Побег
«Опять бежать! Как прежде!» – с досадой и страхом подумал Матвей, получив приватное сообщение знакомого сотрудника Народного комиссариата внутренних дел о раскулачивании.
Раньше, это было несколько веков назад, когда царь Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон решили провести глобальную церковную реформу. В результате произошел раскол церкви на два течения: с исповеданием по старой и по новой вере. А людей, почитающих старую веру, стали называть староверами, старообрядцами, в отличие от нововерцев. Староверы, а их было почти половина православного населения, защищали такие церковные догматы, как исповедание святой Троицы, воплощения Бога Слова, веруя, что сначала был Бог, а потом слово, двух ипостасей Иисуса Христа, Божеское и человеческое. Они отстаивали двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническую иконопись, необходимость специальной молитвенной одежды.
Долгие годы государственные и церковные власти подвергали староверов репрессиям, гонениям, ущемлению в гражданских правах. И только во времена правления Екатерины Великой им было предложено добровольно уехать на постоянное жительство в Сибирь. Тогда предки Матвея Озерова, снявшись с родных насиженных мест, перебрались жить за Камень.
Забрались в глухую тайгу, облюбовав место на речке Демьянке, притоке полноводного Иртыша. Создали поселение в два дома. Подняли хозяйство и зажили, уединившись от всего мира.
И вот опять. С приходом советской власти был принят закон, позволяющий на легитимной основе отбирать богатство, нажитое людьми повседневным тяжелым трудом, чтобы отдать его колхозам, а хозяев репрессировать и высылать. Ладно, погодился нужный человек. За небольшое вознаграждение он предупредил о раскулачивании и выправил документы на выезд с места жительства семьям братьев Матвея и Николая.
– Может быть, никуда не скрываться, остаться на месте и будь, что будет? – озабоченно произнес Николай.
– А если нас арестуют и заставят жить с нововерцами, да безбожниками? Упаси, Господь! Даже подумать об этом страшно.
– А куда бежать? Ты знаешь? Сейчас зима, а у нас дети и старики. – не унимался Николай.
– Помнишь, мы встречались с единоверцем охотником из Томского края? Вот, туда нам надо ехать. Найдем общину староверов. Помогут! Пустят на постой. Не волнуйся.
Уложив иконы, посуду, спальные принадлежности и одежду на конную санную повозку, привязав к ней поводком корову и, посадив семью на другую, темной холодной ночью скрытно подводы семьи Матвея Озерова направились по дороге в Томск. К ней пристроились повозки брата Николая.
Скоро выехали на Сибирский тракт, а по нему предполагалось проехать около полутора тысяч километров. Это около двадцати трех дней езды. На пути следования встречались поселки, где просились на постой, отдыхали, запасались продуктами и снова в дорогу. Вот так и добрались до Томского края, а там нашли и сердобольных единоверцев, которые отнеслись к нужде беглецов с пониманием и приютили, выделив половину просторного дома для проживания.
(+)
Вы немного не правильно трактуете реформу Никона. Она была крайне необходима, ее к тому времени прошли все православные церкви мира. У "Тишайшево" царя после войн с Речью Посполитой прибавилось православных (украинцев и белорусов) молящихся по-новому. В самой реформе ничего страшного не было.Немного изменили написание икон и книг, ну триперстие ввели. Главное - убрали базар из церкви. Раньше батюшка возвещал с амвона, рядом бубнил псаломщик и пел хор. ТАРАРАМ! А не служба.
Так что реформа была нужна. Только делали ее по-ордынски. Выжигая каленым железом непонимание, вместо того чтобы грамотно разъяснить. У нас в Украине живет много потомков староверов. В Буковине, Одещине, на Дунае. Осколки чудесных изумрудов старой, кондовой допетровской Руси.
Цыганенко Сергей
Это так...
Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только немного заменил одну церковную форму другой.
Никон происходил из крестьян, и вероятно поэтому действовал с крестьянской прямолинейностью, что могло вызвать протесты...
OLEG
Умиляют действия героев рассказа.. . Неужели люди не понимали, что скрыться никуда не получится, что "советская власть - это всерьёз и надолго"...
OLEG
Уважаемый Сергей, я с вами во всем согласен. Однако, желая раскрыть образы староверов, я сознательно становлюсь на позиции моих героев. Ведь они искренне верили в свою правоту. К тому же, скрываясь от преследований властей, заселили всю Сибирь. Спасибо за ваше мнение
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, спасибо за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, староверы забирались в необжитые места и власти их не находили. Читайте о судьбе Лыковых.
Лыковы — семья старообрядцев, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия). В 1930-е годы несколько семей, в том числе и Лыковы, ушли в Саянскую тайгу и много лет жили в строгой изоляции.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Да я читал о них, но это единичный случай... Я говорю о том, что люди в то время( и не только староверы), в большинстве своём не понимали и не осознавали масштабов катастрофы, постигшей Российскую империю...
OLEG
Олег, спасибо за ваше мнение. Советская власть не означает только плохо: бесплатное образование и медицина, передовая наука, космос, победа в ВОВ, бесплатные квартиры, работа всем.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Понравилось!!! +
Один не разберёт, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит.
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймёт.
Омар Хайам
Ольга, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Всё это так, Иван Тихонович, однако в то же время нельзя не вспомнить, что по прогнозам великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева в середине XX века в России должно было проживать около 300 млн человек, а к началу XXI века — около 600 млн...Революция подкосила Россию на взлете её экономического развития...
С уважением
OLEG
Понравилось и мне тоже, хочется узнать, как дальше сложилась судьба героев. +
Да, так было...+++
Андрей Н.
Олег, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Светлана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Андрей, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Признаюсь, тема не моя. Но описано увлекательно.
Еще кусочек истории усвоил. Спасибо. +++
Слышик Николай
Николай, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Тоже считаю, что реформа Никона не внесла кардинальных изменений в в вопросы веры. Всего лишь незначительно изменилась обрядовая сторона. Но люди отнеслись к этому крайне негативно, вот что поражает.
Рассказ интересный! +++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Дмитрий, спасибо за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Эта тема мне показалась интересной, и я решил написать несколько рассказов
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Понравилось!
Сарвар