Аппассионата
Так сложилось, что, пребывая ещё в подростковом возрасте, я впервые услышал "Аппассионату". Это звучит невероятно, поскольку до этого момента мне не доводилось вообще слушать какую-либо классическую музыку. Иногда, до слуха долетали звуки фортепиано через неприкрытые двери классов в коридор музыкальной школы, когда я проходил с зачехлённой шестиструнной гитарой в свой класс, где собиралось несколько ребят, и молодой преподаватель обучал нас брать аккорды и крепче прижимать струны к грифу гитары. Мы, в основном, ориентировались на эстрадные песни типа "Жил да был чёрный кот за углом..." или "По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш..." Разучивали несложные в музыкальном плане авторские вещи Владимира Высоцкого. От классической музыкальной галактики я был далёк, как Млечный Путь от Туманности Андромеды.
Но вот однажды Ирина Фёдоровна Соснова, учительница по русскому языку и литературе, принесла в класс электропроигрыватель и пластинку в фирменном чехле из плотной бумаги.
- Ребята, внимательно послушайте музыку, это классическая соната номер двадцать три великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Она ещё называется "Аппассионата". В переводе с итальянского языка на русский это означает "воодушевлённо, страстно, живо". После того, как закончится мелодия, напишите, какие мысли она вызвала у вас, что вы почувствовали, представили, может быть что-то из картинок природы, истории. Если ничего не напишите, не страшно, двоек ставить не буду.
В.И. Ульянов (Ленин) сказал о ней так: "Ничего не знаю лучше «Аппассионаты», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди".
Мы все сидели тихо и слушали звуки фортепиано, доносящиеся из проигрывателя. Не знаю, что услышали другие ученики, какие ассоциации возникали в их сознании. Не помню, сумел ли кто-нибудь написать что-то вразумительное об этой сложной композиции. Мне понравилась несколько раз повторяющаяся в сонате мелодия из семи-десяти нот, которая явилась как бы доминантой-переходом из тревожной составляющей в патетическую, воодушевляла, со всей страстностью призывала в мир то затихающих, то с новой силой разгорающихся отдельных тонов и полутонов. Они переливаясь и дополняя друг друга, образовывали неповторимый каскад. В прекрасный своей многогранностью мир унесла меня "Аппассионата". Были тени и оттенки, блики на водной глади, едва ощутимые дуновения...
Уже в зрелом возрасте иногда слушаю это творение великого композитора. Для такого погружения в глубины сонаты необходим особый настрой. Просто так, походя, её не стоит слушать, можно не услышать.
Автор "Аппассионаты" достиг грандиозной высоты, и своим учителям он менее всего обязан, а более - себе. Он сам себя учил, воспитывал, укреплял постоянным углублением в свою суть и неутомимой работой.
Как-то после похорон своего единственного наследника генерал Эртман и его жена посетили Бетховена, к которому генерал обратился с весьма странной просьбой. Дело в том, что баронесса фон Эртман не проронила ни слезинки по поводу безвременно ушедшего сына. Без лишних слов композитор сел за инструмент и стал музицировать специально для женщины, в том числе и фрагменты "Аппассионаты". Он играл до тех пор, пока она не зарыдала, дав, наконец, выход своей скорби.
Святослав Рихтер, один из крупнейших пианистов XX века, так отзывался о двадцать третьей сонате:
- "Аппассионату" играл всегда с опаской – соната труднейшая и, несмотря на всю популярность, своего рода “сфинкс”… В «Аппассионате», как мне кажется, все происходит ночью. Здесь и ночное предгрозье, и мерцание звезд, и нечто космическое (в финале) – голоса, перекликающиеся в пространстве."
Моей настольной сонатой является "патетическая" и только если есть время включаю после неё "аппассионату", если нет включаю Свиридова, Верди, Чайковского, Брамса. Уже писал стихи, но хочется создать что-то близкое к шедевру об этой божественной музыке!+++
Илья.
Интересный рассказ. В классической музыке отражается душа композитора+
С уважением, Вера Флягина
О музыке можно говорить безконечно. Меня удивляло с детства другое. Как из 7 нот можно создать столько разных произведений?
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Спасибо, Алексей! Вот такие миниатюры поневоле толкают тебя на прослушивание шедевров мировой музыки.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Илья, по вашим стихам я сразу разглядел у вас музыкальную душу. Спасибо!
Алекс
Вера, вы очень верно сформулировали суть классической музыки. Благодарю вас!
Алекс
Да, гении творят с нотами невообразимое. Ирина, благодарен!
Алекс
Юрий, признателен за прекрасный комментарий!
Алекс
Прочитала. Теперь надо прослушать
Безнадёжная
Алекс, не нужно исправлять. Это я так пишу слова - с приставкой без, как и писали раньше, до дурацких реформ.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Я, кажется, знаю эту часть, потому что, когда она звучит, у меня будто стая птиц взмывает в душе, это не передать! . Алекс, вы написали прекрасное эссе, достойно представили великое произведение:
Аппассионата» (Соната для фортепиано №23 f-moll, Op.57 +
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Лиля, ты музыкант?
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Милена, обязательно послушайте! Спасибо за прочтение.
Алекс
Ирина, я помню статью об этом на нашем сайте.
Алекс
Ириша, несостоявшийся, любитель. Пела в хоре, хороший слух
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Лилия, вы уловили то, что я попытался высказать о 23 сонате в рассказе и очень образно сравнили свои ощущения со стаей птиц, взмывающей в душе. Признателен!
Алекс
Алекс, избавьтесь от канцеляризма Будучи, который сбивает с настроя сразу же в первом предложении. Просто - в подростковом возрасте. И "так сложилось" я бы тоже убрала.
Ещё в подростковом возрасте я услышал "Апассионату". Ну что, лучше? или
В подростковом возрасте я впервые услышал...
Люди как реки (Лев Толстой)
Может быть. В этом что-то есть!
Алекс
Вы так чудесно представили Апассионату. Соберусь прослушать. Очень хорошо написано +
gamayun
"Аппассионату" играл всегда с опаской – соната труднейшая и, несмотря на всю популярность, своего рода “сфинкс”… В «Аппассионате», как мне кажется, все происходит ночью. Здесь и ночное предгрозье, и мерцание звезд, и нечто космическое (в финале) – голоса, перекликающиеся в пространстве."
Как точно Рихтер отозвался о ней. Алекс, с удовольствием плюсую!+ Одно из моих любимых произведений!
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Если авторскую работу написать в состоянии, когда
она пропитала вас с ног до головы, это и будет
нечто, близкое к Аппассионате.
Спасибо за рассказ. +++
Слышик Николай
Когда пишешь о чём-то, близком душе, часто получается неплохо. Светлана,
Алекс
Спасибо, Марина, это очень замечательно!
Алекс
Николай, как образно и, по сути, точно вы сказали!
Алекс
Божественное музыкальное произведение. Алексей, мой +
Трудно подбирать эпитеты к этой сонате. Спасибо, Светлана!
Алекс
Благодаря этой миниатюре еще раз прослушала "Аппассионату" . Удивительная музыка. Спасибо!+
Спасибо, Лариса! Музыка действительно гениальная!
Алекс
Да, Аппасионата - музыка из другого измерения.
Бетховен - гениальный композитор, конечно.
Алексей, +
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Почитал, пошёл переслушивать. ) Но у Бетховена всё же больше люблю Лунную.
А в целом, классическая музыка очень вдохновляющая. Как грустная, так и весёлая. Это действительно мир некой магии, некая форма оргинальных заклинаний.
Божий одуванчик...
с замашками росянки