06. Предатель
На следующий день Пашка зашёл на городской Почтамт. Отправил матери бОльшую часть своей первой получки. В перевод он вложил совсем маленькое письмецо, пару предложений:
"Жив, здоров, устроился на работу. У меня всё хорошо, не волнуйтесь."
Писать и читать Пашку научил ещё отец. В их деревне школы не было. Потом сам Пашка обещал и Танюхе научить её читать, да вот, не успел.
"А теперь когда я опять их увижу, мать и Танюху? - с горечью подумал он, - с работы этой никак и не вырвешься".
И ему в очередной раз вдруг остро захотелось бросить всё и уехать обратно, в деревню. Но Пашка усилием воли прогнал назойливые мысли. Вместе с письмом он отправил кулёк жжёных леденцов и несколько красивых разноцветных ленточек для сестры, которые купил накануне в лавке. Яркие и красивые, в косы вплетать. В их деревне таких точно не достанешь.
Пашка уже вышел из здания почтамта, сунул руки в карманы, и его правая рука наткнулась на завалившийся в глубокий карман небольшой металлический предмет.
Он вытащил этот предмет, и ладонь его дрогнула. Это был тот самый медальончик со святой Ксенией, который Сибирцев просил передать своей жене. В сознании Пашки почти сразу же отчётливо всплыл адрес: Никольская улица, дом 5, квартира 14. Екатерина Сибирцева.
Пашка сплюнул, достал папиросу, закурил. Появилось невероятное искушение выбросить медальон и вообще обо всём этом забыть. Но перед глазами возник умоляющий взгляд расстрелянного.
"Чёрт, пообещал же ему на свою голову", - подумал парень, поднял воротник и, засунув руки в карманы, медленно побрёл в сторону Никольской улицы. Находилась она не так уж близко от почты, Пашке пришлось пройти целый большой квартал. Он миновал ту небольшую белую церковь, где тогда случайно встретился с Еленой. И при воспоминании о Елене его сердце болезненно сжалось. Пашка тряхнул головой, стараясь прогнать ненужные мысли и ускорил шаг. Вот и дом под номером пять. Трехэтажное серое каменное здание всего лишь с одной массивной парадной. Пашка открыл тяжёлую дверь, вошёл. Квартира 14 находилась на втором этаже. Он подошел к светло-коричневой двери и нажал кнопку звонка.
Послышались шаги, затем звякнул открываемый замок, и дверь приоткрылась на длину короткой цепочки. В узкую щель на него посмотрел встревоженный женский взгляд.
- Вы Екатерина Сибирцева? - прямо спросил Пашка и сунул в лицо женщине своё удостоверение, - открывайте.
Женщина как будто тихо охнула, но через пару мгновений, вероятно, собравшись с духом, отворила ему дверь. Пашка шагнул в прихожую, и женщина отступила назад. Совсем невысокого роста, миниатюрная, но очень симпатичная. У неё были волнистые каштановые волосы и большие миндалевидные глаза ясного и чистого изумрудного цвета. И длинные темные ресницы. Она широко распахнула их, уставившись на Пашку и непроизвольно отходя вглубь коридора. За её спиной Пашка увидел мальчишку лет десяти, который с таким же испугом смотрел на него.
- Коля, иди в комнату, - обернувшись шепнула женщина, и ребенок послушно скрылся за дверью.
Сибирцева посмотрела на Пашку, прижав руки к груди. И он опять почему-то отчётливо вспомнил Елену.
- Что... и меня... тоже? - запинаясь проговорила Катерина. И Пашка понял, что она имеет в виду свой арест.
- Нет, успокойтесь, - быстро проговорил он. Засунул руку в карман и вытащил медальон. - Просто ваш муж попросил меня передать вам это.
Он протянул ей медальончик, и женщина какое-то время, несколько секунд непонимающе смотрела на него. Затем она схватила серебристый овал с изображением святой из Пашкиных рук, прижала к губам и поцеловала. Её лицо исказилось, из глаз побежали слёзы. И Пашка понял, что она обо всём догадалась.
- Когда? - прошептала женщина, - когда это произошло?..
И Пашка понял, что она спрашивает, когда был расстрелян её муж.
- Вчера, - ответил он, стараясь говорить, как можно равнодушнее. - Вчера днем.
Катерина стояла молча, как оглушенная, по прежнему прижимая медальончик к губам.
Пашка смущенно кашлянул.
- Ну, прощайте, - буркнул он ей, - дверь не забудьте закрыть.
Повернулся и вышел из квартиры. Тяжёлая дверь медленно захлопнулась за ним и, уже спускаясь по ступеням, Пашка услышал раздавшийся за дверью страшный женский крик.
***
На душе опять было тоскливо и муторно. Надо было возвращаться в ЧК, но Пашка сам не заметил, как ноги принесли его к дому, где жил Грановский. И Елена. Он сам не знал, зачем пришёл сюда, но сейчас зачем-то стоял с другой стороны улицы под навесом небольшой керосинной лавки и смотрел на дверь дома. Как будто из неё с минуты на минуту могла выйти Елена.
Пашка вдруг совершенно отчётливо понял, что ему остро, невыносимо, до боли хочется её увидеть. Это было какое-то наваждение, ничего подобного раньше Пашка никогда не испытывал. И это новое непонятное чувство удивляло и пугало его. Но он отчего-то совсем не хотел с ним бороться. Минуты шли... потихоньку стало темнеть, начал накрапывать мелкий дождик. А Пашка всё смотрел на дверь дома и на окна, пытаясь догадаться за которым из них находится квартира Грановского. Тогда он запомнил, что это был третий этаж. А на окнах кухни висели белые кружевные занавески. Но сейчас уже стемнело настолько, что не только занавески на окнах, но и сам дом было плохо виден. Конечно, чуда не произошло, и Елена не появилась.
"И выходит она наверное редко, - подумал Пашка, - все-таки у неё ребёнок маленький. Да и Грановский наверняка её особо никуда одну не отпускает"
Его рука непроизвольно сжалась в кулак и он, достав ещё одну папиросу, выкурил её, уже совсем собираясь уходить. Но вместо этого почему-то бросил взгляд на вывеску с надписью "Самый лучший керосин в городе" и зашёл внутрь.Над дверью звякнул маленький медный колокольчик. Из-за прилавка на Пашку внимательно посмотрел невысокий полноватый мужчина с темными усами и сединой на висках.
- Чем могу помочь? - заискивающе спросил он.
Пашка подошёл к прилавку, на ходу обдумывая вопрос, который всё это время вертелся у него в голове.
- Вечер добрый, - поздоровался Пашка. - Я не за керосином...
На лице торговца выразилось явственное сожаление и страх перед представителем ЧК.
- А... зачем же зашли, товарищ? - спросил он, слабо улыбнувшись.
- Да узнать кое-что.
Пашка облокотился на прилавок.
- Об одном человеке. Это молодая женщина, живёт в доме напротив.
Продавец керосином понимающе кивнул, но испуг в его глазах по-прежнему не проходил.
- Что за женщина? - спросил он.
- Фамилии я не знаю, - ответил Пашка, - а звать её Елена. Стройная, красивая, светлые волосы, глаза большие, карие. У неё ещё дочка маленькая, Настя, лет пяти.
Керосинщик посмотрел на него с ещё большим испугом.
- Знаю её, - наконец сказал он, - за керосином ко мне заходит частенько. Только, товарищ, - он внимательно посмотрел Пашке в глаза, - она женщина несвободная. Так что не советую я вам...
- Я в курсе, - улыбнулся ему Пашка, - просто спросил. А за керосином-то она часто заходит?
- Давненько уж не была. Так что на днях наверное зайдет.
- А когда обычно заходит? - продолжал допытываться Пашка
- По утрам обычно, - признался торговец. - Часов в девять-десять.
- Ну, добро, - кивнул Пашка, - спасибо.
- Только не советую я вам, товарищ, - повторил керосинщик, уставившись на Пашку своими небольшими чёрными глазами, - женщина она несвободная. Как бы чего не вышло...
- Я знаю, - просто ответил Пашка.
Керосинщик посмотрел на него с удивлением, но ничего не сказал.
***
Через пару дней, улучив свободное время в утренние часы, Пашка вновь пристроился под навесом уже знакомой керосинной лавки. Утро начала ноября было на удивление ясным, светило холодное осеннее солнце. А Пашкино сердце почему-то учащённо билось. Он стоял так уже минут сорок, не отрывая взгляд от заветной парадной.
И вдруг, его сердце на мгновение как будто остановилось, а потом застучало ещё быстрее и сильнее. Дверь парадной открылась, и из неё вышла худенькая светловолосая женщина в тёмном пальто и белом пушистом платке. Это была Елена. Одна, без дочки, и Пашка подумал, что девочка еще спит или с ней опять сидит соседка.
Елена быстрым движением поправила на плече ремень сумочки, ступила на мостовую. Она уже перешла улицу, подошла к керосинной лавке, была уже у самой её двери, когда Пашка вышел из-под навеса и негромко окликнул женщину по имени. Елена нервно обернулась, заметила Пашку. Лицо её очень побледнело, и он увидел страх в её больших тёмных глазах.
- Паша, зачем ты здесь? - тихо спросила Елена.
Замечательная интересная глава, Ирочка, впрочем, как и все предыдущие И мой первый плюс+++
Пашка, конечно, очень рисковый, что начал искать встречи с Еленой, у меня уже несколько сценариев в голове.
Очень сильная сцена встречи с Екатериной, написано мастерски, как будто кино увидела.
Вообще повесть получается великолепная!
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Хорошая работа, Ира! Очень бы хотелось почитать, чем же все закончилось
О.Виноградова
Я надеюсь на хороший конец!
Марина Веринчук
Слова, слова, слова... (с)
Очень интересно.+
Охохо, доиграется Пашка. Ну и ладно, надо бы обуть Грановского. Ира
Женщины во всем решительнее. И в любви, и в смерти, и вообще...
http://e-lu.demiart.ru/emoticons/roman.o1a.html
Рискует Пашка понемногу. +
Тяжелая сцена, конечно... Тем более, Пашка не их тех, кому нравится вызывать в людях страх при своем появлении +
О.Виноградова
Как он угадал в нем чекиста? На ум приходит только одно: все они тогда ходили в кожаных фуражках и кожаных пиджаках.
Но Пашка мог бы и сказать:
Я не за керасином, я из ЧК...
Читаю дальше(+)
OLEG
ну, вот такой вот характер, влюбчивый))
Огромное спасибо, Мариночка! Рада, что интересно читать)))
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Бедная! Хорошо, хоть сын у нее остался...
Вот зачем, спрашивается? Пашка же ее толком еще не знает, такую влюбленность с одного взгляда можно пережить, перетерпеть. А когда начнут общаться, поцелуются первый раз - тогда будет уже слишком поздно!
Ирочка +++
Все на свете можно исправить, кроме смерти.(С)
Оля, спасибо за отклик! Рада тебе
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Я тоже) Трагедий и в жизни хватает...
Марина,
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Приятно, что сохраняется интерес)
Спасибо, Игорь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Похоже Пашка влюбился и это опасно...+ Жду продолжения.
вот и я так думаю
Катя, спасибо!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Спасибо, что читаете, Ирина!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
да и таких историй было немало в то время.
Оля,
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
наверное, поэтому. надо менять имидж))
Олег, рада Вам!)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
ну, молодой ещё совсем, дурной. Первая любовь, крышу сорвало и тэдэ(
Яночка, очень рада тебе! Спасибо, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Спасибо, Лариса!
Постараюсь скоро выложить)
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Отличная глава. Столько возможных вариантов развития сюжета. Жду продолжения. +
gamayun
Драматично все. Ясно, четко. Но ощущение, что не хватило времени то ли на отлежку, то ли на вычитку. Вот это посмотрите, пожалуйста:
По содержанию позвольте отметить одну деталь:
Узнав о расстреле мужа, женщина вела себя так сдержанно, крик потом представляется неправдоподобным. Такие не кричат, мне кажется. Как вы думаете?
И длинные темные ресницы. Она широко распахнула их,
Поправь, Ир.
Ох, Пашка, чё творит, влюбился. Пропал парень. Ира
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Спасибо, что читаете, Светлана!
Продолжение выложу чуть попозже.
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Спасибо большое за отклик и замечания, Лилия!
посмотрел взгляд - это, наверное, не очень хорошо. Хотя, у Николая Островского в его "Как закалялась сталь" есть такой момент, например:
- да, "странное" - лишне, буду править.
Ну как сказать - сдержанно. Она ведь сразу заплакала. А закричала тогда, когда чужой человек ушёл. Я думаю, при посторонних такие люди не кричат, а наедине как раз могут дать волю своим чувствам.
Лилия, спасибо еще раз за Ваше мнение! Оно для меня ценно!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Да, Ир, не говори. Совсем от рук отбился ))
Спасибо большое, что читаешь!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Влюбился Пашка. А это в данной ситуации опасно для его молодой жизни. Ирочка, мой + Я дальше.
опечатка
Отличная глава!
опасно(( но что поделать...
Спасибо большое, Света!
Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
(с) Джордж Оруэлл "1984"
Как бы Пашка не заигрался вконец. +
В порядке не очередности