16. О теории стихосложения. Системы стихосложения. Тоника
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.
Дольник (термин был предложен В.Я. Брюсовым) – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя термин ''икт'' (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:
Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 - 1
Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 -
Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 - 1
Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 -
(С.А.Есенин. ''Песни, песни, о чем вы кричите?'')
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре - 2 – 2 – 1 - 1
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 - 1
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной Даме''.
Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'', интонационно он ближе к акцентному стиху:
Утром в ржаном закуте, - 2 – 1 - 1
Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 -
Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 - 1
Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 -
(Есенин «Песнь о собаке»)
Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского, ''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
(Н. Асеев)
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
(М. Цветаева)
Четырехкратные трехдольники:
Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)
Время велит за песню приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.
(С. Кирсанов)
Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже, - 4 - 1- 3 -
Нервы - большие, маленькие, многие! - - 2 - 1 - 3 - 2
скачут бешеные, и уже - 1 - 5 -
у нервов подкашиваются ноги! 1 - 2 - 4 -
(В.Маяковский «Облако в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.
Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного двухударника:
Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и братья-разбойники»)
Народный трехударник с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
(А. Пушкин)
Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
(М. Кузмин)
Рифмованный четырехударник:
Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
(В. Маяковский)
Шестиударник с двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/\́) (/\́)
(М. Кузмин)
Познавательно, интересно...+
Прочёл и подумал - насколько однако сложная эта вещь, теория стихосложения! К примеру вот это -
и таким примерам несть числа. В то же время, не зная ни теории, ни закономерностей, ни формул стихосложения...ничего не зная, становятся поэтами и неплохими, если не сказать большего. Можно ли стать математиком, не зная основ математики, или физиком, или химиком...А вот стихосложение, наверное, единственная наука в мире, не зная которой, можно стать поэтом. Парадокс.
Или поэзия это нечто духовное?
Waldemar
Очень полезная статья, для человека интересующегося основами.
Очень прониклась разделом "Юмористические рассказы".)))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Waldemar, спасибо за отзыв! В отдельных местах, действительно, текст трудно понимаем. Отчасти и я в этом виноват - брал материал из различных источников и не достаточно вникал в цитируемые термины. О сравнительной сложности теории стихосложения приведу пример из собственной жизненной практики. Пришлось мне по роду занятий и занимаемой должности быть одним из трёх основных разработчиков действующих поныне Правил дорожного движения РФ. Мне и ранее было известно, что любой гражданин - участник дорожного движения, будь-то он водителем или пешеходом, является знатоком Правил. Но то, с чем я столкнулся в процессе согласования проекта Правил в Правительстве, превзошло все мои ожидания. Пришлось согласовывать текст в нескольких отделах Правительства, с разных сторон имеющих отношение к подобного рода документам. И в каждом отделе у меня уходило 1-2 недели на обоснование своих отказов принимать их предложения по изменению текста Правил. В общей сложности я проторчал в Правительстве два месяца "с отрывом от производства". В декабре 1993 г. Правила были утверждены Правительством и с июля 1994 г. введены в действие.
А ещё пример - знаменитый математик Колмогоров. Он же крупный специалист в области ритмики в поэзии.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Прочитала. Написано отлично: просто, доступно, как и предыдущие части. Но чтобы это освоить, нужно читать с карандашом в руке и пробовать самой разобрать какое-нибудь стихотворение. Так что зимой я ещё в этот раздел вернусь обязательно. Спасибо, Юрий Дмитриевич. +
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Спасибо, Ольга! Пошутить что ли нельзя?
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Live and learn!
Спасибо за пищу для ума, дорогой Юрий Дмитриевич.
Прочитала с любопытством.
Что-то знаю, что-то когда-то знала и забыла, что-то открыла для себя впервые.
Ваша Т.А.
Татьяна Мелочихина,
Москва-Санкт-Петербург
Так вот к кому моя претензия! Почему при нанесение полосы остановки автомобиля перед пешеходным переходом не учитывался тормозной путь оного на разрешённой скорости в шестьдесят км. час. Невнимательные (или новички) водители, не видя пешехода из-за остановившегося вдруг впереди едущего авто, вылетают на переход, расстояние уже не позволяет избежать наезда. Казалось бы, чего проще, отодвиньте полосу.
За познавательный текст теории стихосложения - спасибо.
Благодарю Вас, Светлана! Этот материал, конечно, не прост. Он и должен служить своего рода справочным пособием, чтобы при необходимости заглянуть.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Ирина, я не нашёл более подходящего жанра в списке. Если только для детей? ))). А торопиться с освоением материала и не нужно. Потребуется, загляните.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Может, Ирена поспособствует добавления в список жанров и такой жанр
.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Взяла в закладки. Вдруг начну писать стихи. Пригодится, а то все проза и проза. Не интересно. Спасибо за такую замечательную подборку. +
gamayun
Благодарю Вас, Татьяна! Рад, если эта работа будет Вам полезна.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
За то, что мой текст признали познавательным, благодарен. Со всем прочим обращайтесь в соответствующие органы. Частные случаи в Москве, например, разбирает ЦОДД.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Отчего же? Я шутку оценила сразу.)))
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Буду рад, если материал Вам, Светлана, понадобится. Спасибо!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Это точно юмористический рассказ?

Опять же таки, энциклопедия. Сложно для восприятия, многотерминно. Я бы упростил, больше бы своими словами попытался подать. Тогда для более широкой аудитории стало бы доступнее. ИМХО, конечно.
А то, что много примеров, это хорошо. Наглядно, и многое стразу становится понятным для всех. )
Божий одуванчик...
с замашками росянки
Пошутил я - пришлось, потому что нет подходящего жанра в списке. К сожалению нет на сайте и специальной ветви - "Энциклопедии", как на других сайтах. Но это упрёк в адрес владельцев сайта, а не модератора. Спасибо, Кир!
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.
Да, жаль, что нет тега "статьи". В целом-то, пригодился, думаю, многие хотели бы поделиться полезной информацией.
Божий одуванчик...
с замашками росянки
Согласен.
Я пишу, что диктует мне жизнь,
только чаще пишу вопреки ей.