01. Битва при Интернете. Роковая ошибка
12066
Старика я нашёл ровно в том месте, о котором мне говорили - на широченном безлюдном песчаном пляже. В тени дощатого грибка, словно перекочевавшего с детской площадки, неподалёку от линии прибоя стояла массивная деревянная скамья. На ней он и сидел, устремив задумчивый взгляд на ленивые волны, нехотя накатывающие на песок. Странное дело: вдали океан бурлил, чёрные, все, как один, украшенные седыми гривами водяные валы угрожающе вздымались, сорванные бризом клочья пены неслись к старику, обращаясь в мелкую водяную пыль. Но чем ближе валы подкатывали к берегу, тем ниже и спокойнее они становились, в итоге полностью впитываясь в песок у ног старика. Мне подумалось: "Волны давно поняли, что им не дотянуться до деда, но старательно продолжают делать вид, что изо всех сил тянутся к нему".
Я подошёл к скамье по кромке прибоя, оставляя неглубокие следы в мокром твёрдом песке:
- Здравствуйте!
Старик взглянул на меня с тёплой улыбкой и легко и плавно похлопал рукой по скамье, приглашая присоединиться. Я присел на лавку и, невольно, снова залюбовался океаном.
Старик сам прервал молчание:
- Нравится?
- Конечно, красота-то какая!
- Вот и я не перестаю любоваться, а уж столько времени прошло...
В этот момент в душе шевельнулось тревожное, совершенно неподходящее моменту предчувствие. Не понимая его причины, я выдохнул щемящее чувство вопросом:
- А вы, извините, кто?
- Я? Бог.
- Бог?!
- Да, ты же меня искал?
- Я не искал, мне сказали, что нужно идти к океану...
И оборвал фразу в растерянности. Я решительно не помнил, кто мне говорил об этом месте и, главное, когда? Что я спрашивал? Зачем искал? Я взглянул на старика, безмятежно рассматривающего меня с вежливой улыбкой. Вероятно, вид мой выражал полное смятение, и старик миролюбиво закончил:
- ...и ты пошёл к океану и нашёл меня. Нашёл, нашёл, не сомневайся. Где же мне быть ещё, как не здесь, любуясь плодами труда своего.
Я перевёл взгляд на океан и глупо уточнил:
- Это и есть плоды?
- Да, - старик вдохнул морской воздух полной грудью и горделиво выпрямился. - Самый сложный из них - Жизнь!
Жизнь? Я перевёл взгляд на волны и, на мгновение, словно повинуясь чьему-то одобрению, океан предстал передо мной совершенно в ином образе: жизни, судьбы, амбиции, желания, юность и старость, взлёты и падения, человеческие жизни и целые цивилизации забурлили в непрерывном движении от рождения, к расцвету и умиранию. Волны, волны, несущиеся к берегу и растворяющиеся в песке у ног старика.
Наваждение прошло. Я ошеломлённо смотрел на накатывающие на берег водяные валы. Старик подождал, пока взгляд мой прояснится и осторожно произнёс:
- Ты не поинтересовался где находишься.
- Как, где...
Но ведь действительно, я ни на секунду не задумался над вопросами: "Где я нахожусь?" или "Что я тут делаю?" Такое бывает во сне, когда, вдруг, оказываешься на приёме у Кеннеди, или у Королевы Фей и уже твоя очередь произнести речь, все ждут, глядят тебе в глаза, а ты начинаешь, краснея от стыда, бормотать экспромтом какую-то ужасную ахинею, даже на задав себе вопроса: "А как я тут оказался?", неожиданно с ужасом замечая, что одет в растянутые "треники" и линялую футболку.
Старик, меж тем, продолжил:
- Нет, ты не спишь. Возможно, ты уже догадался, да?
Щемящее чувство тревоги вернулось. Промелькнуло видение: серые здания на фоне угольно-чёрного неба с зеленоватыми переливами миражей северного сияния. Белые шипы звёзд словно впились в дыры от выпавших из небесного свода, защищающего от бушующего яростного огня, заклёпок. Захлестнула тоска и пришло понимание.
- Я умер?
- Не совсем.
Снова видение: с протяжным воем, гигантская машина вгрызается в землю посреди ледяной равнины, высится в полярной ночи похожая на чёрный зиккурат мачта буровой установки. СГ-3. Мы что-то нашли. Что-то, что не должны были находить. Лаборатория. Я разбиваю керн породы и успеваю заметить...
Я снова на скамье у океана. Сердце рвётся из груди, в ушах медленно затихает стон.
Старик смотрит с участием и грустью.
- Ты всё верно понял. Поэтому я прошу вернуться и помочь. Возьми вот это.
В руку лёг небольшой кристалл, легко уместившийся в сжатом кулаке.
Старик взмахнул рукой и с тихим плеском в океан упал небольшой предмет. Наверное, камень. На скамье рядом с ним больше никого не было.
***
Москва. Ясенево. Здание Штаб-квартиры СВР.
При Советах ходила легенда, что штаб-квартиру начинали строить под видом складских помещений и её здания не должны были возвышаться над окружающими деревьями. Но едва началась стройка, как “Вашингтон-пост” вышел со спутниковой фотографией котлована и заголовком: “Русские шпионы справляют новоселье”. Тогда зданию, с русским размахом, добавили сразу пятнадцать этажей. В общем, склоняясь к мысли, что легенда правдива, я уже полчаса разглядывал Новую Москву с двадцатого этажа. Смеркалось.
За моей спиной бесшумно открылась тяжёлая дверь кабинета оперативного штаба службы стратегической разведки.
- Капитан Гардов, войдите!
Я вошёл и сел в кресло. Хозяин кабинета остался стоять.
- Можете называть меня Николаем, - произнёс он и сразу удивил вопросом – В геологии хорошо разбираетесь? Про “СГ-3” что-нибудь слышали?
- Геологии?!
Да никак я не разбираюсь в геологии!
– Ясно. “СГ-3” – это наследие Советов, скважина на севере, глубиной 12 262 метра, “Кольская сверхглубокая”, слышали? До сих пор уникальная в своём роде. С её помощью планировали изучать земную кору и, неофициально, получить данные для военной программы сейсмического оружия. Работы начали весной 1970 года, неподалёку от Заполярного. В тех местах древние породы выходят прямо к поверхности, а в Москве, например, до них нужно буриться на восемь километров. К 1984 году пробурились на рекордные 12 066 метров. В тот год в Москве проходил Международный геологический Конгресс, и его участников привезли на Кольский показать буровую установку.
Далее, по официальной версии, всё прошло гладко, гости разъехались, но, вскоре после визита, в шахте случилась серьёзная авария и работы возобновили только через два года. Тогда пробурились до максимальных 12 262 метров, но затем случилось подряд несколько аварий и в 90-е скважину законсервировали.
Николай сделал паузу.
- По неофициальной, засекреченной, версии во время визита участников Конгресса имел место теракт непонятной природы. Были человеческие жертвы, но с большим трудом всё удалось сохранить в тайне.
Я удивлённо приподнял брови:
– Что значит «непонятной природы»?
Николай кивнул:
- Не смогли определить инструмент воздействия. В нашем распоряжении есть записи камер наблюдения с объекта. Засекреченные, разумеется. Качество не очень хорошее, но основные детали разглядеть можно.
На стене передо мной засветился большой экран, транслируя зернистое, чёрно-белое немое изображение, немного размытое по краям.
Камера была расположена сверху, в просторном помещении. На укрытых белой тканью столах лежали образцы породы. В зале находились люди, человек пятнадцать. Их, активно жестикулируя, водил от стола к столу представительный мужчина, что-то рассказывал.
– Это директор института, Давид Губерман, проводит экскурсию для зарубежных гостей, показывает минералы с двенадцатикилометровой глубины - прокомментировал Николай. - Образцам от трёх до четырёх миллиардов лет, что соответствует времени зарождения жизни на Земле, сейчас перемотаю на самое интересное.
– Губерман? - переспросил я. - Фамилия знакомая.
– Вижу, вы знакомы с творчеством его брата, Игоря, - усмехнулся Николай, нажимая кнопки на пульте.
Экран моргнул и показал тот же самый зал. Но людей уже не было, и освещение работало не в полную силу. Свет одного из светильников заметно подрагивал. В помещении показался мужчина в белом халате. Он медленно прошёлся между экспонатами, словно прислушиваясь к чему-то. Затем вернулся к одному из столов и достал из кармана халата какой-то предмет. Разглядеть что это, было невозможно. Что-то совсем небольшое, уместившееся в его кулаке. Незнакомец вытянул руку с загадочным предметом над образцами породы и замер на минуту. Голова его была опущена на грудь и мне, вдруг, показалось, что он молится.
Человек, с вытянутой рукой над камнями, возраст которых насчитывал миллиарды лет, стоял один, неподвижно, в неровном свете дежурного освещения, но я почувствовал его невероятное напряжение и... обречённость? Меня накрыла уверенность, что я являюсь свидетелем неизвестного и непонятного ритуала. Мужчина разжал кулак и из него что-то выпало. В этот момент изображение на экране замедлилось, стало покадровым. Ещё в воздухе падающий предмет начал светиться, и халат на мужчине вспыхнул факелом, будто был изготовлен не из ткани, а из магния. Следом вспыхнула рука, которую он не успел опустить, и вся фигура полыхнула, будто вспышка стробоскопа. Экран потемнел, по нему пробежал размытый чёрный ручеёк. Предмет ещё не долетел до поверхности стола, а изображение уже исчезло.
Николай перемотал запись немного назад, на момент появления дефектов изображения на экране.
- Видите потёки? Это расплавился металл на объективе камеры. Энергия вспышки был такой, что базальт в эпицентре испарился, а температура его плавления около двух тысяч градусов. По оценкам экспертов имело место кратковременное воздействие температуры от восьми до десяти тысяч градусов по Цельсию.
Я удивился:
- Ядерный взрыв? Что ещё могло дать такую температуру?
- Нет, взрыва и разрушений за пределами помещения не было. Радиационного заражения тоже. Да это вряд ли удалось бы сохранить в тайне даже в СССР. Тем более, что и сегодня нет технологии изготовления ядерного боеприпаса такого размера.
- Тогда что?
- Неизвестно. Но такое впечатление, что там не горные породы лежали, а на кусок льда вылили ковш расплавленного металла. Как я сказал ранее — «воздействие непонятной природы».
- А почему только сейчас возник интерес и какова моя роль? Я ничего не смыслю ни в геологии, ни в физике высоких энергий.
Николай, наконец, сел напротив меня, прямо на край стола.
- Раньше не было никаких зацепок. Всё изучили и не нашли ничего. Ноль! До недавнего времени.
После теракта исчез палеонтолог Дмитрий Саворов. С его исчезновением всё ясно — это он на записи, - Николай кивнул на экран, на котором в стоп-кадре застыл вспыхнувший факелом человек. - Но загадки остались. Незадолго до происшествия Саворов упал в лаборатории и впал в кому.
- Он что, вышел из комы, пришёл из санчасти в демо-зал и сжёг себя и образцы неустановленным устройством?
- Звучит дико, но выходит, что так. А недавно выяснилось, что один из гостей Конгресса работал на ЦРУ и сбежал после происшествия в Штаты. Причём не просто сбежал, а передал им что-то невероятно ценное. Что именно - неизвестно, но ради его изучения была создана секретная научная лаборатория. Улавливаете мысль?
Да, мысль я улавливал.
***
Я нашёл его на скамейке неподалёку от Биг-Сур, оставив машину на первом хайвее, буквально в десяти шагах от него. Старик с лысым, как колено, черепом в пигментных пятнах, разглядывал безмятежный в это время года Тихий океан, щурясь на заходящее Солнце.
- Мистер Меггидо?
Старик обернулся. Ухмылка тронула его тонкие губы:
- Кто же ещё? Дождался, наконец.
Я даже растерялся на секунду:
- Вы ждали меня?
- Конечно! Даже место подобрал. Ничего не напоминает?
Я огляделся. Промелькнуло чувство дежавю. Не этот старик, или скамья, или вид со скалы, а какое-то общее узнавание ситуации. Я точно когда-то был в подобном месте.
- Вижу, что начал вспоминать. Ну давай, смелее!
И тут я вспомнил. Мачта буровой на фоне угольно-чёрного неба с зелёными потёками северного сияния. Лаборатория. Я разбиваю керн породы и случайно касаюсь чего-то внутри него... Океан. Бриз несёт мелкую водяную пыль. Скамья.
Мегиддо глядел на меня с насмешкой.
- В тот раз вы успели, но теперь уже скоро.
Он отвернулся. То, что я принял издали за пигментные пятна на его черепе, вблизи оказалось родинкой с тремя одинаковыми цифрами.
Основные мизансцены понятны:
1) Берег, как символ конца жизни. Еще у египтян человек после смерти попадал именно на берег, откуда дальше уходил в воду, если она его принимала (типа из воды появились, в воду вернулись) и блуждал вечно неупокоенным вдоль кромки воды, если не заслужил.
2) СГ-3 ака врата в ад. Сколько уже про эту шахту понаписано мистики... Но все еще манит она авторов. И будет манить, пока есть эта нереально огромная толстая крышка прикрученная гигантскими болтами.
3) Биг Сур ака побережье Тихого океана в Калифорнии. Место, противоположное шахте кольской, как я понимаю?
Концепция рассказа тоже понятна - дьявол ищет путь наверх (вроде). Но вот манипуляции с "чем-то" над породой я категорически не понял. Как и основного сюжета - сложно. И вот эти действия с чем-то над породой явно та самая "роковая ошибка". Хотя вроде грамотно и интересно написано (умолчим о значительно перетяжеленной средней части). Короче, мем с мужиком, который "Ни()чего не понял, но очень интересно. Надеюсь, кто-то более искушенный пояснит, что тут происходит.
Говорят, худшим из пороков считал Страшный Человек неблагодарность людскую, посему старался жить так, чтобы благодарить его было не за что.
(с)Книга Тысячи Притч
Очень надеюсь, что комментаторов будет много, ведь с двух сайтов участники
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Рассказ весьма не плох. Сразу хочу отметить высокую грамотность изложения - как в орфографическом, так и в стилистическом плане. Читалось легко. Но смысл рассказа я толком не понял. Вновь происки врага рода человеческого и "число зверя".
Автору спасибо и вдохновения и удачи!
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
666
"У вас, автор, повествование хорошее. Просто отменное. А такой нарратив – вещь гладкая. На ней, как на стёклышке, любая царапинка видна.
Аппетит к оборотам причастным с деепричастным следовало бы посадить на диету.
Чувство с предчувствием – разняться. Примерно, как настоящее с будущим.
Не нужно бы герою сперва заявлять, мол, "не искал" я, и тут же задаваться вопросом самому себе: "Зачем искал?"
И марка буровой установки СГ-3 лишняя тут совсем..."
Примерно так начал бы я свой комментарий, прочитав сцену встречи с богом. Но, как экран в рассказе, дальнейшее повествование зарябило у меня перед глазами крупным зерном штампованной до одури ситуации с бомбами, шпионами и прочими атрибутами тайны Полишинеля...
Рискну предположить, что автор и сам не знал, куда ещё крутануть сюжетик на кратком 10000-знаковом с пробелами пути. И – тюк! – в тупичок. Череп лысый, как коленка, да циферки.
Впечатление осталось такое, что автор о читателе не позаботился вовсе. Или не вспомнил даже. Ну, так и взаимность получилась не лучшего качества.
Видать, не судьба.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Неожиданно. Первый же рассказ и так понравился. Особенно отсылки к "Книге Илая" и беглецу в Израиль.
Неужели Горбачёв, как символ дьявола-искусителя?
Сергей Тишуков
написано грамотно, что радует, но непонятно, что удручает. На кой оно им эти потуги?
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Хороший стиль изложения. Но! Не буду оригинальной, тоже мало что поняла из сюжета.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Видите суслика?))) Нет? Введите суслика и он будет.
Так и здесь. Нужно было ввести металл, и чтобы он на объективе камеры расплавился, а линзе хоть бы хны.
Вывод: покупайте камеры отечественного производства.))
Текст ровный, приятный глазу, но местами шершавит. Например:
Одного из... Если пришёл в халате, то зачем уточнение, что именно из кармана халата? ЕГО голова, нет, блин, голова профессора Доуэля)))
"Незнакомец"? А до этого уточнения были варианты?
В общем, плохой из меня критик. Прошу не обижаться. Тем более, что рассказ понравился. Особенностью его, считаю, неоднозначность, качели между богом и другим, который вроде как наоборот.
Если правильно понял, то кабзец уже вот-вот не за горами))
С глубочайшим унижением и истовым раболепием к чужому мнению
Конец показался скомканным. "Прокрустово ложе" ограниченного объёма?..
Слог - одно удовольствие.
Ну, и теперь я уже точно знаю, что стану терзаться сомнениями, выбирая, кому отдать предпочтение.
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Речь о Конце Света, который уже близок? О роковой ошибке Человека, вечно путающего Бога и дьявола? Рассказ имеет претензию быть философским, не случайно в содержании – библейская символика, которая, впрочем, неумело пытается ужиться с информацией «геологического» характера. В стиле – тот же разнобой: начало и финал рассказа усложнённо-красивые, середина – канцелярско-информативная. Однако уже то, что автор взялся на серьёзную тему, вызывает симпатию.
Ирина Володина
Понравился рассказ (+)
Цыганенко Сергей
Как авторы любят это слово
Упс Пожалуй +
https://www.instagram.com/fantnt/?hl=ru
Почитал комменты и решил высказаться как я понял смысл, а то может и я ничего не понял
С самого начала нам прямо говорят, что ГГ в прострации, как во сне, вроде чуток вдупляет, но не до конца - так дьявол (а точнее слуга дьявола, цифры бьют слугам, а не самому ему) обстряпывает свои делишки руками слабого смертного. Даёт ему картинку дабы запудрить мозг и получает своё - то, что записала камера.
Зачем он в конце ещё раз встречается с ГГ и по сути раскрывается? Так ГГ понимает, что ошибся и теперь будет от этого страдать Зачем это тёмным силам, думаю, объяснять не надо.
Что думаете? Совсем гоню?
https://www.instagram.com/fantnt/?hl=ru
Смеркалось. Начала писать отзыв. Слог, конечно, отменный. Но как тяжело читалось. Рассказ интереса не вызвал. А ведь жаль, писать-то умеете. Только тема не моя. И где тут роковая ошибка?
Читалось с превеликим интересом. Общее впечатление, что не читалось даже, а слушалось. В каких-то местах попадалась "зажёванная" плёнка, не всё воспринималось, но интерес не пропадал. Наверное, из этого можно сделать что-то лучшее, но и так, спасибо автору!
Люблю такие вещи. Люблю и всё! Как с интересом год назад смотрела «Кольскую сверхглубокую», так и тут затянуло – не остановиться. Без расшифровки, конечно же, нельзя обойтись и спасибо двум авторам, комментарии которых, на мой взгляд, дают интересные объяснения.
Хорошо, что есть такие комментаторы!
Я вообще
поняла«поняла» этот рассказ как ситуацию, в которой произошло что-то вроде перерождения героя. Дмитрия Саворова / Гардова/Я- первое лицо единственное число - сделали игрушкой в руках высших сил. С одной стороны – Бог и спасение человечества, с другой – ищущий по всеми миру лазейки Дьявол в лице мистера Меггидо. Так и будет крутиться это колесо сансары – океан – человек – тьма из земли - человек.Спасибо второму комментатору – автору с ЯП. Позволю себе привести пример «расшифровки» этого рассказа от Sirvara:
Вот и я кайфанула. Надеюсь. Вы – тоже.
НО! Я не вижу тут никакой роковой ошибки. Шахтер делает свою работу, как и любой другой – не к этому, так к другому камню потянется рука. А вот что в нее вложить – это уже безошибочно определяют сверху.
Безнадёжная
Роковой ошибкой было решение начать бурить кольскую сверхглубокую.
Сергей Тишуков
ага-ага, И вообще, кто такую сложную Землю сделал?
Безнадёжная
Комментаторы.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Я вообще-то хотела ссылку на вас дать, но вы уже удалили
Безнадёжная
Удалил что? Ссылку? Такое под силу только СИРене.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Итить! Куда я вообще лезу со своим мнением-то оказывается
https://www.instagram.com/fantnt/?hl=ru
Хоть в этом прав оказался цифры набивают слугам
https://www.instagram.com/fantnt/?hl=ru
Не слышите? Широченный пляж ужался ровно до одного того места. Ровно то место явно лишнее.
этсетера... лучше же текст звучит. Чесать надо. Очень надо.
Начало - сидящий старик на большой безлюдной территории - довольно штампованное. Из последнего вспоминается Один из Мстителей.
Сел. Просто сел. Надо говорить то, что есть. Присаживаются на кортаны.
А он, простите, кого искал "ровно в том месте? Рандомного старика?.. Для чего? Если искал, значит подозревал кого?
Это допустимо при рассказе от третьего лица, но не от первого. От первого можно только предполагать, что делают другие персы.
А начали с того, что он находился ровно в том месте, где сказали
Выбивается из стилистики.
Во-во. Точно Один.
Роковая ошибка началась веселее. Правду люди горят
Но надо бы почистить текст и внимательнее просмотреть. Быть может дать отлежаться. Если, конечно, хочется, чтобы это выглядело более классно
"Ньда!"
Прочитала на одном дыхании. Автор, спасибо! +
Перебор с прилагательными - убрать половину, и рассказ ничего не потеряет.
Сюжет интересный, но слишком мудреный - правительственные заговоры, происки темных сил, временные петли... так и вспоминается фраза из культового сериала моего детства: "Истина где-то там..."
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Я че-то не поняла. Что за "обновление" рассказов? Вроде же, после конкурса ничего не меняется?
И это касается не только этого рассказа
Безнадёжная