Блог портала New Author

Вкусняшка для подружайки

Аватар пользователя Апрельская ведьма
Рейтинг:
16


Ненавижу слово «приспособа». Представлю, как ходит его автор, хитро усмехается и думает: «Ну, приспособление – это все было, понятно. А я - вот как скажу! Утритесь!» До этого так сильно ненавидела только «девчули». До девчулек – «подружайка». А самой первой неприязнью к «гламурным» выражениям стало неприятие «вкусняшки». Не хватило некоей дамочке слов «сладость», «лакомство», «вкусность», «угощенье», «гостинец», и таким словообразованием, вполне себе соответствующим нормам русского языка, она самоутвердилась. Зато привнесла в повседневную речь нотку… рынка, может быть? Ну что вы такие простые все, намного круче же говорить не «милая», «голубушка», «душенька», а надо - «любимка»!


Что заставляет носителей русского языка, чаще всего женщин старше 30-35 лет, использовать такие сомнительные «новинки речи»? Желание быть не такой, как все, «модной», особенной, разумеется. Ведь это не профессионализм, не диалект и не сленг.


Ведь русский корень в каждом из этих «мимимишных» словечек, почему же так режут слух эти новодельные выражения? Откуда во мне, нерусской, такая спесь и снобизм? Наверно, Октябрина Федоровна, моя учительница литературы, виновата. Возможно, все мои старые и молодые учителя, которые говорили на хорошем русском языке. В 60-е годы в татарском селе эти дети войны и послевоенных лет для нас были примером речевого поведения. Мало у кого пробивался татарский акцент.


Родной язык был сам по себе. Не о нем речь. Но русский! Его я хотела бы написать с большой буквы, ибо он был языком радио, кино, школы, библиотеки, науки. Именно в таком порядке мы знакомились с миром: сперва радио, не умолкавшее ни на минуту. Радио, по которому я, шести лет от роду, услышала о полете Гагарина, побежав по лужицам с солнечным отражением к бабушке, через проулок и улицу, сумела объяснить старенькой, что случилось такое радостное и неслыханное. Уже были прочитаны первые книжки, опять на русском языке, и только потом началось знакомство с кино. Школа, в которой учительница могла объяснять задания и на татарском, но ее русский был также безупречен.


Мы выросли на эталонном произношении московских и уфимских дикторов, впитали его с первых месяцев жизни. Увы, эта замечательная школа умерла. Так и подмывает поправить диктора, который на всю страну проговаривает неправильно слово и не может просклонять большое числительное. Во мне тихо светится местечковая такая гордость за родной башкирский филиал российского радио и телевидения, корреспонденты и дикторы которого бережно обращаются со словом, несмотря на спешку и рутину.


И вспоминаются мои ученики, которые оправдывались:

- Да ладно, хоть как говорить. Вы же поняли!

- Нет,- возражала я. - Ведь родной язык – как мама. Небрежно говорить – это как маму обидеть, понимаете?

Помнят ли они мои слова?


Разумеется, со временем язык отсеет всю наносную шелуху. Что-то останется, пройдя проверку временем. Но сегодняшний день, когда просто не услышишь красивой и правильной русской речи, сер.

В общем, не люблю я подобные слова. Отношусь к ним, как к новодельным праздникам – ненастоящим.

Дорогой читатель, возрази мне! Убеди, что я неправа! Мне будет легче…

PS.С ужасом вспомнила "друзяшки" и "семки"!

Рейтинг:
16
Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 12:48
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Коллеги, разумеется, это не художественный текст, а чистая публицистика. Тем не менее хочется уже выразиться высказаться по теме. Задрот

__________________________________
morozov в Втр, 24/11/2020 - 13:28
Аватар пользователя morozov

Дорогой читатель, возрази мне! Убеди, что я неправа! Мне будет легче…

ЛОЛ)))

Возражаю Большая улыбка , каждое поколение или временной отрезок подвержены "моде", в чём-то отличающих их от других поколений, имеют право. Называется - "мы новый мир построим". Это касается и живописи, и литературы, и словесности. Проходит время, "шелуха" улетучивается, но грабли остаются. Большая улыбка И остаётся только морщить нос. А как вам маты среди школьников? Они даже не задумываются, считаю это нормой. Плач 2

Лилиана Арх в Втр, 24/11/2020 - 13:11
Аватар пользователя Лилиана Арх

Господи, Лилия, настолько переживаю по этому поводу!

Его я хотела бы написать с большой буквы, ибо он был языком радио, кино, школы, библиотеки, науки. Именно в таком порядке мы знакомились с миром: сперва радио, не умолкавшее ни на минуту. Радио, по которому я, шести лет от роду, услышала о полете Гагарина, побежав по лужицам с солнечным отражением к бабушке, через проулок и улицу, сумела объяснить старенькой, что случилось такое радостное и неслыханное. Уже были прочитаны первые книжки, опять на русском языке, и только потом началось знакомство с кино

Радио - моя нянюшка с младенчества, чистая красивая речь лилась из радиоприёмника!
Как плохо говорят с экрана многие, а "прикольно, клёво, няшка, шикардос" - на каждом шагу Печалька(

Так и подмывает поправить диктора, который на всю страну проговаривает неправильно слово и не может просклонять большое числительное.

Вот! Тоже невыносимо хочется написать их руководству, они у вас хоть школу закончили?!
Они говорят:средства, звонят, инциндент и т.д. Печалька
Вам пять с плюсом за тему Цветок Цветок Цветок +

__________________________________

Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)

git55 в Втр, 24/11/2020 - 13:20
Аватар пользователя git55

Уважаемая Лилия, я разделяю вашу озабоченность. В СССР дикторы радио и телевидения были профессиональные люди. Сейчас эту работу передали рядовым журналистам, их много, разных. Вот и несут они бесконтрольную околесицу. Обычное дело услышать выражение "в районе двух рублей", из-за моды часто используют иностранные слова "топ", "рейтинг" и др. Слушаю и не понимаю, о чем они говорят. Стыдно признаться, что отстал. А еще появились дикторы пулеметчики. Выстреливают слова с такой скоростью, что мой разум не поспевает из воспринять. Зачем это? + Цветок
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

Митрич в Втр, 24/11/2020 - 13:20
Аватар пользователя Митрич

Лилия, разделяю Ваше негодование!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Олег Епишин в Втр, 24/11/2020 - 13:54
Аватар пользователя Олег Епишин

читатель, возрази мне! Убеди, что я неправа!

Да нет, правы!
Вот только сегодня, час назад, смотрел новости по ТВ. Опять вице-премьер РФ Татьяна Голикова выступала. Говорит: -"Надо соблюдать эпидемические меры"...
Наверное, поэтому у нас и с коронавирусом ничего поделать не могут Печалька Китайцы при такой плотности населения навели порядок и живут нормально, а мы всё "эпидемические" мероприятия разрабатываем...
Хотя, конечно, женщина она красивая, волосы, прическа... Приятно посмотреть! Но лучше бы помолчала...

__________________________________

OLEG

Олег Епишин в Втр, 24/11/2020 - 14:07
Аватар пользователя Олег Епишин

А как вам маты среди школьников? Они даже не задумываются, считаю это нормой.

Мат - это немного другое. Мат - он во все времена присутствовал. В том числе и в литературе. Иногда он (мат) к месту в рассказе и без него никак... Мы ведем речь сейчас о тех, кто говорит: "бизнес план" вместо рабочий план, я буду "мониторить ситуацию". Я "озвучу" это решение... Зачем выпендриваться?
Тебе русских слов мало? У меня "шопинг" сегодня - это значит она трусы поехала покупать в универмаг... Ой, пардон, не в универмаг, в бутик! Озарение

__________________________________

OLEG

Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 14:24
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Возражаю , каждое поколение или временной отрезок подвержены "моде", в чём-то отличающих их от других поколений, имеют право.

Нет, Игорь!

Ведь это не профессионализм, не диалект и не сленг.

Я именно о лексических недоразумениях - есть русское слово, есть куча заимствованных синонимов, но нет. Надо подхватить сомнительное "блескучее" слово, придуманное кем-то в экстазе выпендрежа. К молодежному сленгу и даже к мату я отношусь нормально - всему свое место. А "приспособу" ни в Москве некуда девать, ни в Питере культурному человеку. Большая улыбка

__________________________________
Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 14:26
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Вот! Тоже невыносимо хочется написать их руководству, они у вас хоть школу закончили?!

Рада единомышленнице, тезка! Smile
Потому и горжусь, что у нас в провинции больше журналистов с грамотной речью, чем на московских каналах!

__________________________________
Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 14:29
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Спасибо за неравнодушие, Иван Тихонович. Вы человек высокой культуры, я давно знаю. Шарик

__________________________________
Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 14:29
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Лилия, разделяю Ваше негодование!

___________________________

Спасибо за участие, Юрий Дмитриевич! Smile

__________________________________
Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 14:31
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Зачем выпендриваться?

Лайк Вот! Совершенно на вашей позиции я, Олег. Названные вами выражения использовать разве что с иронией или в строго специфичной среде. Шарик

__________________________________
Слышик Николай в Втр, 24/11/2020 - 14:36
Аватар пользователя Слышик Николай

"семки", "вкусняшки" и тысячи подобных слов - то желание
автора показать всему миру, что он, видите ли, многое
знает. А надо писать так, чтоб не тебе, автору, понятно
и приятно было, но и, в первую очередь, читателю. Ведь
пишем для того, кто будет читать. А вдруг тот, кто будет
читать, не знает смысла вашим слов? Напрашивается вопрос -
так для кого творение писалось?
Замечательный материал. Если где и грешил, одернет. +++
Спасибо.

__________________________________

Слышик Николай

Grafik в Втр, 24/11/2020 - 15:02
Аватар пользователя Grafik

Как хорошо, что Лилия подняла эту тему. Скоро говорящие на чистом языке и без мата выделятся в отдельную малочисленную языковую группу.))) "Вкусняшки", к сожалению, приживутся, как прижились "печеньки" и "вкусности", "озвучить", тюремные "больничка", "по ходу", "по-любому". Одна надежда на NA!)))
Сердце Цветок +

Larica в Втр, 24/11/2020 - 16:22
Аватар пользователя Larica

А ещё - вау, супер, месседж (послание), юзать (использовать), лузер (неудачник) и т.д. и т.п.
Лилия, чего же вы хотите, если нынче самые известные русские писатели публично используют все эти словечки. Недавно слушала интервью с Дмитрий Глуховским, написавшем популярный роман "Метро 2033". Честно, без переводчика и понять человека сложно. Слух резало. И откуда только он все эти словечки берет. Наверное, с этим ничего не поделаешь, разве что самому следить за своей речью)
Интересную вы подняли тему+

Евгения Светланова в Втр, 24/11/2020 - 17:09
Аватар пользователя Евгения Светланова

Убеди, что я неправа!

Правы, конечно, Лиля. Иногда и меня подташнивает. Печалька +

Лилиана Арх в Втр, 24/11/2020 - 18:20
Аватар пользователя Лилиана Арх

Скоро говорящие на чистом языке и без мата выделятся в отдельную малочисленную языковую группу.)))

Александр абсолютно прав. Если работаешь в современном коллективе в какой-нибудь фирмёшке, так обязан говорить на их языке, иначе просто не поймут Шок
Бесят репортажи на центральных каналах - как под копирку - орут в микрофон бешеной скороговоркой, это уже не репортаж, а погоня, за ним (за ней) гонятся, а он (она) в микрофон орёт, посылает сигналы SOS ЛОЛ)))

__________________________________

Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)

Марина Веринчук в Втр, 24/11/2020 - 19:45
Аватар пользователя Марина Веринчук

Лиля, дорогая, разделяю вашу боль, просто сняли с языка! Плач 2 Сердце +
Я пишу статьи для разных заказчиков, и ежеминутно сталкиваюь с выражениями, которые вызывают тошнотворный рефлекс.

1. Меня выкручивает, когда я вижу: " любимка", "вкусняшка", "прихожка", "свекровка", "спасибки", "человечек"- это, говоря тем же языком - "полный "зашквар!" Злой

2 "Мамская лексика": "молОчка", "пузожитель", "мы покушали, мы покакали", "благодарочка, подруженция", " няшка", "беремчатая", "проблемка", "годовасик", "пацанчик", "денюшка", "больничка", "чмоки", "темпа."
НЕВОЗМОЖНО!!!!!! Злой

3."Модные" выражения, почти англицизмы, употребляются в основном в женских статьях: "бодипозитив", "абьюзер","виктимный", "агриться", "бодишейминг", "бинджвотчинг", "жиза". Злой

4. То, что везде, и также невыносимо: "хайпить", "хейтер", "гамать", "свайпить","стримить", "шазамить".

5. Сокращения: "спс", "плз", "норм", "ок", "нзч", "бушь", "лана".

6. "Профессиональная лексика" - "Боль клиента", "лайфхаки", "копиры", "крипота". Например - " Нужен копир для нативки, с диджил активностью, лекгостью в коллаборации, знающий боль клиента, с нашим тон оф войс, профи - велкам". Мне понятно о чем речь, но как же противно, боже мой((((! Злой

Поэтому, Лилечка, дорогая, спасибо за такую для меня близкую и болезненную тему! Цветок Цветок Цветок Сердце Сердце Сердце
Надеюсь, все когда-то станут изъясняться понятным языком, потому что все остальное, это ад и кошмар!

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова... (с)

Тульский в Втр, 24/11/2020 - 19:48
Аватар пользователя Тульский

"Рвотный рефлекс" Smile
Или "тошноту"

__________________________________

Искатель

https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij

Тут все мои творения.
Да с аннотацией.

Марина Веринчук в Втр, 24/11/2020 - 20:01
Аватар пользователя Марина Веринчук

Тошнота - это когда тебя мутит, а рвотный рефлекс - когда уже, извините, на подходе!

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова... (с)

Я. ЛОН в Втр, 24/11/2020 - 20:02
Аватар пользователя Я. ЛОН

Лилия, это не присутствовали на совещаниях современных руководителей, которым около 30, и которые обучались на курсах повышения "чего-то там", но исключительно с ориентацией на получение прибыли. Ковенанта, ЕБИТДА, лизинг, оферта и пр. Вот где без переводчика делать нечего.+

__________________________________

Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.

Марина Веринчук в Втр, 24/11/2020 - 20:09
Аватар пользователя Марина Веринчук

Лилия, это не присутствовали на совещаниях современных руководителей, которым около 30, и которые обучались на курсах повышения "чего-то там", но исключительно с ориентацией на получение прибыли. Ковенанта, ЕБИТДА, лизинг, оферта и пр. Вот где без переводчика делать нечего.+

Да-да-да, Олег, я полностью согласна! Цветок
Это можно выделить в отдельную тему, ибо неисчерпаема(

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова... (с)

Бузина в Втр, 24/11/2020 - 20:17
Аватар пользователя Бузина

Полностью поддерживаю и согласна с Вашими размышлениями, Лиля.
Наш русский язык "опускают" так же, как и морально-этический код народа.
Эти "новомодные" словечки, как поганые клейма без истинной глубинной сути.
Коверкают наш язык и рекламные слоганы, превращающие когда-то великий советский народ в ленивых обывателей-потребителей.
Но, нам это преподносится, как обогащение новыми терминами и развитием языка, а по сути - слом нравов.


Низкий поклон Вам за поднятую тему Сердце
+++++++++++++

__________________________________

Не позволяй иным плевать в Отчизну.
Достойным гражданином будь,
не чужеродным атавизмом.

Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 20:29
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Вот не думала, что все у нас так заодно! Smile
Что же будем делать, мы ж не победим? В комментариях и отзывах становиться граммарнаци - тоже не выход. Я для себя решила так: самое массовое, но на 90 процентов пустое чтиво в Дзене. Думаю, положу-ка я туда свое - плохо оформленное, не денежное, но зато по крайней мере от души написанное и грамотное! Экспансия некоторым образом. Так что увидите что-то от меня на вытоптанной территории Дзена - не удивляйтесь.
И спасибо огромное за ваше единомыслие и единодушие, друзья мои русскоязычные! Сердце
И да, главное: наступаем массово и грамотно, во всех .видах сетевой жизни! За чистый и красивый русский язык - в бой! В Контакте, в Одноклассниках, в Дзене - всюду наши, ура! Бомба

__________________________________
Марина Веринчук в Втр, 24/11/2020 - 20:28
Аватар пользователя Марина Веринчук

Я для себя решила так: самое массовое, но на 90 процентов пустое чтиво в Дзене. Думаю, положу-ка я туда свое - плохо оформленное, не денежное, но зато по крайней мере от души написанное и грамотное! Экспансия некоторым образом. Так что увидите что-то от меня на вытоптанной территории Дзена - не удивляйтесь.

Лилечка, я пишу на дзене уже почти год. Хочу поделиться. Читают только то, о чем все говорят. Аудитория очень примитивная. Серьезные темы сливаются. Заработать можно, но очень сложно. Дзен - совсем не то место, на мой взгляд(( Если хотите подробнее, все расскажу в деталях, пишите в личку, поделюсь опытом. Цветок

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова... (с)

Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 20:33
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Лилечка, я пишу на дзене уже почти год. Хочу поделиться. Читают только то, о чем все говорят. Аудитория очень примитивная. Серьезные темы сливаются. Заработать можно, но очень сложно. Дзен - совсем не то место, на мой взгляд(( Если хотите подробнее, все расскажу в деталях, пишите в личку, поделюсь опытом.

Вы меня не пускаете, Марина. Или подписаться надо? Я прекрасно понимаю, что такое Дзен, не рассчитываю ни на копейку там. Тоже копирайтила какое-то время. Но не могу я писать бездушные кривые тексты по идиотскому ТЗ, я свободу люблю!

__________________________________
Марина Веринчук в Втр, 24/11/2020 - 20:39
Аватар пользователя Марина Веринчук

Лилечка, я пишу на дзене уже почти год. Хочу поделиться. Читают только то, о чем все говорят. Аудитория очень примитивная. Серьезные темы сливаются. Заработать можно, но очень сложно. Дзен - совсем не то место, на мой взгляд(( Если хотите подробнее, все расскажу в деталях, пишите в личку, поделюсь опытом.
Вы меня не пускаете, Марина. Или подписаться надо? Я прекрасно понимаю, что такое Дзен, не рассчитываю ни на копейку там. Тоже копирайтила какое-то время. Но не могу я писать бездушные кривые тексты по идиотскому ТЗ, я свободу люблю!

Нет, Лиля, туда зайти очень просто, никаких условий, в этом плане все легко Smile Просто рассказала о своих впечатлениях. Цветок
С кривыми текстами у меня тоже, кстати, не складыввается, а особенно с идиотскими ТЗ, но на дзене этого как раз нет, пишите, что бог на душу положит. Smile

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова... (с)

Виктория Ольгина в Втр, 24/11/2020 - 20:53
Аватар пользователя Виктория Ольгина

Его я хотела бы написать с большой буквы, ибо он был языком радио, кино, школы, библиотеки, науки. Именно в таком порядке мы знакомились с миром: сперва радио, не умолкавшее ни на минуту.

Да, так и у нас было.
И телевидение. "Семнадцать мгновений весны", программа "Время", "В гостях у сказки", "Спокойной ночи, малыши"... Smile

__________________________________

Ольга

Секрет покоя заключался в наипростейшей из идей: не принимайте близко к сердцу ... людей.

Апрельская ведьма в Втр, 24/11/2020 - 21:09
Аватар пользователя Апрельская ведьма

Да, так и у нас было.

Давно не бывали, Ольга, я рада вам! Цветок

__________________________________
Булахова Ирина в Втр, 24/11/2020 - 22:14
Аватар пользователя Булахова Ирина

С огласна со всем и полностью, Лиля! У нас на Украине еще хуже, т.к. рулит суржик - я и сама этим грешу, ведь живём в 40 км от Курска и повсеместно народ так и говорит - на суржике. Когда-то были на родине моего свёкра, в Суджанском р-не, Курской области, то такое сложилось впечатление, что никуда мы и не выезжали из своего города Сумы. Хотя могу разговаривать на русском и украинском литературно, но иногда суржик лезет со всех щелей.

__________________________________

Хризантема