Вы, наверняка, из школы (с уроков русского языка) еще помните, что существует такая категория, как «Лицо». Есть 1-ое лицо (я, мы), 2-ое (ты, вы) и 3-е (он, она, оно, они).
Так вот, повествование в произведениях может вестись от каждого из этих лиц.
Давайте посмотрим, что же это такое, на примерах.
Сначала придумаем предложение с повествованием от 1-ого лица: «В пору неофитства я была уверена в собственной непревзойденности…».
Этот вид повествования предполагает, что рассказчик является еще и персонажем собственной истории. Он раскрывает сюжет от «я» или «мы».
А теперь приведем отрывок из литературного произведения, который ведется от 1-ого лица:
Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. (Пушкин «Выстрел»).
Следующий вид повествования – это от 2-ого лица. Итак, пример: «Ты бредешь по жизни, падаешь, встаешь и продолжаешь свой путь…»
Да, грустно как-то…
Итак, здесь рассказчик обращается на «ты», заставляя читателя почувствовать себя персонажем рассказываемой истории.
Теперь пример из литературы: «Ты прочел страниц тридцать и постепенно втягиваешься в сюжет. В какой-то момент ты отмечаешь про себя: «Однако эта фраза кажется мне знакомой. Да что фраза, по-моему, я уже читал весь абзац». Все ясно: это сквозная тема; текст сплошь соткан из повторов, признанных передать текучесть времени. Такой читатель, как ты, чутко улавливает подобные тонкости. Ты изначально готов воспринять авторский замысел, от тебя ничего не ускользнет. В то же время ты слегка раздосадован: именно сейчас, когда ты по-настоящему увлекся чтением, автор считает своим долгом щегольнуть новомодным литературным па — слово в слово повторить один из пассажей текста. Пассажей, говоришь? Так ведь тут целая страница, можешь сравнить — не переставлено ни запятой. А дальше что? Да ничего. Дальше следуют те самые страницы, которые ты уже прочел!» (Кальвино Итало «Если однажды зимней ночью путник»).
Этот вид повествования очень редкий, приведем цитату из диссертации о приведенном в примере повествовании. Данный роман был исследован М.В. Москалевым, он пишет: «В романе «Если однажды зимней ночью путник» автор нарушает границы литературы, применяя повествование от второго лица и настоящее время вместо обычного романного повествования от третьего лица в прошедшем времени. Употребляя местоимение "ты", автор уменьшает дистанцию между текстом и читателем, наделяя последнего авторскими правами. Таким образом, стабильность художественного мира романа оказывается под угрозой. В результате использования местоимения "ты" происходит смешение литературы и реальности, что создает проблему цельности образа главного героя, в котором смешиваются литературный персонаж и эмпирический читатель». (Москалев, Михаил Владимирович Границы литературы в творчестве И. Кальвино)
Следующий - последний – вид повествования – это от 3-его лица.
Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является.
Итак, пример свой: «Она на церковные службы ходила очень редко, но была уверенна, что с духовной жизнью у нее все в порядке».
И пример из литературы: «Тетя Полли спустила очки на нос и оглядела комнату поверх очков, затем подняла их на лоб и оглядела комнату из-под очков. Она очень редко, почти никогда не глядела сквозь очки на такую мелочь, как мальчишка; это были парадные очки, ее гордость, приобретенные для красоты, а не для пользы, и что-нибудь разглядеть сквозь них ей было так же трудно, как сквозь пару печных заслонок. На минуту она растерялась, потом сказала - не очень громко, но так, что мебель в комнате могла ее слышать:
- Ну погоди, дай только до тебя добраться..» (Марк Твен
Приключения Тома Сойера).
Ну, а теперь, тарам!... Эксперимент! Давайте напишем текст в трех рассмотренных типах!
1 тип. От 1-ого лица
Я, сидящий по ту сторону мон
итора, - прожигатель жизни – думаю, что меня так назвать нельзя. А чем занята моя голова? Думаю ли о том, о чем думать должен? Или блуждаю по лабиринтам помыслов, которые уносят меня, словно прибрежный песок в море? Блуждаю…. Считаю, что у меня все впереди, и я когда-то потом займусь своей душой… Но никто не знает, когда придет его последний час, и я не знаю. Успеть бы…
Исповедь получилась…
2 тип. От 2-ого лица
Ты, сидящий по ту сторону монитора! Прожигатель жизни! Думаешь это не о тебе? А чем занята твоя голова? Думаешь ли о том, о чем думать должен! Или блуждаешь лабиринтам помыслов, которые уносят тебя, словно прибрежный песок в море? Блуждаешь…. Считаешь, что у тебя все впереди, и ты когда-то потом займешься своей душой… Но никто не знает, когда придет его последний час, и ты не знаешь. Успеть бы…
Да… Грустно и обличительно…
3 тип. От 3-его лица
Он, сидящий по ту сторону монитора, - прожигатель жизни – думает, что его так назвать нельзя. А чем занята его голова? Думает ли о он о том, о чем думать должен? Или блуждает по лабиринтам помыслов, которые уносят его, словно прибрежный песок в море? Блуждает…. Считает, что у него все впереди, и он когда-то потом займется своей душой… Но никто не знает, когда придет его последний час, и он не знает. Успеть бы…
Грустно, но не так обличительно, скорее – с сожалением.
Вот такая разница между типами повествования, выбор которого осуществляется автором в зависимости от его замысла.
http://www.pravoslavnye.org/index.php/laboratoriya/1928-повествование-от-2-го-лица.html
Интересно.
Не "интересно", господа хорошие, а безграмотно.
Поскольку эта статья находится слишком высоко в рейтинге Google, косит под авторитетный источник и тем самым вводит в заблуждение ищущих информацию, считаю необходимым уточнить для них, этих самых ищущих: повествования от второго лица не существует.
Есть повествование для второго лица, но не ОТ. Это частое заблуждение авторов, как начинающих, так и нет. Из-за подобных статей такая "бытовая безграмотность" считающих, что они "пишут от второго лица" зашла уже слишком далеко. По сути, это та же проблема, что и вездесущее "нажимание на курок". Давайте не будем укоренять подобную ошибку.
Для ищущих правды -- Википедия к вашим услугам, как и понятие диалогического треугольника.
С уважением, друг лингвистики.
Согласна, нет такого понятия "от второго лица". Но в данной статье его так называют для упрощения понятия.
По сути, это та же проблема, что и вездесущее "нажимание на курок".
Уважаемый, вот я скажу: шумел камыш. Что вы представите шумящим, это?
Но это не камыш, а рогоз! Так писать прикажете: шумел рогоз? Что читатель после этой фразы представит? Закончит чтение и всё
Так что и жать на курок - не так страшно. Я знаю этот нюанс, что жмут на спусковой крючок, но специально употребляю - жму на курок - чтобы людям было понятно.
Че-пу-ха все ваши советы
Ed Sheerah, по-моему, вы ошибаетесь. Писать от второго лица — это вполне правильное определение. Я понимаю, что вы имеете ввиду, когда говорите: второе лицо не может вести рассказ, а лишь является собеседником которым руководит первое лицо. Это верно. Но определения: «писать от второго лица» — имеет место быть. В подтверждение даю ссылку на людей, которые в этом разбираются:
http://rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1084.html
Думаю это стоит взять во внимание...
http://www.pravoslavnye.org
Ну да...эти господа насоветуют
Че-пу-ха все ваши советы
Жму вашу лапку
Рекомендую книгу С. Кинга "Как писать книги" по моему обязательна к прочтению, даже для тех кто не любит мистику и все что с ней связано.
Еще бы я рекомендовал Дж. Родари "Грамматика фантазии".
А для детских поэтов К. Чуковского и его советы.
Здесь есть интересные на самом деле тексты, но мое мнение , что их можно рассматривать как черновые варианты, за редким исключением. Разумеется, если предполагается впоследствии это издать в виде книги, так сказать оставить потомкам что-то рукописное...
Колос Родосский
А,что вы по советуйте,кто пишет романы? спасибо большое.
А,что вы по советуйте,кто пишет романы? спасибо большое.
Так как данного пользователя нет на сайте уже 1 год и 50 недель, отвечу я: бросьте свой роман в топку и научитесь писать, практикуясь на миниатюрах, зарисовках и небольших рассказах из жизни. Когда научитесь грамотно складывать буквы в слова, слова в предложения, а предложения в осмысленные логические фразы, научитесь писать диалоги и описывать действия и окружающую обстановку, придумаете интересных героев и захватывающий сюжет, вот тогда возьмётесь за повесть, роман или даже трилогию.
А до того ни-ни. Не морочьте ни себе, ни людям голову!
СИРена
Спасибо за совет.