Военрук
По разному доводилось мне отмечать День Советской Армии. В компаниях весёлых и не очень. А случалось, что и в одиночестве.
Иной раз в этот день балык бурбоном запивал, а то праздничным столом служил пустой перевёрнутый ящик, да из угощения — консервированная гречневая каша. Холодная.
Всяко бывало, но неизменными уже много лет остаются полстакана водки. Без тоста. Не закусывая. Молча...
В былые времена в старших классах преподавали НВП. Кто не знает — Начальная военная подготовка. Нынешний её аналог — ОБЖ.
Мда. Получается прежде учили воевать, а теперь спасать свою ж... Хм... Ну ладно, жизнь.
Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что и тогда во многих школах НВП считалась предметом второстепенным — чуть менее значимым чем Труд, чуть более чем Пение.
Я учился в обыкновенной общеобразовательной десятилетке. Школа наша ничем бы от тысяч таких же не отличалась, если бы не военрук. Преодолев небрежение педагогического сообщества к своему предмету, он добился его фактического признания если не важнейшим из прочих, то уж точно, одним из основных. И пожалуй, никто из учителей не обладал среди старшеклассников — хоть разгильдяев, хоть "ботаников" — авторитетом большим чем военный руководитель.
Помню, раз заглянул он к нам на урок физкультуры. Там юношеская половина класса поочерёдно, корча гримасы, извивалась подобно пойманным червям, стремясь выполнить норматив по подтягиванию. Военрук наши потуги никак комментировать не стал, но молча подошёл к турнику, и дождавшись когда тот освободится, подпрыгнув, ухватился за перекладину.
Пять подъёмов переворотом сделал даже не раскрасневшись. Стоит, кальсоны из-под форменных штанов вылезли, а он, на нас глядя ухмыляется. Постоял чуть, и так же молча вышел.
Замечу, что годов ему в то пору было под шестьдесят. Он ведь ещё, хоть под конец войны, но повоевать успел. На той самой, на Великой Отечественной. Рядовым артиллеристом.
Многим, и мне в их числе, от военрука порой доставалось. За дело, чего уж там. Однако, не могу припомнить случая, чтобы он, при том, выходил из себя, кричал, и даже просто повысил голос. Вот в выражениях иной раз не стеснялся, но всегда спокойно и с этаким грубоватым солдатским юморком.
Что ж, военрук был военным. Настоящим военным. Я не сказал настоящим офицером, или солдатом. Военный, по-моему, не профессия, но сущность.
Сейчас попробую объяснить. Вот картинка.
Урок НВП. После обязательного приветствия, класс расселся по своим местам. Военрук, как всегда, в форме, подтянут, аккуратно подстрижен и гладко выбрит, источая запах ядрёного одеколона, диктует:
— Записываем тему сегодняшнего занятия: организация и вооружение мотопехотного отделения наших врагов, в скобочках — США.
Кто-то уз класса тянет руку, и получив разрешение, задаёт вопрос. Каверзный, как ему, должно быть, кажется:
— Товарищ майор! А почему у нас отделение называется мотострелковым, а у них мотопехотным?
Военрук, по своему обыкновению, закатывает глаза, почмокав губами, с минуту раздумывает, и тогда только произносит:
— Хороший вопрос. Отвечаю. Принципиальной разницы никакой, но у американцев всё через ж*пу. Ещё вопросы?
Оглядывает класс, кивает.
— Нет вопросов. Записываем...
Он никогда не заставлял учить его предмет. Да, я и не учил, вроде. Но вот, поражающие факторы ядерного взрыва помню по сей день наизусть. Ночью разбуди, спроси — отвечу. И классификацию отравляющих веществ по действию на организм человека. Основные части и механизмы автомата Калашникова и унифицированного запала ручной гранаты. Даже, чёрт возьми, обязанности дневального. Это не из армии знания, а со школьной скамьи. А ведь, тридцать лет с той поры минуло!
Была в этом человеке некая спокойная сила, какая-то абсолютная уверенность. Он говорил — его слушали. И слушались.
Дипломированные педагоги, надо думать, приходили в ужас от его методов, но именно он, военрук, воспитывал из патлатых сопляков мужчин.
Понятия не имею что с ним сейчас. Во времена моей юности он был уже далеко не молод, и теперь, скорее всего, его нет в живых. Однако точно я этого не знаю, и потому никогда не пью ни за его здоровье, ни за помин души.
23 февраля я, как всегда, подниму свои полстакана водки. Молча. Но про себя скажу:
— За тебя, Алексеич!
интересно написано. когда я учился - в соседней области военрук погиб - лег на гранату, закрыв детей. каким образом она оказалась боевой не помню. но это другая история. за Вашу +
Помню уроки НВП, и стрельбу в тире. Приятная ностальгия от рассказа! ++++++
Если ты говоришь с Богом - это молитва; если Бог говорит с тобой - это шизофрения.
Нужны в школе мужчины-преподаватели, чтобы мальчишек воспитывать мужчинами. Хорошо написано +++++++++
Аверина Татьяна.
Вот ничего себе аналог ОБЖ. Да, и мне наш запомнился, ни имя ни отчества не вспомню, а образ врезался в память. Где б еще узнала про РГД-5, а еще с мелкашки кто бы дал в таком возрасте? Команда: "Газы", противогаз на морду лица и 5 кругов вокруг школы. А нам нравилось.
Рассказ отличный!
Только, умоляю, не добавляйте потом - лишнее это. Я помню еще из НВП как надевать ОЗК и противогаз.
Сейчас из девчонок воспитывают военнослужащих похожих на мужчин.
Ага, потому что мальчики: научились красить себе чубчики, нокоточки и глазки подводить, кто бухает и ширяется, либо тля компьютерная, а еще эти - типа пацифисты. Слава богу еще остаются редкие экземпляры будущих - настоящих.
ОК. Обещаю накидаться до.)
Спасибо, Анатолий!
Саша, Дмитрий, Татьяна, Елена, спасибо!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
А у нас в классе военрук (полкан все его звали) отпускал девчонкам солёные шуточки, и хорошую оценку у него можно было получить двумя способами. Первый - это если отец военнослужащий, и в звании не ниже полковника, придёт в школу в парадной форме и при орденах, при всех поздоровается с полканом за руку и постоит у всех на виду в коридоре. Второй - прийти к нему в класс переписывать контрольную всё по тем же признакам ядерного взрыва или отравляющим веществам, обязательно надев прозрачную блузку, и пройдя мимо, потереться всеми выдающимися частями тела. У меня за школу серебряная медаль. Золотую не дали из-за четвёрки по НВП.))
Люди как реки (Лев Толстой)
Ну, к нашему хоть вовсе голой на урок приди, а ежели поражающих факторов не знаешь, положительной оценки не получишь. Как он говорил про одну мою одноклассницу: "У меня стрелять умеют все, даже ****. Я на нее два ведра патронов извёл, пока научил в "молоко" попадать. А теперь уже и в мишень иногда попадает".)
Спасибо, Инесса!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
+
http://www.newauthor.ru/users/khoroshkov-aleksej
Спасибо, Алексей!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Я с особой благодарностью вспоминаю мужчин учителей - ветеранов ВОВ. Пусть простят меня другие, но более порядочных людей я не встречала. В придачу выправка, надежность, доброта.
Правильный рассказ +
За кальсоны - +
Хороший рассказ. Ностальгирую...
С тех пор, как Гуттенберг изобрел печатный станок,
молодежь пошла не та.
Уткнутся в книгу - никакой духовности.
Никола Флавийский.
1444 г
Хороший рассказ
Хризантема
Жалко Вам было потереться что-ли? Наверное же было чем?
OLEG
Интересная тема, военные иной раз такое выдадут! Много историй таких - смешных и не очень. Недаром говорят: "кто в армии служил, тот в цирке не смеётся"
(+)
OLEG
Спасибо, Ирина! Так, в общем-то, и задумывался.
Вот, ей-богу из жизни, не анекдот.)
Олег, sunremo, спасибо!
Ирина, спасибо!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Интересно и трогательно написано... Тоже есть что вспомнить о своём юноармейском детстве.
Сарвар
Да, были у нас и НВП, и строевая, и "Зарница" в школе.
События не всегда подконтрольны нам. Но мы всегда можем контролировать свое понимание этих событий и свою реакцию на них. "Iuppiter iratus ergo nefas".
типа пацифисты) уж лучше ширяться, чем с автоматом бегать. или в танке гореть... конечно, настоящий мужчина обязательно должен сгореть в танке.
Сгореть в танке - достойно, хотя смерть от передоза, надо признать, куда приятнее.
Вообще же, разумеется не оружие делает мужчину мужчиной, а то как он себя поведёт, если придётся взять оружие.
Был такой старый советский фильм "Блокада". 4-х серийный, если не ошибаюсь. Стржельчик играет там пожилого архитектора, человека сугубо гражданского. Когда возникла необходимость он добровольно пошёл на фронт. Ополченцем. Он так и не научился держать в руках винтовку и поворачивался через правое плечо, но он был настоящим мужчиной. А вот его сын (молодой, здоровый, образованный, с хорошими манерами), оказавшись в критической ситуации, мог бы драться, и скорее всего погиб бы, но он струсил, бросил девушку (которую, кстати, изнасиловали) и выжил. Вот он - тля.
Спасибо за отзыв!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Денис, мой Вам низкий поклон за достойный ответ.
Замечательная история, Денис. Без морализаторства такая, простая и правильная. Хочется как-то спину выпрямить сразу.
PS: за достойный ответ - море уважения вам и особая благодарность.
Как грозовая туча, над вами грех.
За то, что вы язвительны и жгучи. И лучше всех. ©
Елена, Тина, спасибо!
Клавдий
"...А я и сам когда-то был самым главным королём. А теперь гоняю дым. Дым и пепел..."
"Крематорий"
Новый конкурс прозы.
http://www.newauthor.ru/forum/konkurs-prozy
Люди как реки (Лев Толстой)
Оказывается много нас здесь, поколение пепси я имею в виду. Из НВП помню только как автомат разбирать-собирать. Все остальные знания позже на военной кафедре получил, особенно пригодились как раз про ядерный взрыв; приборы ДП-5 и ВПХР; БОВ (АХОВ, СДЯВ) и т.д.