06. Черные крестьяне. Зимний вечер
Зима. Дни стали короткими и за светлое время люди торопились выполнить разную работу во дворе, по уходу за скотиной. На улице холодно, а в избе тепло, вечером печь топили дополнительно, для тепла. Пока огонь топки освещал избу, семья собиралась на ужин. Затем мужчины переходили на свою половину, в зону, где находились божницы. Здесь они отдыхали, выполняли работу по дому. Женщины и дети собирались в бабьем углу около печи. Садились на бабью лавку или скамейку, подвинув ее поближе к камельку, камину, выполненному на углу печи в виде небольшой ниши. В камельке разводили огонь, сжигая хорошо просушенную лучину или смолистые щепки, небольшие поленья. От горения образовывался довольно яркий свет, и излучалось тепло, при котором можно было прясть, шить, вышивать. Следить за огнем, не давая ему гаснуть, поручили маленькой Полинке. Из-под печного шестка она доставала сухую лучину, небольшие поленья и подкладывала в камелек.
Мужчины иногда зажигали лучину, вставленную в светцы, металлический стержень с V-образной развилкой на конце, вбитый в стену. Для падающих угольков под светец ставили лоханку с водой.
В избе становилось светло. Женщины доставали свои рукоделия. Матушка Алевтина в тот вечер принесла из сеней прялку. На ее лопатке веревкой привязала шерсть и села на донце, поставив его на лавке. Левой рукой она теребила кудель, а правой, образовавшуюся нить, скручивала деревянным веретеном.
Василиска шила из льняного полотна рубаху. Выкройка уже была сделана, и она сшивала полосы между собой. А как трудно получить льняное платяное полотно. Надо заготовить лен, несколько недель его вымачивать, затем стебли мять, трепать и чесать гребнями, наконец, прясть и ткать. Затем полотно держать на солнце, чтобы добиться его белизны.
Дунька вышивала подол своей рубахи.
Женщины разговаривали между собой, а Полинка, добросовестно поддерживая огонь в камельке, слушала. Было все интересно, и она спросила:
– Бабушка Алевтина, а чем отличается мужская рубаха от женской.
– Да ничем, – с удовольствием отвечала хозяйка дома. – Так уж заведено, что рубаха должна прикрыть наготу человека и быть теплой зимой. Она не должна подчеркивать форму тела, а поэтому делается свободного покроя, и по длине доходить до колен человека. Женщины поверх рубахи часто надевают сарафан, то есть платье без рукавов, облегающее грудь и расширяющееся книзу. Они могут надеть поневу, шерстяную юбку, синего или черного цвета, с украшенным низом.
– Бабоньки, а расскажу я вам о семье из нашей деревни, – словно очнувшись, торопливо и загадочно начала рассказ Дунька. – Была у нас одна семья, и пять девок, ни одного парня. Отец больной, тяжелую работу делать не мог. Женщины со всем хозяйством справлялись с трудом. И вот, от родителей одного парня поступило предложение породниться, выдать замуж старшую дочь. Отец девки согласился, но потребовал, чтобы жених после свадьбы перешел жить в дом невесты, стать примаком. Семья жениха была не богатой и согласилась с требованием. Народ быстро окрестил парня молодухой, стали подшучивать над ним. Но женитьба была семье парня выгодной. Ведь земельный пай жениха оставался у его родителей. Менялся и порядок свадебного ритуала, свататься шли родители невесты. При этом зять составлял письменное условие по передаче прав на имущество тестя. При жизни тестя зять получал половину дома, но всем хозяйством и имуществом распоряжался тесть. Вот ведь как еще люди живут, – закончила рассказ Дунька.
В избе наступила тишина, в которой неожиданно раздался тихий, жалобный голос Василиски. Она запела:
«Я замуж выйду, да мужа наживу, Да у меня будет свекор – стану звать батюшко, Да ли буде свекровка – стану звать матушкой; А я ведь буду у них снохою слыть. Да поживу с мужем – да я сынка рожу, Да воспою, вскормлю – у меня и сын будё, Да станет меня звати матушкой. Да я сынка женю, да и сноху возьму, Да буду ли я и свекровкой слыть. Да еще же я поживу с мужем, Да и себе дочь рожу, Да воспою, вскормлю – у меня и дочь будё, Да станет меня звати матушкой. Да дочку я замуж отдам, Да у меня зять будё, И буду я тещей слыть».
Песня закончилась, и свекровь взволнованным голосом сказала:
– Эта песня сложена, словно про мою жизнь.
Интересно! Спасибо Вам за труды, Иван Тихонович.
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
да, в летнюю жару приятно читать про зимний вечер)
Ирина Самусенко
+++!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Шитье и разговоры - что еще было делать крестьянам длинными зимними вечерами? Да и зимы были морозные и снежные, не то что сейчас.
++++++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
СветаЛана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ирина, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ольга, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дмитрий, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Хорошая глава! Мой +
Светлана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Как всегда, замечательно! Только несколько смущает имя Полинка... Оно не православное, Полинами и сейчас не крестят... +
Как уютно обрисовали обстановку!(+)
С уважением
OLEG
Христианству известны жития всего трех святых с именем Аполлинария. Стоит отметить, что это имя Аполлинария, данное при Крещении, в повседневной жизни звучит, как Полина.
Святая Полина была дочерью бывшего правителя Греческой империи Анфемия. Из истории известно, что она была очень красивой девушкой и ее родители готовили ее к замужеству, однако Полина решила отказаться от брака и просила своих благочестивых родителей позволить ей поклониться Богу и посвятить ему жизнь. Она переехала из Иерусалима в Александрию, где тайно облачилась в одежду инока и сбежала от слуг в болотистое место, где она провела несколько лет, соблюдая строгие посты и молитвы.
С уважением
OLEG
Продолжаю с удовольствием читать.+
Александр, спасибо за замечания. Я с вами соглашусь, по видимому, я не правильно выбрал источник.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, я не знал о происхождении имени Полина. Спасибо за науку.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Игорь, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Интереснейше!
Хризантема
Ирина, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Крестьянки не заботились об изяществе, вкусе или сочетании цветов. Все одежда была произведена своими руками и поэтому к ней относились очень бережно, новую одежду одевали в исключительных случаях и позаботившись о ее сохранности вновь убирали в сундуки, где они хранились.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Соглашусь. Вероятно, одно из уменьшительных от Аполлинарии могло быть Полинкой.
Олег прав: уменьшительное Полинка могло быть не от католической Полины, а от православной Аполлинарии.
Александр, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Теплая, уютная зарисовка семейного вечера у огонька... +
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Яна, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович