. А когда человек создает произведение со смыслом "Ветер подул - кораблик поплыл", и при этом использует тьму специфических терминов, сложный ритм и прочее - это выпендрёж и показуха, мол, посмотрите сколько я знаю слов разных и как умею ими манимулировать, себе же на потеху - это не есть хорошо, но добавлю, что ИМХО, всё вышесказанное.
Произведению +, интересная форма, да и смысл имеется
Всегда считал черный квадрат бредом сивой кобылы. Как ни пытался вникнуть в его суть - нифига.
Многие говорили: ты дурачок и ни чего не понимаешь, хотя сами обходились в описании его смысла какими-то неопределенными фразами. Я уж было начал комплексовать по этому поводу доколе один старый, добрый художник не объяснил, что "величие" Малевича заключается в том, что он первый опустился на самую нижнюю степень убогости дальше которой уже ничего.
"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"
Так ли это? А как же картины, написанные каловыми массами?
Хотя здесь наверно больше вопрос извращений, нежели убогости...
Стихи Высоцкого многие относят к просто... не-литературе, что ли, из-за обилия в них жаргонизмов, вульгаризмов и глагольных рифм. А ещё называли "мародёром", мол, писал о том, чего сам не испытал: блатных разборках, войне, спорте и т.д. А бандюганы, фронтовики, спортсмены и т.д. - благодарили Владимира Семёновича.
Хрень, блин, "не родившись, умер" и пр. нелитературные слова и выражения. Нечего молодёжь ими портить. Пусть всё же на классике учатся, как я в своё время.
Не всегда! Кто ясно мыслит, тот ясно излагает (с). Сколько людей, столько и мнений.
Нет никакой "заумности" в общем смысле, Ирена. Есть то, что находится ЗА пределами нашего с вами понимания, т.е. УМА. Без перехода на личности. Вспомните пост Митрича по поводу вашего блистательного стиха "А ночь - на то она и ночь..." Шелков пишет, типа: Сначала прочёл: показалось заумь, а потом пересмотрел ещё раз - вроде, ничо так.
Другое дело - художественная и иная неграмотность. Расплывчатость формы не должна её нивелировать. Я одно от другого: заумь от невежества отличаю, но не всегда, сама ещё недостаточно образована.
Спасибо, Ирена!
Ценю ваше мнение, но и изюминка - дело вкуса: кто-то любит изюм, кто-то - курагу или чернослив. Спасибо, Данила!
Всегда считала чёрный квадрат просто культурным манифестом, а никаким не произведением искусства, конечно. Мне кажется, К.Малевич декларировал: Искусство в его традиционном понимании умерло. Пророчество такое сделал, типа. И ведь прав оказался, как ни крути. Спасибо, что зашли, Андрей!
P.S А каловые массы... Дык и Господь, говорят, человека не из мрамора высек, а из глины слепил. Мож у скульптора никакого другого материала под рукой не было, а очень творить хотелось. Я вот иногда из теста фигурки для пирогов леплю.
Люди как реки (Лев Толстой)
И про кораблик можно по-разному написать. Посади трёх человек - получится три разных стиха: у кого-то он поплыл, у кого-то утонул, у кого-то - в небо улетел, типа, Летучий голландец на воздушной подушке.
Спасибо, Алексей!
P.S Про кораблик: на ум три примера пришли. Новаторский "Белеет парус одинокий" Лермонтова, "Парус, порвали парус..." Высоцкого (от заумью в своё время эту песню называли!) и "Пьяный корабль" Артюра Рэмбо (вообще жесть). Найди 7 отличий! (с)
Люди как реки (Лев Толстой)
Обычно наоборот - возрастные ограничения только привлекают молодёжь.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Хороший стих, Инесса. И есть над чем подумать
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Спасибо, Ирина!
Люди как реки (Лев Толстой)
Инесса, у тебя получились очень хорошие размышления, хотя, может и спорные.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Хорошие - это хорошо, спорные - тоже хорошо, полемикой это называется. Спасибо, Оленька!

Люди как реки (Лев Толстой)
Инесса, но ты не высказалась вот по этому поводу
или не согласна?
Вота хвилософский вопрос какой..! Глубоко копаешь!
Стихи бывают: детские - для детей (и родителей), любовная лирика - для романтиков (и их спутников), пейзажные - для тех, кто природу любит ( и опять же членов их семей и друзей), гражданская лирика - для граждАн, философские - для таких, как ты (и всех остальных), шуточные - для шутников (и печальных, чтоб развеселились)...........


Если серьёзно, только 3 вида лит.произведений:
1. Те, что пишутся на заказ (ради денег),
2. Те, что пишутся ради славы (популярности).
3. Те, что пишутся для себя (потому что автор НЕ может НЕ писать).
В идеале - 3 этих пункта должны совпадать. А совсем в идеале - подпись у Ирины К. была: "В идеале каждое стихотворение ты шепчешь на ухо Богу" (Иосиф Бродский).
Удовлетворён ответом, Алексей?
Уф, ну и устала я сегодня.
Люди как реки (Лев Толстой)
больше да, чем нет)) но если стих написан чисто по пункту 3 - то он плох, я так считаю
ладно, уговорила, иди отдыхай
На все 100. В корень смотришь!
Ох, спасибо, милый!

Люди как реки (Лев Толстой)
Хорошо сказали. Весьма интересное произведение. И не заумное совсем.
Убрала.
Люди как реки (Лев Толстой)
Спасибо, Николай!
Люди как реки (Лев Толстой)
Как это сложно: написать такое, что бы до нас никто не сочинил!
Евгений Гордеев
Инесса, подписываюсь под вашими строками! Полностью согласна и с тем, что нужно искать новые пути, и с тем, что быть грамотным читателем - это тоже непростая работа (а подчас и, наверно, своего рода талант).
Не знаю, насколько хороший из меня читатель, но я большой любитель стихов, над которыми нужно подумать, заставить мозги шевелиться. Причем над формой размышлять, а не только над идеей, - это тоже очень здорово.
Как-то раз я задала вопрос о смысле "Черного квадрата" преподавателю худ.школы, искусствоведу по образованию. Она примерно так же ответила
мол, "Черный квадрат" - это прежде всего символ, что в искусстве эпоха старых устоев прошла, а нового еще ничего не придумали, и неизвестно, что же будет дальше, в каком направлении двигаться. Малевич эту безысходность от смены эпох и выразил.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно.
(с) Иосиф Бродский
Ах, как Вы правы, Евгений. Но к счастью, всё новое - это хорошо забытое старое.
Так что остаётся простор для творчества. Спасибо!
Дариночка, вы молодец! Я вот не очень-то люблю размышлять над стихами или прозой, воспринимаю на уровне интуиции и уже сложившихся представлений. Когда я писала о "подготовленном читателе", имела ввиду определённый интеллектуальный и духовный уровень человека, берущего в руки книгу. Но главное - его гибкость, восприимчивость ко всему новому, отсутствие стереотипов в мышлении. То есть "талант" получается - как вы сказали!
Ох, порадовали. Я вот не искусствовед, но своим умом допёрла.
На самом деле, мне кажется, что Квадрат - это ещё и революционный манифест. Вспомните время, в которое жил Малевич. Он, кстати, плакаты для Красной армии на пару с Шагалом малевал. 
Спасибо за развёрнутый отзыв!
Люди как реки (Лев Толстой)
Поэзия(?) ББГ прекрасно и логична?. Я Вас умоляю!
Вы затронули очень интересную тему, Инесса. +
Кремнёв Игорь