14. История любви. Террор и добродетель
По новому, принятому теперь, республиканскому календарю был уже месяц фример II-го года республики, единой и неделимой. В прежней жизни это означало ноябрь 1793-го года. Впрочем, фример - месяц заморозков, вполне соответствовал своему новому названию. На каменной мостовой уже лежала изморозь, а на небольших лужицах блестели хрупкие льдинки. Сегодня было как-то особенно холодно, может быть потому, что дул сильный пронзительный ветер.
Камилл Демулен зябко поёжился, поднял воротник плаща и засунул руки в карманы. Он возвращался домой с очередного заседания Конвента, и мысли его были совсем не радостными. Сильно задумавшись, он сам не заметил, как свернул на площадь Революции.
За последние месяцы она стала одним из самых оживленных мест в Париже.
Место публичной казни. Гильотина, почти не применявшаяся в дни правления жирондистов - Бриссо и Ролана, работала теперь на полную катушку. Осуждённых, со связанными за спиной руками в специальных тележках, отвозили на смерть уже целыми партиями. "Связками" - как окрестили их "вязальщицы". Эти старухи в красных республиканских колпаках, которые со своим неизменным вязанием всегда устраивались в первых рядах перед бритвой равенства, чтобы не пропустить интересное зрелище.
Камилл посмотрел на часы. Без десяти шесть. Сегодняшняя казнь уже закончилась, площадь почти опустела. Сейчас с неё расходились последние остатки зевак.
- О, сам гражданин Демулен! Добрый вечер! - узнал Камилла какой-то санкюлот в красном колпаке, радостно кивнув ему.
- Добрый, - кивнул ему Камилл.
Подняв воротник выше, он быстрым шагом пошёл вперёд. Сильный порыв холодного ветра ударил в лицо. С неба посыпалась колкая снежная крупа.
Первый снег в этом году. Камилл поднял голову и посмотрел на белое небо, тяжело вздыхающее над площадью. На какой-то миг ему показалось, что оно нависло совсем низко. Вот-вот, сейчас опустится и поглотит всё, накрывая собой серые булыжники мостовой, тёмные силуэты отдельных людей и гильотину. Луизетту - как окрестили ее в народе, или бритву равенства, стоящую в центре.
Камилл прошёл мимо орудия казни, бросив быстрый взгляд на острый треугольный нож, который один из помощников палача сейчас затягивал чёрной тканью.
До завтрашнего утра.
- Пошла отсюда! - спрыгнув с эшафота вниз, он пинком ноги отогнал вертящуюся внизу тощую собаку, которая жадно слизывала с земли свежую кровь.
Собака заскулила и отскочила назад.
Две других стояли чуть поодаль, помахивая хвостами и ожидая, когда люди уйдут.
Тела казнённых оттаскивали на стоявшую рядом телегу. Всех их ожидала одна участь - на одном из кладбищ они будут брошены в общую яму и засыпаны гашеной известью. Отдельных могил "врагам республики" не полагалось.
Снег повалил ещё сильнее. Демулен на мгновение остановился и зачем-то обернулся. Помощники палача несли на телегу последний труп - обезглавленной женщины.
Судя по изящным кистям рук, которые бросились в глаза Демулену, скорее всего, это была аристократка.
- Ну, всё там? - грубо крикнул один из помощников, накрывая свой страшный груз куском грубой ткани.
- Да вроде всё! - откликнулся другой.
- Тогда поехали!
***
"Террор и добродетель" - вспомнил Камилл одно из выражений, которые последнее время так любил употреблять Робеспьер и горько усмехнулся. -
"Террор - да, вот он, пожалуйста, смотрите и любуйтесь, граждане и гражданки "свободной" республики. А добродетель... в чём она состоит, в таком случае?
И как вообще можно совмещать эти два понятия?"
Впрочем, для Максимилиана Робеспьера, как оказалось, не было ничего невозможного.
- Террор - это срочная и непреклонная справедливость, а следовательно, его применение - проявление добродетели, - так он говорил на своём выступлении в Конвенте. И в этом, казалось бы, абсурдном заявлении, была холодная, железная, беспощадная, как нож гильотины и только ему одному постижимая логика.
Впрочем, как оказалось, не только ему одному.
- Мы должны поставить террор на повестку дня! - холодно и четко произнёс в Конвенте Луи-Антуан Сен-Жюст, этот красивый двадцатишестилетний мальчик, ставший ближайшим соратником Робеспьера за последние полгода. И Конвент встретил его предложение бурными аплодисментами.
Не аплодировали всего лишь несколько человек, которых можно было пересчитать по пальцам. В их числе был и Камилл Демулен.
А последние месяцы Демулен часто думал о том - как же получилось, что Максимилиан Робеспьер, тот самый Робеспьер, которого он знал ещё с детских лет, со времён их совместной учёбы в колледже Луи Ле Гран, Робеспьер... который ещё в Учредительном собрании в 1789-ом году выступал против смертной казни и говорил, что "нет ничего превыше соблюдения законности и сохранения человеческой жизни"... как получилось, что сейчас этот же самый человек устраивал в стране такое? И чем это можно было объяснить?
Под ножом гильотины скатилась уже и голова бывшего короля Людовика XVI, и менее знатные головы самых простых людей, и головы двадцати двух депутатов-жирондистов, в числе которых был и Жак Бриссо, прежний друг, а после - язвительный оппонент Камилла Демулена. Но почему же он совсем не испытал радости в тот день, когда в Конвенте, уже в конце заседания, объявили, что трибунал приговорил Бриссо и остальных жирондистов к смерти?
Депутаты дружно зааплодировали. Робеспьер удовлетворённо кивнул, сверкнув своим неизменным пенсне. А Демулен, встав со своего места, быстрым шагом вышел из зала...
Через несколько минут заседание закончилось и к нему, стоявшему в коридоре у окна, подошёл Робеспьер.
Демулен отвернулся, но Робеспьер успел увидеть слёзы на его глазах.
- В чём дело, Камилл? - сухо спросил он, - не ты ли сам осуждал Бриссо? Достаточно вспомнить твой разгромный памфлет, который внёс в дело падения жирондистов немалый вклад. За это мы тебе благодарны, но сейчас твоё поведение меня удивляет.
Сзади к Робеспьеру подошёл Сен-Жюст. Его темные глаза скользнули по Демулену, он слегка нахмурил брови.
- Я знаю, - сказал Камилл, - и не отказываюсь от своих прежних слов в адрес Бриссо, но...
- Что "но"? - перебил его Робеспьер, - Камилл, порой, ты ведёшь себя, как незрелый мальчик или как сентиментальная барышня. Бриссо получил то, чего он заслужил.
Враг республики должен быть наказан со всей строгостью революционного времени.
- Да-да, конечно, - Демулен вытер рукой глаза и, отвернувшись, вскинув голову, быстро пошёл прочь.
Робеспьер скрестив на груди руки, смотрел ему вслед. По красивому непроницаемому лицу Сен-Жюста пробежала тень презрения.
- Истеричка Демулен, - проговорил он, - сначала пишет яростные статьи, а потом льёт слёзы по тем, кого он ещё вчера осуждал.
- Камилл, порой, бывает непоследователен, - ответил Робеспьер, - но он искренний человек и хороший республиканец. По крайней мере, я хочу верить в последнее.
- Ладно, - небрежно пожал плечами Сен-Жюст, - время покажет.
Жуткая глава получилась, особенно начало, про старух-вязальщиц и собак.
Жду продолжения и новостей о Люсиль. +
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Ну, я старалась))
Да и для Франции на тот период это было не жуть, а... обыденность, к сожалению(
Главу я, кстати, писала тогда под эту песню))
https://youtu.be/0ejYHGA7gcA
Саша, спасибо большое, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Чувствуется влияние! Пока самая жуткая глава. Даже не потому что кровь и смерть, а потому, что для той поры все это было обыденностью.
Ира, а еще жду продолжения.
"Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!"
Атмосферное такое, да?
Ну, это только начало)
вот это и ужасно...
Теперь только через 6 часов, по правилам сайта
Спасибо, Саш!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ирина, у Вас шесть часов на "поднятие планки" выше. И... ничто не побеждает любовь. +
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Поняла))
Любовь сильнее ненависти. И смерти.
Хочется верить в это.
Спасибо, Игорь! Рада Вам)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Прозревает помаленьку, мне кажется
Хризантема
Ну да, многие тогда стали прозревать...
Спасибо, Ирочка, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
"Казнить нельзя помиловать".... с какой легкостью человечество переставляет запятые...
Интересная глава, Ирина!
«Life would be tragic if it weren’t funny». (Stephen Hawking)
«Жизнь была бы трагичной, если бы не была такой забавной». (Стивен Хокинг)
Это точно...
Спасибо большое, что читаете, Элис!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Здорово, Ирина! Настолько реальное начало главы- как будто художественный фильм смотришь, или сама там находишься. Я этих собак увидела и гильотину, жуть! Понравилась образность- " белое небо, тяжело вздыхающее над площадью".Впечатляет.+
Жуть какая! Вот она - цена демократии
Hе тoт нacтoящий мyжчинa, кoтopый cpaжaетcя c дpaкoнoм зa тебя, a тoт, ктo ocтaётcя c тoбoй, кoгдa дpaкoн этo и еcть ты ("Рассказано").
Спасибо большое, Светлана!
Рада Вам)
Когда главу писала, тоже как-то через себя это всё пропустила...
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ну, там уже демократией и не пахло...
Спасибо, Анюта, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
"её" не лишнее?
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Лишнее, конешн. Вроде вычитывала несколько раз, а всё равно огрехи)
Спасибо, Денис! Рада Вам)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Страшно жить в эпоху перемен. Почему-то вспомнилась "Белая гвардия" Булгакова... может, чувства у людей всегда одни и те же, неважно в какой стране и в какое время те живут.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Да, перемены не всегда бывают светлые и добрые, особенно, когда весь прежний уклад страны рушится...
Вроде считается, что самое страшное пожелание врагу у китайцев: "Чтоб ты жил в эпоху перемен" )
Ирочка, я тоже так думаю.
Спасибо тебе большое, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Эта жуткая сцена показана так хорошо, что как будто видишь это всё, когда читаешь:
Плюсую с удовольствием.
Да. Мальчик там был своеобразный
Оля, рада Вам!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Спасибо большое, Даша!
Старалась, чтобы глава была атмосферной.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ирина, одна из лучших глав, если не лучшая! Я и о содержании и о манере повествования. Не знаю, как дальше, но здесь, на мой вкус - блестяще!
Вы вправе думать обо мне что угодно, но я не обязан этому соответствовать... (с)
https://www.youtube.com/watch?v=lpOb0TEX14Q
Даниил, спасибо большое! Захвалил
Рада, что понравилась глава)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
человек сам не знает, до каких приделов он может опуститься в следующий момент...
Люба
Это да... к тому же власть некоторых очень ослепляет.
Спасибо большое, что читаешь, Любочка!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ириш, безумно интересно! я восхищаюсь проделанной работе, мало того что написано профессионально, так еще и сколько исторического материала перелопачено чтобы вот так, в лёгкой форме нам все это дать!Ты умница
Люба
Любочка, совсем захвалила
Спасибо огромное!
Насчет материала... я этой темой - Франц. революцией - почему-то интересуюсь с детства Такая я чокнутая , поэтому не особо сложно было) Многое уже знала, надо было только систематизировать))
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Жуткая глава. Мне все кажется что родители Люсиль вот вот станут участниками казни. Хотя может я уже что то пропустила? Или подзабыла малость, ее же родители ещё живы?+
Людмила, спасибо, что читаете!
Да, глава очень нерадостная получилась.
Да, живы, конечно! И её старшая сестра Адель тоже)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Брррррр Как ярко описана вами казнь, Ирина! Старухи удачно придали оттенок отвращения.
Максимилиан Робеспьер - отвратительный тип!
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.