Блог портала New Author

08. Последние дни моего лета. 2019 (с фото)

Рейтинг:

1. Курс на пещеры

Конец лета-2019 мне снова посчастливилось провести в Татрах. Ох, не зря я бросала в прошлом году монетки, не зря!

Итак, нас снова ждал гостеприимный Закопане.

Оживлённые маршрутные тропы в Татранском парке, заполненные туристами улицы старинного городка, спящий Гевонт, охраняющий сон мирно сопущих людей под деревянными, закопанского стиля, крышами - всё так знакомо и так ново! Перефразируя известную поговорку, скажу, что нельзя ступить дважды в один и тот же Закопане. Он вроде тот же, но и совсем другой. В него влюбляешься раз и навсегда, и любовь эта только усиливается с каждым приездом к нему в гости. Да-да, к нему, а не к нашему дорогому пану Стефану, сдающему покои. Мы не изменяем мэшканню (жилью) по одной причине: из окон нашей комнаты во всей красе виден Спящий Рыцарь*. Хотя, есть ещё причина: пан Стефан - художник и резчик по дереву, и его картины и деревянные изделия наполняют и без того уютный дом особой энергетикой.

Но, выйдя с автобуса, мы сразу направились не на квартиру, а в прокат авто. Я только получила права, и муж решил сразу проверить мои навыки вождения и знание ПДД.

- Мне нужен личный водитель, - хитро посмотрел он на меня. - Ты вполне подходишь.

Я вздохнула. Ну, выбора у меня не было, тем более, ездить я люблю и умею с детства. Отец работал водителем грузовика и научил меня ездить сразу на ГАЗоне, когда мне было лет тринадцать. Но по загруженным городским улицам, по узким горным, серпантинным дорогам я не ездила. Особенно страшили остановки на светофорах. когда машины стоят впритык, а трогаться нужно в гору с "ручника"! Но, как говорится, назвался личным водителем - полезай в кузов салон...

Я выбрала самую маленькую машинку-машинюшечку - Toyota Yaris. Не Fiat, самоход для кобет (авто для дам), чуть больше, но всё равно малышка. В ней я чувствовала себя увереннее. Так мне казалось. Оформив документы - страховку, договор аренды на два дня - мы выехали со двора и, оставив вещи на квартире, поехали меня учить (пока я не решилась сесть за руль). Вдоволь накатавшись с горки-на горку за городом, я поехала покорять светофоры и пугать опытных водителей. Свой испуг в тот день они неоднократно выражали нажатием на клаксон, но я не обращала внимания, ведь рядом сидел опытный штурман и изо всей силы меня успокаивал!

Вечером каждый из нас почувствовал себя французским императором, строя планы на два дня. Они были грандиозны! Мы решили совместить моё обучение, выбирая разные дороги - от сельской до автобана, и заодно полюбоваться красотами, а этого добра вокруг было в изобилии.

Итак, встав рано утром, мы взяли курс на Словакию. Выходной, суббота, дороги чистые, и мы помчались в сторону Морского Ока. Там, не доезжая немного, мы повернули налево и сразу оказались в соседней стране.

Начинались Высокие Татры, и вид из окна стал боле величественным. Бывшие в Польше в основном зелёными, в словацких Татрах вершины оказались снежными. От великолепия захватывало дыхание, и мы время от времени останавливались, чтобы спокойно рассмотреть панораму и помедитировать. "Лучшая медитация - чувство любви и благодарности в душе" - говорят йоги, и вот именно такие чувства и возникают, когда смотришь на творения Бога.

Деревенька Zdiar. Первая остановка у двух кафешек. Но словачки, снующие с одного домика в другой, не спешили обслуживать богатых (просьба "г" произносить по-украински)) украинских туристов, а мы не стали настаивать и остались без кофе, зато тут же обогатились новыми знаниями, прочитав указатели и ознакомившись с картой Высоких Татр.

- Ну что, для начала предлагаю посетить Бельянскую пещеру, - предложил муж. - Она совсем рядом, рукой подать, а точнее, - он заглянул в андроид, - на северном склоне Кобыльей горы на территории Татранского национального парка, недалеко от города Высокие Татры.

Я и не думала противоречить, почему же не посетить одну из самых красивых пещер Словакии да и всего мира ещё раз (в ней я тоже бросала монетку, вот и не верь после этого в приметы).

Уже как заправский водитель я припарковалась и, заплатив за стоянку два евро, мы помчались наверх. Торопились мы по двум причинам: нам многое хотелось успеть, и начинался дождь, а мы оставили в машине и плащи, и зонты, и даже куртки, хотя в пещере они ох как бы не помешали - средняя годовая температура колеблется в пределах от 5,0 до 6,3 °C.

В прошлый раз нашего посещения людей было мало, зато сейчас - не протолпиться. Но логистика на высшем уровне - группы быстро организовывают и запускают не более, чем по тридцать человек. Услышав русскую речь, мы поспешили пристроиться к группе из Белоруссии в надежде в этот раз получить русскоязычного гида. Но гид разговаривала на родном словацком, очень похожим на польский, но от этого не более понятным мне. Зато, к нашей радости, она включала постоянно аудиогид, и мы теперь узнали всё о самой красивой карстовой пещере, крупнейшей и единственной открытой для посещения в Высоких Бельянских Татрах.

Предполагается, что люди использовали пещеру в качестве жилища ещё в доисторическое время. Вход в пещеру был известен с начала XIX века, но впервые пещеру исследовали 22 июля 1881 года золотоискатели Иоган Бритз и Юлиус Гуш, которые одновременно работали проводниками в горах.

Длина пещеры составляет 3829 м, перепад высот - 168 м, туристам для осмотра открыт участок протяжённостью 1370 м - это самый длинный экскурсионный маршрут для подземных пещер в Словакии. Для того, чтобы его пройти, нужно преодолеть 874 ступеньки. Вход в пещеру расположен на высоте 890 м над уровнем моря, так что пришлось попыхтеть, как вы понимаете.

Для посещений туристам пещера доступна с 1884 года, в 1896 году в подземном сооружении провели искусственное освещение, и она стала первой в мире пещерой с искусственным освещением.

Маршрут, проложенный через огромные залы и узкие коридоры, проходил над подземными озерами и водопадами, в которых вода не падает вовсе - слоистые отложения кальция образуют каменные водопады, а именно: водопадный Купол, Высокий Купол и Пальмовый Зал. А вот Музыкальный Зал, который получил свое название из-за звуков падающих капель на поверхность небольшого озерца, оправдывает своё название. Из-за уникальных акустических условий зала в нём проводятся концерты классической музыки. Но нам просто включили какую-то красивую музыку, на концерт нужно заранее брать билеты. И, наверное, они не по восемь евро, какие заплатили за вход мы.

Очень любят гиды светить фонариком на сталактиты и рассказывать, на что они похожи. Не гиды, конечно. Наша экскурсовод была похожа на очень симпатичную и стройненькую гимнастку, которая как козочка прыгала по ступенькам. А сталактиты на что только не похожи! Примерно, как облака на небе.

Выйдя из подземелья на свет божий, который встретил нас проливным дождём, мы заметили нашего "прошлогоднего" гида, и поинтересовались, какие ещё пещеры есть поблизости. Ни по-русски, пи по-польски он не говорил, поэтому мы отлично пообщались на английском и узнали, что совсем рядом есть тоже очень известная, но немного другого плана, пещера.

После пробежки с горки под дождём и переодевания в машине мы направились на Попрад, довольно большой город, рядом с которым и находилась Важецкая пещера.

Попетляв по горным дорогам, мы выскочили на автобан, и Тойота, словно застоявшаяся лошадка, резво набрала скорость.

- Водитель, ты не забыл, что тебе больше 70 км в час нельзя ехать? - муж строго посмотрел на прыгающую стрелку спидометра.

Эх, а так хотелось помчаться... Не прошёл номер.

Авто на трассе было совсем мало, в основном легковушки, ни автобусов, ни грузовиков мы не видели. Тем лучше для меня.

Вскоре навигатор привёл нас к деревушке Важец (Vazec). Я спросила местную женщину, и та с удовольствием показала дорогу к "яцкине".

Здесь всё выглядело словно в уменьшенном масштабе: небольшое помещение с кассами и скамьями; не столь широкий вход. Как-то так, по-домашнему. Группа как раз заходила, всего человек пятнадцать, и нас без билетов запустили, чтобы не ждать пару часов.

Гид оказалась очень разговорчивой, много рассказывала, но здесь мы мало что понимали. Может, процентов 50.

Сталактитовая Важецкая пещера является одной из наименее известной пещерой в Словакии, находится в известняковом массиве Липтовской долины в Низких Татрах. Она небольшая - маршрут длиной 235, но интерьер наполнен захватывающими красотами. На каждом шагу встречались кости пещерных медведей, которым по 40 000-50 000 лет, и которые вымерли 15 000 лет назад. Их кости в большом количестве находятся в наносах шахты с названием Костница. Размеры вечатляющие! И это только кости. Какой же он живой был, мишка этот, страшно представить. Не хотела бы я с таким встретиться, даже в такой распрекрасной пещере. Ну разве что сейчас для фотосессии!

Кстати, местные жители долгое время полагали, что это кости настоящего дракона. Лишь недавно палеонтологам удалось понять, как же выглядели древние обитатели пещеры, поэтому вскоре в одном из подземных залов появилась статуя пещерного медведя в натуральную величину.

Пещера появилась в результате воздействия реки Белый Баг, воды которой просачивались на большую глубину через трещины и провалы. Местные коридоры образовались из-за обвалов целых пластов известняка. Под влиянием воды здесь появились причудливые сталактиты и сталагмиты, которые являются гордостью этой пещеры. Кроме того, пещера является домом для нескольких видов рукокрылых. Но мы не видели их. Наверное, они не любят туристов, или отдыхали, сложив свои руки-крыла.

Официальное открытие Важецкой пещеры произошло в 1922 году. Несколькими годами позже ее арендовал предприниматель Ф. Хавранек, который подготовил ее для посещений. Первые посетители оказались под сводами пещеры в 1928 году. Однако в 1934 маршрут доработали, провели сюда электричество и сделали визит в пещеру более интересным. С тех пор поток туристов сюда не иссякает. Легкодоступность, температура выше нуля и несложность трассы делают эту пещеру одной из самых посещаемых в регионе.

Странно, но когда мы потрогали сталактиты и сталагмиты, блестевшие в свете искусственного освещения, они показались нам... глиняными!

- Это что же, - прошептал муж мне на ухо, - это всё глина?

В это не верилось, но до камня мы так и не дощупались. Неужели пещера глиняная, а не каменная? Подтверждения я не нашла в Интернете, вроде всё в порядке, можно вздохнуть.

Оплатив по 4 евро за билет, поблагодарили разговорчивого гида и пошли к своему железному медведю коню.

Обратно мы поехали новым путём, переехав границу в другом месте. Здесь машин вообще почти не было, и, сделав круг почёта, мимо уже не таких высоких, но от этого не менее прекрасных Татр, по мостам и мостикам через горные речки и речушечки вернулись к вечеру в Закопане.

Назавтра нас ждала жемчужина Словакии - Оравский Град.

*Спящий Рыцарь - так называют поляки вершину Гевонт.

Продолжение следует...

Рейтинг:
Ив Альтернат в вс, 08/09/2019 - 21:44
Аватар пользователя Ив Альтернат

Ирина, Вы так вкусно рассказываете, что мне уже хочеться сфотографироваться с тем драконом!
Фотографии классные!+++ Цветок
Решено-еду!

__________________________________

Жаль тратить время, что отпущенно на лень.
Пижамный лирик (С.В.Тишуков)

Ведруса в вс, 08/09/2019 - 21:54

а с этим? Большая улыбка

Фотографии классные!

спасибо Сердце не все мои. пещеры - с Интернета, мы не брали разрешение фоткать.

Решено-еду!

или лечу? Озадачен Smile

СИРена в Пнд, 09/09/2019 - 07:45
Аватар пользователя СИРена

Хорошее у вас лето, что тут скажешь. Печалька

__________________________________

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Ив Альтернат в Пнд, 09/09/2019 - 08:56
Аватар пользователя Ив Альтернат

или лечу?

Лечить не надо Печалька

__________________________________

Жаль тратить время, что отпущенно на лень.
Пижамный лирик (С.В.Тишуков)

Ведруса в Пнд, 09/09/2019 - 10:43
Аватар пользователя Ведруса

Хорошее у вас лето, что тут скажешь.

Спасибо, Ирена Цветок

Waldemar

Ведруса в Пнд, 09/09/2019 - 10:56
Аватар пользователя Ведруса

Ах, красота какая! И природа, и женщина на природе...+

Ах, Вальдемар Девушка ах, джентльмен Поцелуй

как вы точно подметили, Иван Тихонович! Сердце

arakhis.a в Пнд, 09/09/2019 - 12:46
Аватар пользователя arakhis.a

Замечательно написано. Особо восхищён фотографиями. (Горы моя страсть.) Лайк ++++++
Звезда Цветок Цветок Цветок

АРАХИС. А. В.

Ведруса в Пнд, 09/09/2019 - 14:04
Аватар пользователя Ведруса

Замечательно написано. Особо восхищён фотографиями. (Горы моя страсть.)

Андрей, рада встретить единолюбителя, так сказать Smile Сердце

Евгения Светланова в Пнд, 09/09/2019 - 20:06
Аватар пользователя Евгения Светланова

Как же вы зонтики забыли? Сама говорила, что дожди почти каждый день. Хорошо, что не заболели! Smile Отличный рассказ, а фото просто волшебные! И ты у нас красавица! Обнимашки +

Ведруса в Пнд, 09/09/2019 - 20:17
Аватар пользователя Ведруса

Как же вы зонтики забыли? Сама говорила, что дожди почти каждый день

так в машине остались же! Большая улыбка взяли называется, прибежали мокрые, хорошо, одежда сухая была.

Отличный рассказ, а фото просто волшебные!

Спасибо, Светочка Обнимашки Сердце

Irina K. в Пнд, 09/09/2019 - 20:21
Аватар пользователя Irina K.

Ира, читала с большим интересом! Цветок Цветок Цветок
Здоровский рассказ и фото тоже. Иду дальше))

__________________________________

Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"

Ведруса в Пнд, 09/09/2019 - 20:25
Аватар пользователя Ведруса

Ира, читала с большим интересом!
Здоровский рассказ и фото тоже. Иду дальше))

Ирочка, всегда тебе рада! Цветок

Юрий Николаевич в Втр, 10/09/2019 - 15:41
Аватар пользователя Юрий Николаевич

Дорогая Ведруся! Очень понравилось и содержание, и как замечательно ты стала писать: мне кажется, вполне на профессиональном уровне. Но все-таки замечу одну ошибку (учительский недочет: не могу пройти мимо):

"Вечером мы немного почувствовали себя французским императором"

Множественное число не состыкуется с единственным, нужно либо "императорами", либо "Вечером каждый немного почувствовал себя французским императором".

Фотографию, где ты на ступеньках перекопировал к себе, чтобы смотреть и любоваться. Всего самого доброго.

Юрий Николаевич

Ведруса в Втр, 10/09/2019 - 15:46
Аватар пользователя Ведруса

Но все-таки замечу одну ошибку (учительский недочет: не могу пройти мимо):

только спасибо могу сказать, Юрий, и не проходи никогда мимо Любовь

Ой, на здоровье Девушка И тебе всего самого-самого! Сердце

Эфа в чт, 19/09/2019 - 18:23
Аватар пользователя Эфа

Здорово, Ирочка! Фото прелестны просто!

Какой же он живой был, мишка этот, страшно представить.

А мне, почему-то, всегда грустно читать про тех, кого больше нет на свете. Сколько уже видов исчезло навсегда. Ведь они все были по-своему прекрасны... теперь остались одни кости! Печалька
Цветок +++

__________________________________

Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)

Ведруса в чт, 19/09/2019 - 18:56
Аватар пользователя Ведруса

А мне, почему-то, всегда грустно читать про тех, кого больше нет на свете.