03. Поэзия и проза странствий. Этимология, блин! (окончание)
Не припомню, кто именно начал описывать путешествия древнегреческих героев, но именно с мифов, видимо, повела отсчёт travel-литература. Ко времени пилигримов, на которых мы остановились в прошлый раз, она уже достигла небывалого расцвета. Свой вклад в это дело вложили Крестовые походы. Они, в свою очередь способствовали торговле. Торговля – мореплаванию. Мореплавание – открытию новых стран и континентов… Приключенческие цели путешествий сменяли цели религиозные, те в свою очередь, уступали торговым приоритетам, торговые – военным. Всё перемешалось и заверте…
Но забавнее всего, что смысл слова «путешествие» не изменился ни на йоту. Как было перемещение «с места на место», так и осталось. И при монголо-татарской империи, распростёршейся от Тихого океана до Альп и заложившей сухопутные торговые пути между Европой и Китаем, и после дальних плаваний Марко Поло с Ваской-да-Гамой, и Колумба с Магелланом…
Перелистывая (упомяну только о русскоязычной лексике) многотомник Владимира Ивановича Даля, я, к удивлению, обнаружил, что искомого понятия в нём вообще нет. О, как!
Единственное, что удалось откопать, скромные останки старославянского «путь» (дорога), которое встречается с XI века.
Это слово происходит от индоевропейской основы со значением «идти», «ступать». Изначально словом «путь» называли дорогу через реку (брод), от латинского pons (мост), которое тоже образовано от индоевропейского корня. В XIV веке слово «путь» приобрело более широкое значение: так стали говорить о дороге, направлении вообще. И только-то.
Хочешь не хочешь, а пришлось вспомнить о полузабытом ныне «хожении».
Хожения — форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Другое название этого жанра, что забавно, «скаска».
В ранний период хожения писались паломниками в Палестину и Константинополь.
Первый литературный хит в этом жанре создал Игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую землю в 1104—1106 годах. Он описал своё странствие в книге «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», которая является одним из наиболее заметных произведений древнерусской литературы и сохранилась аж в количестве более 150 списков. Вот (потерпите!) выдержка из этого текста:
"От Царьграда надо идти по морскому берегу триста верст до Великого моря. До Петалы-острова сто верст; это первый остров на узком море; там залив хороший, и там находится город Ираклия Великая. А против того города святое миро выходит из глубины морской: тут много святых мучеников утоплено мучителями. От Петалы-острова до Калиполя сто верст, а от Калиполя до города Авида восемьдесят верст. Против того города лежит святой Евфимий Новый. А оттуда до Крита двадцать верст, и там – выход в Великое море: налево – к Иерусалиму, а направо к Святой горе, к Солуни и к Риму. А от Крита до острова Тенеда верст тридцать".
Ничего не напоминает? С места на место, с места на место...
Впоследствии этим делом (хожением и описанием его) занимались Антоний, Игнатий и Авраамий, но по популярности всех обскакал Афанасий (тот, что Никитин), который заменил в своём опусе религиозное содержание на торговое и каким-то чудом угодил в обязательную школьную программу.
Как ни крути, а и «хожение» от «путешествия», таким образом, ничем не отличается.
Сами знаете, что с тех пор литература о странствиях пухла, как осенние дождевые облака, проливаясь на читателя потоками описаний, начиная с фантастики Жюля Верна и заканчивая… Нет! Вообще не кончаясь по сегодняшний день.
А в итоге, повторюсь, смысл, содержание и суть слова «путешествие» никак не отреагировали на весь этот транспортный прогресс и туристический бум.
С места на место, с места на место, с места… Последний раз спрошу, и чо?
Понравилось +
Так зовет нас что-то или кто-то изнутри нас... Куда бы мы ни отправились, на самом деле это все часть нашего главного путешествия - вглубь себя
тут главное не заблудиться. А то "ушел в себя, вернусь не скоро"...
Золотые слова! Нужны правильные ориентиры, а лучше - сертифицированный гид
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Алла, что именно?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
И мне так показалось. Во всяком случае, очень похоже на правду. Зовёт.
Но почему эта "доисторическая" тяга к перемене мест (названная единственным словом "путешествие") всё ещё живёт в нас?
Да что там живёт! Крепчает.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
А почему нет? Так ли важно обязательно (и скоро!) вернуться? Зачем?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
А почему бы не идти всё время прямо? И не оглядываться. Почему?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Ирина? Что означает этот загадочный "цветочек"?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Я в дороге. Путешествую
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Вононочо! Поделитесь парой слов о путешествии!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Конечно!!!!
Не говори Богам, что ты в беде. Скажи беде, что ты с Богами.
Сердце зовет исследовать его глубины
Да можно, конечно, только там может быть яма, после которой костей не соберешь, или людоеды, которые съедят и косточек не оставят, или пожар, из которого не выберешься, или лес, в котором заблудишься, или океан, который ни на чем не переплывешь, и т.д. и т.п. Оглядываться не надо, но и на грабли, пожалуйста, наступать не стОит. А вот когда ориентиры правильные, а кроме того с тобой есть люди, которые уже на этом пути собаку съели, почти стопроцентный шанс не попасть в расставленные ловушки.
Валяйте тут!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Согласен! Но почему зовёт? Что его тревожит? Почему, в конце-то концов, на месте не сидится?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Волков бояться, в лес...не соваться.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Потому что душа по природе своей активна и хочет найти себя наконец-то
??? Пьяна? Слепа? Безумна?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Игорь, тут речь о здоровом страхе, который как раз помогает дойти до цели. Когда мы слышим свое сердце очень хорошо, то нам никакие проводники и ориентиры не нужны, потому что сердце - главный проводник и ориентир, но пока различные помехи заглушают точные сигналы души, правильные ориентиры и проводники быстрее приведут нас к цели
скорее в полудреме находится Пьяны, слепы и безумны наши чувства без ее чуткого руководства, а она же пока еще не совсем проснулась
Тут я немного запутался. С "помехами". Но это не важно. Всё гадаю, в чём же "цель" путешествия? Почему искать себя мы (иль наша душа, или сердце...) должны за тридевять земель? В "другом месте"? Вот загадка.
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Да что с ней такое? Кто она вообще?
«Слушать истории – моё любимое время суток»
+ надоже Интересно
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Очень рад!
«Слушать истории – моё любимое время суток»
Да не должны, но поскольку этого не понимаем, то и тянет нас в путешествия, хотя все уже есть и так.
Цель путешествия - найти себя, понять, кто мы и зачем живем.
Душа это мы и есть
Истина
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Уверен, рассуждать об этом гораздо удобнее (эффективнее!) сидя в кресле у камина с бокалом вина, чем под стук вагонных колёс, или трясясь по тундре в санях за оленьей упряжкой...
«Слушать истории – моё любимое время суток»