Блог портала New Author

Понтий Пилат

Аватар пользователя Инесса Мартын
Рейтинг:
14


Уважаемые читатели! Представленный вам материал - ещё одна из глав моего литературно-художественного эссе "Читая Библию. Записки домохозяйки", которое я, возможно, размещу на этом сайте, если вас заинтересует сама тема повествования.



Понтий Пилат и Пёс. Рисунок Нади Рушевой.

Пилат Понтийский, прокуратор Иудеи и наместник Римского кесаря в этой стране осуществлял в ней верховную власть. Только по его приказу могли казнить или миловать преступников. В прошлом храбрый военачальник римской армии, он тяготился своими функциями, но честно нёс службу, поддерживая спокойствие и порядок на вверенном ему участке.

Он явно симпатизировал приведенному к нему в оковах бунтовщику, будучи наслышан о Его праведной жизни и творимых Им в народе чудесах. К тому же бывший воин ценил смелых людей и был покорен мужественным поведением Христа на допросе, Его простыми и гордыми ответами на самые каверзные вопросы. Он всячески пытался препятствовать казни, даже попробовал заменить её наказанием плетьми, но разгорячённый видом свежей крови, подстрекаемый духовенством, народ требовал распятия. Возложив на голову Христу издевательский терновый венок – корону Царя Иудейского, Его сначала жестоко избили, а потом казнили.

В силах Пилата было отменить расправу, но он всё-таки не сделал этого, оказавшись под давлением первосвященников, обещавших написать жалобу в Рим на его угрожающие престижу страны действия. Опасаясь потерять свою постылую должность, Понтий Пилат вынес смертоносное решение и демонстративно омыл руки, запачканные кровью высеченного солдатами Христа, в принесенной ему чаше с водой, сказав: «Не виновен я в крови праведника сего». «Ты не при чём. Кровь его пусть будет на нас и наших детях!» - кричала в неистовстве толпа.

Выражение «Я умываю руки» стало отныне означать снятие с себя какой-либо ответственности за дальнейшие события. Удалось ли Пилату смыть со своих рук невинную кровь Иисуса Христа? Нет. Их имена в сознании народном оказались навсегда связанными: палач и жертва, герой и убийца.

Какова была дальнейшая судьба Пилата Понтийского, Библия умалчивает.

Главный русский роман XX века «Мастер и Маргарита», вернее роман в романе, написанный его героем, Мастером, посвящён Понтию Пилату. Именно он, а не довольно схематично обозначенный Иешуа – его главный персонаж. Булгаков красочно описал запоздалое раскаяние Пилата, его бесполезные сожаления, его невыносимые муки совести, его жалкие попытки облегчить их, расправившись с Иудой и дав понять Каифе (прототип – Кайафа), насколько тот ему ненавистен. Но изменить ничего уже нельзя: Иешуа умер, и некому больше отпустить грех убийства Пилату, могущественному прокуратуру Иудеи.

Главный же герой внешнего романа в «Мастере и Маргарите» - это, безусловно, пролетарский поэт Иванушка Бездомный, чистый, но до предела замороченный пудрящими ему мозги всевозможными идеологами человек, пытающийся в завязке под руководством председателя правления крупной литературной ассоциации МАССОЛИТ Берлиоза написать сатирическую, ругательную поэму об Иисусе Христе. Все остальные персонажи книги – отрицательные или положительные с самого начала и до конца, они не меняются до финала. И только в сознании Иванушки произошедшая с ним, с шайкой Воланда и с Мастером и Маргаритой в душной майской Москве начала 30-х годов невероятная история полностью меняет всю систему ценностей, и он становится в развязке романа посмертным учеником Мастера, профессором Института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым (это его настоящая фамилия), пытающимся теперь уже собственным умом, без чужих подсказок, разобраться в вопросах религии и устройства мира. Только жестокие приступы шизофрении, во время которых он видит мирно беседующих Иешуа и Пилата, удаляющихся от него по лунной дорожке, приступы, повторяющиеся каждый год в день весеннего полнолуния, продолжают возвращать его к тем событиям и не дают забыть о собственных заблуждениях и роли во всём этом.

Сделки с совестью вообще стоят очень дорого тем, кто их совершает, и моральный выбор, столь актуальный в нашей стране в ушедшем веке, свёл в могилу раньше срока многих и многих. Как часто можно было наблюдать такую картину: человек, достигший всех возможных благ и общественного признания, награждённый различными премиями, званиями, орденами и регалиями, вдруг терял на вершине своей славы интерес абсолютно ко всему и стремительно деградировал как личность. Ещё нестарый и крепкий с виду мужчина, высокопоставленный начальник, тихо спивался в собственном кабинете или вдруг неожиданно умирал от инфаркта: не выдержало сердце.

Хотите жить долго и счастливо – помните о Понтии Пилате, слушайтесь свою совесть, и Господь сохранит вас. Если у вас есть шанс стать самим или помочь другим стать из Ванечки Бездомного Иваном Николаевичем Поныревым, пожалуйста, я прошу вас, сделайте это.

Рейтинг:
14
Скарм в пт, 10/04/2015 - 19:57
Аватар пользователя Скарм

Интересные мысли. Вообще, Библия для думающего человека - источник тем для размышления. Я тоже касался как-то Священного Писания в своих работах, но несколько в другом аспекте.

Главный же герой внешнего романа в «Мастере и Маргарите» - это, безусловно, пролетарский поэт Иванушка Бездомный,

А от здесь я с вами не соглашусь. Еще сам М. Булгаков задавал своим современникам вопрос, когда прочитал им роман: "О чем или о ком "Мастер и Маргарита?" Никто правильно так и не ответил. А роман этот - о Сатане. Все остальные - герои второго плана.

__________________________________

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Lenok в пт, 10/04/2015 - 20:26
Аватар пользователя Lenok

Как бы не звучало, но именно Понтий Пилат вызвал у меня наиболее сильные эмоции и буквально - желание жить.

__________________________________

-Мам, она кусается!
- А я тебе говорила - не женись...

Булахова Ирина в пт, 10/04/2015 - 20:42
Аватар пользователя Булахова Ирина

Инесса, серьезная и вдумчивая работа.И тема своевременная - как раз перед пасхальными праздниками. Этот роман - тоже один из моих самых любимых. Читала его, когда произведение было под запретом - дали затертую книжицу лишь на выходные, - осилила раньше, не могла оторваться.

__________________________________

Хризантема

Серёжка в пт, 10/04/2015 - 20:51
Аватар пользователя Серёжка

Открою вам секрет, Инесса! Атеистических чувств не бывает, так же, как и религиозных и прочих. Если вам не понравится вытесанная мной табуретка, разве кто-то скажет, что вы оскорбили мои "табуреточные" чувства? Smile
Есть просто чувства и те, кто насмерть стоит за свою узколобость (точка зрения называется:)
Понтий Пилат особых чувств (в особенности негативных) не вызывает. Убийцей его не считаю. Убили Назорея свои же- иудеи ("Я пришёл к своим, И свои не приняли меня").
Я лично больше Воланда люблю. А Сатана (Люцифер) часто ассоциируются с Прометеем (другом советских людей, ценивших знания). И тот, и другой подарили людям Знания и помогли идентифицировать себя как Личность.
Библия воспринимается как поэзия. Это красивое поэтическое произведение совершенно неграмотных, ненаучных людей. Она не научна. Люди, писавшие её, многого не знали. И всё же Библия по-своему прекрасна. Если воспринимать её как-то по-другому, можно и дров наломать (что люди и делали на протяжении 2000 лет- такого наворотили!). Воспринимайте Библию как Поэзию, и тогда никто никому никаких чувств оскорбить не сможет.
Если вам нравится, к примеру, Шекспир, разве вы обижаетесь на тех, кто не принимает его творчества и пытается доказать вам, что никакого Шекспира не было? Разве это оскорбляет ваши "шекспировские" чувства? Это было бы глупо, согласитесь! Smile
За текст + Smile

__________________________________

Вся Истина во Тьме, а Тьма бесконечна.

Маэстро в пт, 10/04/2015 - 20:47
Аватар пользователя Маэстро

Совсем недавно читал эту книгу: "Мастер и Маргарита". Многое в памяти уже постиралос. О человеческих пороках книга и о том к чему они приводят. Я бы тоже не догадался сказать, что книга о сатане. Но зависть, жадность, гордыня и прочее приводят человека к сатане и пощады не жди!

__________________________________

Илья.

Светлана Енгалычева в пт, 10/04/2015 - 21:19
Аватар пользователя Светлана Енгалычева

Интересно было почитать. Только исторический Понтий Пилат характеризуется крайне отрицательно. Его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев - укоренившегося предубеждения против любых изображений как символов идолопоклонства. Поэтому, в отличие от своего предшественника, он позволил солдатам вступить в Иерусалим, не убрав изображений кесаря со своих знамен, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость»
Даже если краски сгущены, то всё равно весьма неприятная личность. И слабая. Под давлением иудеев велел снять изображения императора. Но потом велел повесить щиты с изображениями императора на стены дворца Ирода. И наотрез отказался их убрать, несмотря на все просьбы. Тогда евреи обратились в Рим к самому императору, и тот отдал приказ их немедленно снять. Авторитет Пилата низко пал. Объявив Христа невиновным, пошёл на поводу у евреев и согласился казнить его. Ему не хватило мужества пртивостоять им. Всю жизнь Пилат продолжал раскаиваться в том, что дал согласие на распятие Иисуса. Не удостоившись милости у нового императора, он удалился в провинцию Лозанну, где впоследствии покончил с собой.

В романе Булгакова «лихоимства» Пилата нет - ни взяточничества, ни вымогательства, ни незаконных поборов. Нет в тексте, нет и в подтексте. Пилат романа уверен, что стремится поступать в интересах дела, по праву римской власти и в соответствии со своей должностью.

__________________________________

Светлана

Серёжка в пт, 10/04/2015 - 20:57
Аватар пользователя Серёжка

А чтоб совесть не мучила, стоит помнить, что жизнь- всего лишь игра. Играйте искренне и от души! Все носят маски- маски, которые ничего не стоят. Роль Иуды или роль Назаретянина- какая разница? Главное- сама игра...

__________________________________

Вся Истина во Тьме, а Тьма бесконечна.

Инесса Мартын в пт, 10/04/2015 - 20:59
Аватар пользователя Инесса Мартын

Друзья, спасибо всем, кто прочёл и оценил!

Воспринимайте Библию как Поэзию, и тогда никто никому никаких чувств оскорбить не сможет.

Сергей, отдельное спасибо! Мы с Вами мыслим почти в одном направлении. Считаю Библию всё же собранием исторических документов, но увлекает именно её поэтика. Вступление насчёт атеистических чувств, пожалуй, уберу. Просто давний разговор в комментариях по поводу моих стихов, где было о Боге. Некоторые авторы высказались в том плане, мол, оскорбляю атеистов, вот я и подстраховалась.

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Lenok в пт, 10/04/2015 - 21:02
Аватар пользователя Lenok

Книга да, действительно о Воладе.
О том, что ему не нужно что-то делать глобальное, чтобы люди пришли к нему. Они придут сами. И ярко это видно на сцене театра, когда с потолка посыпались деньги...

__________________________________

-Мам, она кусается!
- А я тебе говорила - не женись...

Инесса Мартын в пт, 10/04/2015 - 21:04
Аватар пользователя Инесса Мартын

Светлана Енгалычева

Большое спасибо, Светлана, за ценные исторические сведения о Пилате. Спасибо, что зашли!

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Ирина Каденская (не проверено) в пт, 10/04/2015 - 21:06
Аватар пользователя Ирина Каденская

Я что-то не поняла... но это краткий пересказ "МиМ" что ли, касательно взаимоотношений Пилата и Иешуа?)) Извините, Инесса, но совсем не впечатлило. Насчет же того, что нужно слушать свою совесть и не вступать с ней в сделки - ну, это такая банальность и истина жеванная-пережеванная, что...

Маэстро в пт, 10/04/2015 - 21:06
Аватар пользователя Маэстро

Тот кого совесть не мучает долго не живут. А если и живут, то мучает их не совесть, а всё та же жадность, ненависть, страх и так далее.

__________________________________

Илья.

Серёжка в пт, 10/04/2015 - 21:07
Аватар пользователя Серёжка

Инесса, если вы их "оскорбили", это не атеисты, а кто-то другой. Если Бога нет, нет и повода для оскорблений. Верующего можно оскорбить фразой "Земля круглая и вертится!", но как можно оскорбить атеиста?!
Я сам всегда называю себя атеистом, потому что это слово не надо объяснять (хотя, судя по всему, всё же надо). Но, по сути, я агностик- ищущий. Нам в школе говорили, что единственный критерий истинности- это личный опыт. Всё остальное ментальная диарея. Так что пока не пожму руку лично, не приму. Встретимся- поговорим, другое дело Smile

__________________________________

Вся Истина во Тьме, а Тьма бесконечна.

Ирина Каденская (не проверено) в пт, 10/04/2015 - 21:07
Аватар пользователя Ирина Каденская

Илья, это и так очевидно.

Светлана Енгалычева в пт, 10/04/2015 - 21:25
Аватар пользователя Светлана Енгалычева

Я - атеистка, но мои чувства Вы не оскорбили нисколько."Хотите жить долго и счастливо – помните о Понтии Пилате, слушайтесь свою совесть, и Господь сохранит вас. Если у вас есть шанс стать самим или помочь другим стать из Ванечки Бездомного Иваном Николаевичем Поныревым, пожалуйста, я прошу вас, сделайте это." - улыбнуло, но в целом понравилось. Может потому, что стараюсь жить по совести и руководствуясь разумом)

__________________________________

Светлана

Lensky в пт, 10/04/2015 - 21:21
Аватар пользователя Lensky

Строить свое отношение к римскому прокуратору на основе Библии, а тем более, в интерпретации Булгакова, думаю, не совсем корректно Smile
В реальной истории был такой человек, но о нем практически ничего конкретного современники не написали Smile


Но за рассказ + Smile

__________________________________

Михаил Ленский

Светлана Енгалычева в пт, 10/04/2015 - 21:34
Аватар пользователя Светлана Енгалычева

В реальной истории был такой человек, но о нем практически ничего конкретного современники не написали Smile

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал».

__________________________________

Светлана

Lensky в пт, 10/04/2015 - 21:36
Аватар пользователя Lensky

«природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал».

А каким еще быть наместнику в вечно мятежной Иудеи? Smile)

__________________________________

Михаил Ленский

Инесса Мартын в пт, 10/04/2015 - 23:22
Аватар пользователя Инесса Мартын

Что касается Понтия Пилата, то уважаемая Светлана Енгалычева рассказала мне много нового и интересного. Ещё раз большое спасибо Вам, Светлана! Но думаю, что М.А.Булгаков, будучи сыном доцента Киевской духовной академии, тоже знал о Пилате немало. "Евангелие от Мастера", как называют иногда роман Мастера о Понтии Пилате, - это не жизнеописание этой исторической личности, а притча на тему морального выбора человека, поставленного перед дилеммой "или - или". Выбора, столь актуального и для самого М.А.Булгакова и для других людей его сталинской эпохи, эпохи тоталитаризма. И для нас с вами. Именно это я хотела отразить в своей работе. Библия действительно скупа на факты о Пилате, но там есть всё, что нужно, чтобы сделать выводы, к которым пришла я. Выводы, возможно, очевидные для многих, но - истина не тускнеет от повторений, так ведь?
На самом деле, уже немного жалею, что в качестве аргумента к своим словам привела в этой главе своего эссе текст "Мастера и Маргариты". Мистическое воздействие этой книги на умы читателей столь велико, что одно её упоминание в лит.работе приводит к тому, что читатель забывает и о самой работе и об авторе, и стремиться высказаться только о романе Булгакова.
Я же своим эссе хотела привлечь умы людей именно к чтению Библии. Это станет видно из других глав моего эссе, которое я, возможно, опубликую здесь целиком. Почему "возможно"? Потому что не уверена, что хорошо образованным авторам и читателям Ньюавтора вообще нужна эта моя работа.
Её целевой аудиторией являются, скорее, простые люди в очереди за крещенской водичкой в храм, люди, которые, в подавляющем большинстве своём не то что Библию - Евангелие в руках не держали.
По поводу же Романа и его героев - книга многослойна, и каждый находит в ней что-то своё, тех или иных героев считает главными или второстепенными. Я своё мнение высказала: главный герой романа Мастера - Понтий Пилат, главный герой всего романа Булгакова - Иван Бездомный. Готова обосновать своё мнение, если для кого-то оно имеет ценность.

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Инесса Мартын в пт, 10/04/2015 - 22:40
Аватар пользователя Инесса Мартын

Тот кого совесть не мучает долго не живут.

Илья, показалась очень интересной Ваша мысль. Не вполне согласна, но подумаю над ней тоже.

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Африкан Сугробов в пт, 10/04/2015 - 22:54
Аватар пользователя Африкан Сугробов

Спасибо, что лишний раз заставили вспомнить одно из любимейших произведений, но:

это краткий пересказ "МиМ" что ли, касательно взаимоотношений Пилата и Иешуа?))

И дальше:

Насчет же того, что нужно слушать свою совесть и не вступать с ней в сделки - ну, это такая банальность и истина жеванная-пережеванная, что...

Пилата можно пожалеть. Один раз в жизни решил поступить по совести и не дали)))
Я очдавно читал "МиМ", затем спустя годы перечитывал. И сначала совсем не прикололся с экскурсов в прошлое (грузануло). Больше симпатизаровал похождениям компашки Воланда. Кстати, в романе они воспринимаются, как положительные герои. Только со второго раза основательно "вкурил" весь драматизм Пилатовской личности)))
Эта мысль вроде тоже Булгаковская: "Самое большое достижение дъявола - он убедил людей и заставил поверить, что его нет"
За изложение +

__________________________________

Беспощадный душелюб и ненасытный людовед

https://m.youtube.com/playlist?list=PL7dML3iKEU3RoyENiUWwtJGyiRudOmWcL
https://ridero.ru/books/makhapskie_zemleologi/

Светлана Енгалычева в пт, 10/04/2015 - 23:10
Аватар пользователя Светлана Енгалычева

А каким еще быть наместнику в вечно мятежной Иудеи? Smile)

Из-за повышения налогов в провинциях император Тиберий высказал своё знаменитое требование, чтобы его овец стригли, а не сдирали с них кожу.

__________________________________

Светлана

Инесса Мартын в пт, 10/04/2015 - 23:37
Аватар пользователя Инесса Мартын

Африкан Сугробов

Спасибо, что зашли, Александр!

Эта мысль вроде тоже Булгаковская: "Самое большое достижение дъявола - он убедил людей и заставил поверить, что его нет"

Вот этого у Булгакова не читала, по крайней мере, в романе МиМ. Посмотрю в инете, кто сказал. Что касается похождений "компашки", то они, конечно, очень прикольные, и увлекают. Но! Булгаков не случайно привёл сатану в Москву начала 30-х. Не Иешуа же, например, погостил у москвичей, а Воланд. КМК Булгаков эзоповым языком сказал правителям страны: Товарищи, мир, который вы создали - дьявольский мир, он от лукавого. Сатана там правит бал (с). А человеческая сущность нисколько не изменилась со времён царя-Гороха, никакого "нового человека" вы не воспитали (см.сеанс чёрной магии с послед.разоблачением в Варьете и др.сатирические эпизоды книги).

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Митрич в сб, 11/04/2015 - 00:17
Аватар пользователя Митрич

Инесса, извините, но Ваш рассказ мне показался школьным сочинением умненького старшеклассника. Даже вспомнился мой недолгий друг, описанный мной в рассказе "Год в вечёрке". Но некоторые распространённые комментарии мне очень понравились и оказались весьма полезными. Даже только за это, за дискуссию спасибо, Инесса!

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Инесса Мартын в сб, 11/04/2015 - 00:25
Аватар пользователя Инесса Мартын

Ох, Юрий Дмитриевич, рассекретили Вы меня! Именно что в жанре школьного сочинения пишу: приговор самого искушённого и беспристрастного критика, мамы моей. А теперь и Ваш. Но в Интернете данный жанр присутствует, и даже в чести. Может, когда старшеклассникам в школе начнут задавать сочинения по Библии, пригодится писанина моя? Печалька( Спасибо, что зашли!

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Митрич в сб, 11/04/2015 - 00:30
Аватар пользователя Митрич

Я рад, что наши оценки с мамой совпали. А то как-то побаивался остаться белой вороной ))).

__________________________________

Я пишу, что диктует мне жизнь,

только чаще пишу вопреки ей.

Кремнёв Игорь М... в сб, 11/04/2015 - 11:12
Аватар пользователя Кремнёв Игорь Михайлович

"замороченный пудрящими ему мозги". Жаргонизмы, по замечанию Д.С. Лихачёва являются признаком некой психической незащищённости человека. В Вашем реферате, Инесса, они, КМК, не совсем уместны. Тема-то серьёзная.
Оценивать личность человека надо объективно, а не на основе воображения автора ( М. Булгакова в данном случае).
В Вашем эссе, Инесса, мне хватило научности ( анализа).
Пилат, КМК, был не только жёстким наместником, пресекающим любые попытки умаления римской власти, но и, прежде всего, человеком, с присущими ему слабостями, пороками, сомнениями.
Мне, конечно же, будет интересно ознакомиться с другими главами Вашей работы.
+++

__________________________________

Кремнёв Игорь

СИРена в сб, 11/04/2015 - 07:51
Аватар пользователя СИРена

Может, когда старшеклассникам в школе начнут задавать сочинения по Библии, пригодится писанина моя? Печалька( Спасибо, что зашли!

Не приведи, господи! И так всякой ненужной чепухой с детства детям головы забивают, ещё этот бред разбирать и смысл в нём искать. Лучше пусть чему-то полезному учат.

__________________________________

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Инесса Мартын в ср, 09/12/2015 - 19:16
Аватар пользователя Инесса Мартын

Игорь, Ирена, спасибо, что зашли! Игорь, спасибо за конструктивную критику. Моя работа, конечно же, ненаучна: не копалась я в архивах. Поэтому и жанр я обозначила: литературно-художественное эссе. Smile

__________________________________

Люди как реки (Лев Толстой)

Неистовый сикамбр в ср, 09/12/2015 - 19:55
Аватар пользователя Неистовый сикамбр

Чуть ли не единственной характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского

Ой ли?
Коптское Евангелие показывает его с совершенно другой стороны. И весьма характерным является причисление Пилата к лику святых Коптской и Эфиопской церковью.
Я давно занимаюсь этим вопросом и заметил странную вещь - Пилат мог спасти Христа, согласно коптскому манускрипту уговаривал Христа спастись, предлагая подлогом казнить даже своего сына, однако Иисус отказался наотрез и благословил Пилата и его дом на прощение.
Много странностей, очень много исторических данных идущих вразрез с официальной библейской версией.
Похоже, что Пилат был самнитом, это многое объясняет почему иудеи описывают его с худшей стороны. Но не стоит забывать о том, что он, к тому же был ставленником Сеяна, самого могучего человека в Римской империи. И ему пофиг были Анаан и Каифа, со всеми саддукеями вместе взятыми. Если и существовала Тайна Бога, то её могли знать лишь три человека - Иуда, Пилат и Агасфер.

__________________________________

"склони выю сикамбр, почитай то, что сжигал, сожги то, что почитал"