Бабочка (отклик)
https://www.newauthor.ru/poetry/babochka Ты не мятежная душа, Которая, презрев законы, Вернулась из иных миров, Чтоб в сердце разбудить любовь? Елена Анищенко, "Бабочка"
Мама умирала долго и трудно. Разъедала ее печень неведомая гадость. Анализы показывали, что орган давно израсходовал свои резервы, и только силой духа маленькой худенькой женщины можно было объяснить, что она до сих пор жива.
Людмиле пришлось дежурить в больнице почти все время: жила рядом, девочки ее уже подросли и могли самостоятельно похозяйничать. А у сестер, обосновавшихся в других городах, дети были помладше. Не наездишься. Да и доверия к старшей дочери у умирающей Анны было больше. Привыкла во всем советоваться с самой надежной из пяти детей, перекладывать на нее часть дел, когда одна не справлялась.
А главное – дочь по возрасту как будто приблизилась к матери. Наступает в жизни женщины время, когда она незаметно перешагивает границу, отделяющую ее от юных девушек и молодок. Приходит настоящая взрослость, которая помогает перенести непереносимое. И мудрость, примиряющая с неизбежным.
Мать, не умея все это понять и объяснить, просто доверилась Людмиле: не стеснялась при неприятных процедурах, не прятала свое старое тело, как бывало раньше в бане, высказывала еле слышно свои сокровенные просьбы и порой даже капризы. Одно дыхание, казалось, было у мамы и дочки, и одно сердце. А самым нужным органом поделиться не получилось: о пересадке печени еще только начали писать как о чуде.
Людмиле казалось, что она уже никогда не выспится, не отдохнет. Боялась пропустить последний взгляд и вздох. Но смерть пришла утром. Мать уже несколько дней ничего не ела, редко открывала глаза. А накануне посмотрела на дочь и ясным голосом сказала:
- Силы мои на исходе. Если умру, простите меня все.
И замолчала. Люда всю ночь просидела рядом, время от времени измеряя давление. Все ниже и ниже. Еще немного, вдох-выдох. Так продолжалось несколько часов. Дочь ловила еле заметные движения груди и губ, бессильно наблюдая, понимала, что помочь нечем.
Хоронили мать в родной деревне. Все исполнили по марийскому обычаю: обмыли тело и заплели волосы, нарядно одели и повязали красивый платок, на ноги надели мягкие тапочки. Вокруг гроба развесили самые нарядные одежды покойницы. Вынося гроб, под гармошку пели погребальную песню, до конца улицы мужчины несли гроб на руках. На третий день дочери затопили баню и заварили веник, «проводили» покойницу, приговаривая ласковые слова.
Сестры плакали. Самым берущим за сердце был ритуал «кормления» покойника: сорок дней кряду каждое утро обновляли свечку, ставили немного еды для умершей, угощая ее. В эти моменты особенно остро ощущалось отсутствие самой матери в доме. Соседи вспоминали, какой доброй была Анна, как помогала близким, как вкусно готовила и красиво вышивала.
Только Людмила не участвовала в разговорах: слишком обескровлена оказалась днями и ночами у постели больной. Но внутренним взглядом постоянно видела маму – молодую, с косой, в расшитом лентами национальном платье и вышитом переднике. Вот мать плавно поводит руками и вступает в «веревочку» – танец, который исполняется на любом празднике. А вот сдержанно и печально рассказывает Люде, что отец неизлечимо болен, от младших до поры скрыть бы эту весть, а им вдвоем как-то надо довести, дотащить больного хотя бы до весны.
Отметить сороковины тоже собирались в деревне. Уже подъехал на машине дядя, прогудел возле подъезда. Но Люда никак не могла справиться с оранжевой бабочкой, залетевшей в комнату. Бабочка билась в окно и никак не хотела вылетать. Она несколько раз даже коснулась лица Людмилы и снова отлетала. Опять возвращалась к окну и ударялась крылышками.
- Мама,- сказала Людмила. – Если только это ты, лети в окошко! Мы сейчас поедем к тебе домой. Прилетай туда, мы все будем там…
Она не понимала, откуда взялись эти слова. Непроизвольно отодвинула занавеску и увидела, как оранжевая бабочка вылетела в открытую створку.
С облегчением Люда закрыла окно и подошла к уложенным сумкам. Немного помедлила, окинула взглядом комнату.
Теперь она самая старшая в их большой семье. До тех пор, пока тоже не превратится в бабочку. Интересно, она будет такой же оранжевой или другой?
Люда вытерла слезинку и с сумками вышла из квартиры.
Как хорошо написано!+
Эльдина
Лилия, какой трогательный рассказ!
+
Елена
Пережила и я момент смерти мамы. Слышала как душа улетеа в открытую форточку, с грохотом захлонув ее Хорошо описали
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Офигел.
Вот да, именно так и надо. Руки на коленях, ровным голосом. Тихо, глядя в пустоту.
Один абзац лишний. "Никто не может заменить ... ...без устали дырявила его." Не нужен он тут. Лилия, мой "мимиметр" против. Категорически. И кода: "Люда подняла сумки и вышла из квартиры." Всё, точка. Дальше - жить.
Я старый, я паровоз видел...
Боже, Лилечка( как это все до боли в сердце знакомо. И про бабочку в окно... И про обескровленную Людмилу. Спасибо за этот рассказ+++ (
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Раздирающая душу тоска и боль пронизывают до слез. Какие удачные вы нашли слова. Вы плакали и я с вами плакал, вспоминая свою маму. +
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Спасибо, Эльдина!
Елена, это вы меня задели крылом вашей бабочки,спасибо вам.
Светлана,
Алексей, я вами я никогда не спорю. Выполняю, мэтр!
Увы, Марина! Надо переносить, как говорил юный гимназист у Достоевского. Благодаю вас,
Иван Тихонович, мы всегда дети для мамы, это правда. Даже оттуда они шлют нам свою помощь. Спасибо вам.
Вот и зря. Любое мнение субъективно, а вы - автор!
"мэтр" - это с кавказским акцентом? Если что - 1,76 (было) Других значений не понимаю. Начну обижаться...
Я старый, я паровоз видел...
На зависть хорошо написано. +++
В порядке не очередности
До слез...
Мой плюсик.
Я - человек, а, значит, умею косячить.
как-то не хочется больше хулиганить сегодня, за рассказ спасибо, даже не включала "критика"
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
"Мэтр"- почти да, с уклоном в декадаонс... "Метр" уж как-то с кепкой, Алексей. Считайте, это было окказиональное разовое произношение.
Владимир, будем завидовать друг другу, потому что у меня к вам такое же отношение
Очень приятно ваше явление ко мне, Наталья!
Ёмко, по женски. Не ждите от меня эмоциональных определений. Могу карбюратор перебрать, а вот сантименты разводить не обучен.+
Пойду первопричину почитаю.
Сергей Тишуков
Я вас не узнаю, Алла! А где же порох в пороховницах?
Заходите почаще!
Сергей, реклама - двигатель прогресса! Может, мне тариф установить? Благодарю вас за внимание.
Очень и очень понравился рассказ. Вот вроде бы ничего особенного не написала, но как! Могешь, мать
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ну ладно, Ир, а то сомневалась - вроде ничего и нет, стоит ли выкладывать? Спасибо за поддержку.
Лилия, а я, за то что, типа Муза
Елена
с художественной точки зрения, ну на мой взгляд, конечно, написано довольно посредственно, повествовательно, не больше... Я поблагодарила за тему. Не ожидала, что после такого текста вы будете юморить в комментариях. Лилия, хочется сказать - мои соболезнования
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
Согласна с вами: описательные вещи сама не люблю, вернее, чисто поветвовательные, и свой грех понимаю.
Благодарю за соболезнования. Однако герой рассказа и автор в любом случае не одно лицо, как бы близки они ни были по духу и даже фактам биографии.
Что до юмора, ничего страшного. Он всегда помогает выживать.
а излишний и не к месту - мешает
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
Ух ты, какая хитренькая Лена! Наоборот, предлагала себя в качестве рекламного агента: от меня к тому, на кого окликаюсь. Номер не прошел!
Елена
Трогательно, очень понравилось.
Ярина
Очень сильный рассказ, Лиля. До слёз довёл. +
Очень трогательный рассказ, Лилия!
Очень трогательно написано!
Очень проникновенно. Прекрасно написано. Правдиво. Мне есть что вспомнить на эту тему... пережила. +