Город вечной зимы
В городе Облачном, где родился и рос Мишка, всегда царила зима. Мягкая, ленивая и относительно тёплая. Небо было практически таким же белым, как и земля. И всегда шёл снег. Крупный, белый и неторопливый. Температура редко опускалась ниже пяти градусов. Ребятишки лепили снеговиков, играли в снежки и катались на санках. Взрослые вздыхали о других землях, где по улицам текли весенние ручейки, зеленели деревья, а в палисадниках радовали глаз оранжевые и синие цветы.
Мама тоже когда-то жила в чудесной стране, где по улицам ездили машины, автобусы и маршрутки, и существовало множество интересных профессий. Программисты, например, или художники. В Облачном молодые и здоровые работали на фабрике, а старые и больные продавали продукты, одежду и всякую всячину в грязноватых, тускло освещённых лавчонках.
Некоторые трудились дворниками, присматривали за ребятишками в детсадах. Учили детей постарше уму-разуму в школе, ухаживали за недужными в местной больнице или служили на электростанции. Кто-то создавал из облаков еду, одежду и всякий хлам, чинил сломанные вещи, мыл подъезды. «У нас в городе были пятиэтажные и даже девятиэтажные дома. Да что я говорю? И сейчас есть. А в мегаполисах громоздятся двадцатиэтажные свечки и жилищные комплексы А здесь одни четырёхэтажные домчонки. Жёлтые и коричневые. Вроде наших хрущовок. Скука», - вздыхала мама.
Мишка возвращался домой из детского сада и представлял себе мир маминого прошлого.
- Миша, мне нужно с тобой серьезно поговорить. Тётю Тоню, соседку, которая с тобой сидит, увезли в больницу. Она кашляла кровью. Всё фабрика проклятая, - мама сморгнула слезинку. - Когда-нибудь и я такой же стану. Но суть не в этом. Мне сегодня в ночную. Посидишь дома один? Ты просто ложись в постель и закрой глазки, а когда проснёшься, я уже буду дома.
- Я останусь один ночью? - Мишка весь похолодел. - Нет-нет, так нельзя! Ты же знаешь, что после полуночи наши бело-красные кухонные занавески оживают и начинают летать. Они меня задушат. А под кроватью живут чёрные тени. Они превратятся в пыль, забьются мне в нос и рот, и я задохнусь.
- Глупости! Дурацкие фантазии! - фыркнула мама. – Если будешь умницей, я завтра сошью тебе из тряпок клоуна. А ещё куплю в лавчонке тётушки Варвары настоящие наручные часы. Ты же хотел.
- Не хочу ночью один! - и Мишка заплакал во весь голос.
- Ну что мне с тобой делать? Детей младше восьми лет на фабрику не пускают. Вредный ты и эгоистичный. Знаешь же, что за прогул меня уволят. И что тогда? Прозябать в какой-то лавчонке и перебиваться с хлеба на воду? Ничего тебе не куплю и не сошью. И говорить с тобой не буду.
И мама выполнила свою угрозу. Молча накормила мальчика манной кашей, сжевала бутерброд с колбасой, безмолвно оделась и вышла из квартиры. Сердито щёлкнул замок.
Мишка лёг в постель и попробовал уснуть, но ему представились злые тени и летающие по кухне занавески. Зловеще капал кран и трясся от страха холодильник. Что-то выло в трубах, где-то сверху, на четвёртом этаже, перекатывались металлические шары. Мишка забрался с головой под одеяло и заплакал.
***
Ещё никогда на душе у Валентины, матери Мишки, не было так скверно и тягостно. Она чувствовала вину перед шестилетним сынишкой. Валентина говорила с ним слишком жёстко, без любви. В том другом мире мать вечно кричала на неё, не брезговала и рукоприкладством. Вот и вышла Валя замуж в восемнадцать лет за проходимца, который пил и избивал её до полусмерти. Этот нелепый брак довёл молодую женщину до отчаянного шага. Валя вспоминала своё детство, полное слёз и ругани, с содроганием. Получается и Мишка…
Слёзы жалости к себе и сыну застилали Валентине глаза. Вот и не заметила она, как указательный палец попал в машину и… Валентина страшно кричала от чудовищной боли, а кровь капала на экземпляр золотого, того, что нужно вспоминать, словно солнце в небе голубом. Модель превращалась в брак, кровавый кошмар. От охватившего Валентину ужаса она скрючивалась и чернела.
В медкомнате немощная, худая, как скелет, старуха в белом халате оказала Валентине первую помощь. А после женщину пригласили в кабинет директора. Его седая голова тряслась, он не ругался, не метал громы и молнии, а увещевал. Старик и сам когда-то работал здесь, смог подняться до директора, но здоровье подорвал окончательно.
- Что же это, голубушка, происходит? За сегодняшнюю ночь у нас целых пять браков. Пять! Вы же не мебель делаете и не одежду шьёте. Уволить вас, что ли? Да сделанного-то ведь не воротишь. Бракованные экземпляры мы сожжём. Но какой удар по городскому бюджету! Вы об этом подумали?
- Пожалуйста, дайте мне ещё один шанс, - Валентина всхлипнула. - Я одна ращу сына. За ним обычно присматривает наша соседка, когда я в ночную. Но она попала в больницу и... Я просто с ума сходила. И куда мне идти? В дворники, продавцы? Кормить Мишку водянистыми супами, забыть о молоке? Он ослабнет, заболеет, умрёт.
- В нашем городе все мужья и любовники бросают женщин, стоит им забеременеть. Вы не одна такая. Ну ладно. Вы всегда были образцовой работницей. Даю ещё один шанс. Но в первый и последний раз. Идите домой. Я дам вам облачный бальзам. Через трое суток пальчик будет как новенький. Идите.
И старик с досадой махнул рукой. Когда Валентина выходила из кабинета, плачущая и виноватая, от двери отскочил лохматый рыжеволосый мальчишка. Он явно подслушивал их разговор. «Что ж, всё равно, - на Валентину навалилась свинцовая усталость. - А я его знаю. Это Валерка-сирота. У него мать от кровавого кашля ещё год назад скончалась. Парнишке уже исполнилось девять лет. Вот и взяли на фабрику. Здесь он ест, спит, играет с ровесниками в «угадай слово».
***
Валерка с презрением глянул вслед проштрафившейся работнице. Он презирал всех. Работниц, других мальчишек-курьеров и в особенности директора. Считалось, что бракованная продукция сжигается в специальных печах. Но на самом деле её аккуратно подкладывали к идеальным экземплярам.
«Детство - самый важный период в жизни человека. Оно должно быть безоблачным», - вспомнились Валерке слова директора. «Лицемер, - прошипел мальчик.- Я сам видел в замочную скважину, как лишенные красок, обугленные и исковерканные модели попадают в наши мешки. Мама то же самое перед смертью говорила. Да и я не слепой. Вижу, что оставляю в комнатах малышей. И эта окровавленная мерзость тоже кому-то достанется»
***
В предрассветных сумерках Мишка с тяжело нагруженным мешком спускался на землю в человеческий город. Никто ещё не вставал. Спали младенцы в своих кроватках, спали их матери и отцы, спали здоровые и больные, богатые и бедные, счастливые и несчастные. На земле царил июль, даже теперь в самый холодный час было жарко и душно.
Уменьшившись до предела и став невидимым, Мишка влетел в открытую форточку на третьем этаже панельного девятиэтажного дома. Трёхмесячная девочка мирно спала в колыбели. Мишка наобум вытащил экземпляр её детства и содрогнулся. Это был тот самый фабричный брак, испорченный кровью и страхом Валентины. Из проезжавшей мимо дома машины донеслась песенка:
Детство золотое кто-то вспоминает,
Словно солнце в небе голyбом.
А мне снится снова сеpый палисадник
И такой же сеpый детский дом.
У девочки Сони, мирно спавшей в своей колыбельке, детство будет именно таким. А перед этим она переживёт страшную ночь. Её родители, бабушка и младший брат погибнут от рук грабителей, она окажется единственной выжившей. И остаток детских лет Сони отравят страх, издевательства детдомовских ребят и ночные кошмары. «Вот она кровь Валентины», - Валерка брезгливо скривился. Тяжело вдохнув, мальчик положил исковерканное детство на ковёр перед кроваткой. Выбрасывать неудавшиеся экземпляры он не имел права. По документам модели находились в идеальном состоянии. Директору и здесь удалось схитрить. Брак превратился в россыпь пылинок, и спящая девочка вдохнула их.
Володьке, следующему малышу, повезло больше. Он заполучил идеальный золотисто-голубой экземпляр. Мальчик будет расти в любви и покое, играть с друзьями во дворе, получать «пятёрки» и побеждать на разных олимпиадах. Девочка Вика попала в раздел несчастливых. Грубоватая работница Алёна смеялась на товаркой, худой и некрасивой девушкой Лизой. Так что школьные годы Вики будут отравлены насмешками одноклассников.
Расстроенная Лиза тоже создала бракованный экземпляр, так как всё время размышляла о бросившем её парне. Брак попал к мальчику Ване, которого ждали ссоры, родительский развод и скитания по холодным, бесприютным улицам.
«Через три года, - размышлял курьер Валерка, - меня переведут в город Туманный. Там делают подростковый возраст. В восемнадцать лет я попаду в Небесный, городишко, где создают взрослую жизнь. Интересно, в тех городках заводской брак сжигают или нет? Судя по количеству несчастных людей, директора там такие же лицемеры и лжецы, как наш старик».
Валерка плюнул в сердцах. Ему вспомнилась история, которую рассказывала мать перед смертью. Их мир населяют души самоубийц. Жизнь этих теней мало чем отличается от человеческой. Они работают, влюбляются, рожают детей, болеют и умирают. После смерти превращаются в облака, туман или лоскутки неба.
- Но если в том мире кое-кому улыбается счастье, в любви, например, у нас сплошные разрывы и трагедии. Это наказание за грех, - голос у мамы был слабым, прерывающимся, она поминутно кашляла. - И почему нам поручили создавать детство землян? Ведь ясно же, что будет много бракованных экземпляров. И добро бы их сжигали в печах. Эх!
Расстроенный Валерка возвращался в Облачный город. Там всегда царила зима. Мягкая, ленивая и относительно тёплая. Небо было практически таким же белым, как и земля. И всегда шёл снег. Крупный, белый и неторопливый. Температура редко опускалась ниже пяти градусов. Ребятишки лепили снеговиков, играли в снежки и катались на санках. Взрослые вздыхали о других землях, где по улицам текли весенние ручейки, зеленели деревья, а в палисадниках радовали глаз оранжевые и синие цветы.
У девочки Сони, мирно спавшей в своей колыбельке, детство будет именно таким. А перед этим она переживёт страшную ночь. Её родители, бабушка и младший брат погибнут от рук грабителей, она окажется единственной выжившей. И остаток детских лет Сони отравят страх, издевательства детдомовских ребят и ночные кошмары. «Вот она кровь Валентины», - Валерка брезгливо скривился.
Кем-то созданное бракованное будущее... Это реальный кошмар
- Но если в том мире кое-кому улыбается счастье, в любви, например, у нас сплошные разрывы и трагедии. Это наказание за грех, - голос у мамы был слабым, прерывающимся, она поминутно кашляла. - И почему нам поручили создавать детство землян?
Кажется, что в этой версии что-то есть...
Рассказ очень понравился, Даша +++
О.Виноградова
Olya, огромное спасибо за внимательное, вдумчивое чтение и выделенные фрагменты.
Ещё никогда на душе у Валентины, матери Мишки, не было так скверно и тягостно. Она чувствовала вину перед шестилетним сынишкой. Валентина говорила с ним слишком жёстко, без любви. В том другом мире мать вечно кричала на неё, не брезговала и рукоприкладством. Вот и вышла Валя замуж в восемнадцать лет за проходимца, который пил и избивал её до полусмерти. Этот нелепый брак довёл молодую женщину до отчаянного шага. Валя вспоминала своё детство, полное слёз и ругани, с содроганием. Получается и Мишка…
господи, какой ужас здесь и дальше, беспросветная хтонь((( Даша, замечательно написано, но какой это все кошмар(( за изложение
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Марина, огромное спасибо за добрые слова. Да, к сожалению, многим из нас достается бракованный период в жизни. Хорошо если только один.
Даша, я восхищена Вашей фантазией. Это ж надо такое придумать! Огромный +
Евгения Светланова, просто меня давно занимал вопрос, почему у одних счастливое детство, а у других нет. Вот и придумала эту историю про бракованную продукцию. Да и юность и взрослый возраст тоже могут быть беспросветными. И совсем не по вине человека. Огромное спасибо за внимание и плюсик.
Необычный сюжет. Прочитал с интересом. Хороший рассказ!
Малютка, от всей души благодарю за плюсик и чудесный отзыв.
Даша, ну и фантазия у Вас...)) +
Хорошо написано, но так всё беспросветно и фатально.
Т.е. человек живет только той жизнью, которую ему кто-то заранее создал, а от него самого ничего не зависит? Зачем вообще жить тогда?
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Irina, да, мне всегда казалось, что жизнь нам кто-то создаёт. Более того, хорошей она будет или плохой во многом зависит от слепого случая. Особенно, это касается детства, когда ничего нельзя изменить. Ну это лично мое мнение. Когда разговор заходит о судьбе, всегда вспоминается рассказ "Жизнь Василия Фивейского". Огромное спасибо за интересный, развернутый комментарий.
вот же безнадёга +
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Я. ЛОН, да, есть такое. Лето и жара почему-то всегда навевают на меня тоску и желание создавать такие рассказы. Огромное спасибо за отзыв и плюсик.
Даша, это всё ерунда. Мы сами создаём свою жизнь. Душа выбирает свой опыт и следует своей миссии. Но осознанно человек волен всегда сделать выбор в сторону добра или зла, что он и делает. Написано великолепно, но я не увидела в рассказе "места силы". Поэтому вопрос - зачем он нужен? Должен быть конфликт, должна быть надежда, иначе это просто красивости твоей фантазии. Вот если бы ты показала, что несмотря на то, что детям предлагают брак, они проживают другую жизнь, то тогда бы и тот город не имел смысла существовать или стал бы каким-то другим. Даша
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ведруса, насчёт взрослой жизни отчасти соглашусь. Человек может получить хорошее образование, найти хорошую работу при очень большом желании и целеустремлённости. Но совсем другое дело ребёнок. Например, малыш, видящий каждый день пьяные ссоры родителей, не может изменить условия своей жизни. Можно, конечно, сбежать из дома, попроситься в детский дом, но и на улице или в госучредении будет ненамного лучше. Другой вопрос с выросшими детьми алкоголиков. Знаю лично людей, которые выбирались из этого болота и наперекор генетике даже на праздники пили сок. Но детство своё и воспоминания о нём они не могли изменить. То же касалось детей, переживших военные действия или истории Сабрины из моей прошлой повести (она могла избежать смертельной опасности, но перебраться в спокойное место самостоятельно не могла). Рассказ не поучительный, а скорее зарисовочно-размышлительный. Поучительные у меня истории из жизни, где люди спасаются от смерти с помощью смекалки или интуиции, справляются с психологическими травмами самостоятельно и так далее. Сейчас пишу такую повесть. А мистические истории это просто отражение моих фантазий, видения мира. От всей души благодарю за плюсик и внимательное чтение.
Т ыне совсем правильно поняла мой комментарий. У души нет возраста. Это душа этого ребенка выбрала эту семью для каких-то целей, хотя цель всегда одна - научиться любить. А вот то, какими дети выйдут из таких семей, уже их выбор - обозлиться, как дядя Кока у Гелы, или остаться Человеком, пройдя тяжелые испытания.
Я это понимаю,но для такого мастера слова, каким ты уже стала, этого мало. Ты влияешь на читателя, это власть и сила, и что ты ему даешь за пищу? Каким он станет после прочтения твоего рассказа? Не забывай об этом
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Подумаю об этом. В моём следующем мистическом рассказе "Номерок" у героев будет способ изменить свою участь. Правда, нехороший.
Задумываюсь, что написанное даёт читателю, почему-то чаще всего с житейскими повестями. Например, повесть "Из жизни Сабрины" учит:
- не брать кредитов без крайней необходимости
- внимательнее относиться к жизни соседских детей, помогать страждущим
- использовать негативный детский опыт во благо, а не во зло.
- внимательнее относиться к своим детям, стараться ограждать их от стрессов.
Кстати, главы про дядю Коку и навеяли меня на написание этого рассказа. К сожалению, чаще такие ребятишки делают выбор в сторону зла или преступления.
Даша, я поняла вашу позицию. Ну, я, вот, считаю иначе. Что у человека очень многое в его судьбе и поведении определяют гены. Это - как определенная программа, заложенная в человеке изначально и которая и ведет его по жизни.
И даже обстоятельства жизненные здесь более вторичны.
А насчет тяжелого детства... далеко ходить не надо, приведу пример своей бабушки и ее братьев. В страшные годы - 20-ые, они остались сиротами.
Причем, отец погиб у детей на глазах трагически - шашками зарубили( Мать через месяц умерла от тифа(( Бабушке было тогда 12 лет, ее старшему брату 15, а младшему брату 8.
Бабушку и младшего отправили в детдом, через год ее оттуда старший брат забрал. А младший так и остался в интернате. Пытались уехать к бабушкиным родным в Польшу, не получилось. На тот момент они были в Сибири, Тюменская обл. Жизнь была страшная, голодная((( Бабушка сама рассказывала, что у нее было столько возможностей и связаться с плохими компаниями, спиться, скуриться, погибнуть. Но она выжила. Стала достойным человеком, педагогом, историком. Ее младший брат, Алексей впоследствии стал ученым, профессором, занимался геологическими разработками, несколько книг написал. Старший брат был военным, погиб в 43-ем году. Так что на этом примере, Даша, я лично вижу, что 80% в судьбе человеке ( или даже больше)определяет не кто-то свыше, написавший ему хорошую или нехорошую судьбу, а гены. А через них, соответственно, и сам этот человек, потому что только он сам волен выбирать либо светлый путь для себя, либо скатиться во мрак.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
А вот с этим во многом согласна. Знаю примеры, когда люди росли в любви и горя не знали, но ещё в подростковом возрасте связались с дурными компаниями, а в зрелости дошли до преступления. В одном случае мать родила дочь от преступника-рецидивиста. Потом всячески её баловала, но гены дали страшный результат. В другом случае сыграли роль гены дяди, который воровал с малолетства. Может быть, про влияние плохой генетики когда-нибудь напишу рассказ или повесть.
да, и таких примеров немало, увы... тоже знаю подобные.
давайте. Удачи!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Irina,
Очень красивый и печальный рассказ, Даша! +
Понравился момент. И философия тоже своеобразная; быть может, чье-то исковерканное детство, это просто следствие глупой ошибки, дрогнувшей руки. А не прихоти выдуманных богов...
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Яна, огромное спасибо за интересный, развёрнутый комментарий. Да, главная мысль рассказа именно в этом. Несчастливая судьба - следствие легкомыслия или печальных обстоятельств работника. У которого в свою очередь есть свои слабости и заботы. Кстати, человеку, которому досталось исковерканное детство, может попасться идеальная модель отрочества или взрослой жизни. Так что, возможно, всё не так и безнадёжно.
Ир, я думаю, читатель в рассказе ищет то, что ложится именно ему на душу. На что откликнется сердце. А всегда создавать в работах счастливые финалы - это, в своем роде, тоже обман. Увы, добро побеждает далеко не всегда, такова истина, и у любой истории может быть несколько окончаний. В том числе, горькие, страшные, несправедливые. Пытаться в рассказах все выводить к свету и победе добра - это, в своем роде, значит, отрицать правду. Но жизнь либо принимаешь, какая она есть, либо обманываешь себя и других, притворяясь, что зла вокруг нет. Лучше принять за факт - да, есть зло, есть наркотики, умирающие дети. Так же, как есть хорошие люди, солнечное тепло и счастливые дни. Поэтому, бессмысленно писать только про одну сторону жизни, где добро побеждает зло. Трагические сюжеты нужны тоже, как и несправедливые окончания, сволочные герои и т.д...
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
То же самое хотела написать. Кстати, в классике девятнадцатого века почти нигде нет счастливых финалов. Обломов умирает и в чём-то это его собственный выбор, род Головлёвых вырождается и постепенно погибает и так далее. А ведь писателей тех лет недаром называли реалистами. А с относительно счастливым финалом я напишу свой следующий мистический рассказ. Изначально там всё должно было быть прямолинейно, мрачно и предсказуемо. Но Ира натолкнула меня на одну мысль. Так концовка выйдет и довольно-таки светлой, и непредсказуемой. В чём-то даже поучительной.
А мне Чеховские "Варька" и "Ванька" вспоминаются - читать без слез невозможно, а ведь это все было, и даже не считалось чем-то необычным. Вместо детства - голод, изнуряющий труд, побои, унижения. Почему? Просто так жили, принято было. Но в школах это до сих пор проходят, как и "Муму". Или "Данко"...
Буду ждать!
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Вот-вот. Сейчас детский труд, к счастью, изжили во многих странах. Но и теперь есть несчастливые ребятишки, которые голодают, терпят побои, унижения, а иногда и что-нибудь похуже. "Варька" это "Спать хочется"? Да, жуткий рассказ. С детства его не перечитывала, но помню до малейших подробностей. И потрясла меня даже не эксплуатация маленькой девочки и не побои, а сцена, где умирает её отец, а потом она бежит оплакивать его в рощу.
Рассказ будет называться "Номерок"
Жуткий и тяжелый, вот где никакого счастливого финала быть не могло. Кстати, конец до сих пор кажется непонятным - то ли, измученная девочка сошла с ума и убила младенца, то ли, ей это просто привиделось от страшного переутомления.
Прочитаю с удовольствием!
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Я думаю, счастливый или несчастливый финал - это только от самого человека зависит, и это, опять таки - гены и более ничего.
У меня есть рассказ "Бумажный ангел"... о страшной судьбе маленькой девочки, потерявшей в 30-е годы родителей и отправившейся в детприёмник. Но я думаю, что жизнь этой девочки сложилась благополучно. Она не спилась, не снаркоманилась и не суицииднулась, потому что именно гены были хорошие.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
КМК, факторов много - гены не самый решающий, но они тоже имеют значение. Предрасположенность к чему-либо может и не проявить себя в благоприятной среде. И наоборот - даже сильных людей с хорошей наследственностью могут сломать обстоятельства.
Я помню этот рассказ, Ира! Но там дело тоже, думаю, не только в генах. У Галы были замечательные родители, она росла в любви и знала, что такое настоящая семья. Это легло в основу ее характера, понимания мира. И внешние факторы, какими бы страшными они ни были, уже не смогли этого отнять. Хуже, когда у человека с детства нет вообще ничего, на что можно опираться. Ни семьи, ни любви, ни поддержки, а вокруг только грязь. И весь его мир стоит именно на этой грязи, готовый рухнуть от любого толчка...
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Видимо, Варька всё-таки убила младенца, так как читала заметки самого Чехова об этом рассказе. Так вот, он написал его по реальным событиям. Чехов прочитал в газете сводку о девочке-подростке, которая накормила младенца фосфорными спичками от переутомления. Ребёнок умер. Судьба малолетней няньки неизвестна. Вряд ли её в тринадцать лет сослали в каторгу. Хотя кто знает?
Но и в таком случае не всё потеряно, если ребёнку встретятся хорошие люди в нужный момент. Одна из моих одноклассниц родилась в семье наркоторговки. Росла среди грязи, убожества, неадекватных людей, пережила сильные стрессовые ситуации. Её сестра в три года не умела говорить, её все кругом считали отсталой. И вот соседка и её возлюбленный усыновили этих детей после того, как горе-мать в тюрьму попала. Трудно пришлось новоиспечённым приёмным родителям. Но им удалось вырастить из этих бедных девочек хороших людей. Они работают, финансово помогают тем, кто их вырастил (мать их в тюрьме умерла). Семьи, правда, не завели ни та, ни другая. Но полный штиль в личной жизни переживают и многие мои одноклассники, выросшие в хороших семьях, так что дело не в генетике или воспоминаниях детства. Я к чему это пишу? Люди с одинаковой генетикой и росшие в схожих условиях могут вырасти абсолютно разными людьми. И тут дело не только в чьих-то заслугах или слабости. Большую роль играет судьба. Счастливый случай. Если бы эти дочери наркоторговки остались с мамашей или попали в детдом, вряд ли бы у них была нормальная жизнь. При этом во встрече с доброй соседкой никакой их заслуги нет. Просто Судьба или кто-то свыше решил вытащить малышек из болота. Как-то так...