Призыв 09
Генералы приезжать начали ещё с весны 1901 года. Сам-то Иван не видел, но разве утаишь в небольшом городке, слухи распространялись быстро. Приедет один такой со свитой, покрутится, соберёт верхушку губернских, поговорит, даст наставлений и уедет на следующий день. Через какое-то время другой прикатит. И снова всё повторяется.
- Видать забывают чего, - философски рассудил Сироткин, после того как стало известно, что ожидается очередной лампасоносец: сам генерал-квартирмейстер Рузский
- Нет, тут другое, - прикидывал Быканов, опираясь на свой жизненный опыт, из которого полжизни проведено в армии, - что-то будет. Большое что-то готовится, вишь как, и дороги ладят, и склады заполняют. Так что, давай, ребятушки, не зевай, тянись во фрунт.
К июню 1902 года на улицах Курска появились казаки-уральцы и пехотинцы Бессарабского полка для наблюдения за порядком и в помощь полиции. Кулакова в увольнения не отпускали, всё время занимала служба по усиленному режиму в артиллерийском парке. И ведь было чем заняться. Постоянно прибывали войска, их нужно было размещать, обеспечивать провиантом, дровами. На начальном этапе эта забота легла на резервный батальон.
В начале августа стало окончательно понятно, в чём будут заключаться манёвры. Не вдаваясь в подробности, пехотинцы уяснили, что юго-восточнее Курска вдоль по Сейму будут размещены войска Северной армии, а со стороны Суджы Южная армия, форсировав Реут, будет стараться прорвать оборону и выйти к железной дороге Курск-Орёл, а дальше прямой путь - на Москву.
Непосредственно манёвры планировались на восемь дней с конца августа по пятое сентября; и завершиться всё должно было грандиозным совместным парадом войск. И ведь как складно выходило по планам Генштаба: те сюда, мы сюда, они оттуда, мы их так… На каждый день своё действие.
Среди военных и прессе стали появляться имена и фамилии непосредственных участников. «Северных» возглавлял Великий Князь Сергей Александрович, а начальником штаба у него был герой Турецкой компании генерал-лейтенант Леонид Николаевич Соболев. «Южную» - военный министр генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин, начальник штаба - генерал-лейтенант Владимир Александрович Сухомлинов. Сплошь самая верхушка, каждый с боевым опытом и авторитетом.
Куда и какие части направлялись, чем занимались, какими маршрутами следовали, пехотинцы 203 батальона не видали: не их забота, но вот когда на территорию парка тарахтя и пыхая клубами дыма, вкатилось несколько машин, Ваня оживился. Его ведь всё время тянуло к механизмам, всё то, что крутится, трётся и движется было ему интересно, а тут сразу четыре, да ещё и в больших коробах что-то. Дождавшись свободной минуты, Кулаков направился в сторону группы техников и зевак, обступивших самоходные повозки. Сразу подходить парень побоялся, там ведь много офицеров собралось, но интересно же. Поэтому понемногу, осторожно солдат подошёл на расстояние, когда начал различать разговоры.
- Нет, господин капитан, - говорил крупный усатый мужчина в шляпе-котелке, - не всегда кавалерия будет выполнять функции прорыва фронта и обхода. Не спорю, в настоящий момент это самые мобильные части. Но ведь согласитесь, и пушки когда-то стреляли ядрами, и даже каменными. Считались самым грозным оружием, как и слоны когда-то. Смешно? Однако сейчас никто не может возразить, что артиллерия стала намного эффективней, а уж сравнить винтовку Мосина или Маузера со стрелами вообще нельзя. Нет-нет, увольте, прогресс остановить нельзя.
- И какие же, Борис Григорьевич, позвольте узнать в ваших машинах преимущества перед конной тягой? – не соглашался капитан, на погонах которого Иван рассмотрел цифры «51», те его полка, но незнакомый, наверное, служил в другом городе и прибыл для участия в манёврах. - По скорости явно уступают, по манёвренности – хороший конь сто очков даст, да и по перевозке грузов вряд ли перетянут даже обычного битюга.
- Отнюдь, - не соглашался инженер, - вот, например, разработанный мной четырехколесный самокат, при собственной массе почти 4 центнера рассчитан для перевозке скорострельное орудие, запаса в 500 патронов и трех человек. На испытаниях он за один час покрыл более 35 вёрст. А это знаете ли…
Группа офицеров и техников сгрудились вокруг спорщиков, и Кулаков, воспользовался возможность незаметно подойти ближе к машинам.
А было на что посмотреть: не простые машины, все разные. Два аппарата были небольшого размера, на резиновых колёсах с тонкими спицами и напоминали малый фаэтон без кучера, причём нос у одного из них был сделан наподобие тарана, а механизм располагался спереди и укрыт кожухом. Они предназначались скорее для доставки почты или небольшого груза, потому что и мест-то было всего на двоих. Третий агрегат напоминал телегу с приставленным к ней спереди двигателем и рулевым колесом, и с теми же двумя местами для сидения.
- На такую можно мешков дюжины три погрузить, - подумал Иван, - а то и больше. Или солдат полвзвода посадить с оружием.
Четвёртая же машина представляла собой достаточно большое сооружение. Сразу чувствовалась её сила, словно племенной бык среди лошадей, и пробовать не нужно, чтобы понять, кто мощнее всех. На передней части каждой были прикреплены таблички «Двигатель Луцкаго». Кроме этого чуть дальше стояли два сооружения, напоминавшие паровой котёл на колёсах. И словно услышав мысли Кулакова, инженер обратил внимание офицеров как раз на эти машины:
- Вот, например, - продолжал он свою мысль, подходя к одной из них, - ещё один экземпляр, который превосходит любого коня. Этот тягач фирмы «Фаулер» имеет двигатель мощностью в 13 лошадиных сил, а вот этот уже в 18 лошадок. За счёт перераспределения усилий он может тянут одновременно 3 прицепа по 5 тонн каждый. Какая, позвольте спросить, кавалерийская лошадь может такое? И причём, я повторюсь, работать может почти без ограничений хоть сутки, лишь бы был запас горючего и масла.
Иван попятился и отошёл на противоположную от офицеров сторону, укрываясь за агрегатом, но на него не обращали внимания - группа слушателей осматривала машину и недоверчиво гудела.
- А в гору тоже сможет эти 15 тонн вытянуть? – с сомнением в голосе спросил поручик Каньшин (его Кулаков часто видел среди артиллеристов).
- Всё зависит от крутизны и грунта, - обернулся к нему Луцкий, - но вы ведь не будете утверждать, что тяжёлую гаубицу тягловые лошади на любой склон смогут…
- Господа офицеры, - подал кто-то команду, заметив группу приближающихся полковников и генералов.
(продолжение следует)
Интересно. +
В порядке не очередности
Любопытно. +
Искатель
https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij
Тут все мои творения.
Да с аннотацией.
Владимир, рад, что вы заглянули
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Вадим, приятно знать, что вас заинтересовало
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Недавно читал, что первый танк в России придумали, а англичане просто чертежи спёрли. +
Сергей Тишуков
Так то ж наши пацаны
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.
Очень живо написано! Будто образцом для рассказа служили события реально виденные автором. +
А как же, Алексей, всё своими глазками
Правил не знаю, мнений не имею, решение принять не могу.