04. Чуваши. О жизни Леона у бабушки
Через неделю Леон с матерью приехали к бабушке. Они на лошади привезли картошку, муку, соль, одежду, постельные принадлежности и одежду, пошитую из домотканой ткани. Матрац из рогожи, набитый соломой, постелили на отведенную лавку. Его покрыли двумя домоткаными одеялами, положили подушку на перу, вот постель и готова.
– Лео, сказала мать, прощаясь, – ты по дому должен выполнять мужскую работу: колоть дрова, носить их в избу, носить воду из колодца. Мы будем приезжать к тебе через две недели.
В школе Лео приняли доброжелательно, посадили на первую парту. Учительница чувашского языка и литературы Надежда Ивановна, женщина среднего возраста, красивая, нарядно одетая показалась Лео строгой. Она рассказывала об истории чувашского народа, его обычаях, культуре.
– Сейчас запишем домашнее задание, – попросила учительница. – Поговорите с родителями об обычаях нашего народа и подготовьте рассказ. В следующий раз мы будем слушать ваши рассказы.
Вернувшись из школы, Леон заметил, что бабушка его ждала. Она приветливо встретила парня и стала хлопотать у стола.
– Давай, мой руки и садись обедать. На столе появилась тарелка с супом, заправленным крапивой, картошка в мундире и стакан из обожженной глины, наполненный козьим молоком.
Лео сел на лавку и стал усердно поедать вкусную пищу. Бабушка сидела напротив, подперев ладонью подбородок, и, любуясь, смотрела. Наевшись, Лео попросил:
– Я сейчас быстро сделаю домашнее задание и пойду работать.
– Делай, делай, не торопись.
Убрав со стола посуду, он достал из сумки тетрадь, чернильницу непроливашку, перьевую ручку и стал что-то писать. Покончив с уроками, он вышел во двор и стал смотреть, что надо сделать. Почистил стойку козы, принес для нее из огорода травы. Прибрал развалившуюся поленницу в сарае. Расколол толстые поленья. Принес в избу воды из колодца, вынес накопившиеся под рукомойником помои. Работы по дому было много.
Вечером, когда стемнело, лампадку зажигать не стали, керосина не было. Леон попросил бабушку рассказать об обычаях чувашей.
– Обычаях, что это такое?
– Ну, что является главным в жизни чувашей.
– Главным, – бабушка помолчала, – пожалуй, почитание наших предков, наших умерших родственников. Вот я тебе расскажу, как в моей семье это было. У нас усопших поминали весной, летом и осенью, когда отмечались праздники.
Весенний праздник Манкун по времени совпадал с христианским праздником пасхи. Накануне праздника топили баню. Специальный посыльный на коне ездил на кладбище и приглашал усопших родственников помыться. Для них в бане была подготовлена вода, мыло и веник. А в день праздника собирали нарядного верхового, который на украшенном яркими лентами коне утром ехал к живущим родственникам и приглашал их в гости. Когда родственники шли в гости, то встречающиеся им прохожие обычно говорили: «Пусть будет возможность ласково поговорить да с душой попеть!». А другие говорили: «С добрым настроением пойти, с добрым – вернуться!»
Летом после посевной считалось, что земля беременна и несколько недель запрещались работы в поле. Это был праздник Уява, праздник жертвоприношения. На обрядном месте закалывали лошадь, телят, овец и в нескольких котлах варили мясо. Потом молились, просили дождя, купались в воде. В это время в четверг на седьмой неделе после пасхи отмечался праздник Симек, когда люди ходили на кладбище поминать родственников.
Главным осенним праздником поминовений усопших считался октябрьский праздник Юпа. Обычно во время похорон на могилу ставили временный маленький прощальный столбик. В дни праздника столбик меняли на высокий постоянный деревянный или каменный столб. Для мужчин ставили дубовый столб, а для женщин – липовый.
Живущие чуваши разговаривают друг с другом вежливо, дружелюбно. Грубость не допустима.
У Леона была хорошая память. Бабушка рассказывала интересно, и он все запомнил.
Очень познавательная часть получилась. Кто не знает историю, у того нет будущего.
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Хороший рассказ. Я в одно время с чувашами жил. Это
очень воспитанные люди. Со многими работал, дружил.
А вот это не знал:
"Летом после посевной считалось, что земля беременна и
несколько недель запрещались работы в поле".
Прекрасный народ!
Спасибо. +
Слышик Николай
СветаЛана, спасибо. Подсказали мне о пропаже, сейчас все исправлю.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Николай, спасибо. Я всегда жду ваших отзывов.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
+ Очень интересно было узнать некоторые, достойные уважения, обычаи
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Алексей, спасибо
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Рада была подсказать. С таким интересом читаю и жду продолжения.
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Глава очень понравилась! Мой +
Светлана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
СветаЛана, поскольку моя семья была раскулачена, и я родился в спецпоселке, то меня притягивает судьба других раскулаченных. Стремлюсь к единению. Как говорится "На миру и смерть красна". Мой сосед по саду - раскулаченный, чуваш. Это рассказ о его отце. Конечно, фамилии и имена вымышленные.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Интересно, особенно про праздники
(+)
OLEG
Олег, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Интересно. Ничего не знала об этом народе
Хризантема
Ирина спасибо, прочитали и для себя кое-что открыли.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Очень интересно про языческие верования чувашей (+)
Цыганенко Сергей
Сергей, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович