01. Черные крестьяне. Хозяйство
Много веков назад, а точнее до конца XVI века территория нашей страны была почти сплошь заросшей непроходимым лесом. Люди еще не научились перерабатывать стволы деревьев в больших объемах, поэтому запасы древесины, не представляли для них интереса. Собственников леса не было. Наоборот, с лесом приходилось вести постоянную и напряженную борьбу. С большим трудом отвоевывали у него небольшие участки под пашню, под сенокосы, и стоило только на несколько лет оставить участок без обработки, как он снова зарастал кустарником.
Лесом свободно владело население, лесные массивы расчищались под пашню. Крестьяне свободно, беспрепятственно заготавливали бревна для строительства, например, дома, хозяйственных пристроек. Грунтовых дорог не было, и люди перемещались только по рекам.
В те времена на берегу реки у кромки леса раскинулась усадьба черных крестьян Сохиных. Их еще называли черносошными, так как они считались свободными от других собственников, проживали на государственной земле, имели право распоряжаться освоенной ими участком, и выполняли различные повинности в пользу государственной казны.
Жили они в большом, многоэтажном рубленном из бревен доме. Для изготовления плоских поверхностей пола, крыши, потолка, мебели использовался тес, который вытесывали топорами и теслами из цельного или из расколотого с помощью клиньев бревна. Так из бревна получали одну, в лучшем случае две доски (тесины).
Дом был построен с клетью, подклетью и поделен на избу и горницу. Клеть не отапливалась, в ней хранились различные припасы. Помещение избы отапливалось, там была печь, кухня, здесь выполнялась черная работа по дому. В горнице – самом лучшем, чистом и светлом помещении, расположенном на верхнем этаже дома, обычно принимали гостей. На первом этаже, под клетью, размещался скотный двор и погреб. Тепло от животных скотного двора поднималось вверх, обогревая пол избы.
Хозяином дома был Поликарп Сохин. Все домочадцы называли и признавали его большаком. Он управлял общим хозяйством, заботился о благосостоянии семьи, решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки. Судьба всех была в его руках. А семья была большая, десять человек: жена Алевтина, сыновья Саввка и Куприянка, невестки Василиска и Дунька, внуки и внучки Кондратка, Гаврилка, Ритка и Полинка. Семь пар работящих рук. Остальные еще маленькие.
В семье при строгости большака царила атмосфера любви и уважения, проявлялись глубочайшие супружеские и родительские чувства. Воспитывая молодых, большак всегда утверждал, что любовь, особенно к детям – это серьезное чувство, с которым нельзя шутить.
– Женщина должна создавать благоприятную среду, а мужчина обязан обеспечить достойную жизнь всей семьи, – поучал он.
Сердечные отношения между мужем и женой высоко ценились. Оказавшись как-то на заработках вдали от дома, большак прислал своей жене письмо, с которым та побежала к дьяку и упросила его прочитать. Большак писал: «Премноголюбезной и предражайшей моей сожительнице и чести нашей хранительнице, и здравия нашего покровительнице, и всеизрядной по фамилии общей нашей угодительнице и дома нашего всечестнейшей правительнице Алевтине, посылаю вам свой всенижайший поклон и слезное челобитие и с чистосердечным нашим к вам почтением, желаем вам многолетнего здравия и душевного спасения». Вот какие теплые слова поведала Алевтина из письма мужа, и с нежностью всплакнула.
Хозяйку дома обычно называли большуха или старшуха. Для остальных членов семьи она была матерью, свекровью или бабушкой. Она распоряжалась домашней работой по дому.
Все дела в доме начинались с молитвы. Хозяин читал молитву перед общей едой. Хозяйка крестила оставляемую на ночь воду и всю пищу.
Семья занималась сельскохозяйственными работами. У них была корова и лошадь. На освоенной пашне применяли трехпольный севооборот. Одну часть пашни оставляли под пар, на ней ничего не сажали, на другой сеяли зерновые и на третьей – овощи.
Работой были заняты все. Мужчины корчевали пни, пахали, косили, возили дрова из лесу. Женщины готовили пищу, ухаживали за птицей, свиньями, коровой, занимались огородом, стирали, шили, пряли, ткали. Женской работой были также жатва, гребля сена.
Интересно читать про старый уклад жизни людей, обычаи... сейчас многое уже кажется странным, даже диким - а ведь было когда-то нормой!
+
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Сердечные отношения между мужем и женой высоко ценились. Оказавшись как-то на заработках вдали от дома, большак прислал своей жене письмо, с которым та побежала к дьяку и упросила его прочитать. Большак писал: «Премноголюбезной и предражайшей моей сожительнице и чести нашей хранительнице, и здравия нашего покровительнице, и всеизрядной по фамилии общей нашей угодительнице и дома нашего всечестнейшей правительнице Алевтине, посылаю вам свой всенижайший поклон и слезное челобитие и с чистосердечным нашим к вам почтением, желаем вам многолетнего здравия и душевного спасения». Вот какие теплые слова поведала Алевтина из письма мужа, и с нежностью всплакнула.
Иван Тихонович, с удовольствием почитаю все части. Очень интересно! +
Не думаю, что была такая идиллия, какую описывает автор...
И куда же делись все эти устои сегодня, будто их и не было?
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Здесь как-то берут сомнения. Не в каждое место можно было добраться по реке. Поэтому считаю, что всё же дороги были.
А вообще в те времена труд крестьян был неимоверно тяжел. И по-другому-то никак.
++++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Познавательный рассказ! (+)
Меня тоже всегда поражала это способность русского человека строить дома из бревен. Рубали топором деревья в лесу, но они же были сырые Как из них строить?
Это взято из подлинного документа?
С удовольствием прочитаю продолжение
OLEG
Вот главный вопрос, Ольга? На который и у меня нет однозначного ответа...
Вроде бы страна христианская, церкви в каждой деревне, царь правил... Помазанник Божий! В школах священники служили, преподавали детям с малых лет Закон Божий...
Десятки тысяч храмов, одних монастырей до революции было около полутора тысяч...
И что стало? Расстрел царской семьи, тысячи тысяч священников уничтожены в лагерях... Кровавая пляска беззакония, уничтожение духовных ориентиров...
"Куда делись все эти устои?" Куда делись все прежние ценности?
Почему женщины, надев красные косынки, ушли из семьи на улицы...Да так до сих и не вернулись.... к семейному очагу...
OLEG
Согласен. Словно безумие охватило всю страну...
Я думаю, что одна из причин - это техногенное развитие нашей цивилизации. Появляются все больше технологий, которые в корне меняют жизнь.
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Интересное начало. Иван +
Вопрос серьёзный.
Очень.
Тут так просто, сходу, не ответишь.
Искатель
https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij
Тут все мои творения.
Да с аннотацией.
Идиллия была, почти как сейчас.
Как-то так
Ничего особенного, так не только русские строили.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
Эфа, спасибо вам за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Светлана, большое спасибо за оценку моей работы.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Уважаемая Ольга, наверное, в то время было все, как и сейчас, но люди любили и сходили с ума от любви, но и нормы приличия соблюдали. Даже во времена моей юности поцеловать девушку в прилюдном месте считалось позором, а раньше считалось большим грехом. А сейчас все дозволено. Ведь живут же молодые люди не сочетаясь в браке. Какой позор. И попробуй возражать! Нет, я верю, в то что написал.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Уважаемый Дмитрий, а какие дороги, если кругом тайга.Кто их делал?
Отсюда и возникло известное сомнение о нашестивии монголов. Как они с таким войском смогли пройти к центральным русским городам? Спасибо вам за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, спасибо. Конечно, пришлось почитать различные исследования, а уж потом фантазия.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Олег, ваши сомнения, конечно, очень ценны, для этого давайте подготовим диссертацию.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дмитрий, спасибо за участие в полемике. (
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Игорь Морозов, спасибо за похвалу
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Вадим, вот давайте и поразбираемся. (
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Уважаемая Ника, мне показалось, что вы знакомы с деревообработкой. Родственная душа
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Изумительное начало, Иван Тихоновчи. Видно, что вы изучали тему. +
Одно только озадачило - имя "Ритка", Маргарита, значит. Сколько я перечитала старых текстов в прошлом - такого женского имени не встречала. Тем более что в святцах его нет. Это латинское, ктолическое имя. Или это домашний вариаент другого, неведомого нам, имени, не Маргариты?
Можно сказать. Но в комментарии привела цитату с сайта. Без опаски обращаюсь к Гуглу.
"Обманутое ожидание" - это про меня.
Смотрит пёс и смотрит кот:
«Всё-то в ней наоборот. Как живёт - «невнятная»?! ©
Жизнь моя мне нескладной кажется, а судьба моя – неказистой... ©
“И исповедь не поможет, ведь после неё опять причастие. И всё по кругу.
Есть только один способ снять наваждение. Но сначала порадуйтесь новым ощущениям сознания”(c)daniilmorin
Любопытно, но мы тогда не жили и не видели. Историю переписывали сотни раз. А любовь по мнению некоторых психотерапевтов типа А. Курпатова, появилась только в 19 веке, да и то только у дворянства. Все остальные ее не знали. +
gamayun
Вот именно поэтому.
https://ridero.ru/books/sapfira/
Лилия, с именами я так глубоко не разбирался. Хотя в yandex спросил мужские и женские имена 16 века и по списку выбрал. Тогда отчества у простых крестьян не было. Появилось только после отмены крепостного права. Как правило имена были уничижительные, как клички. При регистрации имени ребенка записывалось, например, Куприян сын Поликарпа или Куприян Поликарпов без приставки вич. С именем Ритка, может быть, я и не прав. Но это имя я взял из списка имен 16 века.
Лилия, спасибо вам посеяли во мне сомнение, буду еще читать.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Ника, спасибо за ответ.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Дима, а как же любовь? Ведь она к техническому развитию не имеет отношения. Это категория отдельная и самодостаточная.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Хельга, спасибо, что вы заглянули к нам на огонек.
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Уважаемая Светлана, животные тоже любят друг друга. А чем человек хуже? Разве это надо доказывать? Спасибо за ваше мнение.
С уважением
Глебов Иван Тихонович