Блог портала New Author

Любимый мужик царя Алексея Михайловича. 13. Раскол

Аватар пользователя Юрий Николаевич
Рейтинг:
3

Указ о поясных поклонах и трехперстном крестном знамении 1653 года Никон послал первому Иоанну Неронову в Казанский собор. Не в силах противиться указу и не желая выполнять его, Иоанн Неронов на целую неделю скрылся в Чудов монастырь и там, запершись, молился, оставив Казанский собор на Аввакума, бестрепетно продолжившего осенять людей двуперстным знамением. Притом ревнители подали на Никона обличительную челобитную царю, составленную Аввакумом и костромским протопопом Даниилом, но царь поступил не лучше, чем нынешние чиновники: челобитную отдал обличаемому в ней патриарху.

Сначала Никон лишил священства и сослал муромского протопопа Логгина, использовав кляузу подчиненных тому священников и муромского воеводы. Логгин при расстрижении Никону в глаза наплевал, а когда содрали с него однорядку и кафтан, он и рубаху патриарху бросил и за это был избит прямо в церкви. На освященном соборе за него открыто вступился Иван Неронов. «Господь говорил, – кричал Иоанн, – любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас. А тебе кто хочет добра, тех ты ненавидишь; любишь, жалуешь и слушаешь клеветников и шепотников! Клевета на добрых людей доходит к тебе за пятьсот и за тысячу верст. Восстал ты на своих друзей, а на их место поставил тех, кого раньше называл врагами божиими и разорителями закона Господня. Обвиняешь людей в том, что они прихожан мучат, а сам беспрестанно и по воскресеньям даже приказываешь бить и мучить». Кончилось это тем, что патриарх содрал с Иоанна Неронова скуфью и, лишив священства, заточил в Спасо-Каменном монастыре.

Одна подпись под челобитной была Никону особенно неприятна: вместе с протопопами челобитную подписал коломенский епископ Павел, друг детства и шурин. Принявший постриг в Макарьевском Желтоводском монастыре Павел прославился как подвижник и молитвенник, был возведён в 1651 году патриархом Иосифом на игуменство и назначен настоятелем одного из монастырей, а уже в 1652 году сам Никон возвёл его на Коломенскую кафедру. Владыка Павел пользовался огромным авторитетом как у паствы, так и духовенства. Этого «подписанта» Никон пока не решился тронуть, рассчитывая переубедить его, но, как оказалось, в этом ошибся.

Аввакум и Даниил подали царю новую челобитную, протестуя против ареста Неронова. Через несколько дней Аввакума арестовали и с женой и малыми детьми сослали в Сибирь. «После того, – рассказывает Аввакум, – вскоре схватил Никон Даниила, в монастыре за Тверскими вороты, при царе остриг голову и, содрав однорядку, ругая отвел в Чудов монастырь в хлебню, и муча много, сослал в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили, в земляной тюрьме и уморили».

Ревнители писали из ссылки царю и Стефану Вонифатьеву, что они, как новые мученики, гонимы и томимы за проповедь христианского закона, за желание спасти православные души и грозили небесными карами за отступление Русской церкви от благочестия, но царский дворец молчал. Алексей Михайлович жалел своих друзей, но против Никона не пошел, а духовник его Стефан призывал слушать патриарха без рассуждений и не прекословить ему ни в чем, ибо сам царь положил свою душу и всю Россию на патриархову душу.

На соборе русских иерархов в 1654 г. Никон объявил о несогласии целого ряда богослужебных обрядов с древними русскими и греческими книгами. Многие усомнились: получалось, что до Никона почти все было неправильно в русской церкви. Но возражать патриарху осмелился лишь епископ Павел Коломенский, за что был разъяренным Никоном брошен в темницу, предан «лютому биению», а затем вопреки церковным правилам без соборного суда лишен кафедры и сослан. В ссылке Павел сошел с ума и погиб при неизвестных обстоятельствах*. Среди старообрядцев почитание епископа Павла как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор. А для Никона оборвать, обругать, проклясть, избить ослушника стало теперь обычным делом.

Немедленно после собора Никон послал грамоту к Константинопольскому патриарху Паисию I** с двадцатью семью вопросами, на которые просил дать соборно утвержденный ответ, заранее признавая высший авторитет восточных иерархов в русских церковных делах. Оправдывая свои действия против ослушников, Никон в той же грамоте писал: «Павел и Иоанн Неронов составили новые молитвы и чины церковные, и развращают людей, и отделяются от соборной церкви». Этого не было, Никон самым злостным образом оговаривал и епископа, и протопопа.

В том же году Никон ополчился на иконы «франкского письма», т. е. такие при написании которых были заимствованы приемы западных мастеров. Когда царь был в походе, патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили их по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после того в Москве настала моровая язва, и случилось солнечное затмение. Москвичи пришли в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что мор и затмение – кара Божия за нечестие Никона, ругающегося над иконами, даже были призывы убить иконоборца. В 1655 г. патриарх произнес речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал ее на железный пол с такою силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. Царь Алексей, смиренно слушавший патриарха, подошел к нему и тихо сказал: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю». Никон соблаговолил согласиться. После этого патриарх произнес проповедь против двоеперстного крещения, утверждая, что православными оно нигде в мире не употребляется, заставив присутствовавшего при этом Антиохийского патриарха Макария подтвердить свои слова. В тягостном молчании расходились люди с богослужения, закончившегося оскорблением народных верований, но ни один не посмел возразить духовному владыке. Можно было открывать церковный собор.

Воспользовавшись нахождением в Москве Антиохийского патриарха Макария и Сербского архиепископа Гавриила, Никон устроил новый собор в 1654 г., не дождавшись ответа из Константинополя и, как оказалось, не напрасно. На соборе патриарх изложил причины своих нововведений и уверил в полном их одобрении Константинопольским собором. Это было ложью. Когда через два месяца спустя пришел ответ из Константинополя, то обнаружилось, что Константинопольское духовенство московские затеи не поддержало, а Паисий I предостерег Никона от внесения раздоров в Церковь: «Ты жалуешься сильно на несогласие в кое-каких порядках, существующих в Поместных церквах, и думаешь: не вредят ли эти различные порядки нашей вере? В ответ на это мы похваляем мысль – поелику кто боится впасть в малые погрешности, тот предохраняет себя от великих, но исправляем опасение… Если случится, что какая-нибудь Церковь будет отличаться от другой какими-либо порядками, неважными и несущественными для веры, или такими, которые не касаются главных членов веры, а относятся к числу незначительных церковных порядков, каково, например, время совершения литургии или вопрос о том, какими перстами должен благословлять священник, и подобные, то это не должно производить никакого разделения, если только сохраняется неизменно одна и та же вера. Это потому, что Церковь не с самого начала получила тот устав чинопоследований, который содержит в настоящее время, а мало-помалу… Рабу Господню не подобает устраивать свары, и особенно в вещах, которые не принадлежат к числу главных и существенных …». Соборный ответ Никону гласил, что русские могут креститься и двумя перстами, как греки – тремя, это дело безразличное, «лишь бы только благословляющий и благословляемый имели в мысли, что это благословение нисходит от Иисуса Христа».

Таким образом, в вопросе о введении трехперстного крещения все было против Никона: древние книги и иконы, старинные сочинения Максима Грека и митрополита Даниила, решение Стоглавого собора и всенародная привычка. Против нового обычая греков ясно говорили и их собственные старинные источники (фактически многие редакторы Никона правили книги не по древним, а по новогреческим книгам, отпечатанным в Венеции, Риме, Париже и т. п. местах). Но Никон «закусил удила»: На торжественной службе в Успенском соборе в 1656 г. было объявлено: «Кто иначе, двумя персты крещение и благословение творит, тот проклят есть!» Принуждаемый Никоном патриарх Макарий Антиохийский, выкручиваясь, ложно назвал двоеперстие арменоподражательной ересью. Затем был еще собор (в феврале 1656 г.) на котором Никон, указал на все перечисленные выступления и проклятия и дал понять, какого решения от архиереев ожидает он, их владыка (если, конечно, им не улыбается участь Павла Коломенского). После этого все противники трехперстного крестного знамения были соборно отлучены от Церкви и прокляты.

Это проклятие и чрезвычайно жёсткие по отношению к старообрядцам сделали раскол Русской Церкви необратимым. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонников старых обрядов собор объявил еретиками, что было совершенно несправедливо: раскол не касался вопросов вероучения, а лишь обрядовой стороны церковной службы. Главной виной раскольников стало непослушание не только религиозным, но и светским властями. Страна оказалась на грани религиозной войны. Раскольники бежали от гонений в труднодоступные скиты, сжигая себя при угрозе ареста или оказывая вооруженное сопротивление царским войскам, как это было в Соловецком монастыре, взятым приступом только в 1676 году после восьми лет осады. Представительница одного из самых знатных боярских родов Феодосия Морозова и ее сестра для внушения им правильной веры подвергались пытке на дыбе, а когда это не помогло, были заточены в земляную тюрьму и уморены там голодом, а 14 их слуг за приверженность к старым обрядам сожгли в срубе. Их духовный отец протопоп Аввакум, находясь в ссылке писал книги, передававшиеся на волю старообрядцам стрельцами-единомышленниками, которых было немало в охране. Его сожгли в Пустозерске с тремя сподвижниками в 1681 г. Лишь после веков противостояния староверы одержали полную победу, добившись права верить так, как считают для себя возможным***.
______________________

*По официальному объяснению гибели Павла, «никто не видел, как погиб бедный: зверями похищен или в реку упал и утонул». По старообрядческим преданиям, Никоном будто бы были подосланы убийцы, которые сожгли епископа в срубе.

**Паисий I (не путать с иерусалимским Паисием) был Константинопольским патриархом с марта 1654 г. по март 1655 г.

***В 1905 г. вышел указ Николая II о веротерпимости, давший старообрядцам права всех не православных христиан, в том числе права строить свои церкви. Соборы 1971, 1974 гг. сняли отлучение со староверов. И наконец, в октябре 2000 г. в особом «Послании» была признана вина церкви за содеянное насилие (пытки и убийства) над старообрядцами, «претерпевшими за их любовь к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его»: «Простите братья и сестры наши, прегрешения, причинённые вам ненавистью». Эти извинения были сделаны, по видимому, не без влияния публичного покаяния папы римского Иоанна Павла II за преступления инквизиции (март 2000 г.).

Рейтинг:
3
Glimpse в пт, 04/10/2019 - 20:49
Аватар пользователя Glimpse

"Ужасный век, ужасные сердца" + Лайк

__________________________________

В порядке не очередности

Юрий Николаевич в сб, 05/10/2019 - 22:04
Аватар пользователя Юрий Николаевич

"Ужасный век, ужасные сердца"

Точно. 17-й век был ужасен, но 20-й не меньше -- только две мировые бойни чего стоят.

__________________________________

Юрий Николаевич

Glimpse в сб, 05/10/2019 - 22:21
Аватар пользователя Glimpse

Точно. 17-й век был ужасен, но 20-й не меньше

У меня стойкое впечатление, что все дело в самой физиологии человека.

__________________________________

В порядке не очередности

Юрий Николаевич в сб, 05/10/2019 - 23:57
Аватар пользователя Юрий Николаевич

все дело в самой физиологии человека.

И говорят еще, что в солнечной активности.

__________________________________

Юрий Николаевич

Ведруса в ср, 23/10/2019 - 18:14
Аватар пользователя Ведруса

Я же писала здесь комментарий, не сохранился Печалька почему-то. Читаю дальше, очень интересно написано и доступно, не нудно.

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.