32. Якобинец. Глава 24. Норбер Куаньяр и Робеспьер
Кабинет Робеспьера в Тюильри, расположенный на втором этаже, был полутёмен и слабо освещён кенкетом. Темнело, начался крупный дождь, капли тяжело стучали в стекло, дорожками размывая пыль.
Неподкупный бросил на стол перо и тяжело опустил голову на руки, лицо было бледным и сосредоточенным, поза напряженной. Медленным движением он отодвинул от себя лист бумаги, на котором только что написал своим мелким неровным, нервным почерком:
«Кто праведен – идёт в последний путь страданья,
Но не страшусь, что смертный час грядёт.
Пусть так, но как стерпеть, что торжествует злоба,
Что нестерпимее, чем быть у края гроба
Столь ненавидимым
И сгинуть – за народ…»
Робеспьер никогда не считал себя поэтом и не претендовал на публикацию, но моменты вдохновения с юности иногда посещали его, так было и на этот раз.
Странное состояние души.. о чём он думал сейчас? Обо всём и ни о чём.. память оживляла картины тоскливо-одинокого детства и юности, перемешивая их с трудным началом политической карьеры, последующим подъёмом и славой и нервно «перелистывая» последние «страницы».. «Что сделала со мной жизнь? Или следует сказать, что я сделал со своей жизнью? Об этом ли я мечтал?»
Когда Куаньяр появился на пороге, отряхивая промокший плащ, Неподкупный стоял отвернувшись к окну, опираясь о косяк, он не обернулся на стук.
Крайне удивленный, он услышал неожиданное:
- « вы что думаете, нашли мы свой остров Свободы или заблудились в тумане? Осталось нам пройти чуть или всё вокруг мираж?…Только честно.
Только сейчас Робеспьер резко обернулся.
Под странным взглядом серо-зелёных глаз Норбер смутился, он стоял напряженно, нахмурившись, не зная, что ответить. А может Неподкупный и не ждал ответа и это чисто риторический приём? Что это за вечер грусти и сентиментальных настроений? Впрочем,… разве он не человек, как и все, а с кем это не случается..
А тот продолжал:
- Что же вы молчите, Норбер, не делайте вид, что в последнее время также не задавали себе такого вопроса? Кто из нас его себе не задавал уже с весны.. Так что на самом деле перед нами, желанный свет в конце тоннеля или зловонная общая яма, что вы думаете, только честно?
И добавил резче:
- Или вы не знаете, что в революции заходят далеко тогда, когда не знают, куда идут?
Собравшись с мыслями, Норбер решился ответить:
- Если перед нами хоть один шанс на победу, один из ста, значит стоит бороться до конца..мы не смеем бросить свой пост, устраниться и сложить руки, предоставив действовать врагу...сейчас не время для рефлексии и гордого затворничества "в башне из слоновой кости"... Если всё иначе, если Революция гибнет… наша дальнейшая жизнь теряет всякий смысл…
Горькая усмешка скользнула по тонким губам Неподкупного:
- Вы правы, но рассуждаете, как верный присяге и долгу солдат, который верит, что командир всегда знает точный маршрут… а его дело лишь драться насмерть. А что делать командиру? Его положение куда сложнее и ответственности неизмеримо больше.. и как невыносимо она тяжела… Смысл жизни человека... революционера...республиканца... нашей жизни.. в чем он по-вашему?
Куаньяр задумчиво облизнул сухие губы и медленно произнес:
- Вам не кажется, что древняя китайская поговорка о смысле жизни не подходит людям Века Просвещения? Особенно не подходит она французскому республиканцу, якобинцу..
Вспомним эту китайскую поговорку: родить сына, построить дом и вырастить сад…
Дом и сад подразумевают материальный, физический комфорт и ни что иное, а сын, то есть ребенок символизируют сам процесс размножения.
Разве человек, мыслящее существо, наделенное душой, разумом и талантами приходит в этот мир для того, чтобы руководствоваться исключительно материальным обустройством своего быта, половым влечением и размножением?
Это может быть смыслом существования разве для животных или для наших аристократов. Что может дать миру и себе подобным, свинья или собака, а также герцог или принц?.. Ровно ничего, они способны только жрать, развлекаться, делать детенышей, но разве мыслимо опустить смысл человеческой жизни до животного воспроизводства?
Нет, настоящий человек должен реализоваться в этом мире именно как мыслящее существо с душой, разумом и своими, особенными талантами на пользу окружающим и обществу и это, прежде всего. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, у каждого человека в этом мире эта миссия индивидуальная, своя...
Все мы, люди, для чего-то нужны и не бывает людей никчемных, бездарных, ненужных...Но есть масса тех, кто так и не нашел своего места и не осознал своей миссии и это самое скверное...
Я думаю, человек не может быть просто живым организмом, просто самцом... замкнутым на личных проблемах и шкурных житейских переживаниях, на быте и хозяйстве, деторождении и любовных похождениях.. чуждым всякой интеллектуальной и общественной жизни. Этот равнодушный овощ без пяти минут враг общества..
.
И главное...
Что же такое французский революционер... якобинец? Это идейный крестоносец.
Он точно знает для чего нужна его жизнь и в чем его долг. Это знание помогает человеку пережить всё, что не в состоянии взвалить на себя другой,лишенный идеи и внутреннего стержня, личную неустроенность, материальные трудности, самую угрозу жизни.
Такой человек должен быть внутренне готов встретить враждебное непонимание невежественных людей, должен быть готов к несправедливости, к жестокости идейных противников...
Должен быть готов стать терпеливым добрым учителем для простого человека, брата и не должен бояться стать суровым воином, ...а когда нужно, то и палачом перед лицом фанатичных защитников старого мира.
В чем смысл нашей жизни? Нам выпал титанический труд поднять цивилизацию на новый уровень развития, создать новый мир, крайне суровый только в час выживания и установления, но гуманный в своей основе...
Каков итог? Пожалуйте. Думаю, каждый из нас на своем месте и делает то, что должен сделать и не сможет быть другим, не изменив себе...
Усталые зелёные глаза сверкнули мягко и насмешливо:
- А вы не только революционер, вы еще и философ..Вы говорили, что росли в бедной семье, но ничуть не похожи на малограмотного человека..
- Я действительно вырос в бедной семье.. сын сапожника..как в народной песне: «Я санкюлот, горжусь тем я, назло любимцам короля», но мы с братом учились.. не в университете конечно, увы, откуда такие деньги у отца? Учились самостоятельно, по внутренней потребности, физический труд никогда не приносил мне чувства внутреннего удовлетворения.
Я никогда не мог смириться с окружающей нищетой, безысходностью и униженностью, меня возмущала унылая пассивность, фатализм, примитивность потребностей и узость жизненных интересов окружавших меня людей, соседей и даже родственников .. уже подростком я знал твердо, я так жить не буду..Я был безмерно рад, когда наш нотариус Дюбуа, отец моего друга, взял меня к себе в контору учиться..
И еще раз повторю то, что уже говорил. Человек мыслящее существо и работать должен, прежде всего интеллект, а не одни мускулы, как у рабочей лошади..
Преступно использовать миллионы людей только как мускульную массу, сколько талантов гаснет в безграмотном народе, люди так никогда и не узнают, кем они должны были быть и могли бы стать, если бы им дали доступ к образованию, дали шанс проявить свои лучшие, сильные качества. Наконец, разве Руссо или Вольтер дворянского происхождения?
Никто и никогда не убедит меня, что в мире есть такие никчемные люди, которые действительно годятся только на роли прислуги, землекопов или посудомоек. Нет такого призвания для души человеческой, как мыть полы или вывозить навоз! Хоть и невозможно поспорить с тем фактом.. что это тоже нужно делать… Но к такой примитивной и низкоплачиваемой работе принуждает человека только самая беспросветная нужда и ни что иное…
Мой старший брат подростком трудился на строительстве Пикардийского канала.. по 16 часов в сутки.. в холоде и грязи, вечно голодный как собака..и настолько же всеми презираемый.. Любой труд почетен? Увы, это не так, пока такого понятия, как статус, к сожалению, никто не отменял, разве одинаковое в обществе отношение к нотариусу и рабочему? Равное уважение?..Но простите, кажется я увлекся, мне эта тема небезразлична…
Внимательно слушавший его Робеспьер спокойно кивнул:
- Всё это безусловно интересно и все таки… Насчет судеб нашей Революции.. что вы об этом думаете? То кажется, еще чуть, немного терпения, суровой непреклонности и усилий.. вот же он, свет в конце туннеля. Но... может это жестокое заблуждение и это… тот свет?
Помолчав с минуту, показал Куаньяру на бумаги, лежащие на столе:
-Один из депутатов, некто Энгран, то ли трусливый, то ли действительно честный человек, сообщил, что его коллега Лекуантр готовил против меня заговор и уже набрал сообщников, он предлагал убить меня прямо на очередном заседании Конвента.. Это произошло еще весной..
- Неужели это не имело никаких последствий.. для Лекуантра и его сообщников, разумеется?,- помрачнел Куаньяр.
Робеспьер мрачно и насмешливо отмахнулся:
- А сами как думаете? Разумеется нет, коллеги из Комитета пустили дело на самотек, объявив Лекуантра «сумасшедшим маньяком и не более», однако «сумасшедший» до сих пор заседает в Конвенте и злоумышляет далее..
- Дело не было передано в Трибунал, почему же вы не настояли?!, - Норбер сказал это по инерции и тут же пожалел об этом.
Насмешливая усмешка стала иронической и грустной:
-Неужели и вы туда же? Всё время забываю, что всё в моих руках, и я «диктатор-самодержец», решающий судьбы одним росчерком пера…Страшнее иное…, - Робеспьер умолк, меряя Куаньяра испытующим взглядом, и нервно облизнул губы, решившись на необычную откровенность: «Разумом – не сердцем, я уже начинаю сомневаться в реальности той Республики добродетели, которую намеревался создать…
Лишь на секунды он позволил себе этот всплеск эмоций, тонкое бледное лицо снова стало спокойным и бесстрастным.
- Забудьте мои слова. Это лишь минутная слабость. Человек смертен, но Идеи вечны, ими жив Бог. В этом вся правда…
Но усталость и душевная боль в расширенных зрачках парализовали Норбера липким ужасом. Он был потрясен до глубины души, и, протестующе сжал руки в кулаки, будто защищаясь…
Он, в обычном своем состоянии холодный и мало-эмоциональный, эти идеи воспринимал не только как политическую концепцию умом, но отчасти и сердцем, как религию, поэтому сейчас чувствовал себя, как искренне верующий человек, которому священник признался, что усомнился в существовании Бога…
Домой Куаньяр шёл в совершенно особом расположении духа, не разбирая дороги, тот Робеспьер, каким он увидел его здесь, почти ничем не напоминал знаменитого и грозного трибуна Конвента…
Но важнее другое, реальный и живой, Неподкупный стал ему ещё ближе. «Не идол и не просто Учитель, но друг и брат. Я делил с тобой славу, хочу разделить и твою судьбу»…
Только сейчас он осознал до конца, что так сильно привязало его к Неподкупному, он вспомнил ту сумбурную характеристику, которую Дюбуа дал ему самому еще в 92 году: «Редкий сплав мечтательной души и безупречной логики, скрытые под маской холодного бесстрастия…»
Что там еще говорил обо мне Дюбуа? А, вот. Судьба таких людей печальна, почти никто не понимает их правильно…Верно. Таких проще понять умом , поэтому люди живущие преимущественно сердцем и чувством, считают вас холодными и жестокими и неспособными на живые спонтанные эмоции в принципе!» То есть, Максимильен человек близкий не только по идеям, но по темпераменту и духу? Пожалуй, что так…
«Холодный ум, горячее сердце и… чистые руки?» Да. И это так…
Свое отношение к Неподкупному он не мог изменить в худшую сторону, что ж, если всё так плохо, значит он нужен и ему и другим товарищам как никогда…А теперь дело. Немедленно забрать из тюрьмы де Бресси. Времени больше нет.
Предчувствие конца.+
В порядке не очередности
Если Вы про Робеспьера, то так можно сказать
О.Виноградова
Ну вот, дошла до главы, которую я на Прозе ещё не читала)) +
ну, я бы не стала делать столь категоричные выводы. Достойные люди были в любом социальном слое, в т.ч. и в аристократии.
"Мы наш, мы новый мир построим".
Всё хорошо и красиво... только вот цена этого строительства?
В России, например, это - миллионы жизней(
А вот биография Станислава Майяра говорит об ином. Мог сделать карьеру в судебном деле, а... предпочёл карьеру мясника. Так что, Оля, не думаю, что всё так просто и однозначно.
- знаменитые слова Феликса Эдмундовича нашего насчёт чекистов
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Рада тебе, Ира 1. Ну, негативное отношение Норбера к аристократам в целом факт, но он вполне в состоянии увидеть достойного человека даже среди них, можно назвать и графа де Бресси и того же доктора Розели, он также "из бывших". 2. "Мы наш, мы новый мир построим..." - эти люди, хорошо образованные и далеко не глупые были вполне серьезны и с такой энергией, уверена, они смогли бы добиться гораздо лучшего и большего, чем то, что получилось, если бы удалось бескровно преодолеть кризис Термидора. 3. Насчет Феликса Эдмундовича как-то так...
О.Виноградова
Доктор Розели мне самой очень нравится
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Всегда труднее тому, кто идёт впереди всех.
Арабеска
Спасибо за прочтение, рада тебе Да, всё так...
О.Виноградова
замечательная глава с рассуждениями о жизни, целях. Понравился монолог Робеспьера. +
gamayun
СПАСИБО, Светлана! Для меня эта глава весьма важна!
О.Виноградова
Все действительно получилось. Вы в нее вложили очень много
gamayun
"Этот равнодушный овощ без пяти минут враг общества.."
"Но важнее другое, реальный и живой, Неподкупный стал ему ещё ближе. «Не идол и не просто Учитель, но друг и брат. Я делил с тобой славу, хочу разделить и твою судьбу»…" - отлично!
Окончание главы даёт надежду на светлую полосу на "зебре".
Автору - аплодисменты! +
Алекс
Пожалуй, что так
Благодарю за добрый отзыв, Алексей. Спасибо)
О.Виноградова