Блог портала New Author

13. О теории стихосложения. Системы стихосложения. Предыстория русского стиха

Аватар пользователя Митрич
Рейтинг:
10



Стихотворная форма произведения во всех своих специфических особенностях (метр, ритм, рифма, строфа) теснейшим образом связана с его содержанием. Но связь эта - не органическая, а историческая. История русского стиха есть часть большой истории европейского и индоевропейского стиха. Для истории русского стиха важнее всего характеристика общеславянского народного стиха.
Мы начинаем обзор истории русского стиха с XVII в. Конечно, это никоим образом не значит, что до XVII в. на Руси не существовало поэзии, не существовало стихотворных средств выражения: ритма и рифмы. Они были, но они еще не складывались в понятие «стих». Противоположение «стих—проза», такое естественное для нас, древнерусскому читателю было неизвестно. Оно явилось только в начале XVII в. и было отмечено новым словом, прежде не существовавшим, а, стало быть, и ненужным: словом «вирши», стихи (от польского wiersz, латинского versus; букв, «поворот», «повтор» словесного отрезка). До этого вместо противоположности «стих — проза» ощущалась другая: «текст поющийся — текст произносимый»; при этом в первую категорию одинаково попадали народные песни и литургические песнопения, а во вторую - деловые грамоты и риторическое «плетение словес».
Выделение стиха как особой системы художественной речи совершается в русской литературе в XVII — начале XVIII в.— в ту эпоху широкой перестройки русской культуры, которая началась Смутным временем и закончилась реформами Петра I. Отделившись от прозы, стих должен был самоопределяться: признав своей основой ритм, он должен был нащупать характер этого ритма — систему стихосложения. Поиск системы стихосложения и составляет основное содержание «предыстории русского стиха» — от начала XVII в. до 40-х гг. XVIII в.
Молитвословный (или кондакарный) стих пришел на Русь с принятием христианства. Образцом его был старославянский стих, созданный во времена Кирилла и Мефодия в подражание византийскому литургическому стиху — антифонным силлабическим строфам, где каждой строке одной строфы соответствовала равносложная строка в следующей строфе. Из Моравии этот стих перешел в Болгарию, из Болгарии на Русь и продолжал здесь жить в церковном употреблении до новейшего времени. Слабость молитвословного стиха была та же, что и у песенного стиха: он был слишком связан традицией, слишком зависим от литургических тем и напевов. Поэтому первым русским литературным стихом широкого употребления - досиллабическим стихом по преимуществу — стал не он, а говорной стих. В этом стихе главный признак стихотворности -членение текста на соотносимые отрезки - осуществляется не с помощью напева, а с помощью рифм, замыкающих каждый отрезок. Такая рифмовка развилась на основе синтаксического параллелизма, в котором члены легко образуют грамматическую рифму. Этот художественный прием одинаково был употребителен и в высокой риторике и в низовом скоморошьем творчестве.
Вторая стадия—попытка создания системы русского стихосложения исходит не из русского стихового опыта, а из опыта других литератур: заемные» размеры, не будучи связаны традицией, обещали быть еще более гибкими и пригодными для любой темы и стиля. Таких экспериментов было сделано три: испробовали метрический квантитативный стих по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабический стих по польскому образцу (Симеон Полоцкий) и силлабо-тонический стих по германскому образцу (Глюк и Паус). Наиболее удачным оказался второй эксперимент, и силлабический стих стал господствующим в русской поэзии с 1670-х вплоть до 1740-х гг. Наконец, третья стадия поиска — это силлабо-тоническая реформа Тредиаковского—Ломоносова. Ее тремя этапами были: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) В. Тредиаковского, «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) М. Ломоносова и итоговый «Способ к сложению российских стихов» (1752) В. Тредиаковского. После этого господство силлабо-тоники в русском стихе стало окончательным.
Все поиски и эксперименты велись не стихийно, а сознательно и целенаправленно. Переходы от досиллабики к силлабике и от силлабики к силлабо-тонике были не плавными, эволюционными, а резкими скачками, революциями в стихосложении. Так, ранние (до 1730) стихи Тредиаковского не отличаются по ритму от стихов Симеона Полоцкого, а зрелые (с 1735) нимало на них не похожи: за пять лет строй стиха изменился больше, чем за прежние шестьдесят лет. Это характерный дух экспериментального периода русского стиха.
Досиллабический стих требует от стихотворных строк лишь обязательного замыкания рифмой; силлабический стих вдобавок требует, чтобы они были равносложны; силлабо-тонический - чтобы в них, сверх того с определенным однообразием размещались ударения.
Из того факта, что после Тредиаковского—Ломоносова силлабо-тоника стала на полтора века господствующей в русском стихе, не следует, что остальные системы стихосложения не соответствовали «духу» русского языка. Чисто-тонический стих дождался возрождения в XX в., а чисто-силлабический вновь становится предметом переводческих экспериментов в наши дни.
В следующих частях этой темы мы рассмотрим с примерами силлабическое стихосложение и наиболее подробно - тоническое и силлабо-тоническое стихосложения.

Рейтинг:
10
Дима Фантаст в ср, 14/11/2018 - 17:21
Аватар пользователя Дима Фантаст

Здорово! Пошел изучать

__________________________________

Вон то голубое
надень, моя радость, надень.
Не плачь
и до встречи в апреле.
До встречи в апреле. (с)Тина.

Маэстро в ср, 14/11/2018 - 17:29
Аватар пользователя Маэстро

Юрий Дмитриевич, это интересно! +++

__________________________________

Илья.

Larica в ср, 14/11/2018 - 17:50
Аватар пользователя Larica

В следующих частях этой темы мы рассмотрим с примерами силлабическое стихосложение и наиболее подробно - тоническое и силлабо-тоническое стихосложения.

Давайте, рассмотрим, интересно, и спасибо за Вашу работу Цветок +

Смурфеника в ср, 14/11/2018 - 18:17
Аватар пользователя Смурфеника

Мы начинаем обзор истории русского стиха с XVII в.

Уже тогда НьюАвтор заправлял делами? Большая улыбка

Этот художественный прием одинаково был употребителен и в высокой риторике и в низовом скоморошьем творчестве.

Одну Землю топчем, господа поэты. ЛОЛ)))


Митрич, интересно очень. Лайк

__________________________________

"Обманутое ожидание" - это про меня.

Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©

Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©

Я. ЛОН в ср, 14/11/2018 - 19:15
Аватар пользователя Я. ЛОН

поучительно+

__________________________________

Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.

Ведруса в ср, 14/11/2018 - 19:36
Аватар пользователя Ведруса

за пять лет строй стиха изменился больше, чем за прежние шестьдесят лет. Это характерный дух экспериментального периода русского стиха.

Надо же! Сколько нового узнала! как интересно. Озадачен Продолжайте, Митрич, и помедленнее, я записсссываю Лайк

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Gamayun в ср, 14/11/2018 - 19:49
Аватар пользователя Gamayun

Очень интересная тема. Smile

__________________________________

gamayun

Тульский в ср, 14/11/2018 - 20:04
Аватар пользователя Тульский

Вот это, очень классно и своевременно.
Митрич, спасибо за Ликбез!! ++

__________________________________

Искатель

https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij

Тут все мои творения.
Да с аннотацией.

Waldemar в ср, 14/11/2018 - 20:21
Аватар пользователя Waldemar

Безусловно интересная статья и безусловно сложновата для восприятия читателем, неискушённым в области теории стихосложения. Я имею ввиду, прежде всего, себя конечно. Но надеюсь, с появлением примеров, картина будет проясняться...+

__________________________________

Waldemar

Митрич в чт, 15/11/2018 - 00:17
Аватар пользователя Митрич

Здорово! Пошел изучать

Спасибо, Дима! Далеко и надолго только не уходи Большая улыбка .

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в чт, 15/11/2018 - 14:47
Аватар пользователя Митрич

это интересно!

Илья, рад, что тема заинтересовала! Лайк Спасибо!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в чт, 15/11/2018 - 17:46
Аватар пользователя Митрич

интересно, и спасибо за Вашу работу

Лариса, мне приятно видеть человека, заинтересовавшегося проблемой, которая меня держит в узде уже более 10 лет Большая улыбка . Спасибо!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в чт, 15/11/2018 - 23:21
Аватар пользователя Митрич

Уже тогда НьюАвтор заправлял делами?

Он был всегда Лузер . Таким и останется, Ника. Спасибо!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в чт, 15/11/2018 - 23:59
Аватар пользователя Митрич

поучительно

для того, кто хочет учиться Большая улыбка . Спасибо, Олег!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в пт, 16/11/2018 - 01:13
Аватар пользователя Митрич

Сколько нового узнала! как интересно. Продолжайте, Митрич, и помедленнее, я записсссываю

Ирина, спасибо! Очень-очень рад! Торопиться не буду, хотя и вынужден поневоле Фух .

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в пт, 16/11/2018 - 01:14
Аватар пользователя Митрич

Очень интересная тема

Светлана, я рад, что материал заинтересовал. Был бы он ещё к тому же полезным Озадачен .

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в пт, 16/11/2018 - 01:17
Аватар пользователя Митрич

Вот это, очень классно и своевременно.
Митрич, спасибо за Ликбез!!

Вадим, спасибо! Слышать подобное от прозаика тем более приятно Большая улыбка .

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Митрич в пт, 16/11/2018 - 11:52
Аватар пользователя Митрич

Безусловно интересная статья и безусловно сложновата для восприятия читателем, неискушённым в области теории стихосложения. Я имею ввиду, прежде всего, себя конечно. Но надеюсь, с появлением примеров, картина будет проясняться...+

Спасибо, Вальдемар! Пока разговор шёл об уже умершем. Сегодня вирши тех времён стали просто нечитабельными. Эта по-существу историческая справка служит лишь подходом к ныне действующим системам стихосложения - тонике и силлабо-тонике. А на вопросы я могу и ответить. Лузер

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.