02. Синдром Тамары Ивановны
Лестничная площадка дрожала от холода в мертвенном голубоватом сиянии. Из-за решётки, защищавшей лампу дневного света от воров и хулиганов, казалось, что по лестницам бродят жутковатые существа, состоящие из пыли, чьей-то тоски и теней.
Когда-то в подъезде были самые обычные жёлто-уютные лампочки, но потом они стали непонятным образом исчезать. И с тех пор площадки освещали такие вот зарешёченные монстры, задыхающиеся в проволочных латах.
Скабрезные надписи на стенах в этом свечении казались мудрыми и таинственными изречениями. Я начинала подмерзать в тоненьком свитере, капроновых колготках и коротенькой юбочке.
В тот день ко мне должна была впервые прийти одиннадцатилетняя ученица Анита Радомская вместе со своей матерью. По установившейся привычке я встречала всех новеньких около лифта. В нашем подъезде, разделённом на крохотные коридорчики - три квартиры в каждом - заплутал бы и Иван Сусанин.
Мать и дочь задерживались, становилось всё тоскливее и холоднее, а далеко внизу ссорились какие-то женщины. У одной был раздражающе-пронзительный голос. Ни дать ни взять персонаж из современного глуповато-яркого и абсолютно бессмысленного мультфильма. «Подожду ещё пять минут, вернусь в квартиру и ей позвоню. Наверное, они сегодня не придут», - решила я.
Но голоса приблизились. Уже можно было разобрать отдельные фразы.
- Да не хочу я туда! Мне это не нужно! Сама справлюсь!
- Рот закрой!
Вскоре по лестнице, задыхаясь и обливаясь потом, поднялась одетая с иголочки высокая и стройная брюнетка. За руку она тащила упирающуюся полноватую девочку с безбровым недовольным лицом.
- Что же вы без лифта? Он ведь работает, - после обмена приветственно-вежливыми, ничего не значащими фразами заметила я.
- Ой, нет, у меня в лифте панические атаки начинаются. Могу и умереть от сердечного приступа, - женщина тряхнула длинными тёмными волосами.
- Мама только с дядей Толей, который к нам по вечерам приходит, в лифте ездить не боится, - безбровая девочка захихикала. Смех её показался мне неприятным и злым.
- Рот закрой! - побагровела от гнева брюнетка.
- А ты, Анита, в лифте ездить не боишься?- перевела я разговор в другое, безопасное русло.
- Нет. Даже без дяди Толи, - снова смех, снова окрик матери.
«Неужели же они и всегда так живут, ссорятся каждую минуту?» - вспомнился мультфильм «Двенадцать месяцев», где мать с дочерью превратились в собак и даже после этого продолжали выяснять отношения.
- Бывшие сидельцы, алкоголики, наркоманы, проститутки в вашем доме живут?- уже в квартире задала мне вопрос Ангелина, мама Аниты.
- Э... Нет. У нас одни старушки и семьи с детьми.
По правде говоря, я хорошо знала жильцов только четырёх квартир. Все люди, в общем-то, положительные, хоть и не очень счастливые. Образ жизни остальных сорока с лишком семей оставался для меня тайной за семью печатями.
- У вас кошмарный, жуткий подъезд. Эти коридоры, эти надписи на стенах, этот мусор под ногами. А в углу у почтовых ящиков я видела пустые бутылки и лужу мочи, - Ангелина неискренне закатила глаза, Анита захихикала, за что тут же получила подзатыльник от «заботливой» матери. – В общем, так. В первую дорогу я Аниту, ладно уж, буду приводить. А обратно вы уж её сами провожайте. Лифта она, действительно, не боится. Я стану встречать вас на крыльце.
Командирский тон Ангелины, наглое предложение, она сама и её подловатая на вид дочка мне категорически не нравились. Но что делать? Как сказал таксист в одном американском триллере, клиент заказывает музыку. Или он выразился иначе?
***
Чем дольше длились наши занятия с Анитой, тем больше зрел, распускался, разбухал в моей душе ядовитый цветок под названием Синдром Тамары Ивановны. В новой ученице меня раздражало всё: её безбровое, лишённое малейшего проблеска интеллекта лицо, неуместные смешки, бестактные вопросы обо мне и моей личной жизни. Постоянные жалобы на мать, полное нежелание изучать английский язык и слабые способности только подливали масла в огонь.
Каждый жест, каждая ужимка Аниты выводили меня из себя. «А ведь когда-то точно так же относилась ко мне и незабвенная Тамара Ивановна. Может быть, Анита не так уж виновата? Нужно найти подход, как-то заинтересовать её», - размышляла я, разрабатывая новые методики преподавания или заимствуя их в Интернете.
Но ничего не помогало. Уроки наши проходили примерно по одной схеме. Ангелина, задыхающаяся от подъема на седьмой этаж и ссор с дочерью, сдавала мне с рук на руки непокорное дитя. Анита как попало срывала с себя шапку, пальто и шарфик и раскидывала всё это добро по прихожей.
- А теперь собери одежду и повесь, - я хмурила брови и смотрела на неё с нескрываемым отвращением.
- Сами собирайте, - и резвая Анита бежала на кухню. Мне приходилось ползать по прихожей в поисках завалившейся куда-то перчатки или головного убора ядовито-розового цвета.
- Ну и что тебе задали?- миролюбиво спрашивала я, присоединяясь к своей ученице.
Анита отворачивалась к стене. Зная, что ни угрозы, ни увещевания на неё не подействуют, отходила к окну и ждала. "Ага, зашуршали страницы учебника, значит дело пошло", - радовалась я.
Делать уроки с Анитой было всё равно что бродить по глухому лесу в туфлях на каблуках и коротеньком летнем платьице. Да-да, не стоит отправляться в тайгу, сосновый бор или джунгли при параде! Корни подставят подножку, комары, клещи или опасные тропические насекомые обязательно захотят полакомиться кровью глупой горожаночки, а ветки надают пощёчин. Незадачливую путницу ждут взлёты и падения, падения и взлёты и так без конца.
Из такого тернистого пути и состоял наш сорокопятиминутный, а иногда и часовой урок. Если Аните не хотелось учить новые слова или читать английский текст, она пряталась под столом. Вылезала оттуда лишь после того, как я брала в руки телефон и грозилась позвонить её матери. На малейшее замечание Анита реагировала бурными и, как мне всегда казалось, не совсем искренними рыданиями.
«Вот ведь маленькая ведьма! Ну нет, как же можно думать такое о ребёнке?» - я мысленно одёргивала себя и искала подходы.
А после мне ещё доставалось от Ангелины, ждущей нас на скамейке у подъезда, за то, что я задержала урок, а она продрогла от осеннего ветра, смешанного с дождём или мокрым снегом.
- У меня из-за вас пневмония будет! - резкий голос Ангелины до боли напоминал пронзительный писк её «милой дочурки».
Оценки Аниты, как бы странно это ни звучало, стали лучше. Из «двоечницы» она перешла в разряд «хорошистов». Кто знает? Может быть, Анита продолжила бы ходить ко мне долгие годы, как многие мои ученики, если бы не одно происшествие. Случилось это через два месяца после нашей первой встречи с ней…
Продолжение следует
Очень хорошая, интересная глава, Даша Мама-вампирка с дочкой-монстром просто прекрасны выписаны. Читается легко, с удовольствием. Молодец, одним словом Но вот подходит ли здесь слово "постылая"? - я задумалась Мне кажется, постылым может казаться человек, вялый, без отдачи и реакции, неэмоциональный, интроверт, молчун, тихоня. Людоедочка- Аниточка, мне кажется, заслуживает другого эпитета. Как вам кажется?
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Марина Веринчук, да, Аниту, и правда, сложно назвать постылой. Это слово, взятое из лексикона Тамары Ивановны, здесь не совсем уместно. Вот так будет лучше?
От всей души благодарю за внимательное, вдумчивое чтение.
Да, да, я уже обратила внимание, самое то))
Для бедной Саши, конечно, такая ученица - испытание на прочность. У меня был такой неуправляемый Антон, вообще дикий, к тому же сын моей знакомой, которая уговорила его взять бесплатно, даже не на обучение, а чтобы сидел тихо и не мешал во время всех моих занятий, пока мама свою личную жизнь устраивала. Но он устраивал такие шоу, что занятия срывались постоянно)) а малыши все за ним повторяли)
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Анита действительно не подарок! Трудно с такой ученицей не подвергнуться синдрому Тамары Ивановны Отлично написано! +
Larica, самое смешное, что Анита ещё не самая худшая из трёх моих "крепких орешков". Самый безнадежный и пугающий второй. Огромное спасибо за внимание и плюсик.
Кошмар! Я, слава богу, со всеми занималась платно, хоть и невеликие деньги получала. И другие ученики на чужих уроках присутствовали крайне редко и кратковременно. Так получалось только когда родители забывали вовремя забрать предыдущего ученика, и я начинала урок со следующим ребёнком. Вели себя на чужих уроках они по-разному. Кто-то тихо сидел и играл в телефоне, кто-то бродил по кухне и прихожей и всё комментировал, мешая чужому учебному процессу. Так что присутствие посторонних на уроках - вещь немыслимая.
Условия подъезда действительно ужасные. А тут приходится работать с такими детьми и их родителями. Соболезную +
gamayun
Gamayun, огромное спасибо за плюсик и комментарий. У нас в городе подъезды ужасные, особенно, в девятиэтажных домах. Домофоны не спасают, так как уличные подростки знают множество ухищрений, позволяющих обойти подъездного стража. А дети в основном нормальные. У меня из двадцати пяти учеников кошмарными были только трое. К остальным можно было найти подход.
Да... Интересные, яркие образы! Что дочь, что её мамаша....
Я только не совсем понял, а чего мать-то не могла в квартире посидеть? На улице стояла, как она говорит, "на ветру" и боялась простудиться... Если бы она на время урока уходила куда нибудь, а приходила уже к окончанию занятий, то ладно, а так чего стоять? Находилась бы рядом, может при ней и дочь бы под стол не пряталась...
(+)
OLEG
Олег Епишин, ей было лень дважды подниматься пешком на седьмой этаж. А лифта она боялась. Вот и стояла на ветру, злясь на весь свет. На уроке она тоже присутствовать не хотела. Надо же ей было отдохнуть от ужасной дочери в ближайшем торговом центре или в кафе. Сидела там по сорок пять минут или бродила это время по торговым залам, потом подходила к подъезду, начинала ждать, а на задержки сердилась. Огромное спасибо за внимание.
Что касается Аниты, вспомнилась фраза из одного фильма: "Мамаша, вашей дочери нужен не учитель, ей нужен экзорцист!"
А тут и мамочка такая же ведьма... А "постылая" здесь как-бы не то слово. Так в старину называли кого-то нелюбимого, безразличного...
Такие "яркие", излишне эмоциональные (явно экстравертные) типы, как эти мама и дочка, могут вызывать любые эмоции, от симпатии (на любителя комедиантов) до ненависти и отвращения, но не безразличие точно
+
О.Виноградова
Olya, да, девочка, названная в повести Анитой, ещё та штучка. Но не самая худшая из моих учеников. Далеко не самая. Да, слово "постылая" заменила:
Вроде бы в других местах это слово не встречается?
Огромное спасибо за интересный, развёрнутый комментарий.
Заставить учиться ребёнка, который в этом незаинтересован, да ещё и на которого нет рычага никакого влияния - это трудно. Аплодирую вам, стоя. Мне кажется, я бы не смогла с ней заниматься, отказалась.
-Мам, она кусается!
- А я тебе говорила - не женись...
Lenok, а я в итоге после одной ситуации и отказалась. Это событие стало последней каплей. Главу об этом выложу часов через пять. Огромное спасибо за чудесный отзыв и добрые слова.
Я очень жду! Честно, ОЧЕНЬ давно меня так не захватывали рассказы, что бы прямо сидеть и ждать продолжение!
-Мам, она кусается!
- А я тебе говорила - не женись...
Lenok, очень рада это слышать. Я-то как раз боялась, что повесть вышла скучной и излишне бытовой. Ведь здесь про мою обычную жизнь. Получается, тема работы людям интересна. Тогда летом обязательно организую конкурс прозы под названием "Такая работа".
+
Лада Балови
lada2020, спасибо за внимание.
Есть такие мамки
OLEG
Редкостная вредина, эта Анита. Бывает - это плоды воспитания неумных родителей, а бывает - уродится такое чудо, и хоть нашинкуй его в капусту - бесполезно!
Хризантема
Булахова Ирина, Анита - точный портрет своей матери. Уверена, что эта женщина в детстве вела себя так же. Воспитание, конечно, важно, но очень многое зависит от генетики. Вот у нас в семье: ни я, ни мои родители, ни дядя, ни тётя, ни двоюродный брат не устраивали истерик в магазине из-за некупленной сладости или игрушки ни в каком возрасте. Воспитание у всех было разное. Меня и дядю в детстве даже баловали. А ведь такие маленькие попрошайки в магазинах были всегда. И в советское время тоже. А в моё детство и подавно, когда на полках всего было в изобилии, а денег у людей не хватало. Огромное спасибо за внимание и плюсик.
Ох, как я понимаю героиню. Я тоже стараюсь учить всех. Но с возрастом поняла, что не нужно брать таких учеников - своё здоровье тоже дорого.
Друзья! Не хочу вас потерять. Я ВКонтакте: vk.com/id15647262
Малышева Татьяна, а я почти никогда не отказываю из-за двух вещей. Во-первых, мне это кажется предательством по отношению к ребёнку, пусть и такому невыносимому. Во-вторых, играет роль ещё и финансовый аспект. Впрочем, к ноябрю у меня учеников накапливается столько, что приходится отказывать другим просящим. Такая вот глупая получается жадность. От всей души благодарю за плюсик и чудесный отзыв.
Хороша парочка! Хочется бежать от таких людей. Вы, Даша, молодец, что не сдаетесь. Но не верится в успех при таких взаимоотношениях. Посмотрим.
Апрельская ведьма, да, ученик должен идти на занятия (особенно, дополнительные) с удовольствием. Когда он ничего не хочет, получается лишь взаимное неудобство. Огромное спасибо за развёрнутый комментарий.
Интересная глава! +
В порядке не очередности
Glimpse, огромное спасибо за поддержку.
Яркие образы, интересное продолжение+++
С уважением, Вера Флягина
Vera1234, огромное спасибо за внимание и плюсик.
"Когда-то в подъезде были самые обычные жёлто-уютные лампочки, но потом они стали непонятным образом исчезать." - очень даже понятно их исчезновение! Выделенный эпитет понравился!
"Делать уроки с Анитой было всё равно что бродить по глухому лесу в туфлях на каблуках..."
Даша, это профессионально - оставлять интригу в конце главы! +
Алекс