Художник из Львова
Накануне приснопамятных девяностых годов, не к ночи они будь помянуты, коротал я отпуск на турбазе в Прикарпатье, часах в полутора езды на рейсовом автобусе от лишенного всяческой суеты городка Коломыя.
Неподалеку от моего места отдыха, в селе, живописно расположившемся на берегу горной речки, стояла новенькая, прям-таки с иголочки, церковь «одноглавка». Ну и конечно, я тут же загорелся желаньем взглянуть на тамошние иконы.
Увы, внутренние стены храма еще не были покрыты фресками. Кругом стояли леса и лишь над царскими вратами иконостаса, как и положено по канону, красовалась «Тайная вечеря».
Красовалась-то она красовалась, только вот мне в голову никогда не могло прийти, что придется увидеть в православном храме на месте образа многократно уменьшенную копию одноименной картины Леонардо да Винчи, которая никогда иконою-то не считалась.
Пробравшись под лесами поближе к иконостасу, я разглядел получше творение неизвестного изографа. Несомненно, некоторые способности к живописи у него присутствовали, но, так сказать, на домашнем уровне. Не это, однако, делало чужеродным его детище в этом храме. Похоже, он никогда не давал себе труда задуматься, что в церкви икона не для того, чтобы любоваться изображенным на ней сюжетом, а единственно ради содействия человеку сосредоточиться на горнем, приблизиться к нему. Не должна она отвлекать от молитвы, а, наоборот, помогать посвятить себя полностью ей.
Должно быть по этой причине сюжеты икон не очень-то замысловаты по содержанию, которое довольно-таки строго нормировано. Так что художнику негде особо разгуляться. Однако однообразие сюжетов и скупость образов с лихвой возмещается умением живописца придать цельность линиям и гармонично сочетать цвета красок, чтобы потом придать глубину чувств предстоящему перед иконой верующему человеку.
Непростое это дело. Потому-то, прежде чем брать в руки кисти иконописец приводит себя в некое молитвенное состояние, в котором и пребывает во время работы. От того он не рисует лица, а пишет лики.
Пока я примерно так размышлял, рассматривая результат трудов неизвестного ремесленника от кисти, с лесов спустился щуплый молодой человек в перепачканном красками мятом костюме и поинтересовался:
- Нравится?
Обижать незнакомца с ходу не хотелось, и я ответил насколько сумел уклончиво:
- Необычно как-то. Вообще-то Леонардо рисовал картину, а никак не икону.
Паренек коротко прыснул в кулачок и весело сказал:
- Ничего, пусть привыкают аборигены к цивилизации.
- Раньше никогда не писали для церкви? – полюбопытствовал я.
- Приходилось. Ничего хитрого.
Я не стал спорить, а горе-иконописец продолжал:
- Халтура, как халтура – почему бы не заработать?! Сижу поэтому тут вторую неделю. Надо бы хоть на денек к себе во Львов съездить.
На том разговор между нами иссяк, и я вышел на улицу, сделал несколько шагов, обернулся и, взглянув еще раз на церквушку, хмыкнул, эк, мол, суетность над горним верх берет, а потом неожиданно в голову мысль пришла, ничего-де хорошего стране не светит при таком умонастроении человека, расписывающего иконостас православной церкви.
Дурацким тогда в силу своей обобщенности показался мне этот довод, но ведь как в воду смотрел.
+
Точно, как в воду смотрели, Владимир.+
Неплохо!
Basil
Смотрел-смотрел, Владимир
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Эссе небольшое, а какое раздумчивое. Написано замечательно, со знанием «предмета». +++
Действительно так и есть, как в воду смотрел+
С уважением, Вера Флягина
Она и в Африке халтура.
Хороший глубокий рассказ, Владимир. +++
Большинство современных икон, продающихся в православных храмах, произведены типографским методом в Китае.
А выводы вы, Володя, сделали, увы, верные.
Люди как реки (Лев Толстой)
ширпотреб как он есть
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
Хороший рассказ. В мелочах - главное, и вы его увидели.
"ничего-де хорошего стране не светит при таком умонастроении человека"
"как в воду смотрел"
Эт точно. +++
Слышик Николай
И то верно Есть над чем подумать.
Хороший рассказ, Владимир +
О.Виноградова
Спасибо за плюс, Виктор!
В порядке не очередности
Видимо, есть какие-то человеческие, не всегда даже писанные, законы, которые никак нельзя преступать.
В порядке не очередности
Спасибо, Василий!
В порядке не очередности
И в самом деле, печально все это.
В порядке не очередности
Благодарю за теплый отзыв, Александр!
В порядке не очередности
Так и живём.
Кругом сплошная халтура.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
Увы!
Спасибо за коммент, Вера!
В порядке не очередности
Благодарю, Светлана!
В порядке не очередности
И это икона, которую называют нарисованной молитвой!
Жуть!
В порядке не очередности
Солидарен, Алла!
В порядке не очередности
Спасибо за теплый отзыв, Лилия!
В порядке не очередности
Это ещё ерунда. Вот наш патриарх всея Руси хочет себе памятник прижизненный в центре Москвы поставить. А рядом вышку сотового оператора, для лучшей связи с Богом. +
Сергей Тишуков
пишет?
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
неплохой рассказик+
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Спасибо за солидарность, Николай!
В порядке не очередности
Спасибо, Ольга!
В порядке не очередности
Так и есть, увы.
В порядке не очередности
Да тут и в воду смотреть не надо... достаточно вокруг посмотреть...
Правильно и отлично написано, Владимир! +++!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)