Блог портала New Author

05. Приоритеты воспитания

Аватар пользователя Игорь Шляпка
Рейтинг:
10



Большинство из тех, кто знакомится с образованием в Чехии, не перестают удивляться главному – дети!

Очень особенные дети.

Откуда чехи берут таких спокойных, аккуратных, вежливых ребятишек? Прям «как на картинке». Будто находят в капусте уже готовенькими. Или аист приносит по специальному заказу. Загадка?

Нет. Ни аисты, ни волшебная капуста не требуются.

Воспитывают.

Чтобы понять этот секрет, уместно вспомнить старый анекдот:

«– Почему у англичан такие великолепные ровные газоны?

– Очень просто. Они стригут их. Уже… 400 лет».

Родители передают малышам (через гены или воспитанием – не так важно в нашем случае) характер. Общее состояние души. Отношение к жизни вообще, в целом. То есть, свою натуру. А те – лучшие имитаторы на свете – впитывают манеру поведения. Многие-многие поколения…

Несмотря на то, что чехи очень дружелюбны и готовы здороваться столько раз на дню, сколько встречаются, они не слишком эмоциональны. Такова их черта. Но она не мешает ни любопытству, ни любознательности, ни тяге к труду и знаниям, которые с успехом прививаются детям.

Вот три особенности воспитания в этой стране:

Творчество. Если, например, при детских яслях или садике нет какой-нибудь мастерской (гончарной, вязальной, лепки или рисования) – это очень странно. Или, точнее, невозможно.

Доброта. Повышение голоса на ребёнка – неприемлемо. Неприемлемо настолько, что совершенно естественно. Вот, например, небо – голубое, вода – мокрая, а на детей чехи голос не повышают. Это вещи одного порядка.

Поощрение. Родители всегда рядом с детьми. Проводят с ними столько времени, сколько вообще могут себе позволить. И стараются во всём поощрять – в играх, в путешествиях, в уборке по дому, в приготовлении еды и многом другом. Взрослые показывают, рассказывают, объясняют и никогда не отстраняют детей от себя.

Казалось бы, всё проще некуда. Но именно эти, очевидные на первый взгляд особенности, дают потрясающие результаты.

А есть нюансы не столь очевидные. И как они сказываются на поведении детей никто детально не изучал. Может и тут какая-то «собачка зарыта»? Вот:

«Единица» в школе — самый высокий балл. Значит, чешская «двойка» – это наша «четверка». Схватить такую оценку не зазорно. Каково!

Выставлять баллы вслух не принято. А значит не обидно. Дети равны и достойны похвалы независимо от успехов.

Мысль, что в жизни нужно найти свое дело, которое будет удаваться тебе лучше других – тоже естественна. Вдумайтесь, насколько она отличается от более привычного: «Куда пойти учиться?»

Такие вот особенности дарят искреннюю любовь к детству, а не дурацкую мечту о том, чтобы оно побыстрей «закончилось».

Есть над чем задуматься, не правда ли?


Success.JPG



Рейтинг:
10
Ведруса в Втр, 02/04/2019 - 09:38
Аватар пользователя Ведруса

Думать о воспитании вообще очень полезно, согласна, Игорь. А тем более, перенимать полезный опыт, это разумно.
А я пару слов скажу о поляках. И особенно о папах. Поляки - любители активного, спортивного отдыха. И детей таскают с собой повсюду с самого "пупянка". И в рюкзаке на сложном маршруте в горах, и на горных лыжах (с соской видела!), на велосипедах, роликах, каяках и плотах. И тоже не слышала, чтобы родители повышали голос. И как следствие - подростки и юноши, и девушки тоже спокойные, доброжелательные. Я часто гуляла в парке, где после занятий всегда много молодежи. Так вот, я никогда не слышала, чтобы они ругались, выясняли отношения, смеялись или издевались над кем-то, как это у наших бывает. Очень уважительное отношение к старшим. Здесь свою роль играет церковь, я думаю. В костел идут все - от мала до велика, во время служб города просто пустеют. Вот смотришь, как стекаются людские реки в храмы и прямо чувствуешь, что это единый народ.

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Марина Маринкина в Втр, 02/04/2019 - 09:48
Аватар пользователя Марина Маринкина

Это очень сложная тема. Здесь два момента, на мой взгляд. Первый, это никчемные зарплаты наших учителей и воспитателей. Ну не будут они развивать творческий потенциал, и не смогут не орать на детей, поскольку нет мотивации. Про родителей мы уже много писали.

Второй момент приведу примером из жизни. Знакомый учитель проводит в школе сборы, взяв за пример существовавшие когда-то пионерские, только без всякой идеологии. Ребята там ставят театральные сценки, номера для КВН, играют, поют под гитару, проводят мастер-классы. Все это он делает на добровольных началах. Дети и родители в восторге, дети разновозрастные, они плачут в последний день, потому что не хотят чтобы все это закончилось, им реально интересно так проводить время. Но вчера на педсовете ему учителя вменяли, что он занимается никому не нужной ерундой (кто эти никому?). Надо учиться и готовиться к экзаменам, надо проводить время с пользой (кто ее определяет, непонятно), а не петь и играть. Вопрос стоит о запрете данного мероприятия.

__________________________________

С уважением, Маринкина М.

Слышик Николай в Втр, 02/04/2019 - 09:56
Аватар пользователя Слышик Николай

Согласен и с автором, и с комментарием, что результат
воспитания не столько в повседневном обучении, сколько
в генах - от родителей. Какой куст, такие и семена. Если
мама и папа постоянно ругаются, выбрасывают пакеты с бытовыми
отходами на обочины улиц и т. д., точно так и дети будут
поступать. И учи ты его, не учи - то все бесполезно. Вот
чехи этим и берут высоты культуры.
Спасибо. +

__________________________________

Слышик Николай

Ведруса в Втр, 02/04/2019 - 10:02
Аватар пользователя Ведруса

Да, Николай. Воспитывает не только среда, но и четверг, и пятница и остальные дни недели.
Я сейчас смотрю док. фильм "Романовы", очень интересный, так вот, оказывается, когда пришло западное веяние, тогда и начались при дворе непотребства. Не то взяли у Запада. А сейчас-то уже можно выбирать самое лучшее и внедрять его. К своим истокам обратиться не мешало бы.

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

git55 в Втр, 02/04/2019 - 10:13
Аватар пользователя git55

Мне кажется, вы противоречите сами себе. В прошлый раз вы писали, что дети должны взрослеть постепенно, они должны пройти период детства, играя со сверстниками. Теперь вы восхищаетесь детьми, которые так много знают, много умеют. Это дети, с которыми специально занимаются по профессии. На прошлой неделе я смотрел передачу М. Галкина "Лучше всех". Там выступал мальчик 12 лет, он видит себя архитектором. Его рассказ подобен рассказу профессора. Его проекты подобны дипломным проектам студентов. Есть у нас много талантливых детей, во всех областях знаний. Не надо ходить за границу. Своих много. Только как добиваться таких результатов не во вред здоровью. Я опять о вашем выступлении на прошлой неделе. Вот тут слово за педагогами!
Поднятая вами тема замечательная. Продолжайте. + Лайк
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 10:49
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Думать о воспитании вообще очень полезно, согласна, Игорь. А тем более, перенимать полезный опыт, это разумно.

Золотые слова, Ирина! Цветок

А я пару слов скажу о поляках. И особенно о папах. Поляки - любители активного, спортивного отдыха. И детей таскают с собой повсюду с самого "пупянка". И в рюкзаке на сложном маршруте в горах, и на горных лыжах (с соской видела!), на велосипедах, роликах, каяках и плотах. И тоже не слышала, чтобы родители повышали голос. И как следствие - подростки и юноши, и девушки тоже спокойные, доброжелательные. Я часто гуляла в парке, где после занятий всегда много молодежи. Так вот, я никогда не слышала, чтобы они ругались, выясняли отношения, смеялись или издевались над кем-то, как это у наших бывает. Очень уважительное отношение к старшим. Здесь свою роль играет церковь, я думаю. В костел идут все - от мала до велика, во время служб города просто пустеют. Вот смотришь, как стекаются людские реки в храмы и прямо чувствуешь, что это единый народ.

Ирина, спасибо душевное, что рассказали-поделились! Цветок
Интересно, а какие у поляков сказки? Не доводилось читать?

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 10:55
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Первый, это никчемные зарплаты наших учителей и воспитателей. Ну не будут они развивать творческий потенциал, и не смогут не орать на детей, поскольку нет мотивации.

Наверно. Цветок

Второй момент приведу примером из жизни. Знакомый учитель проводит в школе сборы, взяв за пример существовавшие когда-то пионерские, только без всякой идеологии. Ребята там ставят театральные сценки, номера для КВН, играют, поют под гитару, проводят мастер-классы. Все это он делает на добровольных началах. Дети и родители в восторге, дети разновозрастные, они плачут в последний день, потому что не хотят чтобы все это закончилось, им реально интересно так проводить время. Но вчера на педсовете ему учителя вменяли, что он занимается никому не нужной ерундой (кто эти никому?). Надо учиться и готовиться к экзаменам, надо проводить время с пользой (кто ее определяет, непонятно), а не петь и играть. Вопрос стоит о запрете данного мероприятия.

Ох, вот это серьёзнейшая тема, Марина. "Каллекхтиф"! Экзамены – самоцель. Больно слышать. Но как ему с ними справиться? Как?!!!

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 11:11
Аватар пользователя Tsaritsa

Невозможно не согласиться с автором. Но печалит другое.

«– Почему у англичан такие великолепные ровные газоны?
– Очень просто. Они стригут их. Уже… 400 лет».

Так вот наши "газоны" не "стригут" вообще!
Россия всегда отличалась и отличается в этом плане своим менталитетом.
Поэтому, мне не понятно, как можно воспитывать, когда мы не представляем, в большинстве своём, как это делать?
В этом процессе "коса обычно находит на камень" и возникает вопрос: "что делать?")
И ещё. Мы никогда не станем Чехией потому, что мы Россия.)

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 10:58
Аватар пользователя Tsaritsa

Первый, это никчемные зарплаты наших учителей и воспитателей. Ну не будут они развивать творческий потенциал, и не смогут не орать на детей, поскольку нет мотивации.

В корне не согласна! Никогда материальная составляющая не влияла на интеллект и порядочность. Более того, у нас, чем выше доход, тем меньше порядочности.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 11:01
Аватар пользователя Tsaritsa

Только как добиваться таких результатов не во вред здоровью.

Думаю, Иван Тихонович, что прежде всего, это талант. Его нужно не добиваться, а совершенствовать, а это уже другое...

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Ведруса в Втр, 02/04/2019 - 11:05
Аватар пользователя Ведруса

Интересно, а какие у поляков сказки? Не доводилось читать?

Не доводилось, Игорь. Надо почитать, кстати. Smile

__________________________________

Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:41
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Согласен и с автором, и с комментарием, что результат
воспитания не столько в повседневном обучении, сколько
в генах - от родителей. Какой куст, такие и семена. Если
мама и папа постоянно ругаются, выбрасывают пакеты с бытовыми
отходами на обочины улиц и т. д., точно так и дети будут
поступать. И учи ты его, не учи - то все бесполезно. Вот
чехи этим и берут высоты культуры.
Спасибо. +

Сложно согласиться, что "виноваты" только гены. И "учи-не учи" – ничего не выйдет. Мне думается, родительскую заботу, ласку и внимание отменить нельзя. Невозможно.

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:43
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Да, Николай. Воспитывает не только среда, но и четверг, и пятница и остальные дни недели.

Ай, хорошо!!! Лайк

К своим истокам обратиться не мешало бы.

К розгам, выкручиванию ушей и подзатыльникам? Большая улыбка

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Марина Маринкина в Втр, 02/04/2019 - 11:43
Аватар пользователя Марина Маринкина

Никогда материальная составляющая не влияла на интеллект и порядочность.

Ольга, а при чем здесь интеллект и порядочность.
То ,что есть учителя и воспитатели идейные, я ни разу не отрицаю, как раз и привожу пример подобного учителя.
А когда на хлеб денег не хватает и собственного ребенка одеть в школу не на что, то трудно оставаться идейным. И хорошо работать тоже трудно, руки опускаются.

Более того, у нас, чем выше доход, тем меньше порядочности

Не всегда, знаю много замечательных людей, у которых доход сильно выше среднего, замечательные порядочные люди, высоко-интеллектуально развитые, и дети у них замечательные.
И в том, и в другом случае можно привести абсолютно разные примеры.

__________________________________

С уважением, Маринкина М.

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:46
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Мне кажется, вы противоречите сами себе. В прошлый раз вы писали, что дети должны взрослеть постепенно, они должны пройти период детства, играя со сверстниками. Теперь вы восхищаетесь детьми, которые так много знают, много умеют.

В чём же противоречие? Озадачен

слово за педагогами!

Тут хочется (невольно!) вернуться к рассказу Марины о коллективе педагогов... Озадачен

Поднятая вами тема замечательная. Продолжайте. +
С уважением

Иван, спасибо вам за комментарии огромное! Очень рад.

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:48
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Так вот наши "газоны" не "стригут" вообще!
Россия всегда отличалась и отличается в этом плане своим менталитетом.
Поэтому, мне не понятно, как можно воспитывать, когда мы не представляем, в большинстве своём, как это делать?
В этом процессе "коса обычно находит на камень" и возникает вопрос: "что делать?")
И ещё. Мы никогда не станем Чехией потому, что мы Россия.)

Очень рад за вас! Но мне кажется, в этих вопросах не стоит так уж усердствовать в "наших-не наших", "они-мы". В конце концов дети везде дети, а родители всегда родители. Это объединяет.

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 11:49
Аватар пользователя Tsaritsa

Ольга, а при чем здесь интеллект и порядочность.

Мариночка, вот они-то как раз при многом! Они при всём!

А когда на хлеб денег не хватает и собственного ребенка одеть в школу не на что, то трудно оставаться идейным.

При чем идеи? Не будь идейным. Будь просто добрым. Или голодный не может быть добрым?

Не всегда, знаю много замечательных людей, у которых доход сильно выше среднего, замечательные порядочные люди, высоко-интеллектуально развитые, и дети у них замечательные.

А кто говорил, что всегда? Конечно не всегда.
Но все мы знаем и противоположных. Вон их каждый день по ящику показывают. Далеко ходить не надо.)

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:50
Аватар пользователя Игорь Шляпка

В корне не согласна! Никогда материальная составляющая не влияла на интеллект и порядочность. Более того, у нас, чем выше доход, тем меньше порядочности.

А вот тоже очень резонно, кстати. Цветок

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:51
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Думаю, Иван Тихонович, что прежде всего, это талант. Его нужно не добиваться, а совершенствовать, а это уже другое...

С другой стороны (родительской) ласка, забота и любовь – не причина болезней и плохого здоровья. Это точно. Цветок

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 11:52
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Не доводилось, Игорь. Надо почитать, кстати.

Вот-вот! Очень интересно. Цветок

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Марина Маринкина в Втр, 02/04/2019 - 12:03
Аватар пользователя Марина Маринкина

Или голодный не может быть добрым?

Очень трудно. Когда покушаешь, сразу добреешь. Подмигивание Smile


И еще, Ольга, знаете, тут наверно важно другое. Мне кажется, раньше в учителя и воспитатели люди чаще шли по призванию. Хотелось им работать с детьми, хотелось передавать знания, развиваться вместе с ними, учить хотелось.

Есть ли сейчас такое призвание у молодежи - это вопрос. Все-таки 90-е годы сильно многим жизнь подпортили. Порядочность немного испарилась в некотором количестве населения. Smile

__________________________________

С уважением, Маринкина М.

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 12:02
Аватар пользователя Tsaritsa

Очень рад за вас!

А я за вас.)

Но мне кажется, в этих вопросах не стоит так уж усердствовать в "наших-не наших", "они-мы".

Игорь, а кто из нас усердствует? ) Мне показалось, что вы.)
А я просто говорю правду, глядя на жизнь. А она у нас чаще такая.

В конце концов дети везде дети, а родители всегда родители.

Это да... Но мне кажется дело пока не совсем в этом. Дело в том, что родители, хоть и везде родители, но везде разные. В этом-то и проблема, уж коль мы поднимаем этот вопрос.))

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Тульский в Втр, 02/04/2019 - 12:08
Аватар пользователя Тульский

Разные!

__________________________________

Искатель

https://www.newauthor.ru/blogs/tulskij

Тут все мои творения.
Да с аннотацией.

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 12:08
Аватар пользователя Tsaritsa

И еще, Ольга, знаете, тут наверно важно другое. Мне кажется, раньше в учителя и воспитатели люди чаще шли по призванию.

Да, Марина. И по призванию, да и вообще человек чище был морально.
И вопрос денег не стоял так остро. Все имели то, что имели некому было завидовать. А расслоение общества никогда не способствовало правильному воспитанию моральных качеств. Как тут ни крути.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 12:11
Аватар пользователя Игорь Шляпка

А я просто говорю правду, глядя на жизнь. А она у нас чаще такая.

Спору нет. Цветок

Это да... Но мне кажется дело пока не совсем в этом. Дело в том, что родители, хоть и везде родители, но везде разные. В этом-то и проблема, уж коль мы поднимаем этот вопрос.))

Хороший вопрос! Почему родители везде разные? Почему бы им всем не любить своих детей одинаково. Ведь дети-то, малыши, уж точно ничем не отличаются! Озадачен

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 12:14
Аватар пользователя Игорь Шляпка

Разные!

Ван Гога на мыло! Большая улыбка

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Игорь Шляпка в Втр, 02/04/2019 - 12:13
Аватар пользователя Игорь Шляпка

А расслоение общества никогда не способствовало правильному воспитанию моральных качеств. Как тут ни крути.

Какого общества? Тут бы уточнить. Подмигивание

__________________________________

«Слушать истории – моё любимое время суток»

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 12:26
Аватар пользователя Tsaritsa

Почему родители везде разные?

Так ить даже близнецы и те разные.)))

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 12:29
Аватар пользователя Tsaritsa

Какого общества? Тут бы уточнить.

Любого. Даже обезьяннего, в том случае, если одних будут держать на воле с пальмами и бананами, а других в клетке и впроголодь.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Tsaritsa в Втр, 02/04/2019 - 12:31
Аватар пользователя Tsaritsa

Почему родители везде разные? Почему бы им всем не любить своих детей одинаково.

Игорь, вы начали задавать риторические вопросы.))) На них так и хочется ответить: да патамушта! Большая улыбка

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)