Блог портала New Author

01. Беседы на мёртвом языке

Аватар пользователя Марк Крам
Рейтинг:
2

Хантер выглянул в окно из своей маленькой мансардной комнатки. Он решил, что пора выдвигаться, когда на город опустились сумерки. Внезапно наступила ночь. Как будто мир в одно мгновение умер. Город стал подобен одному большому заброшенному павильону, где везде выключили свет, приводивший всё в лихорадочно-суетливое движение. Вся массовка разошлась, звуки стихли.

Согбенная фигура в пальто и шляпе бесшумно выскользнула из прямоугольного жилого дома, обшарпанный фасад которого в темноте походил на каменную стену крепости с множеством слепых одинаковых окон.

Он никогда не понимал людей, обитавших с ним по соседству. И не только потому что обладал особым даром, за который многие сочли бы его безумцем, нет, у него было своё странное видение этого мира. Место, где родился, где он вырос и жил — он называл это городом кукол.

Детектив безразлично посмотрел на осеннее небо. На его бледном, усталом, заросшем щетиной, скуластом лице были заметны следы бессонницы. Посильнее запахнувшись в пальто, словно намереваясь спрятаться в нём от внешнего мира, Хантер укрыл озябшие пальцы в глубоких карманах и отправился по тихой улице. Он напоминал обретшую самостоятельность тень, способную существовать без тела, без необходимого союза двух начал — света и тьмы. Небо в эту ночь было тоскливого мазутно серого оттенка. Но спускаясь к горизонту становилось темнее, заражаясь холодно безжизненным металлическим цветом. Оттуда, где оно обрывалось за неровной линией тянувшихся вдоль улицы высоких крыш, похожих на чёрные острые выступы скал, исходило призрачное свечение болотного цвета.

Сохраняя общее торжественное молчание, царившее во всём городе, он незаметно передвигался по извилистым узким улочкам, пустым арочным проемам, глухим грязным переулкам, минуя углы безликих однотипных зданий, подсвеченные тусклым неоном магазины с манекенами на витринах, кинотеатр, чтобы в итоге оказаться в парке, где у него уже была запланирована встреча.

Широкая дорога разделялась на три маленькие дорожки, уводящие вглубь опустевшего парка. На скамейках, выстроенных вдоль аллеи, никто не сидел, а поредевшая черная стена деревьев слабо подрагивала на холодном ветру, двигая голыми ветвями, словно цепляясь за невидимую опору. Земля с обеих сторон дорог была покрыта мягкой травой и усыпана опавшими сухими листьями, приобретшими серебристую плёнку в мерцающем свете луны. Над верхушками деревьев слабо сияли звёзды, словно проросшие на ночном небе осиновые гнилушки.

В такой тишине любой шорох звучал подозрительно, внушая страх и опасения. Хантер торопливо прошёл мимо фонаря, давно вышедшего из строя. Его ботинки гулко ударялись о землю. Он остановился, когда услышал прерывистое невнятное бормотание. Возле железной изгороди на коленях стоял старый мужчина, обратив лицо в кромешную тьму за решёткой.

— Всё в порядке? — спросил Хантер.

Незнакомец не двинулся с места, никак не отреагировал, будто был глухим и всем своим видом напоминал статую.

— Вам помочь?

После короткого молчания старик всё же подал голос:

— Я молюсь.

— Кому?

— Не знаю… кому-то же я молюсь. Кто-то же должен ответить. Хоть кто-нибудь…

Слова вылетали из его рта, как ветер, бессмысленно колеблющий воздух. В них не было чувств, никаких эмоций, и они растворялись в потоке вещей, сливались с объектами природы. Как и он сам.

Более не задерживаясь на несчастном умалишенном, детектив продолжил путь, пока не достиг северной границы парка, куда старались не заходить жители города. Месяц назад в этом месте покончил жизнь самоубийством один поэт, Эдвин Пикман, довольно известный в литературных кулуарах, — повесился на ветке дерева. Он жил в доме на противоположной улице, на четвёртом этаже, окна которого как раз выходили на северную границу парка. И сейчас Хантер мог разглядеть то угрюмое высокое здание. В окне, из которого поэт наблюдал улицу, свет не горел. Скатную крышу дома увенчивал рекламный щит. На плакате был изображен улыбающийся мужчина. Под ним был текст, но Хантер не сумел прочесть, поскольку стерлась добрая половина надписи.

В той части парка, где он оказался, стояли скамейки с круглыми столиками и пересохший фонтан. Хантер присел на одной из скамеек. Именно в этом месте ему была назначена таинственная встреча. Его даже не смутило столь позднее время, поскольку он уже давно привык к причудливым выходкам клиентов.

Он спокойно положил руки на столешницу и в ожидании принялся снова смотреть на окно здания. Оно было непроницаемо чёрным и пустым, словно нарисованное депрессивным художником кубистом. Ветер бесцельно гонял сухие листья по старому потрескавшемуся асфальту, создавая звуки, напоминавшие безразличный шипящий хохот.

Какой-то шорох на ветке дерева заставил детектива посмотреть вверх. В сумерках на полусгнившей веревке болталось чьё-то тело. Труп безвольно покачивался на ветру как маятник. Но уже спустя пару секунд, когда на него было обращено внимание живого взгляда, ноги мертвеца дернулись, словно в рефлексивной агонии. Хантер тяжело сглотнул, поднялся со скамейки, неотрывно наблюдая за странными движениями, напоминавшими дикие пляски и судорожные кривлянья страдающей тени.

Это всегда выглядело жутко и гротескно. В такие минуты казалось само время идёт по другому, не строго линейно, а будто бы отрезками медленно перескакивает с кадра на кадр.

Полусгнивший труп корчился в воздухе, как рыба, пытаясь освободиться от петли. Наконец, ему удалось это сделать, и он с омерзительным шлепком обрушился на землю, как большая куча гнилого мяса, мешок с костями. Весь этот безумный инфернальный процесс сопровождался протяжными стонами трупа, изрыгающего изо рта сгустки серо-бурой субстанции.

— Твою мать… — прошептал Хантер, не удосужившись облизнуть пересохшие губы.

Деформированное тухлое создание поднялось на ноги и, отряхиваясь от грязи, неуклюжи направилось к нему. Оно выступило на лунный свет, показывая неимоверно тощее похожее на скелет тело, бледный лоб, полусгнившие жёлтые зубы. Глаза закрывала повязка. Вне всякого сомнения, это был Эдвин Пикман. Вернее то, что от него сохранилось.

Жрецы витальности утверждают жизнь, как нечто самоценное, со зловещей иронией подумал в этот момент детектив. Радость прихода в бытие — не важно как и в каком виде.

Эдвин пригладил оставшиеся клочья серых волос на черепе в свойственной ему при жизни манере и представился.

— Да, я знаю кто вы, — сказал детектив. — Я читал пару ваших стихов, довольно необычное чтиво. Мне понравилось.

— Это не имеет смысла, — одёрнул его труп пустым и холодным голосом. — Ничто не имеет смысла… Вероятно вы ждёте от меня очередного стиха? Я давно бросил это гиблое дело, попытки связаться с обществом.

— Эдвин, вы покончили жизнь самоубийством?

— Да.

— Почему вы это сделали?

Эдвин, немного поколебавшись, присел за столик. Хантер сделал то же самое, отметив про себя, что даже на четвёртом году службы никак не может отделаться от тремора рук. Может быть, всё дело в антидепресантах?

— Человек находится в плену глубочайшего одиночества. Мы все говорим о своём, — задумчиво произнёс мистер Пикман. — В разговоре людей обмен мыслями, знакомые слова, фразы, предложения порождают ответы и иллюзию понимания того, что мы говорим на одном языке. Но любое понятие не существует в вакууме, абстрактно. Оно всегда к чему-то привязано, к какому-то конкретному опыту. Оно не существует самостоятельно, само по себе, вне личности. Мы неизбежно находимся каждый в своем мире, этом квалиа, субъективности. И когда в этот инертный покоящийся в самом себе одинокий мирок проникает нечто радикально иное... — он вдруг резко замолчал, будто чего-то испугавшись.

Его слова звучали знакомо для слуха Хантера, однако не ради них он сюда пришёл.

— Расскажете мне, что с вами случилось? — осторожно поинтересовался он у трупа.

Мертвец вдруг подался вперед, перекинувшись через стол, и приблизился достаточно, чтобы разглядеть каждый шов на его обезображенном тленом вонючем лице. Хантера обдало сильной волной гнили, но он сдержался, ибо не первый раз приходилось иметь с этим дело. И всё же внутренне ему пришлось бороться с тошнотой.

— Ты вряд ли мне поверишь, — сказал Эдвин. — Я же говорю, мы скованы нашими органами чувств, пленены нашим восприятием. Наше восприятие — это могила, из которой мы пассивно смотрим в пустоту, где нам показывают мультяшные сновидения! Или кошмары. И то что восторженно или со страхом будешь говорить мне ты... Для тебя это будут идеи, для меня всего-лишь твои мысли. Для тебя это будут слова, для меня — пустые звуки. Для тебя это будут смыслы, а для меня — просто слова.

Он вновь отстранился от Хантера, давая тому шанс перевести дух.

— Мы обманываем друг друга. Каждый из нас. Люди по всему миру живут во лжи. Ложь во всём. Им кажется, что они говорят друг с другом, но на самом деле они разговаривают сами с собой. Их лицевые мышцы двигаются, точно как у марионеток, которых дёргают за ниточки. Рты бормочут, губы улыбаются, брови хмурятся, поднимаются то вверх, то вниз, они хлопают глазами, но все они об одном… Ты думаешь, это неправда? Я видел этот чертов город, я знаю о чем говорю! Только ты этого не пытаешься понять! Ладно... ладно, ладно... Хочешь знать, что произошло? Я расскажу тебе. Отдам это тебе на откуп, там уже сам решай, верить или не верить. Мы ведь во всём полагаемся на веру, просто не всегда это осознаем.

На некоторое время Эдвин замолчал, словно сосредоточено пытаясь вспомнить. Или до последнего не хотел выдавать тайну, которая привела его к ужасающему концу. Наконец, он заговорил пугающе спокойно, нарушая напряженную паузу:

— Почему не может существовать причины, которая находилась бы по ту сторону причинности, известной естественным наукам? Ученые дали нам исчерпывающую картину мира? Они проникли в устройство времени? Ангелы, демоны или боги могут вполне комфортно существовать в нашем физическом мире, как представители этого мира. Они могут быть во Вселенной, как часть её таинственной и непознанной стороны. Точно также, как зловещие чёрные дыры, про которые нам мало что известно, тёмные энергии, открытые наукой совсем недавно. Только потому что им удалось изобрести такие инструменты, позволяющие это увидеть. Но как много ещё скрыто от наших несовершенных органов чувств? Сколь много ещё мировоззренческих революций науке предстоит пройти? Как радикально она должна будет измениться за будущие десятки поколений. Только представь, какой ужас охватил бы рационального человека, когда бы он обнаружил, что яблоко покатившееся со стола не обрушивается на пол, как того требуют законы, — а продолжает катиться по воздуху. Когда бы он понял, что нет закона гравитации, — нет вообще никаких законов — просто потому что нет законодателя, который бы их установил. В случайном мире есть анархия и произвол… А значит, может быть всё что угодно… И человек в этом всё что угодно занимает отнюдь не самую выгодную позицию. Человека здесь по сути вообще нет.

Он смолк, а Хантер в ответ сумел только кивнуть. Оживленность и откровение мертвеца поселили в душе детектива смутную тревогу. В глубокой ночи из-за того, что луна то и дело пропадала за серыми облаками, вокруг их столика как будто сгущались жуткие тени.

— Я говорю о том, — продолжал Эдвин, — что наше мышление слишком поверхностно, приземлено к нашему ограниченному человеческому опыту. Когда типичные представители такого мышления воображают контакты с внеземными тварями, то представляют себе летающий космический корабль в виде тарелки, зеленокожих существ и так далее. Но я глубоко убежден, есть совершенно другие формы существования в совершенно ином пространстве, измерении и времени. Может быть, даже и не пространстве. С чего они взяли, что только в пространстве? Если наш опыт ограничен только им, это не значит, что не может быть что-то ещё…что-то более таинственное, невразумительное… Нечто по-настоящему чуждое, что наконец-то даст понять человечеству, что вся его отшлифованная зацикленная только на нём картина мира — это иллюзия испуганного разума… Есть нечто, как бы невероятно это ни звучало, что способно существовать через наши хрупкие миры воображения. Передвигаться по снам, как по галактикам. Жить в хрусталиках наших глаз так, что видеть это будем только мы. А все остальные будут клеймить это приступом шизофрении и всеми силами отрицать, находя этому логическое оправдание. Но привычные инструменты логики здесь бессильны, чтобы увидеть их. Эти мерзкие отродья, свободные от нашего ума, издевательски насмехаются над нашим представлением своим невозможным видом. Пришедшие из запредельных беззвездных мест, не отмеченных ни на одной земной карте. Это нечто принесет с собой отсутствие слов, потому что человеческие слова, регистрирующие то, что здесь, в нашей Вселенной, в бессилии разобьются об их несуществующий призрачно кошмарный (без) образ. Самое приблизительное словосочетание, которое подходит для этого — пустота кошмара. Может быть оно поднялось из глубин инфернальной космической пропасти, я лишь могу строить предположения. Мне сложно зацепиться мыслью за край этой материи... Я столкнулся с одним из таких существ полгода назад. Не знаю, что это — я никогда не доходил до того момента, чтобы позволить ему показаться полностью. Никогда не впускал его в мир, как бы он ни старался проникнуть. Но я не мог больше его сдерживать… не мог больше так жить… Это невыносимо, этот сводящий с ума страх, безнадёжное отчаяние в одиночестве безумия, как проклятье. Бесконечный кошмар, который повторяется изо дня в день… Как бороться с тем, чего ты не знаешь, что превышает тебя в миллиардном масштабе? И никто не может тебе помочь. Никто тебя не слышит. Никто тебе не может помочь. Они просто не поймут…

Впервые на восковом лице Эдвина образовалась злая ухмылка.

— Вижу ты тоже мне не веришь, — тихо произнес он. — Мне не нужно зрение, чтобы понять это. Тебе нужны доказательства. Но ты сам всё увидишь.

Он сбросил повязку и Хантер увидел его глаза, лишенные зрачков, как будто они закатились внутрь черепа. Белая мутная пустота смотрела через них на Хантера и в этой пустоте ему показалось, что он на долю секунды разглядел нечто уродливое и совершенно немыслимое.

— Нет! Нет!! — Хантер резко отвернулся, да так что потерял равновесие и больно ударился об асфальт. Правда в этот момент боль волновала его меньше всего. Он был готов разбить голову о камень, настолько чудовищна и не реалистична ему предстала картина в глазах того сумасшедшего покойного поэта.

Всё расплывалось перед ним. Когда же взгляд сфокусировался на одной точке, зрение прояснилось, перед ним вновь возник тёмный заброшенный парк, но в нём было что-то ещё. Среди множества узнаваемых объектов, как противоречие устоявшейся гармонии, образовалось нечто, что явно выбивалось из привычной среды. Нечто чуждое этому парку, этим деревьям, этой траве и небу, и даже этой темноте. Оно двигалось какими-то причудливыми ходами, будто болталось из стороны в сторону и расстояние между этим и Хантером довольно быстро сокращалось.

Хантер в ужасе застыл на месте, не в силах пошевелить ни единым мускулом. Скованный телом, предавшим его в самый неподходящий момент, от отчаяния он зажмурился и громко заорал не своим голосом на всю округу.

Последнее, что он помнил, прежде чем окончательно погрузился в благостное забвение, были тревожные голоса, словно эхо в пещере. Как потом выяснилось, ему повезло, что неподалеку проходил патруль полиции, дежуривший в том районе.

Очнулся он уже утром в центральной больнице города. Яркие лучи солнца заливали палату, сливаясь полупрозрачным золотом с белизной стен.

В палате он был один, хотя судя по тарелке с фруктами, стоявшей на тумбочке возле кровати, недавно у него были гости. Хантер вспомнил, как впервые рассказал о своём даре подруге репортёрше Эйприл Уотсон, когда они сидели в кафетерии.

— Мертвецы разговаривают со мной. Правда говорят они только о себе.

— Да? Они ненамного отличаются от живых, — сказала тогда Эйприл.

Хантер слабо усмехнулся.

— Будь добр, если я когда-нибудь умру, пожалуйста, просто сожги моё тело, ладно? — в шутку попросила девушка. — Не хочу навещать тебя в таком виде.

— Эйп, ты же знаешь, я всегда тебе рад, — парировал детектив.

В палату вошла медсестра, спросив, как он себя чувствует. Обменявшись парой реплик, она посоветовала ему восстанавливать силы, а затем также быстро удалилась. Видимо, спешила к другому пациенту.

Хантер уставился в белоснежный потолок и стал бесцельно высматривать на нём трещины и линии. Спустя пару минут исследования геометрии узоров детектив обнаружил, что есть что-то, что никак не даёт ему покоя. Словно травма ночи засела слишком глубоко и теперь вновь начинала давать о себе знать. Он пытался понять, что именно нарастающими волнами тревожит его сердце. Пока не определил маленькую чёрную точку в левом верхнем углу. Он понял, что еще чуть раньше она была настолько мелкой, что он её даже не замечал, а сейчас её размер как будто увеличился и теперь занимал всё его внимание. Оно приближалось. Нечто по ту сторону возвращалось к нему из каких-то неведомых бездн. Ещё слишком медленно, но скоро всё изменится, он это чувствовал. Хантер чувствовал непонимание, бессилие перед неизвестной угрозой, неспособность ей противостоять, поскольку он даже не знал, что это и с чем имеет дело.

Прямо на его глазах происходило нечто ненормальное, и он не мог это контролировать. А волнение нарастало. Точка приобретала уже подобие очертания шевелящегося ортотрихового мха, в центре которого пребывало нечто, чему уже нельзя было дать названия. Слова терялись где-то за непроницаемыми сферами кошмара. Чем быстрее оно увеличивалось, тем ужаснее становилось Хантеру, ибо его противоестественный облик совсем не вписывался в привычные рамки больничной стены или мягкого пейзажа природы — это нечто выделялось на их фоне как бурлящая тёмная жижа; приводящая в ужас тень, отражающая холодный свет космоса. Хроматическое чудовищное мерцание.

— Нет! Нет, нет, нет! Боже, нет!

Он быстро заморгал в надежде, что это пройдет, как чёрный морок, дьявольское наваждение или галлюцинация. Но оно не исчезало. Он плотно сжал веки, чувствуя напряжение во всем теле, которое словно облили ледяной водой, — и перед ним всплыл образ того мертвеца, глумящегося над ним в абсолютном мраке.

— Это не по настоящему, — дрожащим шёпотом успокаивал себя Хантер. — Не по настоящему, оно сейчас пройдет, успокойся, просто возьми себя в руки…

«Вы мне не верите, детектив... Вам нужно увидеть это лично… Вы увидите это»

Он не помнил сколько времени прошло и наконец заставил себя приоткрыть глаза. Хантер тяжело задышал. Там, на противоположной стороне комнаты, была просто голая стена. Никаких искажений, никаких точек или помех. Оно исчезло.

Детектив нашёл в себе силы подняться с кровати. Он подошёл к окну и посмотрел на небо сменившее кратковременную солнечность на густые сумеречные краски туч, повисшие на фоне близко теснящихся друг к другу остроконечных крыш и фронтонов зданий главных улиц города. Хантер разговаривал с мертвецами. Но мёртвым считал сам город. Где блёклая осень царствовала на бесцветных изломанных улицах, замирающих в могильной ночной тиши. За мрачными фасадами старых безучастных высоких домов протекала иная сторона пародирующей жизни. История покоящихся в своей инертности объектов, наполняющих комнаты, лестницы и заброшенные подвалы загадочным бесчеловечным смыслом.

Мы всего-лишь потомки пустоты, подумал детектив, наблюдая за тем, что творится снаружи. Нужно быть готовым к тому, что идёт.

Рейтинг:
2
fantazyorka в Втр, 29/03/2022 - 20:03
Аватар пользователя fantazyorka

Smile

__________________________________

Людмила

Мишка Пушистая в ср, 30/03/2022 - 13:07
Аватар пользователя Мишка Пушистая

Привет!
Отметила для себя несколько ярких удачных и запоминающихся образов:

Город стал подобен одному большому заброшенному павильону, где везде выключили свет, приводивший всё в лихорадочно-суетливое движение. Вся массовка разошлась, звуки стихли.

Он напоминал обретшую самостоятельность тень, способную существовать без тела, без необходимого союза двух начал — света и тьмы.

Небо в эту ночь было тоскливого мазутно серого оттенка.

черная стена деревьев слабо подрагивала на холодном ветру, двигая голыми ветвями, словно цепляясь за невидимую опору. Земля с обеих сторон дорог была покрыта мягкой травой и усыпана опавшими сухими листьями, приобретшими серебристую плёнку в мерцающем свете луны. Над верхушками деревьев слабо сияли звёзды, словно проросшие на ночном небе осиновые гнилушки.

Ветер бесцельно гонял сухие листья по старому потрескавшемуся асфальту, создавая звуки, напоминавшие безразличный шипящий хохот.

... да много еще дальше по тексту. Могу с уверенностью сказать атмосфэра "Города грехов" передана на ура! Отличный нуарчик Лайк


Были и непонятные моменты:
-

Там, где небо соединялось с неровной линией высоких крыш,...исходило призрачное болотное свечение.

где крыши,а где болото? а какое оно - болотное свечение? что должен подумать читатель, ни разу не бывший на светящихся болотах?
- почему молчание в городе торжественное?
- согбенная фигура, выскользнувшая из подъезда это сам детектив или нет? По логике вещей: ОН (детектив) смотрит из мансардного окна и вот уже "согбенная фигура бесшумно выскальзывает".


Интересно было почитать и философские экзерцизмы. Чем-то напомнило Оксара Уайльда (беседы в его Дориане Грее).


В целом после прочтения впечатления положительные. Тексту не хватает хорошей редактуры. Иногда вас несёт - впихнуть максимум сочных синонимов на пару квадратных предложений. Монологи трупа кажутся слишком затянуты. Однако, вы умеете привлечь красивыми образами и интригой, что же будет дальше.
А дальше, почитаем, чой-с)

__________________________________

Безнадёжная

Мишка Пушистая в ср, 30/03/2022 - 13:08
Аватар пользователя Мишка Пушистая

Забыла сказать - название офигенское! Лайк Цветок

__________________________________

Безнадёжная

Марк Крам в ср, 30/03/2022 - 19:22
Аватар пользователя Марк Крам

Забыла сказать - название офигенское!

Благодарю Вас за прочтение и подмечание некоторых деталей. Приятно встретить внимательного читателя. И большое спасибо за то, что указали на ошибки.

Алые паруса в вс, 03/04/2022 - 23:19
Аватар пользователя Алые паруса

+ Очень много запоминающихся, ярких, образных описаний:

Хантер выглянул в окно из своей маленькой мансардной комнатки. Он решил, что пора выдвигаться, когда на город опустились сумерки. Внезапно наступила ночь. Как будто мир в одно мгновение умер. Город стал подобен одному большому заброшенному павильону, где везде выключили свет, приводивший всё в лихорадочно-суетливое движение. Вся массовка разошлась, звуки стихли.

Согбенная фигура в пальто и шляпе бесшумно выскользнула из прямоугольного жилого дома, обшарпанный фасад которого в темноте походил на каменную стену крепости с множеством слепых одинаковых окон.

Он спокойно положил руки на столешницу и в ожидании принялся снова смотреть на окно здания. Оно было непроницаемо чёрным и пустым, словно нарисованное депрессивным художником кубистом. Ветер бесцельно гонял сухие листья по старому потрескавшемуся асфальту, создавая звуки, напоминавшие безразличный шипящий хохот.

Детектив нашёл в себе силы подняться с кровати. Он подошёл к окну и посмотрел на небо сменившее кратковременную солнечность на густые сумеречные краски туч, повисшие на фоне близко теснящихся друг к другу остроконечных крыш и фронтонов зданий главных улиц города. Хантер разговаривал с мертвецами. Но мёртвым считал сам город. Где блёклая осень царствовала на бесцветных изломанных улицах, замирающих в могильной ночной тиши. За мрачными фасадами старых безучастных высоких домов протекала иная сторона пародирующей жизни. История покоящихся в своей инертности объектов, наполняющих комнаты, лестницы и заброшенные подвалы загадочным бесчеловечным смыслом.

Мы всего-лишь потомки пустоты, подумал детектив, наблюдая за тем, что творится снаружи. Нужно быть готовым к тому, что идёт.

Марк Крам в Пнд, 04/04/2022 - 19:50
Аватар пользователя Марк Крам

+ Очень много запоминающихся, ярких, образных описаний:

Спасибо.