О творчестве
Всякий раз, когда заходит речь об истоках творчества, на ум мне приходит финальная сцена рассказа Рюноскэ Акутагавы «Муки ада». В ней по приказу сумасбродного владыки на глазах придворного художника сжигают его любимую дочь.
Первым желанием живописца было броситься к ней на помощь. Однако он тут же замер и жадно стал впитывать картину мук самого близкого ему человека, чтобы потом это зрелище запечатлеть на холсте.
Всего интереснее, что если секундой ранее он едва не лишился рассудка, то теперь глаза его сияли восторгом и вид корчащейся в огне девушки захватил его без остатка. Придворные затаив дыханье смотрели на него, потому что в эти мгновенья он выглядел точь в точь как новоявленный будда.
Нет, я ни в коем случае не утверждаю, что поступок японского мастера кисти достоин подражания, но и осуждать его не берусь, тем более, что живописец, написав потрясшую всех, кто ее видел, картину, на которой в красках была запечатлена горевшая заживо дочь, тут же повесился. Такие вот дела.
Видимо, все-таки прав был художник эпохи позднего Возрождения Паоло Веронезе, когда перед лицом священного трибунала инквизиции сказал:
- Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Вот как бы только не ошибиться, определяя, кто есть кто.
Какой рассказ замечательный! + Побежала читать "Муки ада". Спасибо.
Интересную тему затронули, Владимир. Японский мастер был одержим творчеством, а любой перегиб не есть хорошо. Выдержать такое человеку не под силу, что он и доказал. Не повесился бы, сошёл с ума. Хотя, он уже и раньше, видимо, сошёл. А сколько творческих людей пользуются наркотическими веществами? Пьют? Да, они черпают из того мира какие-то идеи, даже иногда гениальные, но оправдывает ли цель средства. Это та же болезнь, думаю. А вот когда человек творит себе и другим в радость, тогда и плоды его труда вызывают самые положительные эмоции. Мне так кажется.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Да, грань порой очень зыбкая...)))
И плата за потрясающий творческий дар может быть иногда непомерной!
+++
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Рад, что оказался полезен.
В порядке не очередности
"Цель творчества самоотдача." И чем самоотдача полнее, тем ближе то идеальное, к чему стремится художник. Все остальное чистой воды любительство, которое означает творить, что называется, для души.
В порядке не очередности
Но ведь так хочется заглянуть за горизонт.
В порядке не очередности
Еще как...
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
В порядке не очередности
Я так понял, что художник готов извлечь пользу даже из собственной трагедии.
Martin
такой одержимый художник о пользе не думает. его не интересуют деньги и слава, главное, процесс творения, во чтобы то ни стоило творить, пусть даже придется заплатить высокую цену, ему неважно. больной человек, КМК.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Я не понимаю, что значит извлечь пользу.
В порядке не очередности
Скажем так, не от мира сего.
В порядке не очередности
Сдаётся мне, что толкователи Рюноскэ путают понятия. По простому говоря, при чём тут творчество? Ответ: ни при чём.
Поясняю: художник видит зрелище, которое потрясает его до глубины души. И запечатлевает увиденное в рисунке. Чукча едет по тундре, видит бескрайнюю белизну, восхищается и поёт о ней. Ребёнок видит кошку, удивляется, хватает фломастеры и делает на листке бумаги своё "каля-маля". Все они так или иначе отображают увиденное. Разное, но совершенно одинаково по сути.
При чём тут творчество?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Отображают-то многие, единицы одухотворяют увиденное.
В порядке не очередности
Стоп-стоп! Оценочное суждение. Разве вправе мы (кто мы такие?!) отказывать другим людям (чукче или ребёнку, не важно) в том, что их душевные порывы и умения в чём-то уступают? Разве можем претендовать на величие одного в ущерб другому?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
интересно+
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Хорошо сказали, Ирина.. . Мне тоже так кажется...
OLEG
О, я не одинока Олег
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Степень глубины разная. Почти любой человек умеет складывать и вычитать, но это же не делает его математиком, тем более ученым.
В порядке не очередности
Спасибо, Олег.
В порядке не очередности
Один, ныне очень, очень-очень знаменитый художник-кубист достигнув пика своей славы, на вопрос о том, как он добился всего, ответил: "Не знаю. Просто я очень люблю рисовать кубики". Вот вам и "глубина".
Но мы ушли от темы. Почему все эти поступки (пусть разной "глубины") называются творчеством?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Ну, тогда в искусстве нет места ни Чехову (не Антоше Чехонте), ни, тем более, Достоевскому.
В порядке не очередности
Согласен на все сто! Искусство – не овощная ярмарка с наливными яблочками. Там и социальный яд, и насмешка, и страсть и горе.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Случается и такое. Есть Дорошевич, но есть и Достоевский. Вот вам и разная глубина.
В порядке не очередности
По моему мнению, художник - обнаженный нерв своей эпохи. Он оставляет свидетельства о духовной жизни общества, в том числе о болевых его точках.
В порядке не очередности
Но речь не о ней.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
+ Интересная тема для размышления
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Хоть в чем-то мы сошлись. Уже хорошо.
В порядке не очередности
О чем тогда? Я говорил об одухотворенности. Она так же как и мысли бывает плоской, примитивной, а бывает интересной и вызывает бездну чувств и мыслей.
В порядке не очередности
Игорь, не согласна с вами в корне.
Вы попутали некоторые вещи.)
Душевные порывы творящего и душевные порывы наблюдающего, то есть зрителя, читателя, это совершенно разные порывы.
Задача художника разбудить какие-либо порывы (эмоции ) у зрителя. Порывы художника же, не интересны в данном случае. Будить или побуждать зрителя должно его творение. И вот тут-то часто бывают "осечки". Потому, как талант заключается в умении забыть на время о своём "Я" ради творчества.
Отсюда и сравнение таланта с безумием.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)