54. Тайна Белого Братства
Словесная дуэль между коллегами по Тайной Канцелярии графом Сабуровым и Рысаковым продолжалась сравнительно недолго и резко оборвалась, Сабуров строго официально откланялся, оставив Анжельбера на свободе, по его словам, под полную ответственность коллеги.
Когда за Романом Александровичем рывком захлопнулась дверь, Рысаков обернулся к французу:
- Он был уверен, что застанет вас в одиночестве, и затея будет иметь успех. Менее всего он ожидал увидеть здесь меня. Роман Александрович явно не был готов к такому повороту событий.
Я думаю, мы оба понимаем, что бы ожидало вас, если бы не моё присутствие... вас ожидал бы не официальный арест... ему и его предполагаемым товарищам это не нужно... вы исчезли бы так же, как те ваши злосчастные соотечественники... осенью 1793-го...
Ну, по крайней мере, теперь он предупрежден, и они будут вынуждены отказаться от затеи организовать над вами бессудную расправу...
А ведь ужасно, но могла бы «исчезнуть» и ваша жена... и даже слуга, который впустил его...и не осталось бы ни одного свидетеля...
А сейчас, он взбешен и весьма растерян и только потому, убрался так быстро...
Бледное лицо Жерома при упоминании самой возможности «исчезновения» Валери сделалось каменным, взгляд светло-зеленых глаз блеснул холодной волчьей свирепостью, и внимательный господин Рысаков не мог этого не заметить и не оценить.
Внешнее спокойствие и мягкость манер француза скрывали под собой стальной стержень внутри.
- Трудность в том, месье Анжельбер, что у меня нет веских доказательств того, что я предотвратил очередное убийство, а интуицию, как известно, к делу не пришить.
А так... на поверхностный взгляд... ну, невежливый визит... и только... властный, тяжелый характер Сабурова в обществе неплохо известен.
Из-за этого, между нами, у него даже случилось несколько дуэлей, но он отлично владеет всеми видами оружия, потому, в отличие от тех, кто его вызывал, он жив и здоров.
Но сейчас на его стороне показное «служебное рвение», даже политическая бдительность в наше нелегкое время острой необходимости защищать русское общество от разрушительного для империи влияния демократических... революционных идей... что очень ценится... это имеет немалый шанс понравиться императору.
Его позиции сильны... из его предполагаемых сообщников мне точно известны всего несколько человек, граф Воронцов Александр Сергеевич, княгиня Чудинова Елена Петровна... но, и тут, где твердые доказательства...
Символ с изображением короны, кедра и алтайских гор, найденный в доме одного из убитых осенью 1793-го и сейчас в доме на Васильевском острове, где вас с товарищами едва не схватили, и даже то, что у Сабуровых есть дальнее имение на Алтае, сам по себе к делу не пришить, что бы ни подсказывало чутье и интуиция...
А членов Братства куда как больше, чем мы можем даже предполагать... и все они, без сомнения, представители дворянского сословия, люди высшего общества...
- Жюстина... – мягко обратился Жером к молодой служанке – верните, пожалуйста, на место прибор месье Рысакова... – и сделал приглашающий жест в направлении стола – вы ведь, еще не собирались уходить?
Сергей Александрович внимательно вгляделся в Анжельбера.
Человек со стальным стержнем, внутренне всегда собран, энергичен в высшей степени, но готов и к самому жестокому исходу, не рисуется театральным героем, но после предотвращенной угрозы убийства готов продолжить обед...
Не просто рядовой республиканец... нет... вдруг подумалось снова... он мой коллега...в деле государственной безопасности...
- Не откажусь от возможности продолжить беседу... знаете что, вы очень интересны мне, Анжельбер... и лично вы и тот тип людей, который вы представляете... хотелось бы вас понять...
- Не понимаю... что касается последнего пункта...- Жером поправил кисейный галстук. Лишь чуть нервным жестом дернулась рука, когда он наливал в бокалы бордо и подал один Рысакову – что же за особый тип я собой представляю?
- Впервые вижу перед собой живого якобинца...- не удержался от иронии Рысаков – хотелось бы кое-что понять, уяснить для себя...мне интересно... что вы за люди то такие...
Формальные представления обо всех вас, как о «политических фанатиках» и «кровожадных монстрах», злокозненных масонах, жаждущих всеобщего разрушения монархических, сословных порядков и христианства, меня не устраивают...в значительной степени все же шаблон, схема.
Так ваших собратьев представляет обывателям власть и печать и у нас в Петербурге, и в Лондоне, и в Вене и в Берлине...
Не могу не признать, вы умный человек, чьи личные качества вызывают симпатию и уважение, но при этом честно исповедующий политические принципы, враждебные тем, на каких воспитан я... и которые намерен защищать всеми силами и средствами.
Морально всегда легче, когда видишь потенциального противника жалким уродом, нелюдем, интеллектуальным ничтожеством ... и чувствуешь в себе право раздавить его...во имя спокойствия нормальных людей...
Видеть человека иных взглядов именно таким «монстром» или ничтожеством обычно помогает политическая пропаганда... но она действует лишь на расстоянии... вблизи... я увидел неожиданно для самого себя не монстра и не ничтожество, но такого же Человека, как я сам...
А теперь, еще тонкий нюанс личного свойства. Я категорически не хочу вашего ареста... суда... тем более казни... мне искренне жаль вашу очаровательную жену и вашего мальчика... я обязан вам жизнью единственного сына и не забуду этого...
Но при этом... помните всегда... мне глубоко враждебны те демократические, республиканские идеи, которые вы разделяете и... всеми силами не допущу их распространения в моей стране... – тут смягчившийся взгляд Рысакова снова приобрел твердость и жёсткость – я намерен держать вас под строгим наблюдением.
Пока вы и ваши товарищи не представляете реальной угрозы порядкам империи, не пытаетесь обучать кого-либо из российских подданных принципам «Liberte, Egalite et Fraternite», пока не затеете создать у нас подобие тайного Якобинского клуба, я к вам остаюсь лоялен и даже обещаю защиту...
Ваш фактический якобинизм меня не смущает, но вздумаете, друг мой, нарушить мое требование нейтралитета... – выразительно сузив серые волчьи глаза, Сергей Александрович мрачно покачал головой, – не хочу вашей крови, но, я честно предупредил вас. Моя мысль вам ясна?
Но довольно об этом. Я иногда буду расспрашивать вас о жизни, быте революционной Франции, о том, почему, по вашему мнению, происходили те или иные события тех лет...
И да... Вы можете не опасаться сделаться изменником и чем-то повредить своим «братьям»... ведь вы покинули страну два с лишним года назад, а в политике всё меняется очень быстро.
Многое уже потеряло острую актуальность... уже четыре года как нет в живых ни Робеспьера, ни Сен-Жюста и Марата, ни многих других, Комитет Общественного Спасения давно расформирован, сейчас у вас у власти Директория во главе с Баррасом.
Жером прижал вилкой кусочек мяса, изобразил легкое недопонимание:
- Расскажу... что возможно и что будет вам интересно, если это действительно не повредит Французской Республике... но вы правы... я приехал в Россию еще в сентябре 1796... и за два года у нас очень многое всего изменилось и не в лучшую сторону...с моей точки зрения.
Насчет «живого якобинца»... разве вы видели нас только мертвыми? Понимаю, шутка...
Или разве вы не видели молодого графа Строганова?... Хотя, поверьте, его «якобинизм» во многом надуман... Я видел его в Париже в 91-м... вместе с его бывшим учителем Жильбером Роммом... видите, что я достаточно открыт с вами... в меру разумного...
Но и Ромм мёртв... удивительный был человек, с сильным интеллектом и несгибаемой верностью идеям Революции... казнён в 1795-м... и ваш Строганов при всём уважении...молодой фрондер, а не революционер... в Париже он был хотя и заинтересованным, но все ж пассивным наблюдателем, а не участником событий.
Неожиданно Рысаков отложил в сторону салфетку, откинулся на спинку стула и, улыбнувшись краешками губ, обратился к Жерому:
- А как вы смогли бы прокомментировать стих из памфлета одного вашего соотечественника, казненного «рыцарями Революции», - последние слова он произнес с тем особым выражением, с каким их только мог произнести правоверный монархист - памфлет в рукописном варианте ходил по рукам эмигрантов осенью 1794-го:
«Когда то здесь восстал народ
И стал творцом своей судьбы.
Извел под корень всех господ...
Вокруг теперь... одни рабы...»
Не бойтесь высказаться честно, не трону... мне интересно, что думают об этом... такие как вы...
Жером метнул на собеседника быстрый взгляд:
- По существу, это прямая контрреволюция со всеми вытекающими в тот момент последствиями. Мне кажется, я догадываюсь, кто автор.
Если это тот, о ком я думаю... зловредный и крайне агрессивный контрреволюционный публицист, постоянно призывавший к расправам над республиканцами, считая себя при этом «умеренным либералом», то он дождался своего билета в один конец до площади Революции... – Анжельбер сделал привычный небрежный жест ребром ладони по шее.
И тут же снова метнул на Рысакова быстрый взгляд, не стала бы излишней такая откровенность?
В серых глазах Рысакова, однако, плясали вызывающие огоньки иронии, вместо ожидаемой вспышки озлобления.
- Кстати. Строганов за свое юношеское «якобинство» неожиданно прощен Павлом Петровичем. Хотя и удален из Петербурга в свое имение... Он бы узнал вас сейчас, ГРАЖДАНИН Анжельбер?...
Можно я буду называть вас по имени... Жером? Если нет... ваше право, я не настаиваю....
На секунды Анжельбер удивленно замер и через секунды поднял глаза на Рысакова.
- Вы МОЖЕТЕ называть меня по имени... Сергей Александрович...
- А теперь обсудим варианты, как уберечь вас и ваших близких от покушений... Я со своей стороны, в докладной записке государю, которую я действительно отправил, я не солгал Сабурову.
Я постарался довести до Павла Петровича мысль, что деятельность этого тайного общества по существу преступна, ибо нельзя защищать благое дело, в том числе защиту монархического принципа, минуя закон и порядок, бессудными убийствами.
Вы должны знать, что официально, таких, как вы, обнаруженных на территории империи, не пытают в застенках и не казнят, а просто в кратчайшие сроки высылают из страны.
Так было при Екатерине Алексеевне, так остается и сейчас. Наши «алтайцы» взяли на себя слишком много.
Что политический террор поставил бы нас, защитников богоданного порядка и веры на один уровень с санкюлотами...
И не хмурьтесь, Жером, мне кажется это должно оказать известное влияние на государя.
С удовольствием читаю диалоги Ваших героев. +
В порядке не очередности
Спасибо, Игорь)
С наступающим Рождеством
О.Виноградова
Хорошо сказано
А кто автор стихов?
..
Диалоги тоже читала с удовольствием +
..
С наступающим Рождеством, Оля!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
На самом деле, что-то из нашей анти-советчины лихих 90-х вспомнилось
Но тут как-бы намек на А. Шенье
Спасибо)
О.Виноградова
Я посмотрела, автор Игорь Губерман)) Кстати, в его словах есть доля истины
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Может быть дело в жестком приоритете государства надо всем и общественного над личным? Это было и у французских якобинцев и у российских большевиков. "Рабом" мог себя почувствовать аполитичный обыватель, а сами они, и те и другие, чувствовали себя частью Системы, созданной с их собственным участием и четко понимали правила... Впрочем, аполитичный обыватель мало рассуждает, больше эмоционирует, иначе, ему пришлось бы вспомнить, разве он был свободен и равноправен при "старом режиме"? (при Бурбонах или Романовых). Было бы по чему ностальгировать...
О.Виноградова
Если углубляться в наш разговор далее, то обе эти системы - и якобинскую, и большевистскую, я считаю весьма далёкими от идеала. Хотя, у большевиков хотя бы была чёткая экономическая программа. У якобинцев не было и этого. Возможно, именно поэтому и проиграли. Ведь простому обывателю, по сути, дела нет до всяких свобод и прочих пышных полит. лозунгов.
Ему главное, чтобы было относительное спокойствие в жизни и стабильный кусок хлеба.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Шенье мог написать. Он не сдерживал своё перо:
"... Утешься, эшафот. Ты -- Франции спасенье.
Тебе Гора вот-вот пришлет
Героев на подбор -- шеренгой многоликой:
Лежандр (его кумир -- Катон),
Заносчивый Колло -- колодников владыка,
За ними Робеспьер, Дантон,
Тюрьо, потом Шабо -- переберешь все святцы:
Коммуна, суд и трибунал.
Да кто их перечтет? Тебе б до них добраться...
Ты б поименно их узнал"...
Стремление соратников Робеспьера и Марата превратить революцию, какой она была до сих пор, в революцию глубинную, народную - была воспринята им попыткой ввергнуть страну в бездну хаоса и грабежей. Уничтожение якобинцев, заявляет Шенье, «единственное лекарство от недугов Франции.
Не понимал он, что нельзя останавливаться на полпути.
«Кто делает революцию наполовину, лишь сам роет себе могилу».(Сен-Жюст)
Арабеска
Народную? При Робеспьере как раз закрывались народные комитеты и секции, зато доносы и деятельность Бюро общей полиции процветало.
Уж тогда, если быть справедливыми, Шометт, глава Парижской комунны, за простой народ ратовал, которого Робеспьер также благополучно казнил, ибо избавлялся и от правых, и от левых.
Не всё так просто.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Я в этом и не сомневалась. Вы, Оля, отлично прописали портрет Рысакова. Да и всех героев, я как будто с ними лично знакома.
Отличная глава! +
Света, спасибо за развернутый отзыв! С уважением
О.Виноградова
Спасибо)
О.Виноградова
А что близко к идеалу? Интересно.
Это очень может быть.
Т.е. традиционное рабство освященное традицией...(
В психологии истинного якобинца присутствует миссионерство. Задача: пробудить разум и личность, отучить "простого человека" терпеливо сидеть на земле в луже за кусок регулярно бросаемой сверху тухлятины.
Якобинцы - дети Века Просвещения, поэтому им свойственна вера в Человека, которому нужно только помочь Подняться. Но эту их веру противники окрестили "политическим фанатизмом".
А кто для них те, пусть их и большинство, кто согласен на любое насилие над собой, лишь бы оно считалось "обычаем и традицией", освященной веками?
О.Виноградова
То, как живут сейчас скандинавские страны, например.
Причём, пришли к этому вполне цивилизованно. Без революций и масштабных потрясений.
Всё дело в том, Оля, что у 90% народа это никогда не пробудить, увы.
Или же появляется желание пробудить с помощью гильотины. Что и делал Робеспьер. По природе своей большинство людей - обыватели.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Они пришли в известном смысле на готовое. Французы были первыми в своем роде без опыта и предшественников.
"Никогда" звучит жутко и полностью безнадежно. Как будто есть 10% "настоящих людей", а есть 90% "недочеловеков".
Похоже именно на этом базировались и кастовые теории древности, где души "лучших" становятся аристократами, а остальные 90% "низших" - "парии, шудры", их поддержало дворянство нового времени, охотно признав этими "лучшими" - себя, затем по следам этих теорий пошли расисты-колонизаторы и наконец сегодняшняя "знать", для которых украденные у якобинцев идеи демократии превратились в банальный фиговый листок.
Якобинская идея культурного и политического просвещения народа все же пристойнее и благороднее, чем удобная веками власти система удержания людей на низшем уровне общего развития...
Да, они не могли не проиграть. Чтобы удержаться надо было быть гораздо жестче, отбиться от Баррасов и Тальенов, не теряя из виду Цель...
О.Виноградова
Кстати... вспомнила, что в Голландии, вроде бы, была самая первая революция. 17-ый век. Потом - в Англии. А потом уже во Франции.
Я такого, вроде, не говорила и недочеловеками никого не называла.
Это ты уже дальше, Оля, свои мысли зачем-то вкладываешь в мои слова.
Что кто-то неполноценный, а кто-то полноценный. Я это говорила???
Вроде бы нет.
Просто человек так устроен, что ему зачастую будут ближе свои интересы, чем какие-то абстрактные идеалы. И это ни хорошо, и ни плохо. Это просто есть. И я, кстати, за это никого не осуждаю. Каждый имеет полное право жить так, как он хочет, если это не нарушает права других. И требовать от простых людей, чтобы они стремились ценой своей жизни к каким-то абстрактным идеалам ( как, кстати, Робеспьер от людей требовал ) - это просто смешно.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Это да. Иное дело, какими методами они пытались внедрять эти идеи.
А на бумаге-то их идеи, бесспорно, красивые, хорошие и благородные.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Надо было, в первую очередь, ориентироваться на интересы простого народа. А для этого нужно было принять и осуществлять реальную экономическую программу. Дать народу хлеб. Они этого не сделали, а вместо этого усилили репрессивную машину, что и стало фатальной ошибкой.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
С этим, Ира, поспорить невозможно.
О.Виноградова
Оля, рада, что мы пришли к единому мнению
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
И всё же, для меня эти люди, якобинцы - нечто особенное
О.Виноградова
Понимаю, Оля
Конечно, они заслуживают уважение, что пытались преобразовать мир.
И погибли многие за свои идеалы...
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Без нашей особенной тематической переписки, Ира, я иногда даже скучаю)
О.Виноградова
Оля, я тоже
..
Я тут на праздниках стала смотреть этот сериал - "Революция" ( 2020 год, пр-во Франция). Там 8 серий в первом сезоне, я пока посмотрела 6, навертели там, конечно Но ради прикола посмотреть можно. В сети он есть в свободном доступе. Может, тебя тоже заинтересует
https://www.kinopoisk.ru/series/1405867/
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Уже интересует... но, конечно, не сегодня. И завтра уже рабочий день(
Но посмотрю обязательно)
Хотела посмотреть тот фильм, который ты мне рекомендовала "Революционерка", но пока так и не получилось(
О.Виноградова
А мне 11-го на работу. Но уже не хочется
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Рада за тебя! Ну, а мне пора на свою плантацию
О.Виноградова
Будет время, Оля, посмотри обязательно. Там есть очень интересные моменты, и, кстати, даже есть мотивы с островом Сан-Доминго. По крайней мере, один из героев оттуда
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Ну, теперь точно замучает любопытство! И это тоже одна из "моих" тем...
О.Виноградова
Да,да, я помню
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"