08. О теории стихосложения. О вольном стихе
В последние годы я всё чаще в своём стихотворчестве прибегаю к форме вольного стиха. Нравится он мне. И всё больше и больше.
Вольный стих – это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны. Здесь подчёркиваю два обязательных условия: единый силабо-тонический метр и произвольность (а не упорядоченность!) неравностопности.
Скатившись с горной высоты
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…
О Дружба, это ты!
(В.А.Жуковский. Дружба)
Здесь в 1-й строке – 4-стопный ямб, во 2-й и в 3-й – 6-стопный, а в 4-й, заключительной, – 3-стопный. Подобные произведения в форме вольного стиха следует отличать от тех, в которых разностопность урегулирована и проявляется, например, в контрасте четных и нечетных строк.
Вольный стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую.
Традиция применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу «низких», но он обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не стесненном рамками «высокого штиля», и в том, что длину ямбических строк определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. В конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича «Душенька». В начальной части своей «древней повести в вольных стихах», как обозначил жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов «равных», и дал характеристику вольному ямбу:
Прости вину мою, (3 стопы)
Когда я формой строк себя не беспокою (6 стоп)
И мерных песней здесь порядочно не строю. (6 стоп)
Черты, без равных стоп, по вольному покрою, (6 стоп)
На разный образец крою, (4 стопы)
И малой меры и большия… (4 стопы)
Другая традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру «посланиях» сочетались неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных случаях – в 3-6 стоп. Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности.
Погасло дневное светило; (4 стопы)
На море синее вечерний пал туман. (6 стоп)
Шуми, шуми послушное ветрило, (5 стоп)
Волнуйся подо мной, угрюмый океан (6 стоп)
(Пушкин. «Погасло дневное светило…»)
Обе традиции – и басенная, и элегическая – отразились в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Элегическая, т.е. относительно умеренная, неравностопность характерна для развернутых монологов основных действующих лиц этих произведений. Басенная традиция, напротив, проявляет себя в живом обмене репликами, по выражению М.Л.Гаспарова, в «суетливых местах». В «Горе от ума» Грибоедов, обращаясь к форме вольного стиха, обновлял традицию стихотворной комедии. Живой и свободной выглядит речь Чацкого, обращающегося к Софье (д. 1-е):
Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный, верный член до гроба?
Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
А этот, как его, он турок или грек?
Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут,
Куда ни сунься: тут как тут,
В столовых и гостиных.
К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп.
Форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея («Товарищу Нетте, пароходу и человеку» В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»), вольного амфибрахия («Дума» Н.И.Гнедича), вольного анапеста («Рыцарь на час» Некрасова).
к админам, предлагаю вынести в отельную вкладочку , вроде разработки и повышение уровня))
незаметно как стал злым... так же как и все...
Ой, спасибо за науку. Значит у меня "Любимому" вольным анапестом написано! Как-то сам стих получился, думала - мой эксперимент. Разрешите, если не в тягость, иногда консультироваться?
Аверина Татьяна.
Юр, если такая тематика заинтересует людей, то могу и без всяких вкладочек размещать время от времени по разным вопросам.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Таня, ради Бога! Что знаю, расскажу.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Хорошая мысль! Я в интернете пыталась по разным своим вопросам найти ответы - сложновато... А у вас всё понятно получается. Вот вопрос - чем белый стих от вольного отличается?
Аверина Татьяна.
Белый стих отличается от обычного стиха классического построения только отсутствием рифмы. Так что от вольного у него различий больше.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
ну давай всех грузить переодически построением стиха))) моё имхо - уж лучше выделить это в отдельную тему и там обсуждать))
незаметно как стал злым... так же как и все...
как же я был не прав - теперь познав основы, начинаю тянуться к стихограмматике и интересно читать эти статьи, надо будет их перекопировать если отдельную ветку сделают!!!
незаметно как стал злым... так же как и все...
Спасибо за науку)
Мои глаза холодны, как остывший пепел, но сердце горит огнем
Соэн Сяку
Рад стараться
.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Спасибо, Митрич. Это интересно. Надо попробовать...)
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Бог в помощь, Оля, тем более, что его писать легче, чем классический стих.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
ой, какое спасибо, Юра.
доступность подаваемой инфы очень ценна)
Люда, я очень рад, что тебе материал понравился и, может быть, будет тобой использован на практике.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
ха... на практике)))
эти же стихи вылазят, когда хотят и в какой хотят форме.
не желают, видите-ли, пока поддаваться контролю.
бардак в общаге)))
Крепись и экспериментируй!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
спасибо Юра.
пытаюсь)))
Аналогично...))))))))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Вы уж простите меня бездаря. Это получается вроде стихов хоку, только сложнее. Или я не так понял
Kundemas
обращаться к сим особам в личку
http://www.newauthor.ru/users/mitrich
и
http://www.newauthor.ru/users/taverna
Ничего, я не обиделся
. С японской поэзией нет ничего общего.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Спасибо, Митрич! Стала ещё чуток умнее, но ненамного. Ещё бы научиться в силлабо-тонический метр вписываться, а от одной до восьми стоп я уже умею, сами знаете!
))
Люди как реки (Лев Толстой)
Горжусь своим вкладом! ))). У Вас нет проблем с силлабо-тоническим метром, а вот ужаться в стопах не помешало бы. Более пяти для двусложных метров и более четырёх для трёхсложных метров утяжеляют стих.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Тяжесть - по боку! Лёгкость, только лёгкость, Митрич! Сажусь на диету.
)
Люди как реки (Лев Толстой)
С удовольствием понаблюдаю за результатом ))).
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Интересная наука! Еще бы о других формах в доступной форме почитать+
Спасибо, Юрий Дмитриевич! Познавательно очень. +++++++++
Рад, если полезен материал, Евгения! Спасибо!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Лариса, спасибо за добрый отзыв! У меня несколько подобных материалов. Вот, например, этот. Если откликнешься, то буду и дальше давать адреса. http://www.newauthor.ru/poetry/belyj-stih
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Спасибо большое, Митрич! Адреса жду!