Иосиф Флавий. 03. Флавиево свидетельство
Незадолго до своей смерти Иосиф Флавий закончил самое большое сочинение «Иудейские древности», состоявшее из двадцати книг, которое приобрело необычайную популярность. Оно многократно переписывалось, переводилось на разные языки, а с изобретением книгопечатания постоянно переиздавалось. В этом сочинении, представляющем историю еврейского народа (как подлинную, так и легендарную), содержится первое упоминание об Иисусе Христе, сделанное автором-нехристианином.
В советское время утверждалось мнение, совершенно обязательное для всех, сдающих экзамены по «общественным дисциплинам», и состоящее в том, что даже просто человека Иисуса Христа, как и его апостолов никогда не существовало, что это лишь легенда, сложившаяся в эпоху упадка язычества и использованная правящими классами, как эффективное средство держать народ в повиновении. Абсолютная мифичность евангельского героя считалась марксистским (а значит, единственно правильным) взглядом на происхождение христианства, поэтому автор был в свое время несколько озадачен, обнаружив, что основоположники марксизма на самом деле резко критикуют в своих сочинениях одного из основоположников мифологической теории Бруно Бауэра*, утверждая, что тот «хватил через край» и что при таком взгляде «исчезает всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и его учениках»**.
В обычных переводах «Флавиево свидететельство» выглядит следующим образом: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом. А когда по доносам знаменитейших наших мужей Пилат приговорил его к распятию на кресте, его прежние приверженцы не отвернулись от него. Ибо на третий день он снова явился им живой, что предсказывали божьи пророки, так же как и многие другие поразительные вещи о нем. С тех пор и по сей день существует община христиан, получивших от него свое название» (Книга 18, 3:3).
Этому «свидетельству» церковь придавала огромное значение, но уже в XVI-м веке начались сомнения в подлинности текста. Как атеисты, так и теологи понимали, что не мог Иосиф считать Иисуса мессией и верить в его воскресение, т. к. во-первых, он был фарисеем; во-вторых, раннехристианский богослов Ориген в своем трактате прямо обвинял Иосифа Флавия в том, что тот не считал Иисуса мессией, и в-третьих, этот важный для христианства отрывок никогда не цитировался древними христианскими авторами. Получалось, что «свидетельство» есть вставка одного из переписчиков. И лишь в начале прошлого века был найден и опубликован арабский перевод «свидетельства», содержащийся в рукописи Х века египетского епископа Агапия, причем там этот текст имеет такой вид:
«В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречным, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия, что он был тогда живым и что он мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки».
В этом тексте воскресение Иисуса предстает не как факт, а как рассказ учеников; нет там и упоминания о доносах «знаменитейших» иудеев. Вряд ли епископ сам придумал текст, ставящий под сомнение божественность Иисуса. Очевидно, что в распоряжении Агапия находился список, которого, не коснулась рука христианского переписчика.
Мы имеем, таким образом, историческое свидетельство о реально существовавшем проповеднике, жизнь которого впоследствии дополнялась легендами, а пробелы в биографии – событиями, основанными на пророчествах Ветхого завета. Что же касается вопроса, был ли Иисус мессией (по-гречески, Христом), как утверждают евангелисты, или Богом, как утверждает церковь, то это уже вопрос веры, а не истории.
_____________________
*Бруно Бауэр (1809–1882) – немецкий философ, богослов и историк христианства.
**К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 474.
Флавиево свидетельство выглядит как откровенная вставка.
В средние века и в Новый Завет вставки делали - про то, 'кто сам без греха пусть первый бросит в неё камень' - к примеру.
Интересно не то, что говорят сторонники выдуманного Христа, а то, чего они НЕ говорят. А именно: кто, когда и зачем Его 'выдумал', и какой профит с этого поимел.
Ух ты, даже так! Ну, то что церковники все переписали, не секрет. Я вот недавно только узнала, что да Винчи плащаницу "изобрел", великий мистификатор.
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Анализы показали глубокую древность её.
Интересный формат изложения. +
Искатель
https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij
Тут все мои творения.
Да с аннотацией.
По радиоуглеродной датировке она появилась за 60 лет до рождения Да Винчи. И это самое позднее.
Да? Значит, обманули снова? Но все равно она не настоящая же!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Многие в признании существования Христа как Бога ссылаются на Флавия. Ведь пишет же он, что Христос совершал вещи необыкновенные. Прочитала с удовольствием +
gamayun
В том-то и дело.
Есть данные, подозрения, что она всё-таки настоящая!
Искатель
https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij
Тут все мои творения.
Да с аннотацией.
Историчность евангельского героя подтверждается не только Флавиевым свидетельством. Не говоря уже о том, что четверо евангелистов писали независимо друг от друга непосредственно после жизни Иисуса, когда были еще живы свидетели, которые в случае чего могли сказать: "Что это вы врете! Мы о таком и не слышали". Однако не сказали. А кроме канонических евангелий есть еще апокрифы, т.е. многочисленные сочинения об Иисусе, не признанные церковью каноническими и написанные примерно в то же время. Об Иисусе есть сведения и в Талмуде, где он назван колдуном, научившимся искусству колдовства в Египте. Евреи называли его Иешуа га Ноцри (Иисус из Назарета, греч. Иисус как и евр. Иешуа означает "божье спасение"). Разумеется, я не утверждаю, что всему, написанному про Иисуса можно верить.
Юрий Николаевич
Точность радиоуглеродной датировки – несколько сотен лет (примерно полтысячи лет), так что 60 лет до рождения или после рождения Леонардо установить таким способом невозможно.
Юрий Николаевич
В признании существования, т.е. историчности – да, ссылаются. В признании Иисуса как бога или даже как мессии – нет, потому что Иосиф был фарисеем и по другим причинам, о которых сказано в тексте. Он называл Христа человеком, ведущим праведный образ жизни, но не считал его даже мессией (т.е. посланником бога).
Юрий Николаевич
Что она не настоящая, установлено совершенно точно. Плащаница изготовлена примерно через полторы тысячи лет после казни Иисуса. Что касается участия в этом Леонардо, то это возможно, т.к. он был не только выдающимся художником, но и выдающимся ученым (секрет краски до сих пор загадка).
Юрий Николаевич