32. Хрустальное счастье
Домой они ехали в полном молчании. Адель в очередной раз возблагодарила Бога за то, что в экипаже была полутьма, и Эро не мог видеть текущие по ее лицу слезы. Эро молчал, глядя куда-то вниз и, возможно, тоже был рад, что молодая графиня не видит его глаз.
Дома их встретила взволнованная Розетт.
- Боже, господин Эро! - воскликнула она, всплеснув руками, вопреки своей обычной сдержанности. - Как же я рада, что вы вернулись!
А вы, госпожа Адель... я уже не знала, что думать, вас не было почти четыре часа. Вы ведь ушли еще до ужина. Ведь сейчас на улицах так опасно, да еще и в столь поздний час...
Розетт отвернулась и незаметно вытерла глаза. И в этот момент Адель почувствовала, что в жизни этой пожилой женщины она тоже занимает не самое последнее место.
- Простите меня, Розетт. - Адель слегка дотронулась до плеча кухарки. - Просто мне пришлось ехать в одно место, довольно далеко отсюда. Но главное, что не зря.
- Я приготовлю вам что-нибудь поесть? - Розетт вопросительно посмотрела на Адель, затем перевела взгляд на бледное лицо Эро де Сешеля.
- Нет, Розетт, благодарю, - отозвался он. - Я не голоден.
- Я тоже, - тихо сказала Адель.
Розетт покачала головой и, слегка поклонившись, ушла к себе.
***
Когда они остались вдвоем, силы совсем оставили молодую женщину. Она тихо опустилась в кресло, стоявшее у камина и, закрыв лицо руками, беззвучно заплакала.
Казалось, что все разрушено раз и навсегда... Ее сознание все время возвращалось к той сцене в борделе, вульгарным размалеванным девицам, тяжелому, пропитанному табаком и приторными духами воздуху... и к Эро, который веселил пьяную компанию, рассказывая очередную шутку.
"Неужели этого человека я когда-то полюбила? - подумала Адель де Бельгард и в ее сознании опять стала подниматься волна ревности и раздражения. - Терпеть все это... зачем? Ради чего?"
Неожиданно она почувствовала, как руки Эро обнимают ее за плечи.
- Прости меня, Адель, - прошептал он. - Прости... если сможешь.
Адель отняла от лица ладони и всхлипнув, посмотрела перед собой. Эро стоял перед ней на коленях. Он обнял ее еще раз, крепко прижал к себе и, соприкоснувшись с его щекой, молодая графиня почувствовала на ней слезы.
- Хорошо... - прошептала Адель. - Я... я прощаю тебя, Эро. Только прошу - не мучай меня так больше. Я уже решила, что ты больше меня не любишь... найдя тебя в таком месте, - прошептала она последние слова.
- Адель, - он нежно провел рукой по ее волосам. - Я люблю тебя по-прежнему. И я обещаю, что больше никуда не уйду.
- Правда? - Адель вытерла рукой покрасневшие уголки глаз.
- Так и будет. - Эро кивнул.
***
Эро де Сешель выполнил свое обещание. Прекратились поздние приходы домой. Теперь он возвращался даже раньше обычного, объясняя это тем, что объем его работы, в связи с отстранением от должности в Комитете, значительно сократился. Адель де Бельгард особенно не вдавалась в эти подробности, а может быть, делала это специально. Чтобы не думать о тяжелом и страшном.
Его вокруг и так было предостаточно, и молодая женщина, наивно закрывая глаза на грозящую опасность, пыталась строить хоть какое-то подобие счастливой жизни. Ведь нет ничего сильнее, чем вера в мираж. И Эро тоже поддерживал эту игру. Теперь, в разговорах с Адель он совсем не упоминал о многочисленных ежедневных казнях, о терроре, страшная тень которого накрыла Париж и всю страну. Не говорил о том, что его мучило и терзало. А часто, когда Адель, весело смеясь, рассказывала о каких-то наивных пустяках, он, улыбаясь, слушал ее.
- А свадьбу мы тогда сыграем весной или летом. Хорошо, Эро? - как-то вечером весело сказала Адель, когда они ужинали. - Зима - не самое подходящее для этого время, правда?
- Да, конечно, девочка моя, - проговорил Эро, целуя ее. - Все будет так, как ты захочешь.
Через несколько дней Эро де Сешель сообщил своей любимой, что хочет поехать в Ливри. Это было не очень далеко от Парижа, и Адель знала, что там живет его мать.
- Если она, конечно, согласится принять меня, - усмехнулся Эро. - Но боюсь, все окончится также, как в прошлый раз. Также, как за все последние четыре года.
Адель с сочувствием посмотрела на своего любимого. Она знала, что отношения с матерью - одна из самых болезненных его ран. Точнее, никаких отношений по инициативе мадам де Сешель давно не было. С началом его революционной деятельности, мать Эро де Сешеля отреклась от родного сына. Все его поездки к ней и попытки примирения неизменно заканчивались неудачей. Гордая Мари-Элен не желала его даже видеть и вообще знать о его существовании.
- Эро... - тихо начала Адель, - возможно, твоя матушка все-таки примет тебя?
- Не знаю... - Эро поднял глаза на молодую женщину и за его спокойным взглядом она увидела непреходящую боль. - Но я чувствую, что она должна меня выслушать. Именно сейчас.
Он встал, отряхнув рукава своего изящного камзола и прошелся по комнате.
- Конечно, с точки зрения ее и всех прочих моих родственников, я - страшный предатель. Тем более сейчас, когда...
Он хотел сказать что-то дальше, но промолчал. Как будто вспомнив их негласный с Адель договор не говорить о страшном.
Адель поправила на шее нитку розового жемчуга и внимательно посмотрела на Эро.
- И когда же ты собираешься в Ливри? - спросила молодая графиня
- Завтра утром, - отозвался он. - Если все пройдет удачно и на парижской заставе меня выпустят из города. Впрочем, это ведь пригород Парижа. Вот дальше уехать уже не получится.
- Дай-то Бог... - проговорила Адель. - Дай-то Бог, чтобы все получилось.
***
Экипаж, миновав Парижскую заставу и постепенно набирая скорость, ехал все дальше и дальше, приближаясь к Ливри. Эро устало откинулся на спинку сидения и задумался о том, что скажет матери. Каждый раз, готовясь к разговору с ней, он прокручивал в голове самые чувствительные и убедительные объяснения. Но в итоге, все всегда рушилось о равнодушные слова прислуги:
- Госпожа Мари-Элен де Сешель не желает вас видеть. И просила впредь никогда ее не беспокоить.
"Возможно, сейчас все будет также", - подумал Эро, тяжело вздохнув. Чтобы немного отвлечься, он отодвинул край занавески и выглянул в окно экипажа.
Они проезжали уже мимо Версаля, бывшей резиденции французских монархов. Вдали виднелись его белые стены и ажурные решетки. Теперь здание было национализировано. Король, а не так давно и королева, окончили свой земной путь на гильотине.
Версаль... это слово было не пустым звуком для Эро де Сешеля. С этим местом было связано столько воспоминаний...
Впервые он попал туда еще ребенком, когда ему исполнилось девять лет.
- Ах, какой очаровательный мальчик, - с умилением прощебетала мадам Дюбарри, фаворитка правящего тогда короля Людовика Пятнадцатого. - Уверена, у него будет славное будущее.
- Хотелось бы на это надеяться, - отвечала мать Эро де Сешеля, склонившись перед Дюбарри в глубоком поклоне.
- Все так и будет, - Жанна Дюбарри засмеялась, слегка дотронувшись большим красивым веером до руки своей собеседницы. - Верьте мне. Я немножко умею предсказывать грядущие события.
Знала ли сама Жанна Дюбарри, что через несколько десятилетий ее жизнь оборвется на гильотине?
- Господин палач, погодите! Минуточку! Только одну минуточку! - так она будет кричать на эшафоте, судорожно цепляясь за руки палача Сансона, вымаливая последние мгновения жизни. Но палач и его помощники будут неумолимы, и очень скоро голова мадам Дюбарри окажется на дне окровавленной корзины, вместе с головами других казненных.
В памяти Эро де Сешеля отчетливо промелькнул этот пасмурный зимний день, день ее казни. Это произошло 8-го декабря 1793-го года, всего полтора месяца назад.
А незадолго до этого на эшафот отправилась великолепная, изысканная и изящная Мария-Антуанетта, бывшая королева Франции. В дни ее правления ее называли эталоном стиля и вкуса. А сейчас, в этой поседевшей истощенной женщине, которую народ презрительно называл вдовой Капет, вряд ли кто-нибудь узнал бы прежнюю красавицу-королеву. Разве что держалась она с поистине королевским спокойствием и достоинством, презрительно глядя на своих палачей.
А Эро де Сешель хорошо помнил ее еще прежней - изящной, слегка легкомысленной женщиной, которую последние веяния парижской моды интересовали гораздо больше политики.
- Политика, это так скучно... - говорила Мария-Антуанетта, капризно надув губки. - Разве я не права, мой дорогой Эро?
Сейчас, проезжая мимо Версаля, он почему-то до мелочей вспомнил этот день. Королева приняла его в своих покоях. Повод был, конечно, самый невинный - выпить вместе чашечку кофе, который тогда впервые появился во Франции. Кажется, это было за пять лет до начала революции.
- Немного горьковатый напиток, не правда ли, Эро? - улыбнувшись, спросила Мария-Антуанетта, и ее холеная белая ручка поднесла к губам маленькую фарфоровую чашку с тонким золотым ободком. - Но он придает сил и бодрости, не так ли?
- Пожалуй, что так. Не смею с вами спорить, - улыбнулся в ответ Эро де Сешель.
- А вы поспорьте, Эро, если хотите. Я вам разрешаю, - королева кокетливо взглянула на него а затем, опять капризно поджав губы, добавила. - Как мне надоело, что со мной никто никогда не спорит.
И в этот день кроме кофе между ними действительно ничего не было. Хотя, наверное, в это и трудно было поверить. А когда, через некоторое время, Мария-Антуанетта преподнесла ему в подарок собственноручно вышитый шарфик, Версаль наполнился слухами об их романе.
Вспоминая об этом сейчас, Эро грустно усмехнулся, а сердце его вдруг сжала какая-то невыносимая тоска... Он задернул шторку на окне и, сцепив руки в замок, оперся на них подбородком.
А экипаж тем временем приближался к Ливри. И уже менее, чем через час, он остановился перед воротами поместья, где жила Мари-Элен де Сешель.
Знала ли сама Жанна Дюбарри, что через несколько десятилетий ее жизнь оборвется на гильотине?
- Господин палач, погодите! Минуточку! Только одну минуточку! - так она будет кричать на эшафоте, судорожно цепляясь за руки палача Сансона, вымаливая последние мгновения жизни. Но палач и его помощники будут неумолимы, и очень скоро голова мадам Дюбарри окажется на дне окровавленной корзины, вместе с головами других казненных.
Ира, отличная глава! С удовольствием плюсую. Жду продолжения, хотя уже почти уверена, что ничего хорошего не ждёт эту пару. +
Сильная глава, впрочем как и все. Ира +
Отменная глава. +
В порядке не очередности
Света, спасибо большое!
Продолжение постараюсь выложить завтра.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Как приятно читать такой прекрасный стиль! +++
Политика это очень скучно...??? Так могут говорить лишь те, кто об истинной политике не имеет представления!
Илья.
Спасибо, Игорь! Очень Вам рада))
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Владимир, спасибо большое!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Илья, очень рада Вашему отклику!
Так поэтому Антуанетта и закончила печально. Наряды и светские развлечения интересовали её гораздо больше политики и собственной страны. Хотя, она никогда и не считала Францию своей страной...
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Надеюсь материнское сердце все-таки дрогнет, и все образумится. И не за такое прощают. С другой стороны, аристократия - порода такая. Честь и достоинство на первом месте.
Ира, +
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Это верно)
У Эро мать вообще была... своеобразная. Когда ему было 5 лет, сплавила ребенка к деду на воспитание и навещала пару раз в год.
Саша, очень рада тебе!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Просто замечательно!!!
Хризантема
Ирочка, спасибо, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Верно...
Оля,
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ира Какую работу ты проделала, что, читая, словно видишь все своими глазами!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Для меня это самая высокая оценка!
Ирочка, спасибо!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
вот нашла портрет Марии-Антуанетты, где она самая красивая
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Хороший портрет, спасибо, Ирочка
Мне ещё нравится вот этот, где Мария-Антуанетта со своими детьми:
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
трое из четверых ее детей умерли в детстве еще от туберкулеза.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ира, откуда такая информация?
Первый раз слышу. От костного туберкулёза умер только один старший её сын - Людовик Карл в возрасте 8-и лет. Это как раз совпало с началом революции. Младший сын - Людовик 17-ый умер уже после смерти Антуанетты в заключении, тоже ребёнком. А дочь пережила своих родителей и во время империи Наполеона была придворной дамой. Рьяно ненавидела всех этих революционеров, убивших её родителей.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
из Википедии, я ни при чём
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Информация из Википедии, вероятно?))
Там тоже бывают неточности. Людовик 17-ый умер не от туберкулёза, а от банальной простуды.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Сильная сцена:
Если честно, я боялась, что Адель не простит Эро. Рада, что ошиблась. Плюсую
Простила, потому что очень любила.
Даша, спасибо, что читаете!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"