02. Приоритеты воспитания
Мало того, что не тем пугали, так ведь, похоже, и учили не тому.
В первом классе меня до одури тренировали писать пером, макая его в чернила. Нет, нет, я не ровесник Пушкина, и на дворе уже стоял ХХ век, просто, как уверяли педагоги, это должно было привить усидчивость. Что за чудо-юдо такое, «усидчивость», и теперь не знаю, а перо никогда больше в руки не брал, но времени на бесполезное занятие убухал вагон.
А когда появились калькуляторы! Детям запрещали носить их в школу. Ничего не напоминает? Ведь сегодня совершенно такая же история с телефонами и прочими гаджетами. Но причина табу, наложенного на калькуляторы (в то время они ещё не были просто картинкой на экране смартфона, а представляли собой увесистую пластиковую коробку), была во сто крат смешнее. Считалось, будто автоматика могла помешать ребёнку «считать в уме»!
И какой только ерунды в этот бедный «ум» не вкладывали. От таблицы умножения и правил деления «столбиком» до стихов на мёртвой латыни. А изготовление табуреток в те дни, как другие уже паяли первые компьютеры? А дурацкое рукоделие, когда швейные машины уже умели всё, разве что не петь?
Не думайте, будто я ругаю столярное дело или умение кроить и вышивать. Отнюдь нет. Я говорю о другом. В детстве нас учили знаниям и навыкам, которые не успели пригодиться даже в юности. Устарели. Ведь нынче за одно поколение перестаёт быть востребованной пятая часть всех профессий.
Эти примеры показывают (вы наверняка вспомните что-то подобное) – детей либо учили навыкам вчерашнего дня, либо не давали пользоваться тем, что станет полезным завтра. По большому счёту, это напоминало разгребание никому не нужных, битых черепков в древнем кургане.
А пока ребятки весело бежали вперёд… спиной, время детства истекало.
Тик-так, тик-так...
А когда появились калькуляторы! Детям запрещали носить их в школу. Ничего не напоминает? Ведь сегодня совершенно такая же история с телефонами и прочими гаджетами
Просто безобразие! Я так считаю! Привычка запрещать и не пущать - это наше, живое!!! Только вот так кто-то подумает: а зачем в школу вообще ходить? Можно ведь по интернету общаться! Скайп включил и сиди себе дома! Это же какая экономия получается! Не надо тратиться на дорогу, можно школьные автобусы пустить на продажу... Здания школ тоже не надо содержать и отапливать зимой, вместо этого там можно продуктовые магазины открыть или кулинарию, пирожки продавать! Бюджет образования пополнить! А учителя пусть дома сидят за компьютерами... Меньше сплетничать в учительской будут... Да и конфликты с учениками исключены. Психанул какой пацан за полученную двойку, схватил топор, а дома никого! В крайнем случае табуретку расколет, зато все живы здоровы!
Замечательная идея!
OLEG
Фраза заставила задуматься...
Действительно, а чему меня такому научили в школе? Ну читать, считать, писать - это понятно... А чему такому, что потом практически пригодилось в жизни... И тут приходит на ум прежде всего производственное обучение. В школе в 9 и 10 классе я проходил обучение на уроках труда в подшефной автобазе и получил права водителя... кроме того могу самостоятельно поменять колесо, зарядить аккумулятор, проверить зажигание...
Еще в школе с учителем географии мы ходили в походы и он научил нас ставить палатку, "чтобы аж звенела", разжигать костер с одной спички...
Учитель рисования научил фотографировать и видеть в простом красивое...
Всех их вспоминаю с благодарностью, моих дорогих учителей. Может мне просто повезло с наставниками?
OLEG
Олег, вы с удивительной точностью нарисовали портрет школы (да и всего образования!) совсем недалёкого будущего. Местами этот портрет актуален уже сегодня. Сотни тысяч студентов и школьников уже учатся именно так.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Несказанно! Несказанно повезло, Олег!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Уважаемый, Игорь! А вы не думали о том, что появлению ваших замечательных стихов вы обязаны именно чистописанию, что благодаря ему вы нестандартно мыслите и оригинальны в своих суждениях! Будьте объективнее к советской школе, за этой "техникой" мы теряем, что-то человеческое, а оно гораздо важнее...
Интересно, а что именно?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Новое поколение больше волнуют "лайки", внешний антураж, успех, но не мысли, чувства, внутренний мир человека, вы со своими стихами им не интересны... (Простите)
Очень верно. Но ведь так происходило всегда. Новое поколение – другая жизнь. Пытаться заставить "их" жить прошлым (моими стихами, например, чернилами или калькуляторами) было бы ошибкой. Именно об этом я и сказал.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Меня по этому поводу очень порадовал препод в институте, он сказал об очередной лекции, что эта информация вам на фиг не нужна, потому что нигде уже не применяется, но из программы ее не убрали. А посему будем изучать.
И в школе все тоже самое. Мало учителей, которые готовы отступить от программы и дать что-то реально современное и нужное.
С уважением, Маринкина М.
А может это мы задаём им "вектор их развития", как в своё время нам - и вот он результат... Может Человечество выбрало не тот путь...
Это именно так. Ведь мы говорим не о "базовых" навыках письма и чтения. И ничего не критикуем. Хорошо бы догадаться, а как школа с институтом могут научить знаниям будущего?!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Не думаю, что "мы" способны задавать "им" вектора. Какие бы то ни было.
Какой вектор получили вы, например?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Я, мои семнадцать, это перестройка, полная безнравственность, чернуха, алчность и вседозволенность... А если бы ещё и школа шла в ногу со временем...
Хочу отметить отличие современной школы, где "предоставляются услуги"по образованию, от советской, где кроме образования еще и воспитанием занимались. Будущее образования мне видется в большом негативе, по крайней мере для большинства ( кроме золотого миллиарда).
Лексеич
Простите, но вы сменили тему... Тема: учат ли детей в детстве тому, что им действительно пригодиться позже в жизни.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Олег, при всём уважении, речь не о "советской школе" (дай бог ей здоровья). И не о перспективах образования. Интересно лишь: учат ли детей в детстве тому, что им действительно пригодиться позже в жизни. И если да, то чему именно?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
А название "Приоритеты воспитания"? Я о воспитании, а угадать, что кому пригодится просто невозможно, но база должна быть, стоит знать "где ноги растут". Лично меня пугает перспектива, если основным предметом в школе станут уроки, как правильно сделать селфи!
Дурь, конечно, штука безграничная, но, уверен, до этого не дойдёт. Хотя... а что плохого в сэлфи?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
А все потому, что технологии развиваются быстрее, чем перестраивается человеческое сознание. Тема интересная. +
С уважением
Глебов Иван Тихонович
Причина именно в этом!
Спасибо, Иван!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Не знаю, думал ли Игорь, а я думала. Всё, о чем вы пишете, Наталья, относится к геному человека, но никак не к чистописанию.) Вы заметили, что ни одно чистописание и ни одна перьевая ручка, не научили человека красиво писать. Почерк человека не сломать, как и отпечатки пальцев. Это тоже генетика. И тем более к умению писать стихи, чистописание никак не относится! Хорошо, если эта "усидчивость" не навредит.)
А наша школа всю жизнь пытается сломать хоть что-нибудь!
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Так ведь живя "за бугром" с обратной стороны, человек жил только своими собственными представлениями, не видел дальше собственного носа и думал, что "каменный век" вечен.))
Учителя воспитывали так, как воспитывали их. А откуда было знать, что можно иначе? И зачем иначе.
А прогресс бежит вперёд семимильными шагами. Время сбесилось. Что такое сейчас перьевая ручка по сравнению с прогрессом, к которому пришло человечество за какие-то полвека?
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Этого нельзя знать сегодня потому, что мы даже не можем себе представить, как может измениться жизнь и человек ещё через пятьдесят лет.
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Нечему возразить.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Выходит, школа безнадёжно отстаёт?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Вот это и есть главный вопрос, Оля! Главный. Чему учить детей (если это вообще возможно!) сегодня. Всё устаревает раньше, чем они успевают встать с горшка.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Да. И это естественно! Мы можем учить только тому, что нам уже известно.
Но завтра это будет не актуально.)
Но азам учить надо. Куда без них. Другое дело, что и азы меняются на глазах.)
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Точно, Игорь! Сегодня и дети под стать времени рождаются. Атомные какие-то. Вон даже программы по телевизору идут. "Лучше всех", например. Ну чему мы можем научить этих "гениев"? Скорее такой трехлетний ребёнок сможет обучить школьного учителя.)
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Простите, Игорь, но невольно хочется отойти от темы. Наблюдая за жизнью, понимаешь, что человек букашка и его мозг, это лишь устройство, которым кто-то управляет. Исходя из жизненных наблюдений, думаю, что человека просто как биологический организм, нельзя воспринимать. А ведь многие склонны к этому.
Может быть эту тему надо развивать в школе?
Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)
Не очень это умно, правда же? Надо искать выход!
И тут правда. Безвыходное, казалось бы, положение!
«Слушать истории – моё любимое время суток»