03. Черные крестьяне. Выпечка хлеба
Во времена царствования Ивана IV Грозного крестьянская еда не отличалась разнообразием.
– Черный хлеб, щи, квас да каша – вот и вся пища наша – часто говаривал Поликарп Сохин. – «Ну, а хлеб – всему голова»! «Хлеб да вода – крестьянская еда». «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска». «Худ обед, коли, хлеба нет», – сыпал он поговорками.
Выпечка хлеба в семье всегда была своеобразным ритуалом. Секрет его приготовления передавался из поколения в поколение. Пока занимаешься хлебом, нельзя было браниться, сердиться, чтобы душа была чистою. Тогда и хлеб будет румяным, душистым и вкусным. Пекли хлеб по-разному. Когда в работе было послабление, пекли на два дня, а когда работа наваливалась, например, во время сева, сенокоса или жатвы, пекли раз в неделю. Ели только черный хлеб из ржаной муки. А бывали неурожайные годы и в муку добавляли лебеду, крапиву, кору деревьев.
Квашню для хлеба Дунька замесила еще с вечера. Приступая к важному делу, она прежде сказала молитву:
– Сотворил Господь небо и землю, воду и сушь, горы, и глушь, зерно, и хлеб. Господи, дай и мне еду сотворить, людей накормить. Чтобы они ели и запивали, Господа прославляли. Аминь. Аминь. Аминь.
Затем, как учила ее свекровь, она в кадушку насыпала муку и, сделав посередине ямочку, положила комочек ржаной закваски, взятой из предыдущей квашни. Потом, в отдельном горшке разбавив горячую воду холодной, так чтобы в ней можно было держать руку, она медленно вылила воду на закваску, тщательно перемешивая ее с верхним слоем муки. Получив крутое тесто, она сгребла его в середину и накрыла квашню толстым холстом и крышкой. Так закваска в квашне простояла у печи в теплом месте до утра.
Утром, пока топилась печь, хозяюшка достала квашню и, помолясь Богу, приступила к замесу теста. Снова подготовила теплой воды, чтобы терпела рука, и частями выливала ее в середину закваса, перемешивая с мукой, не оставляя комочков, добиваясь нужной густоты. Снова накрыла квашню холстом и поставила в теплое место на полтора часа.
В положенное время она подошла к квашне, резко всунула руку в тесто до дна и выдернула назад. Тесто получилось упругое, сразу же заровнялось.
– Вот и хорошо, слава тебе Господи. Можно валять хлебы. Благослови, Господи, и помоги мне, грешной, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Она ловко сделала на столе тестовые округлые формы хлебов. Чтобы не испортить их, между хлебами положила поленца, а сверху накрыла холстом.
Потом из жарко натопленной печи она выгребла угли, оставляя небольшую кучку у устья печи. Под печи дочиста вымела помелом, и печь закрыла ненадолго заслонкой. И вот, когда жар поуходился, она деревянной лопатой стала сажать тестовые хлебы в печь. Крупные хлебы клала к самой задней и по боковым стенкам, а мелкие – в середину. Здесь жару меньше.
Пеклись хлебы около трех часов, если использовалась мука, просеянная через сито. Если мука провеивалась через решето, то хлебы должны сидеть в печи около четырех часов.
Испеченный хлеб она доставала лопатой и проверяла, щелкая пальцем по нижней корочке.
– Этот еще не звенит, говорила она сама себе, – посиди еще в печи.
Те хлебы, которые звенели, она ставила на ребро, чтобы отошли и отмякли остывая. Изба насытилась приятными запахами хлеба с румяной корочкой.
Остывший хлеб хозяйка сложила в кадку, которую отнесла на хранение в прохладный погреб.
Пихта фразера купить Голландская голубая ель пихта фразера купить. elki.vip |
Хотелось бы попробовать такого хлебушка, а не ваты, которую сейчас в магазинах продают!))
На хлебзаводах, где сейчас хлеб производят, точно не до чистоты души - норму бы выполнить побыстрее! А уж про условия, в которых такой хлебушек рождается, лучше вообще не знать!
+
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Очень поэтично, с любовью и знанием дела. Замечательно. +
Отличная глава! Рада поставить свой плюс! + Как будто сама всё увидела своими глазами.
Как смачно!
Кстати, хлебом назывался черный априори, а вот белый раньше называли булкой и ели только по праздникам большим.
прекрасный рассказ, Иван Тихонович!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Тоже хотелось бы такой хлеб отведать! Наверное, удивительный на вкус!
+++++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Всё так! До сих пор помню духмяный хлебущек в прикуску с парным молоком.
кто такая Дунька? Если жена Поликарпа Сохина, то как-то к ней не почтительно. В те времена были одинаково уважаемые главы семейства. Это же не батрачка. ИМХО
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Эфа, спасибо за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Александр, спасибо за оценку моей работы.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Светлана, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ирина, спасибо, что вы снова появились.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дмитрий, спасибо за отзыв. Было время, когда мы с семьей ездили в деревню и ели там черный хлеб, непропеченый, но удивительно вкусный.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Хорошо! Если изъявили желание оседлать эту тематику,
запасайтесь словарём старой терминологии.
"муку добавляли лебеду, крапиву, кору деревьев". Насчет
лебеды. У нас в 1947 году лебеду ели без ничего, так как
голод был. Люди опухшие ходили...
Успехов ВАМ.
Слышик Николай
СветаЛана, спасибо за ваше мнение. Дунька это невестка, жена Куприяна. В 16 веке имена крестьянам давали в уничижительной форме. Отчество появилось только после отмены крепостного права. У царей и дворян отчество указывалось. У крестьян фамилия - это кличка и имя.
Вам показалось не уважительным имя как кличка. Так давайте вспомним современных людей. Родители кличут своих детей Васька, Людка, а иногда и взрослых так называют.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Николай, спасибо за совет.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Не знала. Спасибо за пояснение!
Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
Это вольно изложенная военная поговорка: «Щи да каша ― пища наша».
Интересные приведены сведения. +
В порядке не очередности
Может быть ещё грибы
С древнейших времен грибы на Руси были ценным питательным продуктом, они заготавливались женщинами и детьми в больших количествах и позволяли пережить суровую и голодную зиму. С приходом христианства грибы взяли на себя роль полноценного заменителя мяса, которым поддерживали себя в пост и миряне, и духовенство...
Но, конечно, хлеб - это главное...
Автору хорошо удаётся о серьёзных вещах писать в лёгкой форме, понятно и просто!
(+)
OLEG
СветаЛана, приятно, что мои пояснения вас удовлетворили.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, спасибо за вашу оценку моей работы. О мясе. У крестьян, деревни которых располагались вдоль рек и у дикого леса. мяса дичи, птиц, а также рыбы было в достатке. И все-таки в неурожайные годы случался голод. Хлеба нет, и мясо не поможет. У леса и рек собственников еще не было.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Владимир, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Очень интересно. Удивило то, что в тесто не клали ни соль, ни сахар. Только вода и мука. Интересно, был ли он вкусным...
+++!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Вы, Иван Тихонович, так описали, буд-то сами пекли этот хлеб! ЗдОрово! +
Ольга, спасибо за отзыв.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Игорь, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
На крестьянском столе обязательно присутствовал хлеб. Его пекли, в основном, из ржаной муки и без соли. Как отметил Н.И. Костомаров, «русские предпочитали ржаной хлеб пшеничному, приписывали ему больше питательности. Название «хлеб» значило, собственно, ржаной».
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Очень интересно! спасибо!
Хризантема
Ирина, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович