Блог портала New Author

Любимый мужик царя Алексея Михайловича. 17. Суд

Аватар пользователя Юрий Николаевич
Рейтинг:
3


Алексею Михайловичу доносили, что Новый Иерусалим посещают греки, поляки, украинцы, белорусы, новокрещеные немцы и евреи, с которыми Никон беседует о положении Православной церкви и о царе говорит худое. Доносили даже, что Никон на молебне проклинал царя. Месяц велось следствие, которое ничего не дало, но Новый Иерусалим остался под стрелецким надзором. Царь, однако, продолжал посылать Никону гостинцы, которые тот делил с братией. Непоследовательность государя склонила Никона поддаться на уговоры Никиты Зюзина, писавшего, что Алексей Михайлович желает, чтобы патриарх занял свое место в столице. Но Зюзин выдавал желаемое за действительное: когда Никон прибыл в Успенский собор и к восторгу народа занял там свое патриаршее место, во дворце многим боярам стало дурно, а Никону послали передать: «Великий государь повелел тебе идти назад в Воскресенский монастырь!»

Всего шесть лет правил Никон Церковью (1653–1658 гг.), но лишь в 1666 году после восьми лет распри Алексей Михайлович и его советники исхитрились собрать в Москве православных архиереев и в их числе двух патриархов – Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Договорившись с последними и взяв подписки с русских иерархов, государь организовал осуждение Никона церковным собором. В конце ноября большой военный отряд окружил Новый Иерусалими перед перед кельей Никона предстали архиепископ Псковский Арсений, архимандриты и игумены, стрелецкий полковник и другие и передали повеление явиться на собор и дать ответ, почему он оставил престол. Никон заметил, что судить его имеет право Константинопольский или Иерусалимский патриархи, которые ставят на патриаршие престолы, а не Александрийский или Антиохийский. «Мы тебе не по правилам говорим, а по государскому указу! – был ответ. Тогда Никон сказал, что хотя судить его права не имеют, он придет в Москву обсудить духовные дела. Он взял с собой несколько книг и большой крест, который должны были нести перед ним соответственно сану, исповедался и причастился: «Я ныне готовлюсь к небесному Царю». Потом Елеонской горе простился с братией и монастырскими работниками, проводившими патриарха плачем.

Утром 3 декабря на соборе читали выдержки из грамоты, которую Никон писал Константинопольскому патриарху и которая трактовалась чуть ли не как государственная измена. Бояре стояли безмолвно. Царь, наконец, не выдержал:

– Бояре, бояре! Что вы молчите и меня выдаете, или я вам не надобен?!

– О царь! – заметил Никон, – если повелишь им в нас бросать камни, то это они вскоре сотворят, а вот оговорить нас, хоть еще девять лет учи, не сумеют.

Алексей Михайлович задумался и тихо сказал:

– О святейший патриарх, за что ты возложил позор и бесчестие на меня?

– Как? – спросил Никон.

– Когда ты поехал из обители своей сюда, то постился, исповедался и причастился, как бы готовясь к смерти и учиняя мне этим великий зазор.

– Истинно, о царь, – отвечал Никон, – я все это сотворил, ожидая себе не только скорби и томления, но и саму смерть.

– Не только мне глаголемое тобой сотворить, – стал уверять царь, – но и мыслить нельзя за твои неисчетные благодеяния к дому моему. И мне от тебя великий зазор, – продолжал Алексей Михайлович, – что ты писал к Константинопольскому патриарху Дионисию, всячески укоряя нас.

– Не я, о царь, — ответил Никон, — нанес зазор, но более ты сам себе нанес. Я писал брату своему Дионисию духовно и тайно, ты же все свои деяния обличил многим, собранным со всех концов земли.

Самодержец продолжал говорить с патриархом мирно, как бы выражая желание прекратить вражду, но Никон слишком хорошо знал нрав Тишайшего, чтоб верить его минутному порыву. Заполучив столь авторитетных церковных иерархов православного Востока, царь не желал отступать. Никон же, заявляя, что судить его может лишь константинопольский и иерусалимские патриархи, не знал, что те отказались давать царю Алексею Михайловичу согласие на осуждение Московского архипастыря. Более того, уже после суда над Никоном стало известно, что эти патриархи своей властью извергли Паисия и Макария из сана по причине долгого отсутствия в своих патриархиях, а на место их назначили других. (Эти решения по просьбе русского царя, сопровождаемой щедрой «милостыней», были позже отменены.) Недаром так испугались царь и его клевреты послания Никона патриарху Константинопольскому: обвиняемый и без ответа из Царьграда выводил, как он называл, «соборище» на чистую воду.



sud.jpgСергей Милорадович,"Суд над патриархом Никоном.

Рейтинг:
3
Glimpse в Пнд, 28/10/2019 - 17:14
Аватар пользователя Glimpse

Так-то вершатся дела государевы. + Лайк

__________________________________

В порядке не очередности

Ведруса в Пнд, 28/10/2019 - 18:51
Аватар пользователя Ведруса

Вот и до суда дело дошло, кто бы мог подумать ранее?

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.