01. Примак
В деревне пашут, да мякинный хлеб едят
Пословица
Ох, давно это было, аж в XVII веке. Поэтому интересно узнать о жизни крестьян того времени.
Деревня Хомутово была небольшая, всего-то около двадцати дворов, расположенных в одну улицу. Стояла на возвышенности на берегу реки. Во время разлива вода заполняла все пространство вокруг, а уходя, оставляла рыбу на земле. Жители деревни выходили с корзинами, собирали дар природы, словно грибы. На затопляемой зоне раскинулись пойменные луга, богатые сочными травами. Поэтому в каждом крестьянском хозяйстве держались коровы, овцы, козы, лошади.
Вокруг стоял дремучий смешанный лес, принадлежавший всем. Надо, заходи, руби любое дерево для возведения нового жилого дома или хозяйственных пристроек. А в лесу полно грибов и ягод, ну, конечно, и зверя. Добывай, будет тебе и мясо, и меха для одежды. Все бы хорошо, если бы не волки. Ох, как они досаждали людям. А как от них отбиваться? Основным оружием был только кистень, плетка с увесистой костью на конце. Так в плетке делали до трех-семи таких хвостов. Попади зверю, пробьешь голову до нижней челюсти.
У каждого двора был свой земельный надел. Крестьяне обрабатывали землю, сеяли хлеб, собирали урожай и платили государству налог. Все, что оставалось после сдачи налога, принадлежало труженику. На это содержалась его семья. Не у всех был достаток. Люди жили по-разному.
На краю деревни стояла усадьба Бориса Дурного. Жена его Катерина подарила мужу четырех сыновей. Это хорошо. Подрастающие мужчины могут сделать хозяйство крепким. Старшему было уже пятнадцать лет. Отец заметил, сын стал проявлять интерес к женскому полу. Подумалось: «А ведь пора его женить, взять работницу в дом, иначе забалует».
На другом конце улицы приткнулась усадьба Павла и Авдотьи Захариных. У них росли трое дочерей. Старшей исполнилось двенадцать лет. Отец Павел в последнее время заболел ногами, и Авдотья беспокоилась о судьбе семьи. Вспоминая, как ее выдали малолетней замуж, обратилась к мужу:
– Батюшка, ты сходил бы в церковь, посоветовался бы у диакона, как нам семью укрепить. Дочери-то нашей уже двенадцать, вдруг кто замуж позовет. Надо бы подготовиться, заполучить мужчину в дом.
Муж согласился и отправился с утра в соседнее село, там была их приходская церковь. К храму с его величественными куполами вела широкая улица. Двигаясь неторопливо с остановками, постоянно крестясь и кланяясь, Павел вошел в храм. Купил свечи, поставил их перед образами святых. Помолился, думая, где же увидеть диакона.
– Отец Андрей, разрешите обратиться к вам за советом, – начал он стеснительно, подойдя и кланяясь диакону.
– У тебя что-то случилось, сын мой?
– Вот, видишь, – начал Павел, указывая на клюку, – ноги заболели. Так пахать землю не получается. На воспитании у нас с женой три девки, старшей исполнилось двенадцать лет. Можно выдавать замуж. Подскажите, можно ли сделать так, чтобы зять остался жить в нашей семье. Мужчина в доме, работник в поле.
– Как, – начал отец Андрей, – надо уговорить жениха и его отца подписать договор о примачестве. Ты соглашаешься передать часть имущества в собственность зятя, а он обязуется жить в твоей семье. Церковь поддерживает такие сделки, – помолчав диакон продолжил. – Пора полового созревания девиц наступает в четырнадцать-шестнадцать лет. В крестьянской среде дева в шестнадцать лет считается старой, а в девятнадцать уже старухой. Чем моложе женщина, тем больше может родить детей в браке. Вот в чем главное. И все-таки двенадцатилетняя девка больно молода еще для замужества. Она ведь не поспела ни для половой жизни, ни для родов. Часто такие женщины умирают от родильной горячки.
– Так в двенадцать лет выдавать замуж разрешено.
– Разрешено. Только лучше бы в четырнадцать лет. А если уж так случится, что выдадите свою дочь в двенадцать, надо бы на годик-другой ограничить ее супружескую жизнь. Надо обеспечить воздержание от сношения по средам и пятницам, в церковные праздники и посты. Будем надеяться, все образуется. На все воля Божия.
Получив странные пояснения, Павел вернулся домой.
кк и всегда, впрочем.
Ужас, в 12 лет замуж, лишь бы семью прокормить.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Ирина, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Афтар, что-то я запутался. Давай-ка разбираться.
1. У Бориса Дурного жена Катерина и четверо сыновей. Понятно.
2. "...Павла и Авдотьи Захариных. У них росли трое дочерей. "(с) Но! Следующее предложение прям тут же: "Отец Борис в последнее время заболел ногами" \с\ Какой Борис-то, кх..? А в церкву потопал таки Павел. С тросточкой, между прочим. Деревня 17 века и трость...Диссонанс какой-то. "Не верю!"(с) Клюка, костыль, батог, палка - но никак не трость.
Чем и за что держались скотины в хозяйстве даже не спрашиваю - но спасибо, поржал от душы, гыгыгыгыгы
Афтар, жду комментария за Бориса и Павла. Хотя заранее предвижу ответ.
Элементарно не вычитал текст, кинул читателям в кучу. Что говорит об отношению к читателю, между прочим.
ЗЫ Надеюсь, продолжение будет
Комментарии не беру в счет - там надо разбираться
по мелким вопросам. А написано с душой, и мне
понравилось. +++
Слышик Николай
Моё почтение, уважаемый. А что именно Вам показалось душевным? Заранее спасибо!
Пробить голову волку до нижней челюсти - вот тут завис. Представил голову волка в двух проекциях... А чоуж не серебряной пулей сразу, а? И как в 17 веке с волками боролись без данного рассказа..
Есть у меня дурное качество: я читаю и пытаюсь в голове выстроить картинку. Ну что же хотел нам показать афтар... Здесь: река, рядом избы в ряд, вокруг дремучий(!) лес херр знает где наделы (наверное в лесу) Лес явно э... цыклопический, раз для "нового жилого дома" или хозяйственных пристроек достаточного одного "любого дерева". Лес, кстате, смешанный...
Вас не Остап зовут, милейший, что-то вас понесло
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Уважаемая! Я лишь вдумчиво читаю...
Это уже перебор, а другими словами - издевательство, причём, неприкрытое. Займитесь чем-то более полезным, пользу Родине принесите, что ли.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Это не повод отказываться принести ещё раз, тем более, опыт есть
Автор начпис, а вы слишком строги к нему. ну, указали на ошибки, он человек старательный, всё исправит, учится он. А вы тут сталинград устроили над такой миниатюрой. Не пристало однако офицеру так
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Это, видимо, про вас, Edd79
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Много уж их нынче развелось!(с) Клонов много на сайте.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Да задолбали. Вышел на пенсию - сиди тихо, чинно. Ведут себя так, будто им за это к пенсии приплачивают!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Кистень, это не плётка. С фамилиями в 17 в были большие проблемы). Особенно у крестьянского населения.
Понимаю, что воспроизвести язык того времени, задача тяжёлая, но можно было бы хотя бы попытаться. Ограничившись несколькими вставками.
Церковь в то время действительно вела борьбу с ранними браками. Это плюс.
Апостол ДВС - добро, винишко, сиськи
Дима, ты уверен, что эти товарищи пришли с ЯПлакал?
Арина, Дима имел в виду, что на каждом сайте есть такое место, у нас тоже
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Шо то их и правда привалило, как гороха в голодный год.
Сами ничего не выставляют. Видимо не чукчи - читатели.))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Неуважаемые гости не знаю с какого сайта. Как-то подозрительно выглядит ваша бурная активность. И главное, набрасываетесь как-то то на женщин, то на пожилых людей. Герои, блин. Оно то, вроде, вы и по делу что-то говорите, только выглядит это вовсе не доброжелательно. Вы уж подумайте над своим поведением, плиз.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
А кавер хоть можно? Со всем уважением, если что
Апостол ДВС - добро, винишко, сиськи
Евгений, будет лучше и правильнее, если вы выставите свой кавер в своём аккаунте, сославшись на данный рассказ.
Там его и оценят.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Ну так если по-доброму, то чего ж нельзя.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Но Оля правильно говорит, лучше у себя.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Так, вижу, по-доброму не получается. Вы чё тут, охренели, братцы, пардон мой французский.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Простите, если можно. Знаю: в чужой монастырь... и ты ды.
Апостол ДВС - добро, винишко, сиськи
Упс, простите. Логично же. Исправлюсь.
Всегда!
А бабайка все предвидела и потребовала объяснений. Гыыыыы.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дорогие друзья портала, с таким офицерским беспределом я столкнулся впервые. Пришли, поржали и ушли, трусливо скрыв свою фамилию. Спасибо за защиту от нашествия.
С уважением.
Глебов Иван Тихонович
Николай, спасибо.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Да тут кому не напиши, он сразу либо женщиной, либо пожилым, либо начписом становится. Часто ещё и совмещают, чтобы уж совсем "критику" стыдно стало
"Ньда!"