Овраг
От автора:
Второй рассказ из услышанных в больничной палате. На этот раз, дед мужика участником не был, а слышал эту историю от деревенских и овраг тот посещал.
Когда Санкт-Петербург был Ленинградом, а я – маленьким, случилась эта история. Гостил я тогда у бабушки в деревне, затерявшейся среди лесов и болот Архангельской области.
Мой дед, лесник, не смотря на ворчание бабушки, всегда и везде таскал везде меня с собой, прививая мне свою любовь к Лесу. Вот и в то майское утро, войдя в комнату, он кинул мне, еще завтракающему: «Собирайся». Пока я торопливо одевался, он взял со стола краюху хлеба, чекушку водки из шкафа, снял со стены ружье. Шли в этот раз долго, сначала лесом, потом через болото. Дед шел уверенно. Чувствовалось – не первый раз.
Остановились около старой березы на самом краю длинного пологого оврага. Дед сунул руку в дупло, достал стакан, налил его водкой до краев и поставил на землю. Потом ножом, с которым никогда не расставался, щедро отхватил от краюхи ломоть и положил сверху. Сел на кинутую рогожу, привалившись спиной к дереву, и, словно забыв обо мне, уставился куда-то, продолжая крутить нож в руках. Мне ничего не оставалось, как сесть рядом.
Солнце только взошло и над лугом висел туман. Шелестел листвой лес, оглушительно чирикали птицы. От земли тянуло холодом, и я стал замерзать. Поерзал, разгоняя кровь, и тут дед заговорил.
Человек триста было. Привезли их на телегах под конным конвоем. Сбросили с телег немногочисленные вещи. Построили. Мужики, женщины, старики, дети. Кто во что укутан, даже в одеяла. Из охранения двое особняком – старый и молодой. В темных гимнастерках, синих шароварах, фуражки с синими околышами и звездой красной. Выехал вперед главный, который старший был. Говорит: «Живите, отродье кулацкое». Сплюнул людям под ноги и отвернул коня. Конвоиры скинули с телеги пару мешков с зерном, по три топора и пилы. И уехали.
Как уж успели распахать, засеять. Мужики дома срубили на пятьдесят семей каждый, внутри на клетушки поделили. Топили по-черному. В соседних деревнях что-то выменяли на вещи, батрачили, чем так жители делились.
Осенью приехали снова. Все зерно выгребли, да скотину забрали. Довольно щерился старший уезжая.
Как уж зиму прожили. Кору ели, сено, последнее в деревнях на еду меняли. Не все до весны дожили: старики померли, детей много.
Приехали опять. Посмотрел старший на худых, но живых твердо стоящих на ногах людей, скривился и уехал.
Где зерно взяли на посев неведомо, но смогли урожай собрать.
Снова приехали осенью. Под дулами винтовок, снова все забрали. Кинулись мужики с топорами, но старший, как чувствовал – уже в руке Маузер был.
После той зимы совсем их мало осталось. Стоят, смотрят, а старший мимо на коне гарцует. Все ждет чего-то, в лицах что-то ищет. А они твердо стоят. Глаз не опускают. Очень уж он рассердился тогда, покраснел весь. Махнул конвойным, согнали они всех оставшихся на дно оврага и расстреляли. Склон оврага обрушили на тела, дома пожгли и уехали. Ничего не осталось.
Оглушительно чирикали птицы. Шелестела листва. Дед умолк, черты лица его заострились, отчетливо стал виден подрагивающий кадык.
– Ничего, кроме памяти, – закончил дед и замолчал.
– Деда, а его наказали?
– В тридцать седьмом расстреляли, как врага народа.
– Но он же верил, в то что делал?
– Запомни, внук, никакое даже самое благое начинание, никакая самая сильная вера, не может привести к чему-то хорошему, если плата за них – человеческие, а особенно, детские жизни.
Дед встал и не оглядываясь ушел в лес.
Я было побежал за ним, но увидел, что он забыл свой нож. Я метнулся назад и, не сдержав любопытства, взявшись за потертую рукоять, осмотрел клинок. На сером лезвии все еще была видна надпись: «Товарищу Лиственному за беспощадную борьбу с контр-революцией от коллегии ОГПУ».
нет слов, до мурашек
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
Мучители (
Безнадёжная
Надеюсь в аду его в крутую сварили.
То есть старик был свидетелем? То бишь невольным соучастником? А в старости совесть замучила?
"Молодой" собственно.
Говорят, худшим из пороков считал Страшный Человек неблагодарность людскую, посему старался жить так, чтобы благодарить его было не за что.
(с)Книга Тысячи Притч
Догадался. Просто, ставлю себя на его место. Как бы поступил. Возможно промолчал, возможно пристрелил бы "козла", состояние аффекта у меня иногда случаются.
Не забывай, что пропаганда работала очень четко - кулаков реально считали врагами вплоть до 50х. Те с позиции того времени и той морали, расстрел кучки врагов - не преступление, а подвиг.
Говорят, худшим из пороков считал Страшный Человек неблагодарность людскую, посему старался жить так, чтобы благодарить его было не за что.
(с)Книга Тысячи Притч