О важности первого слова
Зная, какую неистовую, отчаянную, равно как и совершенно необъяснимую, бурю гнева со стороны ньюавторцев вызывают мои рассуждения о важности первых строк всякого литературного произведения, со смехом вспоминая, как пышущие ненавистью коллеги от волнения даже слово «говно» умудрялись написать с ошибкою, хочу, тем не менее, вернуться к этой благодарной теме.
Помилуйте, как можно не ценить вступительное слово рассказа, приводя в пример того же Чехова. Вот его «Два газетчика»:
«Рыбкин, сотрудник газеты «Начихать вам на головы!», человек обрюзглый, сырой и тусклый, стоял посреди своего номера и любовно поглядывал на потолок…»
С трудом можно представить читателя, который откажется узнать, что сталось с сотрудником газеты в дальнейшем. А ведь в этом и состоит сила, и загадка одновременно, первого абзаца. Он, первый абзац, говорит о талантах автора не меньше, чем поведают нам башмаки господина, гуляющего по Невскому, о характере, привычках и нравах этого самого господина.
Главное, а может быть и единственное, правило первой строки гласит: не пишите банальных фраз. Не тронут душу читателя слова о том, что было темно, равно как и светло, что шёл дождь, вечерело, рассветало… И, поверьте, возмущённые крики, что, мол, наше право, как хотим, так и пишем, ты нам не указ, тем не менее не тронут душу читателя, который скорее всего отвернётся равнодушно от подобного текста и не заставит себя его прочесть.
С другой стороны, дайте себе труд обратить внимание на классиков, и вы будете вознаграждены щедрой порцией отменных примеров.
Не могу обойти вниманием Чарльза Диккенса и его «Дэвида Копперфилда»:
«Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой – должны показать последующие страницы». Создавай я рейтинг фраз, эта была бы среди претендентов на первое место.
О «всех счастливых семьях, похожих друг на друга…» в исполнении Льва Толстого нечего и говорить, поэтому вспомню совсем недавно прочитанный роман Донны Тартт (очень рекомендую, кстати) «Тайная история»:
«В горах начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения».
Энн Тайлер поразила меня словами:
«Жила-была женщина, которая обнаружила, что превратилась не в того человека».
Может быть, не трудно отыскать массу удачных, захватывающих воображение, словно ковбойское лассо шею скакуна, фраз, но завершу я однажды потрясшим меня и оставшимся любимым навсегда вступлением к «Моби Дику» Мелвилла:
«Зовите меня Измаил». Хотя, нужно признать, что всю ценность этих трёх слов узнаёшь только в конце великого американского романа.
На этом, дабы вновь не вызвать волны «праведного» гнева со стороны уважаемых ньюавторцев, я свою речь завершаю.
Призывая быть внимательными к словам, а более всего к тем, что оказываются в начале.
Очевидность.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Припоминаю, припоминаю, как вы эту "очевидность" прибивали на стенку, а народ брызгал на неё слюной!
Не лицемерьте, голубушка моя!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Я?! Быть такого не может. Вы что-то путаете.
Я всегда за захватывающее начало произведения. Какой интерес читать, не пойми что, добираясь до интриги спустя полромана.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Это как? ГаМно?!
Игорь, тут лучше тему на форуме создать. Есть что обсудить.
+++++++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Да. От начальных строк многое засисит. А главное - желание продолжать чтение. Это, своего рода "замануха". Очень жалко когда она окзывается обманом.
Кстати. Подумалось, что в поэзии чаще или даже всегда главную роль в стихе играют именно конечные строчки. Чего многие не понимают.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Матч-реванш? Игорь, да нормальная же была дискуссия тогда, вы просто повели себя так, что обрушили эту волну праведного гнева. А теперь скажите честно, вы этот пост зачем написали? Чтобы авторы задумались и вняли вашим словам или по другой какой причине? Я чего интересуюсь. Вы ведь не верите, что я написала Инструкцию для новичков из таких же побуждений, из каких вы время от времени обращаетесь к коллегам с разными призывами, экспромты пишете. А говорят. сытый голодному не верит. И голодный голодному тоже не очень
А по поводу темы, хорошее начало это хорошо, но если дальше фигня, толку с него? С уважением
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Согласен, поэтому их так трудно бывает написать
OLEG
А это называется умение держать интригу!
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Вот именно, за. "Прибивала на стенку" – имел ввиду, вывешивала в основной ленте вверху. Что изменилось? Так "очевидно", что уровень писанины подрос? Не верится что-то в Ваш оптимизм.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Создавайте. Кто против? Я уже всё сказал по этой теме.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Не скажите, Оля, про последние строки. Они суперважны. Да. Но вступление страдает лишь потому, что не получает должного внимания, а то и усидчивости автора. Мне кажется.
Гляньте-ка на Маяковского "Вы". Вы-глядит грубовато, но работает же.
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно...
Его великолепное "А Вы могли бы?" и начинается здорово и заканчивается волшебно!
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Не знал, что заинтересовать нужно сразу. Теперь-то всё стало понятно. Теперь-то дело пойдёт. Талант проснётся (он же имеется, несомненно, и огромен, но спал) и как... Ну, и дальше по схеме выше.
Своевременно автор тему поднял. Новая, свежая, толкающая к вершине литературного мастерства
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Отнюдь.
Вы полагаете, что дискуссия нормальна, когда обсуждается не тема, а личность? Причём с матерными и грязным словами. Не соглашусь. Не считаю это "дискуссией".
Как на духу, Ирина. Мне претит, что колонка сайта открывается словами об уходе авторов. Все мы знаем эту проблему. Это коробит. И это не вера, и не претензия к Вам. Вовсе нет. Будь это так, я бы Вам об этом сказал. Но это заслуга СИРены. И, вместо того, чтобы приветствовать новых гостей, она встречает их словами об уходе. Всё равно, что (прошу не обижайтесь! Не о Вас речь, а о СИРене) открыть кафе, а вместо вывески написать: к нам никто не ходит. Разумно?
Давайте перепишем уже, чОрт возьми, лицевую сторону нашего сайта. Что скажете?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Когда "играют" и начало и конец, это безусловно лучший вариант. Но конкретено в стихе, я за выстрел с попаданием.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Верно, Олег! Чертовски трудно. Но если дать себе этот труд, а Вы, я знаю, так и поступаете, то размышления над первыми строками могут очень даже помочь сделать текст лучше, вложить в него больше смыслов.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Игорь, в очередной раз соглашусь с вами и с коллегами, что важны и первые и последние строки. Середина повествования, где раскрывается (или закрывается интрига) тоже важны, как и все, что находится в других частях произведения. Но начало, безусловно, самое важное. И названия, с которыми, как вы знаете, лично у меня беда(( О важности названий прекрасно написала Дина Рубина в своей великолепной книге "Одинокий пишущий человек". Хороший материал у вас, полезный.
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Чтоб выстрелить и попасть, необходимо грамотно зарядить.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
А давайте! Ваши предложения?
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Не поняла. А можно точнее. Где это увидеть?
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Да, Марина, спасибо. С нетерпением жду Ваших текстов. И, остаюсь при своём мнении, что тема "Путешествий" у Вас ещё далеко не исчерпана ни фактологически, ни, что особенно важно, сюжетно.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Будут. Сначала надо сковырнуть СИРену, чтоб она согласилась на замену текста с "погребального" на добрый и приветствующий по-дружески. Справитесь?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Поднимите глазки, Оля. И читайте:
"Мне лично жаль, когда сайт покидают талантливые, подающие надежду авторы".
Так оплактивают усопших, а не встречают гостей на странице! Ирина, не обижайтесь, повторяю. Не Ваша заслуга, что текст так размещён. А СИРенина.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Игорь, с сожалением констатирую: я недооценивала вашу просветительскую деятельность на сайте. И хотя дискусси по поводу вашего дара литературного гуру остались за бортом лодки моих писательских интересов, никогда не поздно нырнуть в полноводную реку статей, подобных этой.
Очень полезно в преддверии конкурса прозы, в котором планируют принять участие многие наши авторы.
Спасибо!
Люди как реки (Лев Толстой)
Я их не только подняла, но даже сдвинула на макушку.
Игорь, ну не вижу! Где? На Главной или ещё где искать.
Простите за настойчивость, но мне очень интересно из-за чего сыр-бор.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
работаю над собой)
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Инесса, опять же, как на духу. Я не стремлюсь ни в какую (какие, какого...) гуру. Я только говорю о простых приёмах создания текстов, которые не плохо исповедовать многим. И всё. Говорю, как мне кажется вполне дельные вещи, не помышляя никого обидеть. И, как Вы знаете, никому не отвечал ни злым, ни бранным словом.
Спасибо и Вам за понимание.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Полностью в этом уверен. Хочется уже отправиться в путешествие!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Счастливая! Не разрушайте своего неведения, Оля!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Это даже не обсуждается. Я говорю о том, что бывает грамотно заряжено, но при выстреле даже не ранит, потому, что автор не знал зачем заряжал и на какого зверя. И тогда, кроме досады, нет никаких чувств.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Создана отличная тема поговорить ни о чём. На мой взгляд это - обычная провокация для поднятия рейтинга на конкретной странице конкретного автора конкретного сайта. И не говорите, что я не прав. Сам-то автор довольно часто грешит тем, что выкладывает низкопробную наскоро сляпанную хрень. Своеобразная гонка за... За чем, кстати? Так вот, вывалив на всеобщее обозрение максимально абы чего, автор, вдруг вспомнил, что дело-то происходит на литературном портале и поучает. Нужно, оказывается, на классиков равняться. Вон оно чего! А сам-то что? По три-четыре раза в сутки равняется И гордо отмалчивается после замечаний "недостойных". Хорош нагнетать!
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.