Блог портала New Author

Вехи судьбы. 18. Макеевка

Аватар пользователя Владимир Меркулов
Рейтинг:

i-19.jpg После институтских переживаний, на нервной почве, мои кисти рук покрылись небольшими волдыриками, которые, лопаясь, образовывали зудящие язвы. В больницу не обратился, а мазал все ёдом, что категорически не следовало делать, и в результате язвочки слились в одну большую язву. Дело происходило в деревне, в Щегловке. Пришлось обратиться к покровскому фельдшеру. Удивительно, но за неделю мой недуг был побеждён.
По приезду в Макеевку, мы с Раей решили где-нибудь отдохнуть «дикарём». Мне на работе посоветовали съездить в Архипо-Осиповку на черноморском побережье. Недолго думая, собрались, взяли с собой Андрюшу. Вову оставили на попечение бабушек, и тронулись в неизвестный путь. Поездом доехали до Туапсе. Далее автобусом вдоль западного побережья. Горная дорога вилась зигзагами, то приближаясь к самому морю, то удаляясь от него. В этих краях мы оказались впервые, поэтому сильно удивлялись местным красотам.
Через два часа езды стало резко темнеть. До Архипо-Осиповки оставался ещё час езды и мы, обеспокоясь тем, что приедем туда почти ночью, решили выйти в Джубге. Джубга - небольшой курортный поселок у самого моря.
Автобус уехал, оставив нас одних на пыльной дороге. Пошли направо. Как на грех никаких прохожих, кроме одного подвыпившего мужичка, ковылявшего нам навстречу. Я поинтересовался у него, где можно остановиться на ночь. «А что долго думать, живите у моей дочки!» - сказал он и повёл нас с собой. Через пятнадцать минут ходьбы, мы прибыли на место. Хозяев не было дома, тем не менее, он открыл нам небольшую комнату с кроватью, детской кроваткой и гардеробом, дал ключи от летней кухни с газовой плитой и посудой. Сказал, что хозяева будут утром, тогда, мол, и договоритесь. Пожелал доброй ночи и испарился в темноте.
Проснувшись утром, хозяев не обнаружили. Позавтракали и скорее к морю, но напрасно мы спешили, на пляже почти никого нет из-за утренней прохлады и все торговые точки закрыты. В дальнейшем на пляж мы приходили не раньше 10 утра, когда песок нагрелся и полно отдыхающих. Днём стояла жара, поэтому в час уходили обедать в ресторан, который днём работал как обыкновенная столовая.
На следующий день, а это было 31 августа, придя на пляж, были удивлены отсутствием людей и закрытыми палатками и столовой. До нас дошло, что летний сезон окончился, а большинство, отдыхающих с детьми, уехали на встречу 1 сентября домой.
Отдыхалось хорошо. Неудобство было только с питьевой водой. Она хранилась в закопанной у дороги цистерне, запиравшейся на замок. От нечего делать решил посмотреть окрестности. Вышел за огород и только сделал десяток шагов, как провалился по пояс во что-то. «Что-то» оказались тысячи пустых, ржавых и сгнивших консервных банок , выброшенных бывшими постояльцами на мусор. Еле-еле выбрался из этой западни. Основное время занимал пляж утром и вечером. Днём Рая и Андрей спали, а я уходил рыбачить на пирс. Вода в море прозрачная до 5 метров и видишь, как рыбки атакуют твою наживку. Одна беда, осы, вьющиеся около тебя, того и гляди жальнут! Один раз поймал морского окунька и, пока снимал его с крючка, он ухитрился уколоть меня в ладонь своим боевым игольчатым плавником. Несколько часов сильная боль в руке не утихала.
Рыбаки, приплывшие с моря, уговорили меня купить у них
ведро мелкой ставриды за 3 руб., которую мы посолили, а потом высушили на таранку.
На катере совершили прогулку в Голубую бухту, где вода действительно оказалась с голубизной и очень прозрачной. Но там не было песчаного пляжа и, глубина моря в несколько метров у самого края, как-то беспокоила, поэтому купаться не стали, просто позагорали.
Я отпустил бороду и теперь, проходя по рынку, меня грузины и армяне считали за своего и наперебой предлагали выпить с ними вина.
Наконец, появились наши хозяева, молодая пара. Она работает официанткой в пансионате, муж - в колхозе трактористом. Вечерами строят собственный дом, а пока живут в колхозной квартире. Построенный дом хотят продать и уехать из Джубги, потому что жить тут трудно. Всё дорого, работать негде, особенно зимой, когда нет отдыхающих и пансионаты закрыты. Интересовались, можно ли купить жильё в Донецке и есть ли работа. Мы им посоветовали переезжать, работы в Донецке полно и домик можно прикупить.
В один из пасмурных дней нам захотелось подняться на прибрежную гору и полюбоваться морем с высоты. Минут сорок мы шли наверх, но повстречали пограничников, которые культурно завернули нас обратно. Возвращаться прежней дорогой не хотелось и, тут нам в голову пришла дикая мысль, спуститься прямо к морю по крутому склону. Задумано-сделано. Цепляясь за жиденький кустарник и деревца, мы двинулись вниз. Камни из-под ног сыпались по склону и булькали где-то в воду. Набрели на русло ручья заваленного большими булыжниками, где легко можно подвернуть ногу. Последние два метра, просто отвесная стена. Я спрыгнул вниз и помог спуститься Андрюше. С Раей оказалось сложнее, но и эту задачу решили, и вот мы, наконец, поцарапанные и измученные - на прибрежной полосе шириной 2 метра и заваленной камнями. Разулись и пошли по воде, благо море здесь мелкое, всего по колено. Через полчаса, о радость! вышли прямо к пляжу.
Днём со стороны моря стали надвигаться грозовые тучи, над водой появился вихревой столб смерча. Всю ночь грохотала гроза и шел ливень.
Утром, придя на пляж, застали грустную картину. Случившийся ночью сель, превратил небольшую речку в бурный поток, снёсший все мосты и вынесший весь мусор, брёвна и огромные камни на песчаный пляж.
Два дня коммунальщики приводили пляж в порядок. Мы в это время съездили погулять в Туапсе и купить предварительные билеты на поезд домой. Там нас застала гроза, так что особенно погулять не пришлось.
27сентября у Раи день рождения и мы решили его отметить в кругу знакомой по пляжу семейной пары из Нальчика. Купили алычового ликёра и отправились в пансионат к знакомым. Надвигался шторм, мы смотрели с балкона на громадные волны, накатывающиеся на берег, и на несколько чудаков, решившихся поиграть с волнами, подныривая под них. Это занятие кончилось для них плачевно. Очередной волной, нёсшей в себе и камни, разбило голову одному из парней.
Попивая алычёвый ликёр, оказавшийся кисленьким на вкус и не очень крепким, незаметно летело время. Знакомые жаловались на засилье кавказцев против русских, круговых поруках местных и сплошных взяток, без которых нельзя решить ни одно дело.
На следующий день мы уехали, отпуск окончился.
* * *
Самым трудноразрешимым вопросом оставался квартирный. Я, как перешел на новую работу на экспериментальный завод, так сразу встал в очередь на квартирный учёт и был 5 в списке. Рая тоже стояла в очереди на квартиру на мясокомбинате. Хотя по закону, кто-то один должен стоять из семьи. Из-за сложной политической обстановки в СССР ( снятия Хрущёва и перестройки экономики с совнархозов на министерства ) долго не выделяли квартир очередникам. Первой выделили квартиру Рае в 1968г. в Черёмушках на 762 квартале, что тогда считалось « у черта на куличках». Мы даже отправились туда смотреть квартиру. Дом пятиэтажный панельный напротив совремённых ДАК, на месте которых тогда белело заснеженное поле. 763 квартала ещё и в помине не было. Транспорта никакого, кроме одинокого автобуса по проспекту Ленина.
Но заселиться нам не пришлось. На Маккоксохиме упала огромная кирпичная труба, придавив на смерть 5-ых женщин, поэтому ордера администрация города арестовала и квартиры отдали семьям погибших.
Прошел год и Рае опять выделяют двухкомнатную квартиру, а мне вот-вот должны выделить на заседании профкома, но какую, неизвестно, хотелось бы трёхкомнатную. Прошла неделя, Раю торопят с получением ордера, а наш профком всё не заседает. Что делать? Если Рае взять двухкомнатную, то меня сразу снимут с очереди, а ждать больше нельзя. Тут Рая насмелилась, и отправилась на приём в
исполком, к ответственному по распределению жилья, который посоветовал ордер пока не брать и ещё немного подождать, так как списки квартир заводу уже переданы. Эти несколько дней, сплошной стресс!!
Итог, мне дают четырёхкомнатную квартиру. Я немедленно забираю ордер, а Рая отказывается от двухкомнатной.
Едем смотреть квартиру. Второй этаж кирпичной пятиэтажки. Квартира на торце здания. Пробегаю по комнатам и не нахожу четвёртую. Бригадир строителей поясняет, что к нашему дому будет построен вплотную следующий дом, который закроет окно 4-ой комнаты. Поэтому 3-ю двадцатиметровую комнату строители не стали делить пополам. Жаль! А то я уже губу раскатал, что у меня будет свой кабинет.
На первый взгляд всё хорошо, но есть некоторые недочёты: строители засорили канализацию песком, сливая всё подряд в мойку; пол уложен частью линолиумом, частью релином разных цветов и заляпан масляными красками; большинство плинтусов не покрашено вовсе. Но это мелочи, сам доделаю. Придётся пожить одному в новой квартире, пока не сделаю косметического ремонта и не покрашу везде полы. Тем более, что Андрюша учился в 33-ей школе и не хотелось его срывать оттуда, а Вове нет места в местном садике.
Вова с самого детства отличался беспокойным и нестестнительным нравом, легко заводил друзей и приятелей. Гуляем с ним, навстречу идет мужик с собакой. «Пап, я знаю, как зовут эту собаку». «Как?» «Бульдозер?!». Раз пошли с ним в парикмахерскую на Севере. Я стригусь, а Вова смотрит в окно на проспект Ленина. Вдруг кричит на всю ивановскую: » Пап, смотри, свадьба идёт!!!». Тут заиграла похоронная музыка.
Когда Вова в 1973г пошел в 1класс 42 школы, пришло уведомление из РОНО о выделении ему места в садике!?
* * *
Со временем всё утряслось и стали жить – поживать да добра наживать.
Купили мебель, посуду, большой телевизор, радиолу.
Летом ребят отвозили отдыхать в деревню, к моим родителям в Щегловку, а потом сами отправлялись туда в отпуск.
Лес, грибы, ягоды, рыбалка, скучать некогда.