01. Товарищу Нетте, пароходу и человеку
- Настюшка, хочешь поехать в Тагай?
Папа, заглянув в комнату, с нескрываемой любовью смотрел на склонённую над книгой русоволосую головку доченьки.
- В Тагай? Ты серьёзно, папуль? Когда едем? – Настя моментально представила село, в котором прошло раннее детство. Пряничные, цветные, в резных наличниках, деревенские дома и кирпичные, старинные, одноэтажные здания с претензией на купеческие, соседствовали там друг с другом. Триста лет назад село было городом, где кипела торговля. Вековые дубы раскинулись вольготно вдоль мелкой и быстрой речки Тагайки, несущей прозрачные, искрящиеся на солнышке воды по разноцветным камушкам. Солнце то появлялось из-за туч и постепенно заливало сказочную пастораль окраины села, то по дивным кронам дубов уходило быстрыми шагами от неё, маленькой Настеньки, куда-то далеко к лесу…
- Едем завтра, ты согласна?
- Конечно!
Настенька окончила третий курс ВУЗа в большом городе, и к концу второй недели каникул успела заскучать в размеренном провинциальном ритме жизни родного городка.
Поэтому предложение папы было как нельзя более кстати.
Выехали они рано утром. Лето было в разгаре. Дурманящий свежий воздух из открытых окон машины слегка кружил голову. Отцовский газик очень резво преодолевал все дорожные препятствия, и к обеду они проехали уже большую часть пути. Чем ближе к Тагаю, тем больше нахлынувшие воспоминания захватывали в свой будоражащий сладкий плен. Будто снова храбро шагала она, совсем кроха, одна по тёмной длинной улице навстречу своей мечте…
Редкостно любознательная, в свои четыре с половиной года Настюшка не давала прохода старшей сестре, выспрашивая каждую букву:
- Тань, а Тань, а это какая буква? А бывает буква «дже»?
Сестра была на десять лет старше и отмахивалась, как от назойливой мухи:
- Мешаешь! Шла бы ты…на печку.
Настя послушно лезла на печку, дышащую теплом, и уютно гнездилась рядом с рыжим одноухим бывалым котом Васькой. Мама заглядывала на печь и ахала:
- Доченька моя, опять ты в темноте с книжкой? На-ка, лампу, только осторожно, не задень её.
Керосиновая лампа имела узорный пузатенький животик, в котором плескался этот самый керосин. В горлышко лампы был вставлен стеклянный фигурный колпак, бережно охранявший фитиль с трепещущим огоньком. На коленях Насти лежала книга - сокровище, подаренное ей соседскими девочками, дочками директора совхоза.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» - это Настенька уже прочитала.
С трудом разбирая по слогам, она медленно продвигалась по строчкам:
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
Значение слова "пряли" малышка уже знала, поскольку часто видела, как мама садилась за прялку. К вертикально стоящей доске был привязан большой пучок шерсти барашка Стёпки, безжалостно остриженного папой большущими ножницами. Из этого шерстяного кокона мама вытягивала, ловко двигая пальцами одной руки, длинную нить. Пальцами другой руки, захватившими конец этой тонюсенькой верёвочки, она вращала веретено. На него наматывались слой за слоем шерстяные ниточки. Пальцы мамы двигались завораживающе, словно в бесконечном танце, создавая волшебный мягкий клубок. Зимними вечерами мамуля вязала из этой шерсти, подаренной Стёпкой, толстые варежки и носки.
Наконец, Настя осилила непростое для неё чтиво. Она страшно гордилась собой и поэтому написала карандашом на последнем листе книги большими буквами:
«НАСТЯ И ПУШКИН ЧИТАЛИ».
Заветной мечтой её было как можно скорее пойти в школу, стоящую в конце улицы и таинственно зажигающую жёлтые огни больших окон по вечерам. Настеньку это здание манило, как королевский замок, но стояло оно так далеко! Ещё она знала, что перед входом, по обе стороны от высоких ступеней, стоят две больших белых фигуры мальчика и девочки, и одна рука у каждого из них поднята к пилоткам на голове. Таня сказала, что это пионеры. Изумлённая Настенька спросила, почему они так держат руки, на что сестра ответила:
- Это пионерское приветствие, но ты всё равно не поймёшь.
Настюша понимала одно, что это приветствие не для всех, только для тех, кто каждый день сюда приходит.
Сидя однажды у соседей, она слушала, как Валя, старшеклассница, учит стихотворение, которое очень непонятно называлось «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»:
- Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ "Теодор
Нетте", - так многократно повторяя и заглядывая в текст, мучительно учила Маяковского Валентина.
- Это - он.
Я узнаю его, - Валя запнулась и замолчала.
Тут послышался голосок:
- В блюдечках-очках спасательных кругов.
- Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой!
Это не выдержала доселе смирнёхонько сидящая кнопка Настюша. Проходящая мимо в этот момент мама Вали ахнула:
- Глупая ты у меня, Валюшка. Ребёнок уже выучил, а ты…
Однажды, забредя с подружкой на соседнюю улицу, Настя услышала разговор:
- Там за селом цыгане раскинули табор…
Услышав «страшное слово», бедная Настенька побежала стремглав домой. Падала, поднималась, и, задыхаясь от усталости и страха, снова бежала. Ведь мама ей говорила всегда:
- Со двора – ни на шаг, украдут тебя цыгане, ты вон какая красивая».
Поэтому она никогда не уходила далеко от дома.
Но настал день, когда что-то подтолкнуло Настюшку под вечер на подвиг…
В маленькой сумочке с длинным ремнём через плечо, связанной мамой, у неё лежали все драгоценности: несколько тетрадных листов, карандаши и даже ручка с пером.
Она перекинула ремень сумочки через плечо, пригладила шелковые непослушные волосы на лбу и поправила коричневые атласные бантики в косах, уложенных красивой корзиночкой. Вышла на тёмную улицу, слабо освещённую тусклыми лампочками, заключёнными в допотопные железные колпаки. Школа манила жёлтым светом, льющимся из множества окон, и четырёхлетняя девочка храбро пошла на этот свет, к заветной цели, не сворачивая с пути.
Окончание следует
как же я боялась в детстве цыган. Меня тоже мама ими пугала. Интересно читается, спасибо! Вспомнила, у Толстого рассказ, как малыш в школу пришел вслед за братом. Забыла как его звали. Сейчас дети в школу не рвутся и не читают...
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
Спасибо, Алла, за добрый отзыв! Звали его "Филипок"!
А цыган боялись неспроста, воровали они детишек
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Точно! Спасибо, прям беда с этой памятью
Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше
О, я помню его запах! У нас в селе его продавали из большой бочки по определённым дням недели, и тогда стояла длинная очередь. И лампу помню.
Прям как про меня написала, Лиля! Я в 6 пошла, уже умела и читать, и писать, и считать, учительница разрешила посидеть на уроках. Я обрадовалась, думала, что меня приняли в 1 класс, но, увы... Пошла в 7 как все.
лишнее
Очень хорошо, Лиля! Повествование льётся как ручеек!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Муж так учил все стихотворения, пока старшая сестра их зубрила. А когда пришло время самому их сдавать в школе, только освежал в памяти. С удовольствием читала. Жду продолжения. +
Оживила и твои воспоминания, Ириша, это здорово!
Мы сегодня путешествуем по страницам памяти
Здесь я могу добавить, что обе ученицы оказались отличницами
Спасибо большое, Ириша! Ты часто хвалишь меня за лёгкое перо, надо мне и далее соответствовать этому
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Вот ещё один отличник
Спасибо большое, Светик!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
и меня цыганами пугали) жду продолжения, Лилиана)
Ирина Самусенко
Какой тёплый рассказ! Я бы такие рассказы в школьные учебники для начальных классов вставлял....
(+)
OLEG
Вот это предложение понравилось!
Это - сильно! Чувствуется, что Настя - целеустремлённая девочка. Встречая не совсем понятные явления, слыша незнакомые слова и фразы, старается разобраться во всём.
Вот этот эпизод очень забавный и ключевой в рассказе!
И пошла Настюша, поборов в себе страх перед цыганами, на волшебный свет школьных окон.
Лилия, рассказ (его большая часть) отличный, тебе хорошо удалось создать картинку большого и сложного мира вокруг маленькой героини, именно такого, каким его видела четырёхлетняя девочка. +
Алекс
OLEG
Света, у меня аналогичный случай: сестра, старше меня на два года, читала вслух "Песню о Соколе" М. Горького. Им было задание для художественного чтения. Пока она весь вечер читала, я успел выучить его наизусть, до сих пор помню.
Алекс
Ирочка, да уж, было чем пугать
Спасибо за прочтение и отзыв! +
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Ну я тут даже выздоровела сразу
Вчера простыла, сегодня, благодаря друзьям по перу, поправляюсь!
Олег! Не зря говорят:"Слово лечит"
Благодарю от всей души! Я была бы не против! Прочту внуку-первокласснику
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Вы с Олегом выбрали этот фрагмент оба
Это - сильно! Чувствуется, что Настя - целеустремлённая девочка. Встречая не совсем понятные явления, слыша незнакомые слова и фразы, старается разобраться во всём.
Причём, практически не опираясь на чью-то помощь
Да уж, когда кроха подсказывает взрослой девице И это правда, именно это стихотворение учила Валя тогда
Пошла А что было потом, это завтра
Спасибо большое,Алекс! Это основная задача любого автора - создать видимые, осязаемые образы. И, если мне это хоть наполовину удалось, я очень рада
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Лампа абсолютно из этого рассказа, Олег! Ваше внимание мне очень лестно!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Вот это память, здорово!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
+)
Прочла с огромным удовольствием.
А нас цыганами не пугали. Они жили недалеко. Добрые люди были, кстати.
" Дорога вниз имеет мало остановок"(Т.Драйзер)
Таня, очень рада новому читателю, тем более такому
Бывает, конечно, и часто В фильме "Карнавал", там тоже цыганка была доброй души человек!
Спасибо, Таня!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Замечательно!!! +
В порядке не очередности
Владимир, спасибо Вам, что зашли на страничку!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Вот, хотела же назвать по Маяковскому: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку"
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Алла, главное, тренировки каждый день, вотсап, интернет и писать
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Трогательно описано. Рад Вашему творчеству. +++
Слышик Николай
Благодарю, Николай, Вас за доброту и тепло сердца, так чувствующего и понимающего многое за рамками обыденности +
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Я восстановила первое название, мне оно больше по душе
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Замечательно написанная глава. А наше поколение цыганами в детстве не пугали, хотя тогда процветала так называемая цыганская мафия. Пугали только маньяками, которые насильно посадят в машину и увезут куда-то на край света. Хотя ни в Кишинёве, ни в городке А., где я потом жила, никаких маньяков не было. В первом городе процветала организованная преступность, а во втором - вооружённые ограбления, квартирные кражи, убийства на бытовой почве и разбой.
Глава написана замечательным языком. Как будто погружаешься в детство героини. Хотелось бы выделить самые уютные моменты:
Кстати, в старших классах стих про товарища Нетте тоже никак не могла запомнить. А в возрасте главной героини, думаю, что стих бы выучила довольно легко. Мама рассказывала, что она занималась с моим пятнадцатилетним дядей, который никак не мог запомнить, что такое причастия и деепричастия. А я в свои три с половиной года тему поняла и приводила ему примеры. Наверное, у очень маленьких детей мозг ещё не загружен, не успели проснуться лень и отвращение к школе и знаниям.
За главу большой плюс.
Дорогая Даша! Какое внимание с Вашей стороны, какой огромный комментарий, благодарю сердечно!
Это девяностые? Узнаваемо и очень грустно
Как приятно автору получать такой прекрасный, окрыляющий отзыв!
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)
Лилиана Арх, да, конец девяностых-начало двухтысячных. Впрочем, в нашем городке А. с преступностью и теперь почти та же ситуация. Зато в Кишиневе, если верить родственникам, стало поспокойнее.
Дашенька, я отлично помню нашу переписку в отзывах, Вы обещали покинуть это место, Вам там нечего делать. Такая чудесная девочка
Воображение автора рождается из реального чувства (Андре Моруа)