Портрет
Начинающий художник Артур Березин мечтал написать картину с запоминающимся пейзажем: три ивы, склонившиеся над спокойной речной гладью на фоне зарождающегося летнего дня. Юноша был типичным художником-пейзажистом, и эта будущая картина, сложившаяся в его сознании, постоянно дорабатывалась, совершенствовалась, но чего-то не хватало в виртуальной композиции, какой-то изюминки. Той, присутствующей в пейзажном этюде, при взгляде на которую посетитель картинной галереи замедляет шаг и надолго останавливается возле шедевра.
- Дался тебе этот пейзаж! Ну речка, ну ивы, кого это сейчас волнует? Народ жаждет авангардизма, сюрреализма…
Виталик встал со стула и прошёлся по студийному классу.
Разговор происходил в Одесском художественном училище имени М. Грекова, где обучались ребята.
- Ага, ещё добавь сюда кубизм, футуризм, экспрессионизм!
Стелла, красивая девушка с артистичным профилем лица, поддержала Артура.
Виталий, оставшись в меньшинстве, тем не менее продолжал развивать свою мысль.
- А что, вот Малевич нарисовал свой «Чёрный квадрат», затратил, наверное, не больше пяти минут, и стал знаменитым.
- И обозвал этот стиль супрематизмом, напустив тумана.
Стелла при этом чарующе улыбнулась.
- Маразм это, а не супрематизм. Я готов часами вырисовывать каждый листик на дереве, каждую веточку, нежели ставить кляксы на полотно и называть это искусством, - артикулировал Артур.
- Да, с техникой написания картин у тебя всё о'кей, ты ещё в школе первенствовал, - подтвердил Виталик.
Артур с досадой отмахнулся.
- Ты пойми, одной техники маловато, нужна мысль, и её надо перенести на холст. И вообще, я верю, что много-много людей любят старый добрый академический реализм, и посещают картинные галереи, чтобы насладиться пейзажами, дать отдохнуть и душе, и взору от городской суеты.
Виталик на минуту задумался.
- А нарисуй-ка ты портрет ангельской девушки…
Артур вопросительно уставился на друга.
Для этого, как минимум, нужна натурщица.
- Это не вопрос. Поговори вон со Стеллой, например.
Артур уставился на девушку и долго, в задумчивости, рассматривал её совершенный профиль. Потом, как бы очнувшись, произнёс:
- Стелла, возможно, идеальна для этой роли, но я не писал портретов!
- А ты попробуй…
Девушка вдогонку фразе загадочно улыбнулась.
- Стелла, ты же понимаешь, чтобы осмыслить тему, нужно время.
- Поторопись, а то я или кто-либо другой увлечет натурщицу, - подзадорил Виталик.
Прошло несколько дней. Стелла сразу согласилась позировать, что где-то удивило и обрадовало Артура Березина. Он сразу решил изобразить стройную девушку, стоящую рядом с открытым окном, в проеме которого виднелись цветущие абрикосы, привнося в сознание колорит апреля.
Около десятка набросков были безжалостно отправлены в корзину: не было главной идеи. Стелла предложила тему, лейтмотивом которой было удивление и восхищение девушки, когда она отрывает взгляд от экрана айфона с красивыми пейзажами и видит картинку за окном, которая моментально очаровывает её.
- Ты гений! – искренне воскликнул Артур.
Он подспудно почувствовал, что эта тема витала рядом, но он не мог осмыслить её до конца, ухватиться за такую идею, а подсказка Стеллы разом расставила всё по своим местам.
Один из многочисленных набросков понравился Стелле, она сразу узнала в нём себя, был верно схвачен характер и линии её головы, фигуры, хорошо просматривалось выражение индивидуальности. Будущая художница, она верно отметила правильность построения и пропорции основных форм тела, облачённых в полупрозрачное белое платье.
- Пожалуй, айфон я уберу с подоконника и вложу в опущенную левую руку.
Артур подошёл к девушке и поменял антураж. При этом прикосновение к кисти руки Стеллы необычайно вдохновило юношу.
- Необходимо набросать свет и тени... - эти свои слова он услышал, как бы извне, произнесённые кем-то другим.
Вернувшись к мольберту, взял карандаш. Долго вырисовывал лицо девушки, слегка повёрнутое в сторону окна.
- Ты не устала? Сейчас твоё присутствие мне крайне необходимо, ведь художественный образ формируется постепенно в процессе познания, внимательного наблюдения и изучения натуры…
- Я не против, - рассмеялась Стелла, мне комфортно.
- Что делать, твои глаза не получаются.
Артур подошёл к девушке и внимательно посмотрел в её глаза. Они казались бездонными, и у юноши слегка закружилась голова. Он попытался отогнать прочь чарующие видения и с усилием втиснул себя в оболочку живописца.
- Построил изображение с помощью вспомогательных линий, так легче определить «посадку» глазного яблока и зрачка, а потом их уже нетрудно накрыть веками. Но… Передача материальности требует ювелирной обработки рисунка; эмоциональными росчерками здесь ничего не добьешься.
- Это так.
Стелла внезапно приблизилась к юноше и обняла его.
- У тебя получится, я знаю.
Ещё несколько вечеров после занятий они дорабатывали детали на хлопковом ватмане в акварельном варианте.
Через две недели, когда Артур выставил картину в фойе училища, она произвела фурор среди студентов и специалистов. Решено было отправить её на республиканский конкурс.
Понравилось!
Хризантема
Спасибо, Ирина!

Алекс
Красивая и романтическая история любви. Рассказы и повести в этом жанре у вас получаются мастерски. Так же, как и детективы. Написан рассказ тоже очень хорошо. С удовольствием ставлю плюс.
Финал спокойно-предсказуемый, зато волнительный:
Мне кажется, если он (они?) занялись живописью серьёзно хотя бы на немного, при этом так всматриваясь в глаза, то возникает грань... по которой ходишь, и крайне трудно балансировать. Между тем, чтобы человека полностью захватил творческий процесс и тем, чтобы безвозвратно окунуться в любовь, отбросив все материальные кисти и краски.
Есть ли такой веер, который поможет удержать равновесие?.. Думаю, нет. И нужно выбрать одно из двух направлений. Хотя бы на время.
+
Спасибо, Даша, очень признателен!

Алекс
Сергей, детально о сути портрета. Спасибо! Отзыв понравился.

Алекс
симпатично+
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Мне тоже понравился рассказ, Алекс) а по поводу того, что есть искусство, что есть профанация - споры бесконечные, загляните в мой рассказ "Этюды", там есть про это. Мой плюс Артуру и Стелле!+
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Мне этот рассказ многое навевает.
Помню в художественной школе мы рисовали натюрморт с кувшином и яблоком. Но на третьем часе Павлик, которому делать было нечего, подошёл к постановке и съел полъяблока. И после этого творческий процесс зашёл в тупик. Никто не мог писать яблоко по памяти. Как сейчас помню.
Спасибо, Олег!

Алекс
Спасибо, Марина! "Этюды" посмотрю.
Алекс
Спасибо, Николай! С яблоком, конечно, казус вышел!

Алекс
Назвать "Вид черной табуретки сверху" искусством, лично для меня, трудно...Ранее начала 20 века никто бы ЭТО не оценил бы иначе, как шутку художника

+
Красивый и романтичный рассказ о любви! Подобные сюжеты, Вам, Алексей, всегда хорошо удаются!
О.Виноградова
Я тоже такое не догоняю!
Алекс
Оля,огромное спасибо!

Алекс
Интересно, романтично и красиво! Очень понравилось+++
С уважением, Вера Флягина
Интересно, романтично и красиво! Очень понравилось+++
С уважением, Вера Флягина
Вера, большое спасибо!

Алекс
Романтично. Ваша тема +
gamayun
Спасибо, Света!

Алекс
У них получилось, и это здорово! +++
Илья.
Спасибо, Лариса!

Алекс
Прекрасный комментарий, Илья!

Алекс
Это своего рода концептуализм, где замысел важнее самого предмета искусства. У концептуалистов обычная практика после выставки уничтожать сам объект экспонирования. Главное, чтобы остались фотографии, записи... Я тоже никогда не понимал людей, разглядывающих на выставках картину "Черный квадрат". Главное ведь знать, что есть такая картина, что вот был такой Малевич. А разглядывать "Чёрный квадрат", это по-моему уже лишнее.
Алекс, Вы так изящно изложили через искусство начало отношений художника и натурщицы, что возникает ощущение Вас - художника по жизни?
Развейте мои вопросы.
За рассказ +
Не позволяй иным плевать в Отчизну.
Достойным гражданином будь,
не чужеродным атавизмом.
Елена, думаю, что литераторов (поэтов и прозаиков) смело можно называть художниками. Эти направления в искусстве близки. Что касается мастеров кисти, я, к сожалению, рисовать не умею, хотя попытки были. Спасибо!

Алекс
Очень точно сказано и разделяет мою точку зрения! Николай, спасибо!
Алекс
Твой ответ Елене заставил меня задуматься. В рассказе прослеживается стиль поведения Алекса Берковского, воспитанного, интеллигентного юноши, который помимо вокально-музыкальных способностей, вероятно, имел талант художника. Алекс всегда идёт к цели и добивается результата. Здесь - тоже самое
Да, и к тому же ГГ - Артур Березин
Скромничаете, наверное 
Как всегда, романтично, возвышенно по отношению к дамам, интересно читается
+
Почему-то я не увидела это произведение вовремя
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Лилия, спасибо, что прочла. Рисовать-то я умею немного, но на уровне школьного кружка. Одно время увлёкся живописью. Но это было до военной службы. Помню несколько неплохих своих рисунков: юноша верхом на коне (карандаш) рисовал под впечатлением прочитанных книг Мусатова "Стожары" и "Дом на горе", изобразил Костю Ручьёва, когда он спешил на помощь однокласснице. Затем увлёкся историей древнего Египта, появилась Нефертити на фоне Нила и архитектурных ансамблей по берегам (акварель). Был ещё трактор с плугом в поле, пара натюрмортов... Всё это случилось давно и не получило развития. В литературных сочинениях чувствовал себя гораздо комфортнее.
Только ты могла "расшифровать Артура Березина! Изящно и непринуждённо!
За плюс к рассказу "Портрет" (он имеет и второе название: "Весна в оконном проёме") отдельная благодарность!

Алекс