12. О теории стихосложения. Верлибр 2
Уже совсем по-простому, примитивно-схематично можно так описать технику построения верлибра :
- поэтический текст разделен на отдельные строки,
- в каждой строке соблюдение определенного ритма всё же желательно,
- но в соседних строках повтор такого же ритма не обязателен и рифма тоже не требуется,
- созвучия внутри строк и между строчные - обязательны, или весьма желательны, иначе поэтической музыкальности не получается
- такие разнообразные строки составляют конструкцию, наподобие привычной нам строфы, которая периодически повторяется на протяжении всего текста; а внутри "строфы" - кажущийся хаос.
Но и повторения такие - не строгое условие. Может быть сочетание в одном тексте разных по форме строф-конструкций. Такой вот странный, этот верлибр.
И вот в этом свободно чередующемся хаосе появляется удивительный интонационный ритм - как бы звуковые волны, повторяющиеся из строки в строку, похожие на качание в морских волнах:
с гребня - вниз, и опять наверх...
с гребня - вниз, и опять...
определенная мелодийность, задающая ритмику стихотворению.
Именно это отличает верлибр от прозы. Это поэзия мелодий, созвучий и интонаций, и не обязательно лирических.
Услышать эту поэтическую мелодию - нет проблем, когда есть рифма и классический ритм, чередование слогов: ударных, безударных. Но в нерифмованном стихе-верлибре это надо почувствовать и услышать. Поэтому так трудно написать хороший верлибр. И непросто его читать. Требуется особая подготовленность - эмоциональный настрой автора и читателя.
Таким образом, основное отличие верлибра от традиционных классических форм стиха заключается в этой самой «прочувственности» ритмики. Это уже требует наличия у читателя какого-то подкоркового, интуитивного чувства!
Давид Самойлов в своей "Книге о русской рифме" (1969-1979г.г.) писал следующее:
"Итак, мы живём в период рифменной стабилизации. Начала нового поиска можно ожидать лишь в самом конце нашего века, а его апогея - в начале следующего.
Ничто не сулит нам скорых рифменных катаклизмов. Рифме грозит только одна неожиданность - массовый переход к верлибру. Но пока нет оснований для беспокойства. Русский стих развивается как рифменный, даже в острые периоды поисков.
Верлибр пока ещё находится на далёких подступах к поэзии и пока существует на фоне рифменного стиха как его периферийная структура."
Надо всегда помнить, что верлибр - это не игрушка в руках неумелого поэта. Верлибр - это сложно и требует высокого поэтического уровня или необычайной эмоциональной интуиции. Хорошие верлибры - большая редкость в наши дни. Незаслуженно отодвинутый на задворки литературы метод написания поэзии.
Все формы верлибра распадаются на две категории: метрический и дисметрический верлибр. У русских поэтов обозначилась явная тенденция к трехдольному метрическому верлибру (А. Фет, А. К. Толстой, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, М. Волошин, И. Бунин, М. Кузмин, А. Белый и др.). Интересно, что М. Лермонтов первым написал стихи в форме трехдольного верлибра: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...». Этот отрывок легко обратить в стихотворные строки:
Синие горы Кавказа,
приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
к небу меня приучали,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...
Гораздо шире по количеству произведений область разнообразного дисметрического верлибра. Поэма «Слово о полку Игореве» — это классический пример русской полиметрии и свободного стиха. Некоторые произведения ранней виршевой поэзии, приближающиеся к форме равностопия силлабистов, многие русские былины и лирические стихопесни построены как свободные стихи. В русской поэзии сложились два основных вида дисметрического верлибра: интонационно-фразовый стих и ударник. И тот и другой могут быть с рифмами и без рифм. Примеры фразовика без рифм:
Ходит спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота не крашены.
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит — на небе радуга;
Повернулся Спесь во другую сторону;
Не пригоже-де мне нагибатися!
(А. К. Толстой)
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
(А. Блок)
Примеры верлибра акцентного строя (ударники):
Трехударник без рифм:
Жил стари́к со свое́ю стару́хой
У са́мого си́него мо́ря;
Они жи́ли в ве́тхой земля́нке
Ровно три́дцать ле́т и три го́да...
(А. Пушкин)
Четырехударник без рифм:
Вече́рний су́мрак над те́плым мо́рем,
Огни́ маяко́в на потемне́вшем не́бе,
За́пах вербе́ны при конце́ пи́ра,
Све́жее у́тро после до́лгих бде́ний,
Прогу́лка в алле́ях весе́ннего са́да,
Кри́ки и сме́х купа́ющихся же́нщин...
(М. Кузмин)
Примеры рифмованных равноударников можно найти во многих стихотворениях В. Маяковского, а также в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной полиметрией с чередованием ямбических и хореических размеров, паузных трехдольников и равноударников. Вот отрывок из этой поэмы, строго выдержанный верлибр — четырехударник с перекрестными рифмами:
...И когда
осталось
на баррикады выйти,
день
наметив
в ряду недель,
Ленин
сам
явился в Питер:
— Товарищи,
довольно тянуть канитель!
Удивительно точные у Вас определения верлибра. Мне очень они понравились.
Захотелось попробовать.))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Неожиданно интересно и полезно для меня, как для человека далёкого от поэзии. Я как раз сейчас пытаюсь что-то подобное написать. Теперь хоть буду знать, что это называется верлибр.
Вся наша жизнь — это совокупность причин, следствий и совершенных случайностей.
Те же мысли, Оля, но боязно как-то)))
Митрич, спасибо!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Митрич, Вы предвосхищаете мои вопросы. А я, нетерпячка, их задаю в предыдущей части.
Очень чётко всё разложили.
Пример Лермонтова и Маяковского... У кого-то могут быть вопросы к поэтичности верлибра? Только не у меня.
Митич, категорическое спасибо Вам за проделанную работу.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Весьма интересно было прочесть...+
Но верлибр меня никогда не привлекал. Возможно не дорос я до него, порою трудно отличить его от художественной прозы.
Это, как искать чёрную кошку в чёрной комнате
Вот переформатировал стих А.Блока...и, по правде сказать, не вижу в нём особых отличий от прозы.
Чем хуже у Н.В.Гоголя - "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит..."? Но это же проза, а не верлибр.
Waldemar
Для себя выделила
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Читаю шиворот-навыворот. Пойду к первой части теперь. Но уже делаю вывод, что верлибр это сложно для моего мозга
https://www.youtube.com/channel/UCckxPqr4d8cPte95PoWBgcw
Очень интересно! Спасибо! +
Весьма познавательно! +
Ольга, этих определений десятки, а может, сотни. Просто я выбрал пару диссонирующих. А пробовать? А почему бы и нет. Как говорится, волков бояться ...
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Константин, я рад, что материал оказался полезен. Спасибо! Пишите. Попробуйте что-нибудь из теории прозы .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Митрич, а я как-то уже слегка болела этим.
Я тогда написала "Верлибр о верлибре". Помните?
https://www.newauthor.ru/poetry/verlibr-o-verlibre
Сейчас перечитала и стало мне смешно.))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Ирина, и Вам спасибо за активное чтение материала!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Вот. Показалось интересным:
https://www.stihi.ru/2016/07/24/52
Похоже это на верлибр, Митрич?
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Ника, не стоит благодарности - самому оказалось очень интересным . Жду следующего задания .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Митрич, только от меня? Может быть кто-нибудь ещё закажет тему?
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Вы инициатор, Вам и карты в руки .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Спасибо, Вальдемар!
Увы и ах, так же и у меня отношение к верлибру не сложилось .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Надежда, не теряй надежды . Главное - войти во вкус .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Очень рад, Евгения! Спасибо!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Это для меня награда . Спасибо, Лариса!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Ещё раз прочитал и сегодня подтверждаю своё мнение, высказанное под стихом .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Митрич, а это верлибр?
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Нет, это, кажется, тактовик .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
А Вы не увиливайте, Митрич.
Вопрос был не о форме, а о продолжении статей.
Так-то вот, а не тактовик.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Ника, виноватый я ( . Материал для следующей статьи набрал. Лень его укорачивать, упорядочивать и причёсывать. Закончу всю серию с афоризмами и продолжу, ей-ей .
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Митрич, я не тороплю. Только напомнила, что жду.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©