Блог портала New Author

18 ответов [Последнее]
Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

В моем последнем конкурсном произведении «Шаг в бездну» многие справедливо отметили наличие ненормативной лексики, сделав соответствующее замечание. Вообще применение ненормативной лексики несвойственно, но в этот раз именно так я увидел историю, персонажей и посчитал уместным. Другой вопрос – так ли хорошо передал? Но сейчас речь не о том рассказе, оставим его в прошлом, свои баллы он получил. Цель – поговорить о такой части нашей жизни как ненормативная лексика, возможности ее применения в творчестве в принципе (когда уместно, когда нет, быть может, привести парочку примеров).


Мат – часть жизни, к сожалению, порой неотъемлемая. Соответственно эта часть может перекочевать в творчество. Считаете ли вы вообще допустимым использование нецензурной брани? Я думаю, только если это дополняет персонажа, атмосферу, ситуацию, хотя кто-то может и не согласиться, сказав, что русский язык настолько богат, что позволяет передать любую атмосферу и без мата.

Тут вспоминается старый анекдот (концовка), когда двое электриков объясняются перед директором школы: «Да не ругались мы. Когда я страховал своего напарника на стремянке, в то время как он паял проводку, и почувствовал сильное жжение в шее, то спросил его: «Сергей, разве ты не видишь, что твоему напарнику капает за шиворот расплавленное олово?»».


Кто-то наверняка в силу особенности личности ненормативную лексику на дух не переносит и никогда не оправдывает. Конечно, кто-то скажет (и говорили), что мат в произведение должен быть вписан органично (с чем я соглашусь и о чем, по сути, я сказал чуть выше). Вот теперь вопрос: а есть ли у вас на слуху интересные примеры? Только не надо: «Вот почитайте собрание сочинений того-то, там вроде что-то было» - это понятно. Четкий, конкретный пример, если есть – жду, интересно. Быть может, кто-то предложит что-то из своих творений.

@#$%^&*

Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

У меня есть. Большая улыбка
https://www.newauthor.ru/poetry/v-mysljah-i-vsluh-18
Тоже, кстати, на конкурс выкладывала.

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

Ирена, обязательно почитаем)

@#$%^&*

Аватар пользователя Артём Зиновьев
Оффлайн
Регистрация: 05.04.2018

Маяковский вспомнился! "Вечер с юга и блядюга". Большая улыбка

Аватар пользователя alla
Оффлайн
Регистрация: 28.03.2016

Вы к Эйфориусу зайдите, стихи его почитайте, очень органично и от души матюкается))

Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

А что-нибудь из прозы? Стихи понятно - в них мат проще вписывать)

@#$%^&*

Аватар пользователя Артём Зиновьев
Оффлайн
Регистрация: 05.04.2018

В прозе не припомню такого... Печалька

Аватар пользователя Скарм
Оффлайн
Регистрация: 10.08.2012

А вот я буду категоричен в этом вопросе. Если автор (в прозе) использует мат, но это говорит о его скудоумии и далеко не лучшем воспитании. Ведь чтобы написать нецензурщину не нужно никакого ума от слова совсем. Гораздо труднее передать ту же атмосферу по-иному. Это уже говорит об определенном мастерстве.

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Аватар пользователя alla
Оффлайн
Регистрация: 28.03.2016

это к sanremo
https://www.newauthor.ru/users/sunremo
или у этого автора https://www.newauthor.ru/users/ivanegoroww
Но какие именно рассказы не подскажу...

Дружбу не планируют, про любовь не кричат, правду не доказывают.
Ницше

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

А вот я буду категоричен в этом вопросе. Если автор (в прозе) использует мат, но это говорит о его скудоумии и далеко не лучшем воспитании. Ведь чтобы написать нецензурщину не нужно никакого ума от слова совсем. Гораздо труднее передать ту же атмосферу по-иному. Это уже говорит об определенном мастерстве.

Безусловно, Дмитрий, Ваша точка зрения понятна и правильна. Однако почему же творец не может настолько вжиться в свое произведение, настолько срастись с героями, миром что перенося на бумагу то, что он рассказывает, рассказать все так, как оно и было. И если его герои нецензурно выражаются, не будет ли более честным перед читателем не искать более удобные слуху синонимы, а сказать все как есть...

@#$%^&*

Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

Согласна с Дмитрием. Мат в словах автора (тексте), если повествование ведётся не от первого лица в виде рассказа очевидца, это нехорошо.
А вот мат в прямой речи, если персонаж соответствующий, вполне допустим, а иногда и необходим. Ибо не будет мужик, влупив по пальцу молотком, восклицать: "Ах, какая незадача!"
Конечно, можно его речь окультурить, типа "едрить твою через коромысло", но это зависит от произведения. Если это современная повесть, мало кто, особенно из городских, помнит подобные обороты. Нынче все выражаются кратко и ёмко. Даже матерный запас ограничен. Ну, а если это какой-нить дед Щукарь из дореволюционных времён, или просто колоритный персонаж, то можно и повитийствовать.
Он, помню, мне даже Шляпка намекал, что мои герои слишком рафинированы. Я с ним полностью согласна, просто я ориентируюсь на нежную женскую аудиторию, поэтому и гламурничаю. А дай мне волю, мои герои так бы выражались... От души.

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

Мат в словах автора (тексте), если повествование ведётся не от первого лица в виде рассказа очевидца, это нехорошо

с этим спору нет, когда вдруг материться автор - это уже пошло и похабно звучит. А вот с героями все неоднозначно, но ниже вы все, пожалуй, правильно сказали.

Ибо не будет мужик, влупив по пальцу молотком, восклицать: "Ах, какая незадача!"

могу с трудом поверить только в: "Ах!"

@#$%^&*

Аватар пользователя Скарм
Оффлайн
Регистрация: 10.08.2012

Конечно, тут зависит от автора, насколько он видит необходимость применения в тексте нецензурщины. Но меня как читателя она отталкивает, пропадает желание читать дальше.

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

Но меня как читателя она отталкивает, пропадает желание читать дальше.

бывало так, что я, читая что-нибудь на интернет ресурсе, встреча неплохое произведение, где есть мат (даже вроде бы оправданный) - в этом случае, это как раз отталкивает (вздрагиваешь, подмечаешь незрелость автора). Бывало так, что читая К.Баркера или С.Кинга (хотя матерятся тут переводчики, понимаю), так же встречал НН лексику - и проскакиваешь, читаешь дальше. Потому что: "Как так, именитый писатель", значит так надо, значит он так увидел... (хотя как правило об это не задумываешься и просто читаешь дальше). К чему я все? Наверное, что-то решает имя. Кому-то позволено, кому-то нет...

@#$%^&*

Аватар пользователя Изяслав Богуславский
Оффлайн
Регистрация: 26.08.2019

В литературе нельзя материться. Мат признак слабого интеллекта . Но я скажу вот так : в литературе нельзя материться, но писатель должен написать ТАК, что читатель сматериться сам а том месте, где бы глупец написал мат, а истинный писатель напишет иначе, но читатель поймет и заорёт матом. Это и есть талант .
А матом может ругаться каждый.

Аватар пользователя Скарм
Оффлайн
Регистрация: 10.08.2012

В литературе нельзя материться. Мат признак слабого интеллекта . Но я скажу вот так : в литературе нельзя материться, но писатель должен написать ТАК, что читатель сматериться сам а том месте, где бы глупец написал мат, а истинный писатель напишет иначе, но читатель поймет и заорёт матом. Это и есть талант .
А матом может ругаться каждый.

Вот точно! Лучше и не скажешь! Лайк

Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.

Аватар пользователя yurij-d
Оффлайн
Регистрация: 25.09.2015

в литературе нельзя материться, но писатель должен написать ТАК, что читатель сматериться сам а том месте, где бы глупец написал мат, а истинный писатель напишет иначе, но читатель поймет и заорёт матом. Это и есть талант

хорошо сказано, но если подумать, то получается, то у нас читатель со слабым интеллектом, раз уж мат - признак слабого интеллекта. Да и по факту, чтобы читатель подскочил как ужаленный, заорав что-нибудь нецензурное, нужен исключительный талант автора и еще какая эмоциональность читателя. Я например, ни разу не подскакивал, хотя эмоциональные переживания во время чтения испытывал. Мат - часть реальной жизни, вымарывая, полностью исключая его из литературы, получается, что мы закрываем глаза на эту часть... Он есть - но для нас (авторов) его нет...

@#$%^&*

Аватар пользователя СИРена
Оффлайн
Регистрация: 31.10.2011

Почитайте Эдика Лимонова. Я когда первый раз читала, тоже поначалу вздрагивала, потому как непривыкшие мы встречать в книге непечатное слово. Но он смотрелся в повествовании вполне органично.
Отталкивает обилие нецензурщины, когда мат для связки слов, как у каких-либо неграмотных сявок. Но когда он к месту, это придаёт произведению даже некоторую пикантность.
Тут, знаете, как в кулинарии: кто-то любит остренькое, а кто-то сладенькое.

События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".

Аватар пользователя NichikN
Оффлайн
Регистрация: 09.08.2020

А я прямо от души радуюсь, когда вижу мат в тексте))
Хоть редкий, хоть всё произведение матом написано Большая улыбка
Сама пишу в рассказах матерками в том случае, когда понимаю, что тут х Цветок й я могу заменить только другим х Цветок ем Задрот

Пых